Наиболее важной стала поправка, обязавшая региональные органы вести учет объектов, не входящих в государственный реестр, но представляющих собой историко-культурную ценность, и объектов, «обладающих признаками объектов культурного наследия» в соответствие со статьей 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) РФ». Комментируя эту новость для портала Архи.ру, заместитель председателя совета Мособлотделения ВООПИиК Евгений Соседов отметил, что в Москве учет таких объектов давно осуществляется в рамках ведения списка «заявленных» объектов, а в области до настоящего момента, наоборот, был фактически остановлен по причине крайней сложности процедуры, в результате чего значительное число ценных объектов было утрачено. С появлением нового списка защитить памятники будет значительно проще, считает Евгений Соседов, поскольку любые строительные и хозяйственные работы должны будут проводиться при условии обеспечения их сохранности. Основанием для включения объектов в него областным Минкультом могут стать заявления граждан и общественных организаций.
Однако, как считает Евгений Соседов, даже эти прогрессивные дополнения в областной закон о памятниках вряд ли смягчат негативные последствия недавней ликвидации Росохранкультуры. По мнению эксперта, с исчезновением этой структуры Московская область оказалась наименее защищенной среди других субъектов РФ, поскольку здесь до сих пор не создан специально уполномоченный орган охраны объектов наследия. В отличие от столицы и ее Москомнаследия, в области памятниками занимается всего одно управление в составе местного Минкульта, чьи несколько десятков сотрудников просто не в состоянии контролировать более 7 тысяч объектов. Кроме того, по мнению Соседова, расформирование Росохранкультуры – это упразднение единственного независимого контрольно-надзорного органа в данной сфере, не обремененного ни распределением финансов, как Министерство культуры России, ни политическими обязательствами, как Министерство культуры Московской области, которое не может повлиять на решения областного правительства и близких к нему глав муниципальных образований, тогда как именно на этом уровне зачастую и принимаются губительные для наследия решения.
Именно такая ситуация, например, сложилась сейчас с усадьбой Архангельское. Как пишет блог Московского Областного отделения ВООПИиК, территория и охранная зона знаменитого памятника в течение нескольких лет были полностью проданы или сданы в аренду для строительства. До недавнего времени только Росохранкультура и сдерживала посягательства инвесторов: так, в декабре 2010 года ведомство отклонило очередной проект корректировки зон охраны усадьбы, поступивший из Минкульта РФ, по которому территорию ансамбля предлагалось уменьшить в 10 раз.
Н.К.