Вера в дерево

Самое высокое в Великобритании коммерческое здание из клееной древесины построено в Лондоне для медиакомпании Sky по проекту бюро Arup Associates.

mainImg
Лавры самого высокого британского коммерческого здания из клееной древесины теперь принадлежат штаб-квартире телекоммуникационной корпорации Sky: на территории лондонского кампуса компании возведено 4-этажное строение по проекту Arup Associates. Романтически названное Believe in Better Building по текущему слогану компании «Верь в лучшее» (Believe in Better), оно должно было воплотить основные принципы одноименной образовательной кампании: просвещение, открытость, кооперацию, сотрудничество, вариативность, плюрализм, технологичность, заботу об окружающей среде. По мнению архитекторов, материалом, из которого было возможно создать в кратчайшие сроки соответствующее этим принципам пространство, могла стать только древесина.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Самый эффектный фасад, северный, с поднимающейся вдоль него лестницей, обращен к главной площади. По завершении реконструкции кампуса Sky эта площадь станет местом притяжения людей, пересечения их маршрутов от корпуса к корпусу и своеобразным «зрительным залом» перед «сценой» – этим остекленным фасадом, сквозь который просматривается устройство здания. Главная лестница соединяет все этажи: она не просто служит межуровневой связкой, но и визуально отражает открытость постройки вовне. Назначение лестницы – не «транзит» (за это ответственны более утилитарные лестнично-лифтовые узлы), а место средоточия жизни внутри и демонстрация ее пешеходам снаружи.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Разместить эту жизнь и реализовать задуманную многофункциональность здания с различными помещениями – от комнат для занятий со молодежью Sky Academy Careers Lab и аудиторий для профессиональных тренингов до офисного опен-спейса – позволяет модульная сетка деревянного каркаса. Многочисленные варианты конфигурации пространств формируются сдвижными перегородками, которые обеспечивают высокий уровень звукоизоляции, необходимый для компании, специализирующейся на мультимедийных технологиях.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

В интерьере максимально использованы открытые деревянные поверхности без облицовки: это стало возможным благодаря отсутствию необходимости в дополнительных слоях огнезащиты или звукоизоляции. В силу большой площади сечения несущих конструкций их предел огнестойкости составляет необходимые 60 минут, поэтому обработки, например, в виде штукатурного слоя, не требовалось. Двухслойная конструкция перекрытий, в которых пол и потолок разнесены по высоте, не только создает пространство для прокладки коммуникаций и электрооборудования, но и обеспечивает нужную степень звукоизоляции.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Несущий каркас состоит из клееных деревянных колонн (сетка 6 м х 8 м), клееных балок (по 8 м и 16 м), перекрестно-клееных стен лестнично-лифтовых шахт, перекрестно-клееных CLT-панелей перекрытия (длина 12 м) и перераспределяющей нагрузку стены-фермы на 4-м этаже, компенсирующей отсутствие колонн на срединной оси 3-го этажа: это большое безопорное пространство можно использовать как офисный опен-спейс или зал для массовых мероприятий.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Использование «двухпролетных» 12- и 16-метровых горизонтальных конструкций уменьшает прогиб, вибрацию, увеличивает жесткость структуры, ускоряет процесс возведения здания за счет уменьшения количества необходимых к подъему элементов и, следовательно, дает значительную экономию: по подсчетам проектировщиков, удобство строительства – один из важнейших элементов снижения затрат.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Так как Sky позиционирует себя как «углеродно-нейтральная» компания, то есть заявляет своей целью нулевой выброс СО2, а Arup Group, куда входит архитектурная мастерская Arup Associates, специализируется на «устойчивом» проектировании, неудивительно, что их сотрудничество и примененный в Believe in Better Building комплекс мер, привели здание к оценке «отлично» по шкале BREEAM. Кроме того, по завершении реконструкции кампуса объект будет подключен к существующей тригенерационной электростанции (CCHP – Combined Cooling, Heating and Power), производящей одновременно электричество, тепло и холод, что должно поднять объект до степени «выдающегося». По расчетам Arup, здание секвестрировало 1200 тонн диоксида углерода. Древесные отходы от производства его составляющих были использованы в когенерационных установках, обеспечивающих теплом и электроэнергией фабрику-производителя.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Чтобы избежать солнечного перегрева и при этом максимально использовать естественное освещение, почти полностью остеклен только северный фасад, освещающий пространство главной лестницы и прилегающие к ней помещений, тогда как в остальную часть строения свет проникает через высокие, но узкие окна.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

70% здания облицовано 2-этажными деревянными кассетами теплопроводностью 0,2 Вт/м²·K, что снижает потерю тепловой энергии с квадратного метра до 3,58 кВт⋅ч в год: это на 76% меньше стандарта «Пассивного дома» в 15 кВт⋅ч/м2.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

В здании использовано смешанная естественная и механическая вентиляция с использованием воздушных тепловых насосов и тепловых рекуператоров, летом работает адиабатическое охлаждение воздуха в воздухообрабатывающей установке. Фотовольтаическая система на крыше при подсоединении к тригенерационной электростанции кампуса должна снизить выброс CO2 до 40%.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy

Потребление питьевой воды для технических нужд сокращено на 62,89% от базового значения по шкале BREEAM для новых сооружений благодаря системе Flowstow, разработанной Arup. Дождевая вода, собранная в коллекторах на крыше, спускается в баки в санузлах, а затем подается через фильтр непосредственно по требованию: сила земного тяготения делает ненужной насосную станцию, что высвобождает полезную площадь и снижает нагрузку на электросеть.
 
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy



Разработка проекта здания общей площадью 3850 м² заняла восемь недель, подготовка рабочей документации – четыре: таким образом, уже через три месяца с начала проектирования стартовали строительные работы. По словам авторов проекта, такая скорость стала возможной благодаря тесному взаимодействию команды архитекторов, инженеров, заказчика и строителей, в том числе – за счет использования BIM-технологий. От первых эскизов до возможных проблем при реализации, от вопросов снижения логистических издержек до подсчетов объема выброса углекислого газа – все обсуждалось и пересматривалось совместно на актуальной 3D-модели. В результате союза BIM-проектирования и технологии деревянного строительства, которая предполагает обработку древесных материалов исключительно в заводских условиях и сводит работы на стройплощадке к сборке «конструктора», строительство завершилось на месяц раньше запланированного срока, и компания Sky отмечала свое 25-летие уже в новом здании.

Стоимость строительства составила £25 млн.
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Simon Kennedy
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
zooming
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Declan O’Carroll / Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Declan O’Carroll / Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Declan O’Carroll / Arup Associates
Здание медиакомпании Sky – Sky Believe in Better Building © Declan O’Carroll / Arup Associates

18 Января 2016

Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Спасительное гнездо
Словацкое бюро Archekta за один день возвело на территории госпиталя AZ Zeno в Бельгии центр помощи онкобольным. Архитекторам удалось реализовать нейробиологический подход к формированию среды.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Дом-гнездо
Шведский производитель спортивных электрокаров Polestar реализовал «концептуальную» модель домика на дереве, которая может сделать отдых на природе более экологичным.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.