Проект рассчитан на 50 лет (до 2060), его бюджет — порядка 50 млрд. фунтов, но предполагаемый доход для экономики составит 150 млрд. Кроме того, некоторые его аспекты, например, система защиты от наводнений, будут вполне работоспособными и в 22 веке.
Что же подвигло Фостера на это предприятие? Зона устья Темзы (под названием Thames Gateway) давно рассматривается как (единственно) возможное пространство для расширения лондонской агломерации. Растущее население, роль города как политического, экономического, информационного, транспортного центра — не только в европейском, но в мировом масштабе — требует модернизации и расширения устаревшей инфраструктуры, строительства нового жилья и т. д. В то же время, весь юго-восток страны очень плотно заселен, незанятых территорий практически не осталось. Остается единственный вариант — земли вокруг устья, которые, помимо прочих проблем, подвержены затоплению. Во время обычного прилива уровень воды в этой части реки там повышается на 4 м, а паводки представляют очень серьезную проблему.
Фостер предполагает сдвинуть барьер защитных сооружений вниз по течению почти до моря; этот барьер можно использовать как многофункциональную переправу через реку, а также для получения электричества с помощью энергии прибоя. Таким образом, огромная территория вдоль реки станет пригодной для застройки, что очень актуально — к 2033 население Лондона вырастет на 28%, и этим людям будет нужно жилье.
За барьером, на полуострове Ху и острове Грейн у побережья Северного моря предлагается построить новый аэропорт (Hub Airport) с 4 взлетно-посадочными полосами длиной 4 км каждая (впрочем, эта идея уже вчерне разрабатывалась до Фостера). Он сможет использовать энергию приливов (обеспечив себя электричеством на 100%). С пропускной способностью в 150 млн. пассажиров в год, авиаузел будет в два раза более крупным, чем Хитроу, который сейчас достиг своего максимально возможного размера.
Новый аэропорт будет наполовину расположен на насыпной территории; самолеты будут заходить на посадку со стороны моря, поэтому ограничения на полеты над населенными территориями действовать не будут, и он сможет принимать и отправлять рейсы 24 часа в сутки. Более того, после передачи Hub Airport доли функций Хитроу, 5 млн. человек, ныне живущих под ведущими туда авиамаршрутами, освободятся от значительного шумового загрязнения. Железнодорожный терминал обеспечит полноценную связь с Лондоном (время в пути до центра города составит полчаса при расстоянии в 55 км) и всеми регионами Британии, в то время как Хитроу плохо доступен для прибывающих не из столицы пассажиров; будет построена специальная линия для грузовых составов.
Роль Британии как международного центра торговли сейчас под угрозой из-за перегрузки аэропортов, морских портов, железнодорожных узлов и сети автодорог. Кроме Hub Airport в устье построят новый грузовой морской порт. Железные и автодороги сейчас не справляются со своей функцией, т. к. они все зависят от Лондона как главного транспортного узла.
Если создать вокруг него кольцевую транспортную систему Orbital Rail, станет возможным быстро доставлять грузы из порта и аэропорта в любые точки страны, например, морские порты, в зависимости от их специализации — для дальнейшей отправки в Азию, Америку и т. д. Кроме того, все транспортные линии будут использованы как части энергосистемы. Скорость пассажирских поездов там достигнет 350 км/ч. От этого кольца возможно проложить мощный, также скоростной «стержень» на север Англии, доставляя туда грузы, энергию, информацию — это еще эффективнее приблизит отстающие северные районы к общенациональному уровню развития. Более того, это кольцо станет ключевым звеном в общеевропейской железнодорожной сети — через тоннель под Ла-Маншем; грузо- и пассажироперевозки в Европу и в обратном направлении можно будет значительно увеличить.
Новаторство и потенциальная эффективность программы Фостера — в ее комплексном подходе. Единовременно решаются транспортная, жилищная, экономическая, энергетическая проблемы, учитываются экологические особенности (предложен метод превышающей потери компенсации любого урона экосистеме). Продуманы все уровни будущей обновленной инфраструктуры — от регионального до местного. Например, большинство транспортных линий будет утоплено в землю и скрыто за насыпями, чтобы избежать визуального и шумового загрязнения; параллельно с железными дорогами и шоссе будет создана сеть пешеходных и велосипедных дорог для жителей новых районов и уже существующих поселков.
Норман Фостер подчеркнул, что необходимо подражать «дальновидности и политической отваге» создателей транспортной инфраструктуры 19 в., которая во многом служит нам до сих пор. Его план беспрецедентен по масштабу, но архитектор считает, что у Британии сейчас нет выбора, кроме как реализовать его: иначе она вскоре станет неконкурентоспособной в меняющемся мире.
Н. Ф.