История первой модернистской церкви в Британии

Англиканская церковь Боу Коммонс в Лондоне.

mainImg
Мы привыкли считать Англию и, в частности, Лондон одним из мировых центров передовых технологий и современной архитектуры, сценой культурных экспериментов, и кажется, что консервативность и следование традициям уже давно не являются «брендом» британцев. Сегодня трудно представить, что когда-то эта страна была последней во всем христианском мире (не считая восточнохристианских стран), которая приняла возможность модернизации культовой архитектуры и богослужения. А ведь это факт! Церковь Св. Павла в лондонском районе Боу Коммон (церковь Боу Коммон), первая модернистская церковь в Великобритании, была построена только в 1960 году, когда в Америке и континентальной Европе давно уже имелись многочисленные примеры церковных зданий, построенных в русле модернизма: в Америке Ф.Л. Райт строил церкви вне традиционной стилистике еще в начале XX века (здание Унитарианской церкви, 1904 г.), а в Германии Доминикус Бём разрабатывал проекты экспрессионистских церквей еще с начала 1920-х.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGDgA
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон была построена под влиянием идей Литургического движения, которое выступало за реформу процесса богослужения; в итоге, участие прихожан в церковной службе стало более непосредственным и доступным для них, напоминая об изначальной сути совместного богослужения вокруг таинства Евхаристии – Святого Причастия. До этого момента не только Божественная литургия, но и организация внутреннего пространства церкви строго отделяли духовенство от мирян, привилегированные слои общества – от простых прихожан. Литургия была театрализованным действом, исполнялась на латыни и, в основном, священнослужителями, а верующие могли лишь вторить им в определенных местах. В пространственном смысле церкви имели базиликальную, вытянутую структуру, в одном конце которой располагались верующие, на другом – в хоре – исполняли литургию священники, а алтарь, вокруг которого проходил весь процесс службы, помещался в самой глубине хора.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
В этой ситуации Литургическое движение хотело вернуть церковь к ее истокам – простоте и непосредственности, а в первую очередь – к участию верующих в богослужении. Но для таких идеологических и функциональных реформ одного замысла было недостаточно. Прежде всего, для их реализации нужно было выработать адекватное архитектурное устройство церкви и способ организации ее внутреннего пространства. Но «изобретать велосипед» не было необходимости: вернув богослужение к раннехристианским принципам, Литургическое движение обратило взгляд архитекторов к типологии самых древних христианских построек – к центрическим и центрально-купольным сооружениям, причем на тот момент эта традиция хорошо сохранилась разве что в странах Восточного христианства. Именно такое устройство и выбрали для церкви Боу Коммон ее архитекторы Кит Мюррэй (Keith Murray) и Роберт Магуайр (Robert Maguire).

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Мюррэй и Магуайр были очень молоды, когда начали работу над этим проектом, и у них не было опыта реализации культовой постройки. Однако совсем новичками они не были. Mагуайр до этого провалил сдачу проекта церкви в школе Архитектурной Ассоциации, так как он был не достаточно традиционен, и там было по-новому организовано движение священнослужителей и паствы во время службы. Мюррэй же работал в лидирующей в то время мастерской по проектированию церквей. А пригласил их в проект викарий церкви Боу Коммон отец Грешам Киркби (Gresham Kirkby), который был радикальным социалистом и сам следовал идеям Литургического движения. Киркби был уникальной личностью: «анархист-коммунист» (по собственному определению), он даже сидел в тюрьме за участие в Кампании за ядерное разоружение и привнес новшества в «Литургию часов» еще за десять лет до их официального принятия Ватиканом, обосновав это тем, что «Рим еще успеет нагнать нас». Несмотря на то, что он был англиканским священником, он проводил богослужение в Боу Коммон по римскому обряду. Мюррэй, Магуайр и Киркби – значительные и неоднозначные личности, объединение которых и сделало возможным этот проект.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Мюррэй и Магуайр начали проектирование церкви с вопроса: «Каким должно быть богослужение в 2000 году, и какое здание мы должны построить, чтобы оно отвечало этим требованиям?» Соединив три основные задачи – непосредственное вовлечение прихожан в процесс богослужения, Святое Причастие, а значит алтарь, как суть и центр таинства, и «гибкость» пространства, подходящего для разных функций – архитекторы воплотили их в центрально-купольной структуре, что является не только пространственной, но, в данной трактовке, и объемной репликой раннехристианских церквей.

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Снаружи над основным кубическим объемом церкви парит стеклянный купол с веерообразным завершением, а по внешнему периметру здание окружено низкой галереей. Такое трехчастное строение визуально напоминает восточнохристианские центрально-купольные церкви, где, впрочем, эта трехчастность имеет другую структурную логику (основной объем церкви – зона тромпов или парусов над ним – купол). Внутри церковь Боу Коммон представляет собой единое кубическое пространство с алтарем в центре, окаймленное низкой галереей по периметру. Его центральную часть освещает сверху стеклянный купол, в то время, как галереи остаются в таинственном полумраке. Магуайр назвал такую структуру церкви «всеохватывающей», имея в виду, что в каком бы углу ни стоял зритель, он все ровно чувствует себя вовлеченным в богослужение у алтаря. Таким образом архитекторы воспроизвели основную архитектурную идею раннего христианства – единое центрическое пространство, собранное вокруг скромного алтаря  и увенчанное куполом – но выразили ее с помощью языка современной архитектуры. Они использовали для кладки стен «промышленный» красный кирпич, а в интерьере пол вымощен бетонными плитками, которые обычно используются для тротуаров. Используя недорогие, простые, повседневные материалы архитекторы хотели акцентировать «будничность» и доступность церкви, стирая различия между обыденным миром снаружи и духовным, религиозным миром внутри.    

Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Такая структура единого, цельного пространства соответствует требованиям не только равного участия всех верующих в литургии, но и «гибкости» пространства, подходящего для разных, в том числе и новых, функций. В этом смысле интересны слова отца Дункана Росса, бывшего викария церкви: «Я не очень задумываюсь, что можно делать в церкви. Пространство само диктует, какие мероприятия можно там организовать». Кажется, что церковь Боу Коммон готова принять любое мероприятие: тут проводятся не только англиканские богослужения: по четвергам здесь собираются пятидесятники, они трансформируют зону алтаря согласно требованиям своей религии и чувствуют себя «как дома». Кроме религиозных мероприятий, здесь проводятся встречи прихожан, совместные трапезы, концерты. Церковь много раз предоставляла свое пространство для проведения разных выставок и даже служила целую неделю убежищем для пятидесяти вьетнамских пилигримов. В 1998 во время проходившей в церкви выставки отец Дункан увидел плакавшего в углу человека. Подойдя ближе, он узнал в пожилом мужчине архитектора Роберта Магуайра, который первый раз за сорок лет посетил спроектированную им церковь. Сначала священник подумал, что Магуайру печально видеть церковь в ее нынешнем виде, то, как изменились ее функции и способ использования пространства. Но Магуайр объяснил, что он растроган тем, как его творение – совершенно неожиданно для него – «ожило», показало замечательную функциональную гибкость и развивается уже самостоятельно, так, как он и не предполагал. Гибкость и цельность – это именно те идеи, которые он и Мюррэй стремились вложить в структуру церкви. А ведь суть единства в современной религиозной жизни – это не только совместное богослужение, но и слияние повседневной жизни с жизнью религиозной. Это та современная модель назначения и деятельности церкви как социальной и религиозной институции на Западе, о которой архитекторы в середине XX века и не помышляли. Однако они смогли создать вечную архитектуру, актуальную во все времена.    

zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGD7Y
Церковь Боу Коммон уникальна не столько своей архитектурой, сколько тем методом, с помощью которого это, на первый взгляд, невыразительное, скромное сооружение решает поставленные перед ним задачи. Это здание – прекрасный пример того, как идеи двух модернизмов – модернизма архитектурного и модернизма религиозного, пропагандируемого Литургическим движением – слились в единстве формы и функции, формы и содержания, внешнего и внутреннего. Литургическое движение «очистило» богослужение от театральности и напыщенности, вернув его к его изначальной сути и основной функции – единения верующих в службе – так же, как модернизм очистил архитектуру от неархитектурных, неструктурных излишеств, сделав ее отражением ее функции и сути.
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGDc5
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pCvXR
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: English Heritage via http://locusiste.org/buildings/470/st-paul/
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGFnb
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGEs9
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGEwS
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dunYax
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutE3E
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutxS1
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/6pGFrL
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/duo1jk
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutztw
Церковь Боу Коммон. Фото: Jason John Paul Haskins http://locusiste.org https://flic.kr/p/dutCVS
zooming
Церковь Боу Коммон. Фото: Duncan Ross
Церковь Боу Коммон. План и разрез

30 Мая 2014

Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Открывшись небу
Архитекторы Enota соединили часовню с деревенской площадью, превратив свое сооружение в ландшафтную скульптуру, призванную акцентировать идентичность пригородного поселения.
Знание и свет
Катарский факультет исламоведения и мечеть «Города образования» близ Дохи по проекту бюро Mangera Yvars Architects.
Технологии и материалы
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Сейчас на главной
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.