Евгений Асс, ректор школы МАРШ. Источник facebook.com
В будущем учебном году МАРШ планирует запустить сразу несколько новых образовательных программ, не сваязанных напрямую с основным курсом, и сосредоточенных на главных проблемах современной архитектуры. Для того, чтобы выяснить предпочтения будущих учеников, на сайте МАРШ открыт он-лайн опрос, в котором можно поучаствовать уже сейчас. Мы же задали несколько вопросов о новых планах ректору школы Евгению Ассу.
Архи.ру: Евгений Викторович, почему вскоре после открытия школы возникла идея дополнительной программы?
Евгений Асс: В следующем году мы собираемся запустить несколько форматов дополнительных образовательных программ – как долгосрочных, так и краткосрочных. Сейчас мы обсуждаем, какие из этих программ целесообразнее реализовывать в первую очередь.
Почему мы это делаем? Во-первых, возможности нашей школы далеко не исчерпаны, и нам хотелось бы в полной мере использовать имеющиеся у нас ресурсы – прежде всего интеллектуальные. Во-вторых, мне кажется, что спрос на такого рода архитектурное образование сегодня очень высок. В-третьих, и это главное, школа вполне могла бы стать неким интеллектуальным, исследовательским и профессиональным центром, не претендуя на абсолютное первенство, но играя значительную роль в формировании национального профессионального сознания архитекторов. Все это толкает нас на то, чтобы запустить новые программы обучения.
Какие это программы?
Е.А.: Пока что мы разрабатываем пять тематических блоков.
Первый – «Архитектура территорий». Этот блок посвящен градостроительству и ландшафтной архитектуре.
Второй блок – «Архитектура новых технологий», рассматривает новые технологии и идеи «зеленой архитектуры», архитектуры устойчивого развития. Мы попытаемся предложить свой взгляд на эту актуальную во всем мире проблему.
Третий блок – «Архитектура трансформаций»: о реконструкции, реставрации, приспособлении и других формах взаимодействия с существующей архитектурой – можно назвать это архитектурой «секонд хэнд». Нам кажется, что это одна из ключевых тем современной практики.
Следующий запланированный курс может показаться несколько неожиданным, но, на наш взгляд, это именно то, чего нам сегодня ощутимо не достает. Это курс архитектурной журналистики и критики. Дело в том, что те люди, которые себя называют архитектурными критиками, в большинстве своем едва ли могут претендовать на это звание. Мы надеемся, что сможем привлечь достаточное количество заинтересованных лиц, которые, прежде чем браться за перо, захотели бы глубже познакомиться с предметом современной архитектуры, ее проблематикой и одновременно овладеть навыками описания и интерпретации архитектуры.
Еще одна тема, которая, несомненно, требует дополнительного образования – это презентация архитектуры в самом широком смысле слова – т.е. презентация, рассчитанная и на клиента, и на руководство города, и на заказчиков. Умению донести свою мысль тоже нужно учиться. Учиться выстраивать диалог с обществом, используя язык, доступный разным слоям населения. Поэтому курс коснется не только визуальной презентации, но также устной и письменной речи, которой в данном случае следует быть убедительной и доступной.
Как будет организован учебный процесс?
Е.А.: Это будут годичные вечерние курсы для людей, занятых в профессиональной практике. Это своего рода повышение квалификации, дополнительное образование. Пока мы не готовы обсуждать ни стоимость этих курсов, ни графики посещения занятий (одно могу сказать определенно – учебная программа будет довольно плотная), да и тематические направления пока еще не утверждены. Мы собственно и затеяли этот разговор, чтобы выяснить, что вызывает наибольший интерес публики.
Параллельно с годичными курсами планируются и краткосрочные – скажем, школы, подобные той, что мы провели летом, еще до открытия МАРШа. Летняя школа «От концепции до деталей» прошла с большим успехом под руководством Тотана Кузембаева и с привлечением широкого круга лекторов и преподавателей. Нам было приятно видеть среди многочисленных слушателей из разных городов России как практикующих архитекторов и студентов-архитекторов, так и специалистов из других областей – искусствоведов, менеджеров проекта.
Этой зимой Николай Белоусов проведет зимнюю школу, которая называется «Дом для русской зимы». Это краткий курс, посвященный вопросам взаимоотношений архитектуры и климата, современных материалов и строительных технологий, пригодных для сурового российского климата.
По тем темам, которые я заявил выше в качестве приоритетных, мы также предполагаем проводить краткосрочные школы. Помимо основной учебной программы в рамках этих школ будут проходить конференции на заданную тему с участием специалистов в той или иной области, открытые не только для студентов, но для всеобщего посещения. Таким образом, четыре раза в год МАРШ будет превращаться в дискуссионную трибуну, площадку для диалога. Итоги конференций и воркшопов мы планируем публиковать, чтобы они оставались в истории как важные события профессиональной культуры.
В качестве преподавателей и лекторов вы планируете привлекать по большей части российских архитекторов?
Е.А.: По-разному. Если мы говорим о краткосрочных курсах, то здесь весьма велика вероятность, что мы сможем приглашать и зарубежных преподавателей тоже. Что касается годичных курсов, то, конечно, пригласить преподавателя из-за границы на целый год куда проблематичнее. Но так как мы уже сейчас практикуем лекционные курсы и мастер-классы с привлечением иностранных архитекторов, то и в дальнейшем такие разовые лекции и воркшопы совершенно не исключены. Во многом это будет зависеть от финансовой составляющей и того статуса, который мы сможем придать этому образовательному формату.
Руководители курсов уже определены?
Е.А.: Будет группа преподавателей. Курсы достаточно разносторонние. Когда мы говорим о градостроительстве, то мы имеем в виду широкий круг вопросов, связанных и с социальными проблемами, и с инженерными, и с организацией городской среды в целом, с различными подходами к городскому планированию. Поэтому здесь будут задействованы разные специалисты. Безусловно, у каждого из таких курсов будет свой руководитель. Тот же курс градостроительства вероятнее всего возглавит Надежда Нилина, руководитель направления урбанистики в МАРШе. Возможно, что частично она использует имеющуюся программную базу МАРШа, но также сможет привлечь специалистов из разных областей градостроительных знаний. Надежда Нилина получила образование в Америке и в Голландии и в этом смысле является своего рода связующим звеном между российским и международным опытом градостроительства.
Преподаватели и студенты школы МАРШ. Источник facebook.com
И все-таки почему вы решили выйти за пределы образовательной программы лондонского университета?
Е.А.: Это параллельные процессы. Английский курс – это совсем другая история. Там наши студенты учатся вдвое дольше и получают диплом английского университета. Здесь же речь идет о сформировавшемся архитекторе, уже имеющем образование, которому нужны дополнительные знания и только подтверждение того, что курс прослушан. В целом это курсы повышения квалификации. А за пределы программы мы выходим потому, что хотим превратить школу МАРШ в один из основных центров архитектурной мысли, науки и исследования.