Победители «Арх Москвы»

В субботу, 24 мая, в ЦДХ были подведены итоги выставки «Арх Москва 2014». Дипломы получили лучшие экспозиции и проекты; также названо имя архитектора (следующего) года.

mainImg
Церемония награждения проходила на свежем воздухе, во внутреннем дворе ЦДХ, откуда открываются виды на фонтаны реконструированной Крымской набережной. Здесь собрались лучшие, по мнению жюри, кураторы проектов, художники экспозиций, архитекторы и дизайнеры. В неформальной обстановке, за бокалом шампанского, гости бурными овациями встречали героев девятнадцатой международной архитектурной выставки «Арх Москва» и проходящей параллельно с ней четвертой московской биеннале архитектуры.
zooming

Архитектором года'2014 назван Александр Скокан
Раис Баишев получает награду Александра Скокана, названного архитектором года. Фотография Аллы Павликовой

Главным событием награждения стало объявление имени архитектора года. Этого почетного звания в 2014 году удостоился руководитель уже ставшего легендарным российского архитектурного бюро «Остоженка», Александр Скокан. Барт Голдхоорн, поднявшийся на сцену для вручения почетного диплома, отметил, что данная номинация не связана напрямую с выставкой, но обусловлена совокупностью заслуг архитектора, отличившегося в течение всего года. Хотя, надо сказать, что «Остоженка» на выставке была представлена достаточно ярко. Продемонстрированные проекты бюро, выделяющиеся на фоне современного жилого строительства в нашей стране, не оставили жюри «Арх Москвы» иного выбора. Барт Голдхоорн так прокомментировал решение жюри: «Остоженка» – эта та компания, которая в продолжение долгих лет создает очень качественную архитектуру, имеющую к тому же социальную направленность. Александр Скокан – архитектор с огромным опытом в области жилищного строительства, он делает такие проекты, в реализацию которых в нынешних российских условиях вообще невозможно поверить – настолько они инновационны».

Сам Александр Скокан не смог лично присутствовать на награждении. Награду за него получал Раис Баишев, один из авторов жилого комплекса «Акварели», представленного в ЦДХ на экспозиции «Кварталы».
Илья Мукосей и Елена Гонсалес. Фотография Аллы Павликовой

В номинации «Лучшие проекты Биеннале» отличились сразу девять экспозиций. Особо был отмечен проект «Конкурсы», представивший весь срез архитектурных конкурсов, проводившихся в последнее время в нашей стране. Эта экспозиция была подготовлена при активной поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, для которого развитие конкурсной практики в последние годы стало одной из генеральных линий. Куратором проекта выступила Елена Гонсалес, а интересный дизайн экспозиции с ярко-красными и зелеными информационными плакатами в виде длинных лент свисающих с потолка, заставляющий посетителей выставки останавливаться у ярких стендов, придумал Илья Мукосей. По его идее часть информации напечатали на картонных параллелепипедах: для того, чтобы прочесть и рассмотреть все, что на них написано, зрителям требовалось крутить эти объемы в руках, переворачивать и передвигать, – таким образом экспозиция стала до некоторой степени интерактивной. И хотя кубики получились тяжеловаты, многие (хотя и не все) посетители не ленились их поднимать, вникая в подробности конкурсной политики. 
Проект «Конкурсы» на Арх Москве 2014 (куратор Елена Гонсалес, дизайнер Илья Мукосей). Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы». Переворачивать и рассматривать картонные параллелепипеды придумал дизайнер выставки Илья Мукосей. Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы», стенд (еще не объявленного) ряда конкурсов, посвященных переосмыслению береговых зон Москвы-реки. Фотография Юлии Тарабариной
Проект «Конкурсы», стенд конкурса «Русский характер» (компания Мортон, куратор конкурса и дизайнер экспозиции Илья Мукосей, графический дизайн стенда Александр Закс). Фотография Юлии Тарабариной

Также члены жюри не обошли стороной центральную кураторскую экспозицию Барта Голдхоорна под названием «Кварталы. Российский опыт».
Экспозиция «Кварталы. Российский опыт» (куратор Барт Голдхоорн). Фотография Юлии Тарабариной
Куратор проекта «Кварталы. Российский опыт» Барт Голдхоорн". Фоотография Аллы Павликовой

Барт Голдхоорн выбегал на сцену с победно поднятыми вверх руками, однако в своей речи скромно отметил, что награда должна присуждаться всем кураторам и участникам выставки, без которых невозможно было бы само ее проведение.
Куратор конкурса «АрхиГрафика» Екатерина Шалина и архитектор экспозиции Рубен Аракелян. Фотография Аллы Павликовой

Получила признание и экспозиция международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», группа группы сайтов 360.ru, представившая лучшие работы своих конкурсантов.
Архиграфика, выставка архитектурной графики (куратор Екатерина Шалина, дизайн экспозиции Рубен Аракелян) Фотография Юлии Тарабариной

Екатерина Шалина призналась, что это был ее первый опыт в качестве куратора выставки и поблагодарила за поддержку Елену Петухову (бюро SPEECH:, "Фонд Сергея Чобана – Музей архитектурного рисунка", СМА) и победителя конкурса Рубена Аракеляна, который, собственно, и оформил экспозицию. Конкурс «АрхиГрафика» возвращает к истокам архитектурного образования – рукотворному архитектурному рисунку, поэтому, без сомнения, выставка получилась одной из самых красивых и поэтических на Арх Москве. Екатерина Шалина напомнила также, что уже с середины июня стартует новый конкурс, и все желающие приглашаются к активному участию.
Людмила Малкис. Фотография Аллы Павликовой

Еще одним ярким событием нынешней «Арх Москвы» стала экспозиция «Двор архитектора». Награды за  остроумное воплощение проекта, призванного привлечь внимание общественности к проблеме обустройства российского двора получил весь многочисленный состав участников проекта – это и архитекторы небезысвестного бюро megabudka, и большой коллектив Archipeople во главе с Людмилой Малкис, отметившей, что «Арх Москва» – это только старт «Двора архитектора». В ближайшем будущем планируется устроить целый гастрольный тур по городам России.
Конкурс Двор архитектора во дворе ЦДХ (часть проекта GardenФест): коробки с отверстием, через которое можно увидеть проект благоустройства двора внутри. Фотография Юлии Тарабариной
Конкурс Двор архитектора во дворе ЦДХ (часть проекта GardenФест): коробки с отверстием, через которое можно увидеть проект благоустройства двора внутри. Фотография Юлии Тарабариной
Награждение экспозиции Nordic Block. Фотография Аллы Павликовой

Лучшими были названы и проекты «Свобода в рамках. Самарский опыт», подготовленный коллективом «Местные планировщики» и учебной мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной, исследовательский проект Тамары Мурадовой «Усачевка. Один день из жизни конструктивистского квартала», а также проект Nordic Block, рассматривающий так называемую «северную» модель городского квартала на примере застройки в странах Балтии и Скандинавии. Подготовкой этой выставки занимался журнал «Проект Балтия», а детали дизайна экспозиции разработала команда молодых архитекторов из Санкт-Петербурга Rhizome group.
Евгений Асс получает награду за экспозицию «МАРШ пешеходов». Фотография Аллы Павликовой

Проект «МАРШ пешеходов», подготовленный архитектурной школой «МАРШ» и призванный осмыслить пространство центральных районов Москвы с позиции пешехода, также получил диплом в номинации «Лучшие проекты Биеннале», как и коллективная экспозиция на тему спасения Шуховской Башни. Эта выставка продемонстрировала серию агитационных плакатов, призывающих общественность не остаться равнодушной к судьбе уникальных памятников авангарда.
Никита и Андрей Асадовы получают диплом за экспозицию «Тающий Авангард». Фотография Аллы Павликовой
Инсталляция «Тающая башня» Андрея и Никиты Асадовых плавилась в течение первого дня работы выставки, символизируя то, как башня сейчас исчезает почти буквально на глазах; на второй день от башни осталась только вода. Фотография Юлии Тарабариной

Проект носит название «Тающий Авангард». Как пояснил один из инициаторов и организаторов акции Андрей Асадов, основной целью данного проекта было привлечение внимания к вопросу сохранения русского авангарда, над многими из которых сегодня нависла реальная угроза уничтожения. «Арх Москва» не станет единственной площадкой для дискуссии на данную тему. Участники проекта и в дальнейшем намерены активно продвигать идеи «Тающего Авангарда».
АБ «Новое». Фотография Аллы Павликовой

В номинации «Лучшая экспозиция в разделе Архитектура» Диплом 1-ой степени получили дебютанты «Арх Москвы» архитектурное бюро «Новое», обойдя получившую второе место Арт-Группу «Камень». В прошлом году одна из участниц бюро, Анастасия Грицкова, стала победителем премии «Авангард», представив эффектный проект клуба в Подольске под названием «Обелиск». Новая награда Арх Москвы не заставила себя долго ждать – красивый белоснежный макет с застывшими на нем черными фигурками людей, позволяющий вспомнить о памятниках русского конструктивизма, был оценен по достоинству. Диплом третьей степени в этой номинации достался компании AMG-Проект.
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом I степени. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом I степени. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом II степени. АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом II степени. АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ». Фотография Юлии Тарабариной
Лучшая экспозиция в разделе Архитектура. Диплом III степени. AMG-ПРОЕКТ. Фотография Юлии Тарабариной

Лучшим специальным проектом в области дизайна стала экспозиция «Шарлотт Перриан – пионер модернизма. От авангардного дизайна до фотографии». Куратором экспозиции выступила Ирина Шутько, а организатором – ARCHISTUDIO.
Экспозиция Шарлотт Периан – пионер модернизма (ARCHISTUDIO, куратор Ирина Шутько). Фотография Юлии Тарабариной

В разделе «Экстерьерные и Интерьерные решения» главная награда досталась компании ОртОст-фасад, дизайн экспозиции которой разработала проектная группа «Поле-Дизайн» и лично Владимир Кузьмин.
Стенд компании ОртОст Фасад (авторы Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, Поле-Дизайн). Фотография Юлии Тарабариной

В разделе «Свет в архитектуре» главную награду получила экспозиция, представленная компанией Центрсвет.
I место в номинации Свет: стенд компании Центр свет. Фотография Юлии Тарабариной
Экспозиция Court Yard (часть проекта GardenФест): подборка примеров современного благоустройства и озеленения в Нидерландах. Фотография Юлии Тарабариной
Герхард Хаузер. Вторая премия конкурса «Дом для жизни в балансе с природой». Фотография Аллы Павликовой

Кроме того, в ходе церемонии были вручены призы победителям ежегодного конкурса «Дом для жизни в балансе с природой», организованный компанией Rockwool. На этот раз члены жюри конкурса во главе с Александром Ремизовым из-за отсутствия явного лидера не смогли выбрать одного победителя и в итоге решили вручить две вторых премии. Одну из них получил Герхард Хаузер, архитектор из Австрии, прилетевший на церемонию прямо из Инсбрука. На конкурс он представил проект пассивного дома, отличающийся продуманностью деталей, а кроме того, подкупающий своей реализуемостью – в том числе, в российских условиях.
Даниил Слот и Анна Стадухина. Вторая премия конкурса «Дом для жизни в балансе с природой». Фотография Аллы Павликовой

Второй проект, также удостоившийся награды в 300 тысяч рублей, был разработан Даниилом Слотом и Анной Стадухиной. Вручая приз Александр Ремизов отметил, что этот проект долгое время был главным претендентом на первое место, поскольку помимо вопросов энергосбережения, авторы продемонстрировали максимально бережное отношение к истории. В данном проекте руины здания предлагается не снести, а включить в общее архитектурное решение. А вот по итогам зрительского голосования лучшим в конкурсе стал проект Алексея Ананьева «Батарейка». Автор получил награду в размере 250 тысяч рублей.

Ниже публикуем полный список победителей 19 международной выставки «Арх Москва»:

Жюри:
Анатолий Белов, и.о. Главного редактора журнала «Проект Россия»
Василий Бычков, Председатель оргкомитета Биеннале
Алексей Дорожкин, Главный редактор журнала Elle Decoration  
Николай Малинин, Архитектурный критик
Наталья Тимашева, Главный редактор журнала Интерьер+Дизайн
Виктор Хречко, Руководитель портала Archi.ru
Алексей Щукин, Специальный корреспондент журнала «Эксперт»

НОМИНАЦИЯ: Архитектор Года

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ СКОКАН
Архитектурное бюро «ОСТОЖЕНКА»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Проект «КОНКУРСЫ»
При поддержке
Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Куратор: Елена Гонсалес
Дизайнер экспозиции: Илья Мукосей  

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Проект «КВАРТАЛЫ. Российский опыт»
Куратор: Барт Голдхоорн

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Экспозиция Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Выставка лучших работ.
Куратор: Екатерина Шалина

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «ДВОР АРХИТЕКТОРА»
Кураторы: Артем Укропов, Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад / megabudka, Людмила Малкис / ARCHiPEOPLE
Генеральный Партнер: ФСК «ЛИДЕР»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «СВОБОДА В РАМКАХ». САМАРСКИЙ ОПЫТ
Коллектив: МЕСТНЫЕ ПЛАНИРОВЩИКИ
Учебная мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ NORDIC BLOCK
«северная» модель городского квартала
ЖУРНАЛ «ПРОЕКТ БАЛТИЯ»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ «МАРШ ПЕШЕХОДОВ»
АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА «МАРШ»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

Коллективная экспозиция:    
Шаболовский Культурный Кластер
Выставка плакатов на тему спасения Шуховской Башни
Объект «Тающий Авангард»

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро Асадова
MADETOGETHER
НЛО проектное бюро
Инициативная группа «Шаболовка»

НОМИНАЦИЯ: Лучшие проекты Биеннале

ПРОЕКТ: «УСАЧЕВКА. Один день из жизни конструктивистского квартала» Исследовательский проект Тамары Мурадовой

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Архитектура

Диплом I степени
АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «НОВОЕ»

Диплом II степени
АРТ-ГРУППА «КАМЕНЬ»

Диплом III степени
AMG-ПРОЕКТ

НОМИНАЦИЯ: Лучший специальный проект в области дизайна

Экспозиция «ШАРЛОТТ ПЕРРИАН – ПИОНЕР МОДЕРНИЗМА.
От авангардного дизайна до фотографии»
Организатор: ARCHISTUDIO
Куратор: Ирина Шутько
Партнер: ALTAGAMMA

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Экстерьерные и Интерьерные решения

Диплом I степени   
Компания ОРТОСТ-ФАСАД
Дизайн экспозиции: Проектная группа «Поле-Дизайн»

Диплом II степени
Компания  KOVЁR BURO

Диплом II степени
Компания ТЕРМОДРЕФФ

Диплом III степени
Компания  APPIANI
Дизайнер экспозиции: Мария-Антония Церетели

НОМИНАЦИЯ: Лучшая экспозиция в разделе Свет в архитектуре

Диплом I степени
Компания ЦЕНТРСВЕТ

Диплом II степени
Компания NOVALUX

Диплом III степени
Компания АРТЛАЙТ

Поставщики, технологии

26 Мая 2014

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Пресса: Громкие конкурсы прошлого
Одной из главных тем прошедшей 21-25 мая 4-й Архитектурной Биеннале и XIX Международной выставки «АРХ Москва» стали конкурсы, а одноименный спецпроект – одним из центральных, недаром названным «Лучшим проектом Биеннале». Экспозиция Москомархитектуры в его рамках позволила проследить историю архитектурных состязаний вглубь веков, наглядно доказав, что человечество с успехом использует этот метод выбора наиболее качественных архитектурных решений на протяжении многих столетий.
Пресса: В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ...
В столице открылась 19-ая международная выставка «АРХ Москва». Она проходит параллельно с 4-й Московской биеннале архитектуры. Архитекторы не могут не видеть отчуждённости людей друг от друга в современном обществе. Её симптомы – это уход в Интернет, потеря реальных связей, способности к сочувствию. Уклад жизни современных мегаполисов только усугубляет эту проблему. Участники нынешней «АРХ Москвы» заняты как раз пересмотром концепций городской застройки.
Пресса: Конкурсная основа и квартальный принцип
В ЦДХ открылись 4-я по счету Московская Биеннале архитектуры и XIX Международная выставка «АРХ Москва». В этом году они показывают практическую реализацию принципов новой градостроительной доктрины столицы – квартальный город и конкурсную архитектурную практику.
Пресса: Елена Гонсалес: конкурсы импонируют мне как вид исследования
Архитектурный критик и куратор Елена Гонсалес – в числе главных лиц Московской биеннале архитектуры. В этом году под ее руководством готовился раздел «Конкурсы», ставший одним из центральных проектов выставки. Накануне открытия Елена Гонсалес рассказала порталу Архсовета Москвы о том, что мы увидим в ЦДХ на этой неделе.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.