Важный и вежливый

В казахском городе Уральск завершено строительство бизнес-центра по проекту UNK project. Он сливается с небом и ведет равный диалог с исторической застройкой города.

Автор текста:
Анна Старостина

21 Марта 2016
mainImg

Мастерская:

UNK project

Проект:

Бизнес-центр «Жайкмунай»
Казахстан, Уральск

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Интерьеры: Николай Миловидов

2013 – 2016
Не слишком благоприятная экономическая ситуация заставила всех игроков рынка обратить внимание не только на знаковые и громкие объекты, но и на проекты, которые по своим параметрам могут показаться рядовыми – и между тем именно такие проекты составляют основу городской ткани. Утопический, казалось бы, вопрос: как сделать недорого, просто, но качественно, функционально и привлекательно, совершенно очевидно получает реальные и даже разнообразные ответы. Бюро UNK project предложило свой вариант решения для административных зданий в небольших удаленных городах, построив бизнес-центр «Жайкмунай» в Уральске.

Уральск расположен на границе России и Казахстана и при всей своей кажущейся скромности в прошлом известен как один из значимых центров казачества (именно здесь начиналось пугачевское восстание). А ко второй половине XIX века он стал уже крупным торговым центром. Собственно, невысокая (3, максимум 5 этажей) застройка до сих пор преобладает в центральной части города. Кроме того, здесь сохранились несколько купеческих домов из красного кирпича конца XIX века, и расположены они совсем недалеко от нового бизнес-центра.

Здание площадью чуть более 5 000 м2 изначально предназначалось для единственного арендатора: ТОО «Жаикмунай», дочерней фирмы нефтегазовой компании Nostrum Oil & Gas. Габариты и основные характеристики постройки были уже определены проектом местных архитекторов и даже согласованы. Но предложенные решения не отвечали требованиям продвинутого заказчика. Включившись в работу, архитекторы UNK project оказались в непростой ситуации: нужно было скорректировать проект, чтобы он соответствовал бизнес-центрам класса А, не меняя при этом утвержденных показателей и вписав его в довольно патриархальную застройку. «Согласованный объем был сильно завышен и напоминал неуклюжий, неуместный «чемодан», – говорит главный архитектор проекта Юлий Борисов. – Заставить его взаимодействовать с окружающей средой было только частью задачи, в конечном счёте хотелось задать действительно качественный уровень архитектуры, способный повлиять на дальнейшее развитие города. На всё это накладывалась удаленность объекта и отсутствие на месте проверенных рабочих рук, которые ограничивали нас в выборе материалов и технологий: всё должно было быть сделано максимально просто».

«Породнить» здание с окружающей застройкой решили при помощи хорошо знакомого ей материала – кирпича. Причем, несмотря на небольшой бюджет, экономить на основном средстве художественного воздействия не стали, выбрав голландский кирпич ручной формовки. «Уровень здания для меня во многом определяется не объемами и линиями, а тактильными ощущениями, – продолжает Юлий. – Мы внимательно изучили исторические здания Уральска, но не стали даже пытаться имитировать их кладку и детали отделки. Наш кирпич совсем другой, но он также обладает выраженной текстурой, индивидуальностью, теплом, если хотите. За счет этого и возникает необходимый диалог, поддержанный к тому же привычными деталями, такими как пилоны или характерная раскреповка фасада».
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
Справиться с выбивающимися из общей застройки и не слишком изящными габаритами здания помогли сразу несколько хитростей. Архитекторы выделили в своеобразную «мансарду» расположенный на самом верху VIP-этаж и технические помещения над ним. Благодаря её неожиданному закруглению объем здания усложнился и возникла даже открытая терраса на углу. Всю эту верхнюю часть «зашили» вертикальными ламелями из анодированного алюминия, способного с какой-то момент сливаться с небом, особенно когда оно – светло-серое; поэтому здание кажется ниже. Немаловажно, что и руководство компании получило необходимый уровень визуальной защиты от расположенных довольно близко окон соседних зданий.
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Александр Хохлачев
Основной объём бизнес-центра – пятиэтажный. Но окна второго и третьего, а также четвертого и пятого этажей объединены с помощью по два и на фасаде читается лишь три уровня. Кроме того архитекторы дополнительно раздробили протяженный объем, закрыв алюминиевыми ламелями центральную часть над входом и «укоротили» его, зашив теми же ламелями крайнюю часть стены (за ней расположены санузлы, так что решение еще и вполне функционально). Торцевая стена опять же полностью забрана ламелями – с этой точки здание вообще почти исчезает на фоне неба. Неожиданный изгиб внешней оболочки, за которым скрыт глухой фасад с пожарной лестницей, продолжает «маскировку» – от скучного, вытянутого, громоздкого параллелепипеда не остаётся и следа.
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
В довершение всего, открытый кирпич и алюминий не должны требовать от владельца и арендатора здания серьезных затрат на обслуживание даже в условиях непростого местного резко-континентального климата с перепадами температур, сильными ветрами, суровыми морозами зимой и невыносимой жарой летом. По убеждению Юлия Борисова эта особенность – также показатель уровня и качества проекта. «У нас хорошо умеют собраться и сделать смелый, яркий, громкий объект, но рядовой, спокойной и качественной застройки почти нет, – говорит он. – В то время как подобные «средние» проекты во всём мире составляют, наверное, 85% работы архитекторов. Особенно это актуально для небольших городов, в которых качественные, современные здания вообще практически отсутствуют. И не надо жаловаться на расстояния, отсутствие грамотных рук, материалов и инфраструктуры, всё это в конечном счёте сводится только к качеству проектирования и грамотному управлению. Продумав на подготовительном этапе все элементы, мы смогли реализовать проект фактически удаленно, делегировав на стройку лишь коллег из технического надзора. И это вполне нормальная рабочая ситуация. Думаю, экономический кризис хорошо «отрезвит» всех игроков рынка, собственно, это уже происходит».
 
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Максим Письменов
Бизнес-центр «Жайкмунай». Постройка, 2015. Фотография © Александр Хохлачев
Бизнес-центр «Жайкмунай». План 1 этажа. Постройка, 2015 © UNK Project
Бизнес-центр «Жайкмунай». План типового этажа. Постройка, 2015 © UNK Project


Мастерская:

UNK project

Проект:

Бизнес-центр «Жайкмунай»
Казахстан, Уральск

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Интерьеры: Николай Миловидов

2013 – 2016

21 Марта 2016

Автор текста:

Анна Старостина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.