Финалистов премии Стерлинга выбирает внутреннее жюри RIBA из гораздо более длинного списка ежегодно премируемых зданий. На нее могут претендовать здания, реализованные по проекту члена института на территории Евросоюза (для построек за пределами Европы существует премия Любеткина).
В этом году в списке два постройки бюро ОМА, первые их работы в Великобритании (хотя на премию уже претендовал Дом музыки в Порту): центр Мэгги больницы Гэртнэвел в Глазго и штаб-квартира N M Rothschild & Sons в Лондоне.
Также среди претендентов — Дэвид Чипперфильд с музеем Хепворт – Уэйкфилд в Йоркшире. Он был лауреатом в 2007 за музей в немецком Марбахе, и для него это уже восьмая номинация, поставившая его в ряд с «рекордсменом» Норманом Фостером.
Театр «Лирик» в Белфасте мастерской O'Donnell & Tuomey — четвертая номинация для архитекторов, известных своим тонким подходом и вниманием к контексту.
Гораздо скромнее на фоне остальных номинантов выглядит лаборатория Сэйнсбери в Кембридже бюро Stanton Williams: сдержанная постройка расположена в историческом парке. Помещения для исследователей чередуются с общественными пространствами (открытое кафе) и «пограничными» зонами — например, элегантным конференц-залом.
Самым неоднозначным в списке стал Олимпийский стадион-2012 американского бюро Populous. Бесконечные баталии за экономию бюджета дали результат в виде малоинтересной архитектуры, очень недешевой (486 тыс. фунтов) и условно функциональной: ключевой элемент проекта, возможность разобрать арену и увезти ее в другое место, в результате не будет осуществлен. Стадион останется в Лондоне, лишь значительно уменьшив после 2012 число зрительских мест (с 80 до 25 тыс.).
Жесткая экономия средств и внимание к «устойчивости» проектов характерна для Игр-2012, но если на стадион пошло сравнительно мало стали (ок. 10 тыс. т), то на ключевой объект шорт-листа «Кубка Карбункула», сооружение без определенной функции, было истрачено 2 000 т. Это скульптура Orbit более 100 м высотой, творение художника Аниша Капура и инженера Сесила Белмонда, оплаченная сталелитейной компанией ArcelorMittal. Ее назначение — стать символом Олимпиады и Лондона. Несмотря на авторитет ее создателей, скульптура, также использующаяся как смотровая вышка, вызвала мало энтузиазма у британцев: и публика, и журналисты постоянно называют ее уродливой.
Также на кубок читателями Building Design номинированы, помимо прочих зданий, музей "Титаника" в Белфасте бюро Todd Architects, библиотека Шард-Энд в Бирмингеме архитекторов Idp Partnership, и «музеефикация» парусника «Катти Сарк» в Гринвиче Николаса Гримшо.
Н. Ф.