скульптура/смотровая вышка Orbit инженера Сесила Бельмонда и скульптора Аниша Капура для Олимпийского парка в Лондоне;
музей «Титаника» в Белфасте Civic Arts и Todd Architects
библиотека Шард-Энд в Бирмингеме бюро Idp Partnership
жилой комплекс Firepool Lock в Таутоне мастерской Andrew Smith Architects
многофункциональный комплекс Mann Island в Ливерпуле фирмы Broadway Malyan.
Объекты на премию номинируют читатели журнала, затем их публикуют в этом качестве на сайте издания. Набравшие наибольшее число комментариев попадают в шорт-лист, к ним добавляются «фавориты» членов жюри. Худшее сооружение из финалистов выбирает жюри.
Orbit — уродливое и функционально не обоснованное сооружение — считалось основным "фаворитом" антипремии, но проиграло на первый взгляд вполне профессиональному и даже симпатичному проекту музеефикации корабля 19 столетия. Многие наблюдатели остались очень разочарованы таким выбором жюри.
Более того, решение вызвало горячую дискуссию о целесообразности существования подобного приза в принципе. Одни читатели журнала в своих комментариях активно высказываются против, называют премию «позором архитектуры», говорят, что она наносит «непоправимый урон всей индустрии» и обвиняют журнал BD в «желтизне». Другие, напротив, призывают расширить список номинаций и вручать приз не только архитекторам, но так же девелоперам и подрядчикам.
На самом деле, причины такого решения организаторов вполне очевидны. Они не хотят тыкать пальцем в злополучные проекты и обличать пороки, а призывают извлечь уроки из неудач. Судят не за внешний вид, а за неэффективность, потерю связи с реальностью, полное не соответствие результата поставленным задачам, за упущенную возможность воплощения в жизнь качественного проекта, улучшающего "застроенную среду" и жизнь людей.
Основные претензии к проекту связаны даже не с архитектурным решением, а с потраченными гигантскими суммами и экономической необоснованностью проекта, фактическим уничтожением в процессе реставрации гордости Британского флота (в мае 2007 возникший из-за халатности работников пожар уничтожил все деревянные части прекрасно сохранившегося корабля), спорным для его дальнейшей сохранности решением «подвесить» судно над землей и т. д. В этом смысле показательно, что в своей статье авторитетный критик Эллис Вудман призывает говорить о «трагедии, а не преступлении». Как жаль, что у нас нет своей — показательной, заставляющей задуматься — антипремии…
Л. М.