Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».

Мария Трошина

Автор текста:
Мария Трошина

30 Мая 2019
Технологии Партнерский материал
mainImg
Компaния:
представительство компании ОртОст-Фасад на Архи.ру
Контакты:
Юридический адрес:
109044, г. Москва, ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Почтовый адрес:
109044, г. Москва, ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Телефон: 8 (499) 195-02-18 

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД
Театральный дом. Реконструированный фасад дома на Поварской
©ОРТОСТ-ФАСАД

Комплекс «Театральный дом», объединивший сразу три разрозненных домовладения в единое целое, по-своему уникален : он включает в себя исторические и вновь возведенные постройки. Согласно замыслу архитекторов мастерской Павла Андреева ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина», привычные москвичам фасады доходных домов с их сдержанной архитектурой неоклассики, выходящие на Поварскую, Мерзляковский и Хлебный переулки сохраняются, а новые корпуса, помещенные внутрь квартала, получают яркие одеяния в стиле модерн, более соответствующие статусу элитного комплекса. Все разновременные постройки – а всего комплекс состоит из восьми секций, объединены общим подземным паркингом.
Театральный дом. Реконструированный фасад дома на Поварской. Деталь
©ОРТОСТ-ФАСАД

Название нового квартала – дань памяти непродолжительной, но яркой странице театральной жизни Москвы. Дело в том, что на углу Поварской и Мерзляковского переулка располагался знаменитый дом Гирша, и именно в нем и находился театр Немчинова, вошедший в историю театра благодаря тому, что в 1905 году Константин Сергеевич Станиславский открыл здесь свою экспериментальную студию. Ротонда дома Гирша, отмечавшая пересечение двух улиц, была снесена еще в советское время.

Театральный дом. Деталь фасада с керамическим панно
©ОРТОСТ-ФАСАД

Но в названии дома – «Театральный» скрыт и еще один смысл: исторические фасады в сдержанной неоклассике своего рода кулисы, выступающие как обрамление для другого не менее популярного московского стиля – модерн, выбранного архитекторами для подчеркивания индивидуальности комплекса, расположенного в одном из старейших районов Москвы. Мозаичные панно, лепной декор, декоративные наличники – все детали убранства, свойственные стилю, получившему в разных странах свое собственное название – либерти, югендстиль, ар-нуво – наполняют внутреннее пространство двора и являются в свою очередь фоном для московских видов, открывающихся из окон комплекса.

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД.

Историзм в новых и традиционных материалах

Одной из задач проекта стало восстановление исторических фасадов, являющихся частью привычной городской среды и создание облика новой части комплекса.

Все три корпуса доходных домов, обрамляющие квартал, тяготеют к простым рациональным архитектурным формам и являются тем, что мы привыкли называть средовой архитектурой.

Корпус доходного дома, выходящий на Поварскую улицу, и когда-то вплотную примыкавший зданию с ротондой, был построен по проекту архитектора Николая Струкова в конце XIX века и как большинство доходных домов того времени, имел сдержанные фасады в стиле русского классицизма с элементами модерна. В этом здании в ходе реконструкции полностью восстановили исторический фасад, карнизы и декоративные элементы, произвели вычинку кирпичной кладки. Также были восстановлены и фасады двух корпусов доходных домов конца XIX века по Мерзляковскому переулку – один по проекту Виктора Гартмана, а другой – того же архитектора Николая Струкова, что и построил здание на Поварской.

Театральный дом. Деталь фасада
©ОРТОСТ-ФАСАД

В реставрации этих корпусов (которой занималась группа архитекторов-реставраторов под руководством Бориса Савина) преимущественно использовались традиционные материалы, но из стеклофибробетона выполнены классические ордерные элементы – пилястры с пышными капителями, обрамление окон с сандриками – этот материал незаменим в реставрации и часто используется для восстановления белокаменного декора, т.к. натуральный камень быстро разрушается, особенно в условиях мегаполиса.

В отделке новых зданий также применены и современные, такие как стеклофибробетон, и традиционные, такие как натуральный камень и керамическая плитка.

Театральный дом. Деталь фасада
©ОРТОСТ-ФАСАД

За непростую задачу создания архитектурного убранства квартала взялась компания «ОРТОСТ-ФАСАД», уже известная нестандартным решением фасадных деталей для жилого квартала «ЗИЛАРТ»  и «Садовых кварталов».

Первоначально скульптурную декорацию - наличники окон, пилястры, скульптурные панно – хотели делать из гипса, но затем предпочтение было отдано стеклофибробетону – материалу легкому и прочному, с успехом заменяющего сегодня камень и, кстати, часто использующегося не только в строительстве, но и в реконструкции и реставрации.
Кстати, скульптурные панно с лилиями, расположенные между окнами, крепили непосредственно на утеплитель. Это стало еще одним «ноу-хау» компании.

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД

Театральный дом.
©ОРТОСТ-ФАСАД

Номенклатура архитектурных деталей, выполненных «ОРТОСТ-ФАСАД» для «Театрального дома», чрезвычайно широка, ведь каждый из корпусов комплекса обладает собственной индивидуальностью. В начале XX века в период расцвета модерна все формы создавались вручную, сейчас же с этой задачей справляются цифровые технологии: станки с ЧПУ создают из пенополистирола формы для отливки.

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД

Крупноформатные панели, такие как резные экраны лестничных холлов, были изготовлены на собственном производстве компании в Одинцово и Переяславль-Залесском. В Одинцово, помимо цехов, где льют формы, расположены мастерские «ОРТОСТ-ФАСАД», которые специализируются на производстве художественных изделий. Имея в своем составе специалистов разного профиля – от художников до конструкторов, компания способна довести художественный замысел архитекторов до совершенства, чтобы уже исполненные детали отличались точностью и совершенством отделки, а монтажные узлы были деликатно спрятаны.
Театральный дом. Деталь фасада с экранной решеткой
©ОРТОСТ-ФАСАД

Театральный дом. Деталь фасада. Карниз из стеклофибробетона расписан вручную
©ОРТОСТ-ФАСАД

Цветущие сады

Одним из самых нарядных элементов фасадов стали панно, созданные по авторским рисункам архитектора Павла Андреева. Эти фризы с растительными и цветочными мотивами, характерными для стиля модерн конца XIX – начала XX веков, не один из которых не повторяется, изготовлены традиционным способом из керамической глазурованной плитки. Общая площадь художественных панно составляет 690 кв. м., и основной проблемой стал их монтаж на вентилируемые фасады.

Специалисты компании «ОРТОСТ-ФАСАД» предложили интегрировать панно в тонкую и легкую панель из стеклофибробетона, и закрепить их на стене на металлическом каркасе-подсистеме. Таким же способом крепилась и клинкерная плитка «кабанчик», облицовывающая обширные плоскости фасадов.

Театральный дом. Деталь фасада
©ОРТОСТ-ФАСАД

Органика модерна

Одной из отличительных черт модерна как стиля является органическая сплавленность архитектуры и скульптуры. Текучие, оплавляющиеся формы широко используются и в «Театральном доме», например, в выполненных из стеклофибробетона разнообразных карнизах, некоторые из которых украшены лепным декором. 

Свойства стеклофибробетона, такие как пластичность, как нельзя лучше подходят для подобных криволинейных деталей – для исполнения их в камне понадобилось бы немало времени, а выполненные из гипса, они не отличались бы долговечностью.

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД

Модерн любит цвет – карнизы одного из корпусов и вставки с растительным орнаментом окрашивались вручную на производстве, а затем уже транспортировались к месту монтажа. Кстати, компания разрабатывает упаковку для каждой детали, т.к. уникальные изделия требуют индивидуального подхода и вопрос их доставки от места изготовления до стройплощадки входит в общую технологическую цепочку.

Театральный дом
©ОРТОСТ-ФАСАД

Резные экраны лифтовых холлов составлены из крупноформатных панелей и с обеих сторон имеют гладкую поверхность (традиционно стеклофибробетон обрабатывается с одной стороны, а внутренняя поверхность остается шероховатой).

Театральный дом. Деталь фасада
©ОРТОСТ-ФАСАД

Разнообразие деталей и мест их установки потребовало разработки подсистемы. Помимо проектирования, изготовления и монтажа элементов фасадов из стеклофибробетона для комплекса «ОРТОСТ-ФАСАД» также осуществляла монтаж утеплителя и керамогранита. Работая “под ключ” и имея возможность контролировать все этапы создания фасадного убранства компания продемонстрировала высочайшее качество работы. Разнообразие деталей, изготовленных для “Театрального дома”и технологические решения, предложенные компанией в этом объекте, свидетельствуют о высоком профессионализме специалистов «ОРТОСТ-ФАСАД» и практически неограниченных возможностях стеклофибробетона для воплощения индивидуального и яркого образа зданий, причем не только в современном стиле, но и в историческом. 

Театральный дом.
©ОРТОСТ-ФАСАД
Театральный дом. Вид на внутренний двор
©ОРТОСТ-ФАСАД

Поставщики, технологии

30 Мая 2019

Мария Трошина

Автор текста:

Мария Трошина
ОртОст-Фасад: другие статьи и новости
Фасад на гарантии
Компания ООО «ОРТОСТ-ФАСАД» провела комплексные работы по гарантийному обслуживанию «Театрального» дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Поварская, дом 8/1 к. 1.
Навесные фасады небесных садов
Компания ООО «ОРТОСТ ФАСАД» приступила к началу работ по проектированию, производству и монтажу навесных вентилируемых фасадов корпусов №2 и №5 ЖК “West Garden”.
Универсальная несущая система для фасада любой сложности
Для монтажа СФБ-облицовки из элементов сложной формы Главного храма Вооруженных сил РФ специалисты компании «ОртОст-Фасад» разработали необычную несущую подсистему с большими перспективами применения.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Победители «Арх Москвы»
В субботу, 24 мая, в ЦДХ были подведены итоги выставки «Арх Москва 2014». Дипломы получили лучшие экспозиции и проекты; также названо имя архитектора (следующего) года.
Стеклофибробетон – надежный материал с большим художественным...
Легкий, прочный и разнообразный отделочный материал, с успехом заменяющий камень, стеклофибробетон все более популярен среди приверженцев как модернистской архитектуре, так классической архитектуры.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.