История первой модернистской церкви в Британии

Англиканская церковь Боу Коммонс в Лондоне.

mainImg
Мы привыкли считать Англию и, в частности, Лондон одним из мировых центров передовых технологий и современной архитектуры, сценой культурных экспериментов, и кажется, что консервативность и следование традициям уже давно не являются «брендом» британцев. Сегодня трудно представить, что когда-то эта страна была последней во всем христианском мире (не считая восточнохристианских стран), которая приняла возможность модернизации культовой архитектуры и богослужения. А ведь это факт! Церковь Св. Павла в лондонском районе Боу Коммон (церковь Боу Коммон), первая модернистская церковь в Великобритании, была построена только в 1960 году, когда в Америке и континентальной Европе давно уже имелись многочисленные примеры церковных зданий, построенных в русле модернизма: в Америке Ф.Л. Райт строил церкви вне традиционной стилистике еще в начале XX века (здание Унитарианской церкви, 1904 г.), а в Германии Доминикус Бём разрабатывал проекты экспрессионистских церквей еще с начала 1920-х.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGDgA
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон была построена под влиянием идей Литургического движения, которое выступало за реформу процесса богослужения; в итоге, участие прихожан в церковной службе стало более непосредственным и доступным для них, напоминая об изначальной сути совместного богослужения вокруг таинства Евхаристии – Святого Причастия. До этого момента не только Божественная литургия, но и организация внутреннего пространства церкви строго отделяли духовенство от мирян, привилегированные слои общества – от простых прихожан. Литургия была театрализованным действом, исполнялась на латыни и, в основном, священнослужителями, а верующие могли лишь вторить им в определенных местах. В пространственном смысле церкви имели базиликальную, вытянутую структуру, в одном конце которой располагались верующие, на другом – в хоре – исполняли литургию священники, а алтарь, вокруг которого проходил весь процесс службы, помещался в самой глубине хора.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
В этой ситуации Литургическое движение хотело вернуть церковь к ее истокам – простоте и непосредственности, а в первую очередь – к участию верующих в богослужении. Но для таких идеологических и функциональных реформ одного замысла было недостаточно. Прежде всего, для их реализации нужно было выработать адекватное архитектурное устройство церкви и способ организации ее внутреннего пространства. Но «изобретать велосипед» не было необходимости: вернув богослужение к раннехристианским принципам, Литургическое движение обратило взгляд архитекторов к типологии самых древних христианских построек – к центрическим и центрально-купольным сооружениям, причем на тот момент эта традиция хорошо сохранилась разве что в странах Восточного христианства. Именно такое устройство и выбрали для церкви Боу Коммон ее архитекторы Кит Мюррэй (Keith Murray) и Роберт Магуайр (Robert Maguire).

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Мюррэй и Магуайр были очень молоды, когда начали работу над этим проектом, и у них не было опыта реализации культовой постройки. Однако совсем новичками они не были. Mагуайр до этого провалил сдачу проекта церкви в школе Архитектурной Ассоциации, так как он был не достаточно традиционен, и там было по-новому организовано движение священнослужителей и паствы во время службы. Мюррэй же работал в лидирующей в то время мастерской по проектированию церквей. А пригласил их в проект викарий церкви Боу Коммон отец Грешам Киркби (Gresham Kirkby), который был радикальным социалистом и сам следовал идеям Литургического движения. Киркби был уникальной личностью: «анархист-коммунист» (по собственному определению), он даже сидел в тюрьме за участие в Кампании за ядерное разоружение и привнес новшества в «Литургию часов» еще за десять лет до их официального принятия Ватиканом, обосновав это тем, что «Рим еще успеет нагнать нас». Несмотря на то, что он был англиканским священником, он проводил богослужение в Боу Коммон по римскому обряду. Мюррэй, Магуайр и Киркби – значительные и неоднозначные личности, объединение которых и сделало возможным этот проект.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Мюррэй и Магуайр начали проектирование церкви с вопроса: «Каким должно быть богослужение в 2000 году, и какое здание мы должны построить, чтобы оно отвечало этим требованиям?» Соединив три основные задачи – непосредственное вовлечение прихожан в процесс богослужения, Святое Причастие, а значит алтарь, как суть и центр таинства, и «гибкость» пространства, подходящего для разных функций – архитекторы воплотили их в центрально-купольной структуре, что является не только пространственной, но, в данной трактовке, и объемной репликой раннехристианских церквей.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Снаружи над основным кубическим объемом церкви парит стеклянный купол с веерообразным завершением, а по внешнему периметру здание окружено низкой галереей. Такое трехчастное строение визуально напоминает восточнохристианские центрально-купольные церкви, где, впрочем, эта трехчастность имеет другую структурную логику (основной объем церкви – зона тромпов или парусов над ним – купол). Внутри церковь Боу Коммон представляет собой единое кубическое пространство с алтарем в центре, окаймленное низкой галереей по периметру. Его центральную часть освещает сверху стеклянный купол, в то время, как галереи остаются в таинственном полумраке. Магуайр назвал такую структуру церкви «всеохватывающей», имея в виду, что в каком бы углу ни стоял зритель, он все ровно чувствует себя вовлеченным в богослужение у алтаря. Таким образом архитекторы воспроизвели основную архитектурную идею раннего христианства – единое центрическое пространство, собранное вокруг скромного алтаря  и увенчанное куполом – но выразили ее с помощью языка современной архитектуры. Они использовали для кладки стен «промышленный» красный кирпич, а в интерьере пол вымощен бетонными плитками, которые обычно используются для тротуаров. Используя недорогие, простые, повседневные материалы архитекторы хотели акцентировать «будничность» и доступность церкви, стирая различия между обыденным миром снаружи и духовным, религиозным миром внутри.    

Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Такая структура единого, цельного пространства соответствует требованиям не только равного участия всех верующих в литургии, но и «гибкости» пространства, подходящего для разных, в том числе и новых, функций. В этом смысле интересны слова отца Дункана Росса, бывшего викария церкви: «Я не очень задумываюсь, что можно делать в церкви. Пространство само диктует, какие мероприятия можно там организовать». Кажется, что церковь Боу Коммон готова принять любое мероприятие: тут проводятся не только англиканские богослужения: по четвергам здесь собираются пятидесятники, они трансформируют зону алтаря согласно требованиям своей религии и чувствуют себя «как дома». Кроме религиозных мероприятий, здесь проводятся встречи прихожан, совместные трапезы, концерты. Церковь много раз предоставляла свое пространство для проведения разных выставок и даже служила целую неделю убежищем для пятидесяти вьетнамских пилигримов. В 1998 во время проходившей в церкви выставки отец Дункан увидел плакавшего в углу человека. Подойдя ближе, он узнал в пожилом мужчине архитектора Роберта Магуайра, который первый раз за сорок лет посетил спроектированную им церковь. Сначала священник подумал, что Магуайру печально видеть церковь в ее нынешнем виде, то, как изменились ее функции и способ использования пространства. Но Магуайр объяснил, что он растроган тем, как его творение – совершенно неожиданно для него – «ожило», показало замечательную функциональную гибкость и развивается уже самостоятельно, так, как он и не предполагал. Гибкость и цельность – это именно те идеи, которые он и Мюррэй стремились вложить в структуру церкви. А ведь суть единства в современной религиозной жизни – это не только совместное богослужение, но и слияние повседневной жизни с жизнью религиозной. Это та современная модель назначения и деятельности церкви как социальной и религиозной институции на Западе, о которой архитекторы в середине XX века и не помышляли. Однако они смогли создать вечную архитектуру, актуальную во все времена.    

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGD7Y
Церковь Боу Коммон уникальна не столько своей архитектурой, сколько тем методом, с помощью которого это, на первый взгляд, невыразительное, скромное сооружение решает поставленные перед ним задачи. Это здание – прекрасный пример того, как идеи двух модернизмов – модернизма архитектурного и модернизма религиозного, пропагандируемого Литургическим движением – слились в единстве формы и функции, формы и содержания, внешнего и внутреннего. Литургическое движение «очистило» богослужение от театральности и напыщенности, вернув его к его изначальной сути и основной функции – единения верующих в службе – так же, как модернизм очистил архитектуру от неархитектурных, неструктурных излишеств, сделав ее отражением ее функции и сути.
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGDc5
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pCvXR
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: English Heritage via http://locusiste.org/buildings/470/st-paul/
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGFnb
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGEs9
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGEwS
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dunYax
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutE3E
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutxS1
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGFrL
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/duo1jk
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutztw
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutCVS
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. План и разрез

30 Мая 2014

Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Открывшись небу
Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Знание и свет
Катарский факультет исламоведения и мечеть «Города образования» близ Дохи по проекту бюро Mangera Yvars Architects.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.