О новых образовательных курсах школы МАРШ

Рассказывает Евгений Асс.

mainImg
В будущем учебном году МАРШ планирует запустить сразу несколько новых образовательных программ, не сваязанных напрямую с основным курсом, и сосредоточенных на главных проблемах современной архитектуры. Для того, чтобы выяснить предпочтения будущих учеников, на сайте МАРШ открыт он-лайн опрос, в котором можно поучаствовать уже сейчас. Мы же задали несколько вопросов о новых планах ректору школы Евгению Ассу.

Архи.ру: Евгений Викторович, почему вскоре после открытия школы возникла идея дополнительной программы?

Евгений Асс: В следующем году мы собираемся запустить несколько форматов дополнительных образовательных программ – как долгосрочных, так и краткосрочных. Сейчас мы обсуждаем, какие из этих программ целесообразнее реализовывать в первую очередь.

Почему мы это делаем?
Во-первых, возможности нашей школы далеко не исчерпаны, и нам хотелось бы в полной мере использовать имеющиеся у нас ресурсы – прежде всего интеллектуальные. Во-вторых, мне кажется, что спрос на такого рода архитектурное образование сегодня очень высок. В-третьих, и это главное, школа вполне могла бы стать неким интеллектуальным, исследовательским и профессиональным центром, не претендуя на абсолютное первенство, но играя значительную роль в формировании национального профессионального сознания архитекторов. Все это толкает нас на то, чтобы запустить новые программы обучения.

Какие это программы?

Е.А.: Пока что мы разрабатываем пять тематических блоков. 
  • Первый – «Архитектура территорий». Этот блок посвящен градостроительству и ландшафтной архитектуре.

  • Второй блок – «Архитектура новых технологий», рассматривает новые технологии и идеи «зеленой архитектуры», архитектуры устойчивого развития. Мы попытаемся предложить свой взгляд на эту актуальную во всем мире проблему.

  • Третий блок – «Архитектура трансформаций»: о реконструкции, реставрации, приспособлении и других формах взаимодействия с существующей архитектурой – можно назвать это архитектурой «секонд хэнд». Нам кажется, что это одна из ключевых тем современной практики.

  • Следующий запланированный курс может показаться несколько неожиданным, но, на наш взгляд, это именно то, чего нам сегодня ощутимо не достает. Это курс архитектурной журналистики и критики. Дело в том, что те люди, которые себя называют архитектурными критиками, в большинстве своем едва ли могут претендовать на это звание. Мы надеемся, что сможем привлечь достаточное количество заинтересованных лиц, которые, прежде чем браться за перо, захотели бы глубже познакомиться с предметом современной архитектуры, ее проблематикой и одновременно овладеть навыками описания и интерпретации архитектуры.

  • Еще одна тема, которая, несомненно, требует дополнительного образования – это презентация архитектуры в самом широком смысле слова – т.е. презентация, рассчитанная и на клиента, и на руководство города, и на заказчиков. Умению донести свою мысль тоже нужно учиться. Учиться выстраивать диалог с обществом, используя язык, доступный разным слоям населения. Поэтому курс коснется не только визуальной презентации, но также устной и письменной речи, которой в данном случае следует быть убедительной и доступной.
Как будет организован учебный процесс?

Е.А.: Это будут годичные вечерние курсы для людей, занятых в профессиональной практике. Это своего рода повышение квалификации, дополнительное образование. Пока мы не готовы обсуждать ни стоимость этих курсов, ни графики посещения занятий (одно могу сказать определенно – учебная программа будет довольно плотная), да и тематические направления пока еще не утверждены. Мы собственно и затеяли этот разговор, чтобы выяснить, что вызывает наибольший интерес публики.

Параллельно с годичными курсами планируются и краткосрочные – скажем, школы, подобные той, что мы провели летом, еще до открытия МАРШа. Летняя школа «От концепции до деталей» прошла с большим успехом под руководством Тотана Кузембаева и с привлечением широкого круга лекторов и преподавателей. Нам было приятно видеть среди многочисленных слушателей из разных городов России как практикующих архитекторов и студентов-архитекторов, так и специалистов из других областей – искусствоведов, менеджеров проекта.

Этой зимой Николай Белоусов проведет зимнюю школу, которая называется «Дом для русской зимы». Это краткий курс, посвященный вопросам взаимоотношений архитектуры и климата, современных материалов и строительных технологий, пригодных для сурового российского климата.

По тем темам, которые я заявил выше в качестве приоритетных, мы также предполагаем проводить краткосрочные школы. Помимо основной учебной программы в рамках этих школ будут проходить конференции на заданную тему с участием специалистов в той или иной области, открытые не только для студентов, но для всеобщего посещения. Таким образом, четыре раза в год МАРШ будет превращаться в дискуссионную трибуну, площадку для диалога. Итоги конференций и воркшопов мы планируем публиковать, чтобы они оставались в истории как важные события профессиональной культуры.

В 
качестве преподавателей и лекторов вы планируете привлекать по большей части российских архитекторов?

Е.А.: По-разному. Если мы говорим о краткосрочных курсах, то здесь весьма велика вероятность, что мы сможем приглашать и зарубежных преподавателей тоже. Что касается годичных курсов, то, конечно, пригласить преподавателя из-за границы на целый год куда проблематичнее. Но так как мы уже сейчас практикуем лекционные курсы и мастер-классы с привлечением иностранных архитекторов, то и в дальнейшем такие разовые лекции и воркшопы совершенно не исключены. Во многом это будет зависеть от финансовой составляющей и того статуса, который мы сможем придать этому образовательному формату.

Руководители курсов уже определены?

Е.А.:
Будет группа преподавателей. Курсы достаточно разносторонние. Когда мы говорим о градостроительстве, то мы имеем в виду широкий круг вопросов, связанных и с социальными проблемами, и с инженерными, и с организацией городской среды в целом, с различными подходами к городскому планированию. Поэтому здесь будут задействованы разные специалисты. Безусловно, у каждого из таких курсов будет свой руководитель. Тот же курс градостроительства вероятнее всего возглавит Надежда Нилина, руководитель направления урбанистики в МАРШе. Возможно, что частично она использует имеющуюся программную базу МАРШа, но также сможет привлечь специалистов из разных областей градостроительных знаний. Надежда Нилина получила образование в Америке и в Голландии и в этом смысле является своего рода связующим звеном между российским и международным опытом градостроительства.
zooming
Евгений Асс, ректор школы МАРШ. Источник facebook.com
zooming
Преподаватели и студенты школы МАРШ. Источник facebook.com

И все-таки почему вы решили выйти за пределы образовательной программы лондонского университета?

Е.А.: Это параллельные процессы. Английский курс – это совсем другая история. Там наши студенты учатся вдвое дольше и получают диплом английского университета. Здесь же речь идет о сформировавшемся архитекторе, уже имеющем образование, которому нужны дополнительные знания и только подтверждение того, что курс прослушан. В целом это курсы повышения квалификации. А за пределы программы мы выходим потому, что хотим превратить школу МАРШ в один из основных центров архитектурной мысли, науки и исследования.

16 Ноября 2012

Пресса: Ландшафтная архитектура в городе. Интервью с куратором
C 27 июня по 5 июля в архитектурной школе МАРШ пройдет интенсив по ландшафтной архитектуре. Куратором курса выступила Галина Лихтерова, ландшафтный архитектор, преподаватель архитектурного факультета Колледжа искусств в г. Хайфа (Израиль). Галина рассказала, как ландшафтные дизайнеры и архитекторы стали востребованы и что такое Pocket park.
Пресса: Зимняя школа МАРШ. Комментарии преподавателей и слушателей
В феврале прошли занятия в Зимней школе МАРШ, в которой приняли участие 11 слушателей из Москвы, Казани, Белгорода и Санкт-Петербурга. Темой образовательной программы стал «Дом для русской зимы» — загородный дом для российского климата и ландшафта, построенный с использованием природных материалов и ресурсосберегающих технологий.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.