«Индекс устойчивости» – в разнообразии

Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве.

mainImg

Пожалуй, под конец своей работы «Зодчество-2009» удивило всех еще сильнее, чем на открытии. Приглашение куратора и кардинальная смена имиджа, включая логотип, белые кубы павильонов вместо чересполосицы разнокалиберных стендов, – все это отступило на второй план, когда выяснилось, что с этого года «Зодчество» намерено награждать своими дипломами различного достоинства все объекты, прошедшие предварительный отбор жюри. Таким образом, у фестиваля-2009 появилось целых 17 лауреатов. Не это ли самое весомое доказательство того, что, несмотря на экономический кризис, российская архитектура продолжает не только существовать, но и развиваться? Если куратору Юрию Аввакумову требовалось найти некое материальное воплощение «Индекса устойчивости», то, пожалуй, 17 проектов-победителей идеально подходят на эту роль. 

Впрочем, по большому счету так и осталось загадкой, было ли решение «наградить всех» элементом предварительно разработанной концепции обновленного фестиваля или спонтанным решением жюри. На церемонии вручения наград председатель жюри Сергей Киселев признался, что на каждый из дипломов претендовали слишком разные объекты – как по своему функциональному назначению и площади, так и по архитектурному решению. Например, за «Серебро» в разделе «Постройки» боролись студенческий театр, бизнес-центр и интерьер станции метро, в «Проектах» в одной номинации встретились градостроительный проект, частный жилой дом и крупный выставочный центр. И хотя «Зодчество» всегда удивляло тем, насколько разные проекты могли оказаться в финале того или иного конкурса, оно впервые решило сгладить это противоречие, причем самым мирным и безболезненным способом, наградив не столько отдельные проекты, сколько разнообразие типологий отечественной архитектуры в целом.

Сформулировать более жесткие критерии оценки качественной архитектуры членам жюри, таким образом, пришлось, лишь когда наступило время выбирать главного победителя «Зодчества-2009», обладателя «Хрустального Дедала». Фактически претендентов на главную награду фестиваля было трое – «Даниловский форт» Сергея Скуратова, гостиница Евгения Герасимова на площади Островского в Санкт-Петербурге и школа №1414 с углубленным изучением английского языка на ул. Советской Армии в Москве, спроектированная ЗАО «АРСТ» (рук. – К.М. Коновальцев, ГАП – О.К. Коновальцев, архитектор – О.Н. Тищенко, главный конструктор – А.А. Рубинштейн).

Первые два объекта более чем известны. «Даниловский форт» – это своего рода квинтэссенция творческого метода Сергея Скуратова: рациональная планировка и сложная пластика объемов, сложносочиненность оконного ритма и многообразие фактуры кирпича, консоли с витражным остеклением и внутренний двор, устроенный на стилобате. В портфолио работ Евгения Герасимова гостиница на площади Островского выглядит куда менее закономерно: она построена в самом центре Северной столицы, по левую руку от знаменитой Александринки, и для архитектора стала уникальной возможностью «влезть в шкуру» питерского историзма. Жюри «Зодчества-2009», кстати, отдельно поблагодарило его за это: «архитектор, работающий в современном стиле, сделал шаг навстречу Санкт-Петербургу и создал здание, говорящее о его архитектурной истории», – гласит решение о присуждении зданию гостиницы «Золотого диплома».

И если «Даниловский форт» и постройка Герасимова многократно публиковались в профессиональной прессе и не раз удостаивались профессиональных же фотосессий, то школа №1414 на улице Советской армии – объект, для широкой публики открытый именно «Зодчеством». Для более близкого знакомства со школой члены фестивального жюри даже ездили в нее на экскурсию и оттого, как эффектно спланированы ее внутренние помещения и решены фасады (а они представляют собой белые плоскости, в которые динамично вторгаются масштабные остекленные поверхности и алые элементы «супрематического» декора), пришли в полный восторг. Бесспорно, школьных зданий, обладающих столь яркой индивидуальностью, в Москве еще не было, и думается, победу этому объекту принесло не архитектурное решение как таковое, а именно его сочетание с типологией. Как ни крути, бизнес-центров и гостиниц, в том числе и качественных с точки зрения архитектуры, у нас строится на порядок больше, чем учебных заведений. Члены жюри, впрочем, о социальном аспекте своего выбора не сказали ни слова, настаивая на том, что «Дедал» был вручен за «качество архитектурного объекта во всех его проявлениях». А Сергей Киселев даже предложил всем собравшимся обязательно сходить в школу №1414 на экскурсию, чтобы испытать «большое чувство радости».

Считавшийся главным фаворитом конкурса «Даниловский форт», таким образом, удостоился лишь «Золотого диплома» «Зодчества-2009». К числу лучших построек последних двух лет он был причислен за «преодоление традиционных геометрических установок и развитие пластического языка». Еще один объект Сергея Скуратова – бизнес-центр «Баркли-Плаза» получил Серебряный диплом, причем члены жюри не скрывали, что очень долго размышляли, какому из комплексов присудить «золото», а какому – «серебро», поскольку они ничуть не уступают друг другу как по качеству, так и по образности архитектурного решения. Присвоение «Баркли-плазе» порядкового номера «два» (за «приемы современного архитектурного абстрактного языка, с помощью которых удалось  интегрировать здание в историческую набережную») можно считать данью относительно скромной площади этого объекта – «Даниловский форт» почти в два раза вместительнее.

Ниже мы перечисляем всех основных лауреатов фестиваля «Зодчество-2009».
Серебряные дипломы также получили учебный центр Российской академии театрального искусства (ГИТИС) (генпроектировщик — ГУП МНИИП "Моспроект-4", проект интерьеров — Архитектурная мастерская А.А.Асадова) – «за красоту, игру колонн и блестящее решение функций», – и станция Петербургского метрополитена «Спасская» (ООО «Архитектурная мастерская Рапопорта Е.М.» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс»).

Бронзовые дипломы фестиваля «Зодчество-2009» достались авторам торгово-выставочного комплекса на пл. К. Фаберже в Санкт-Петербурге (ООО «А.Лен»), интерьеров петербургской мастерской «Студия 44» и жилому комплексу «Кристалл» на ул. Гоголя в Казани («Архитектурные мастерские Д.Величкина и Н.Голованова»).

В разделе «Проекты» золотым дипломом был награжден еще один проект мастерской Сергей Скуратов Architects – «Садовые кварталы». Получая диплом, Сергей Александрович выразил надежду, что он поспособствует реализации этого проекта, потому что «для архитектора нет лучшей награды, чем видеть радость людей, живущих в его домах». Вторым лауреатом «золота» в этой номинации стал проект застройки нового комплекса ЧГУ и проект медицинского факультета ЧГУ в г. Грозном (группа компаний «Стиль»).

Серебряными дипломам среди проектов были награждены жилой дом из клееного бруса на Горьковском водохранилище в Нижегородской области (авторы – Туманин С., Куликова Е.), Центр особо охраняемых природных территорий ХМАО-Югра г. Белоярский (ЗАО «Сити-Арх»)  и проект планировки территории полуострова Саперный острова Русский (ОАО «Гипрогор»).

Бронзовые дипломы в разделе проектов получили «Частный жилой дом 2» (авторы – Цопанов Р.Э., Кудзиев Т.В.), индивидуальный жилой дом в поселке Комарово (ООО «А.Лен»,) и деловой центр на ул. Цюрупы в Уфе (ЗАО Проектный институт «Башкирграждан проект»).

Кроме того, несколько архитекторов, чей вклад в развитие современной российской архитектуры жюри «Зодчества-2009» оценило особенно высоко, были награждены медалями Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство» имени Василия Баженова. Медали получили Сергей Скуратов, Евгений Рапопорт, Дмитрий Величкин и Николай Голованов.


Ниже публикуем полный список награжденных, предоставленый организаторами фестиваля.


Дипломы Министерства регионального развития Российской Федерации

губернатору Томской области Крессу Виктору Мельхиоровичу - диплом «Руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации за достижения в реализации государственной градостроительной политики в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
главе г. Тотьма Тотемского муниципального района Вологодской области Лысанову Николаю Николаевичу - диплом «Главе муниципального образования Российской Федерации за достижения в реализации государственной градостроительной политики в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
главному архитектору Липецкой области Концане Бируте Павловне - диплом «Главному архитектору субъекта Российской Федерации за достижения в реализации государственной градостроительной политики в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России»
главному архитектору г. Ульяновска Клейменовой Наталье Николаевне - диплом «Главному архитектору городского поселения Российской Федерации, городского округа Российской Федерации за достижения в реализации государственной градостроительной политики в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

генеральному директору научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» Скатерщикову Сергею Викторовичу -- диплом «За лучший проект в области градостроительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье --гражданам России» I степени
начальнику Управления архитектору и градостроительства Белгородской области Перцеву Виталию Владимировичу -- диплом «За лучший проект в области градостроительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России» II степени

Центральному научно-исследовательскому и проектному институту жилых и общественных зданий -- диплом «За лучший проект в области градостроительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России» III степени

генеральному директору строительной компании «ДМ» (г. Санкт-Петербург) Петрову Анатолию Александровичу - диплом «За реализацию социально значимого архитектурного (градостроительного) проекта в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» I степени
председателю Кавминводской организации Союза архитекторов России Давыдову Анатолию Константиновичу -- диплом «За реализацию социально значимого архитектурного (градостроительного) проекта в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» II степени
главному архитектору проекта ОАО «Новгородгражданпроект» Варламовой Марии Владимировне -- диплом «За реализацию социально значимого архитектурного (градостроительного) проекта в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» III степени

ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» -- диплом «За заслуги в области сохранения и использования историко-культурной среды» I степени
начальнику отдела территориального планирования ОАО «Воронежпроект» Ивановой Евгении Макаровне -- диплом «За заслуги в области сохранения и использования историко-культурной среды» II степени
главному архитектору проекта ОАО институт «Псковгражданпроект» Ширяеву Юрию Михайловичу -- диплом «За заслуги в области сохранения и использования историко-культурной среды» III степени
.


Конкурс на лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах


Дипломы  Союза архитекторов России:
1.    Лисовский Владимир Григорьевич (Москва) – за книгу «Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики»;
2.    Броновицкая Анна Юлиановна, Сесил Клементина, Харрис Эдмунд – за альманах-исследование «Московское архитектурное наследие: точка невозврата»;
3.    Семенова Маргарита Михайловна (Москва) – за книгу «Михаил Федорович Марковский в воспоминаниях коллег, друзей, сокурсников»;
4.    Ковачев Атанас (Болгария) – за книгу «Территориальное устройство»;
5.    журнал «Проект Классика» (Москва) - за гармонию стиля и содержания;
6.    Ноткин Альберт Вульфович (Нальчик) – за серию статей по экологии архитектуры;
7.    Белов Анатолий Михайлович (Москва) – за серию статей о современной архитектуре;
8.    Цаллагов Сослан Федорович, Цаллагов Александр Сосланович (Владикавказ) – за серию статей об архитектуре Северной Осетии.

Бронзовые  дипломы  фестиваля:
1.    Заварихин Светозар Павлович, Русанов Геннадий Ефремович, Лавров Леонид Павлович (Санкт-Петербург) – за книгу «Город и зодчий»;
2.    Долгов Александр Владимирович (Екатеринбург) – за книгу «Деревянное зодчество Свердловской области».

Серебряные дипломы фестиваля:
1.    Мильчик Михаил Исаевич (Москва) – за книгу «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области»;
2.    Уткин Илья Валентинович, Чепкунова Ирина Владимировна (Москва) – за книгу «Архитектор Георгий Густавович Вегман»;

Золотой диплом фестиваля:
Казусь Игорь Александрович (Москва) – за книгу «Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования»;

Конкурс на лучший фильм об архитектуре и архитекторах

Дипломы  Союза архитекторов России:
1.    Ширяев Даниил, режиссер, Анисимов Андрей, оператор, Гарбуз Иван, Лыкова Арина, Ширяев Михаил (ОАО институт «Псковгражданпроект», г. Псков) – авторов фильма «2ДОМ2»

2.    Шаталов Борис Борисович, Шаталов Антон Борисович, Ковалев Евгений Владимирович, Кулаковский Антон Николаевич, Элли Артем Витальевич, Бутримович Наталья Петровна, Викторова Яна Владимировна, Позднякова Ирина Геннадиевна, Шарыпова Анастасия Юрьевна, Юрасова Наталья Владимировна (ЗАО «Кооперативная проектная мастерская А-2», г. Красноярск)

Бронзовый диплом фестиваля:
Дубкова Екатерина Алексеевна, руководитель проекта, Сухацкий Владимир Александрович, автор сценария, режиссер, Мелентьев Антон Леонидович, оператор, Кравцова Марианна Александровна, режиссер монтажа, звукорежиссер (г. Кемерово) – авторов документального цикла «Архитектурное наследие Кемерова. 1915 – 1963».

Серебряный диплом фестиваля:
Распопов Александр Сергеевич (Москва) – режиссер фильма «Беслан. Размышления»;

Золотой диплом фестиваля:
Хзмалян Тигран  (Армения) – режиссер фильма «Главная тайна Еревана»; 

Смотр Детского архитектурно-художественного творчества

Золотые дипломы фестиваля:
В номинации «Лучшая студия, гимназия, школа»
Детская школа искусств «СТАРТ» (Москва)
Директор -  Абаева Инга Михайловна

В номинации «Культурное наследие в руках молодых»
Лицей архитектуры и дизайна № 3 (Пенза)
Директор -- Вукович Татьяна Викторовна

В номинации «Будущее создается сегодня»
Школа архитектуры и дизайна «ДА-ДА!» (Республика Татарстан, г.Набережные Челны)
Директор -- Хайман Татьяна Александровна


Смотр творчества студентов архитектурных вузов и колледжей


Дипломы  Союза архитекторов России:

  1. Рогожников Николай Викторович- студент Волгоградского Государственного Архитектурно-Строительного Университета
  2. Вильданова Лилия Вильгизовна – студентка Казанского Государственного Архитектурно-Строительного Университета
  3. Ганина Татьяна Сергеевна- студентка Казанского Государственного Архитектурно-Строительного Университета
  4. Хабибуллина Резеда Хакимовна- студентка Казанского Государственного Архитектурно-Строительного Университета
  5. Грицкова Анастасия Васильевна- студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  6. Асатурова Гаияне Ашотовна - студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  7. Бурмистрова Софья Евгеньевна - студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  8. Готье Софья Владимировна - студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  9. Каримова Наталья Юрьевна- студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  10. Хмеленина Анна Николаевна- студентка Московского Архитектурного института (государственной академии)
  11. Пеканова Нелли Александровна – студентка Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.



Выставка-конкурс концептуальных проектов молодых  архитекторов «Индекс устойчивости»

Дипломы Союза архитекторов России:
1. Уколов Андрей Алексеевич, Осипова Екатерина Игоревна  -- Санкт-Петербург
За проект Общественно-делового центра в г. Санкт-Петербурге, ул.Полевая-Сабировская

2. Ложкин Павел Александрович, Полушин Евгений Андреевич – г.Екатеринбург
За проект Воздушного небоскреба

3. Асадов Андрей Александрович, Асадов Александр Рафаилович, Сапричян Карен Вачикович, Горелов Андрей Олегович, Золотухин Евгений Владимирович, Насыров Булат Илдарович, Коренев Илья Владимирович, Мурашко Алексей Олегович -- г. Москва
За Концептуальные проекты  по освоению водной стихии «ОСТРОВА»

4. Зайцев Борис Владимирович, Бережной Дмитрий Александрович – г.Москва
За проект Жилого дома.


Смотр-конкурс «Архитектура и градостроительство регионов и городов России»

Дипломы Союза архитекторов России «За  достижения в архитектуре и градостроительстве» в разделе «Регионы России»:

  1. Ульяновская область
  2. Вологодская область
  3. Вологодская организация Союза архитекторов  России
  4. Ставропольский край


Бронзовый диплом  фестиваля  «За комплексное представление достижений  в градостроительстве и архитектуре» 
Томская область

Серебряный диплом фестиваля
Хабаровский край

Золотой диплом фестиваля
Липецкая область

Бронзовый диплом фестиваля  в разделе  «ГОРОДА РОССИИ»
город Белгород

Серебряный диплом фестиваля
- город Великий Новгород

Золотой диплом фестиваля
- город Москва


Смотр-конкурс «Творческие архитектурные коллективы и мастерские»


Дипломы Союза архитекторов России в разделе «Проектные институты»:

1.  «За многолетний  творческий  вклад  в  развитие  градостроительства России и 80-летие со дня образования института»
Российский  институт  градостроительства и инвестиционного  развития  «ГИПРОГОР», г. Москва 
Генеральный  директор - Грудинин  Михаил Юрьевич

2.  «За возрождение и сохранение  традиций деревянного  зодчества»
Республиканский  проектно-изыскательский  институт «Якутпроект», г.Якутск
Генеральный директор-Андросов И.С.  

3.  «За  высокие  творческие  достижения  в  архитектуре»
МОСПРОЕКТ-2 имени Посохина М.В.
Генеральный  директор - Посохин Михаил Михайлович

4.  «За высокие  творческие  достижения  в  архитектуре»
ОАО «МОСПРОЕКТ»
 Генеральный  директор – Стейскал В.В.

5.  «За  органичное внедрение современной архитектуры в историческую  ткань  Пскова»
ЦНИИЭП  жилых  и  общественных  зданий, г. Москва
Генеральный   директор – Николаев  С.В.

Бронзовый диплом фестиваля
Моспроект-4
Генеральный  директор  Боков  А.В.

Серебряный диплом фестиваля
«КУРОРТПРОЕКТ», г. Москва
Генеральный  директор  Горохов  Н.П.

Дипломы Союза архитекторов России «За  высокие  творческие  достижения  в  архитектуре» в разделе «Бюро, студии, мастерские»

Архитектурная  мастерская «АРСТ», г. Москва,
Президент - Коновальцев К.М. 
ИТАКА- Архитектура  и  дизайн, г. Москва
Директор Павлова  О.А.

Бронзовый диплом фестиваля
- ИТАКА-Архитектура и Дизайн, г.Москва
Директор  Павлова О.А.
Серебряный диплом фестиваля
Архитектурная компания «Архиграф», г.Москва
Генеральный  директор  Ширнин М.В.


Смотр-конкурс  архитектурных произведений 2007-2009 годов. Раздел «Проекты»

Дипломы Союза архитекторов России:
1.      «Измайловская  перспектива» в  Санкт-Петербурге
 «УРБИС-СПБ» г. Санкт-Петербург
          Харченко О.А., Бурчик И.Л., Пунтус Т.В., Энгельке Н.В.

2.     Концепция  реабилитации  промзоны в Мирном , Республика
 САХА
 «АБ-ЭЛИС» г. Москва
    Архитекторы: Лютомский Н.В., Богаевская  Ю.В., Коп Е.Я., Сандомирский Г.С.,
    Конструктор: Вайнштейн Г.С.

3.       Многофункциональный торгово-развлекательный центр
на  ул.Стремянная в  Санкт-Петербурге
«А- ЛЕН», Санкт-Петербург
          Орешкин С.И., Никандров А.А., Легкова О.А., Вайнер А.Г.

4.      Многофункциональный деловой центр  с подземной стоянкой на Можайском  шоссе в Москве
         «АРХ-ПРОЕКТ-3», г. Москва
     Брайловская Н.Н., Александрова С.Г., Кондратюк И.В., Бутусов А.В.

5.      Детское  дошкольное учреждение на 280 мест  в  Химках Московской области
         « АРХ-ПРОЕКТ-3», г. Москва
    Брайловская Н.Н., Александрова С.Г., Кондратюк И.В., Бутусов А.В.,
         Поляков В.В., Семина Ю.А.

6.      Градостроительная  концепция  развития  набережной им.62-й Армии
         Центрального района в Волгограде
           Архитектурно-ландшафтный  центр « Грин-Арт»
         Красильникова Э.Э., Яровая Н.П., Радович П.О. 

Бронзовые дипломы  фестиваля:
1.   «Частный дом  в  с. Хидикус»  РСО- Алания
        Группа компаний СТИЛЬ г. Владикавказ.
        Цопанов Р.Э., Кудзиев Т.В.

2.     Индивидуальный  жилой дом в  Санкт-Петербурге
        пос. Комарово
        «А.ЛЕН», г. Санкт-Петербург
        Орешкин С.И., Орешкина  Е.С., Никандров А.А.

3.      Деловой центр на ул. Цюрупы в Кировском районе
         городского округа г. Уфы Республики Башкортостан
 «Башкиргражданпроект»
         Мавродиев  Д.И., Мануилов А.В.

Серебряные дипломы фестиваля:
1.  Центр особоохраняемых  природных территорий  «Музей Нумто»
     Ханты-Мансийский АО в г. Белоярский
     «Сити-Арх» г. Москва
     Лукомский В.В., Лукомская И.В., Морозов Ю.А.,
     Азаренко И.Н., Капацевич Н.Н, Томилов Н.А.

2.   Проект планировки  территории  полуострова  Саперный
      острова Русский  для  строительства саммита АТЭС-2012
        «Российский институт градостроительства и
      инвестиционного  развития «ГИПРОГОР» г. Москва
      Бычков С.И., Ашлапов Н.И., Неустроев К.Ф., Шнайдер И.М., Барковская Ю.В.

   
3.  2-х этажный жилой дом  из клееного бруса в коттеджном поселке на Горьковском    водохранилище в Нижегородской обл.
 «Творческая мастерская архитектора Туманина С.Л.» г. Нижний Новгород
Туманин С.Л., Куликова Е.


Золотые дипломы фестиваля:
1.  «Садовые  кварталы»
      Проект части территории Квартала 473 в Хамовниках в Москве
 «Архитектурно бюро Сергея Скуратова» г. Москва
Скуратов С.А., Панев А.В., Назиралиев А.М., Асадов Н.А., Алендеев А.В.,  Барклянский А.С., Демидов Н.А., Дмитриев А.Ю., Клевакин Ю.А., Чурадаев А.А., Шалимов П.В., Маринин И.Е., Обвинцев В.А., Чернышов Д.А., Левина Ю.Б.,  Кирьянова М.П, Гуськова Е.В.

2.  Проект застройки нового комплекса Чеченского государственного университета  и  проект медицинского факультета (1 очередь)   в Грозном
     Группа компаний СТИЛЬ г. Владикавказ.
     Припутнев О.И., Чаленко И.В., Кайтуков С.К., Колесова О.М.,    Цопанов Р.Э., Уракова И.Г.,  Хугаева Л.И., Хацаева Е.А., Шильцова Ю.А.,  Гергиева  М.С.,  Кокова  М.С.


Смотр-конкурс  архитектурных произведений 2007-2009 годов. Раздел «Постройки»

Дипломы Союза архитекторов России:
1.Торгово-деловой центр «Китеж» с открытой многоярусной автопарковкой на 800 машиномест  в Москве
Архитекторы  Боков А.В., Буш Д.В., Кирдина Т.Г., Иванова Е.И.
Конструкторы Лившин М.Я., Бекмухамедов Е.Е.
 «Моспроект-4»  (Москва)
Строительная организация   «MР  Групп»

2. Жилой  дом экономкласса № 99 в Советском районе Волгограда
Архитекторы  Чуйков А.В., Усманова Р.И., Фомин С.В.
Конструктор  Ханов А.Е.
«Модерн-Проект»  (Волгоград)
Строительная организация  «Компания СПТ»

3. Бизнес-центр «Линкор» на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге
Архитекторы  Явейн Н.И., Кулаченков В.Л., Лемехов В.И., Соколов П.С.,
при участии Васильевой Т.Р., Волковой О.Н., Замёловой М.Н., Косова Д.П., Сологуб Т. Ю., Хмелевой В.В.
Конструкторы  Иоффе В.М., Курбатов О.А.
Архитектурная мастерская  «Студия 44» (Санкт-Петербург)
Строительная организация  «Центр-Инвест-Строй»

4. Бизнес-центр «Аэроплаза» на ул. Стартовая в Санкт-Петербурге
Архитекторы  Харченко О.А., Ильинская В.В., Литвинов В.П.
  «УРБИС-СПБ»  (Санкт-Петербург)
Строительная организация  «Техносервис»

5. Торгово-развлекательный комплекс в Выборгском районе Санкт-Петербурга
Архитекторы  Головин А.С., Шретер А.Е., Елюхина А.М., Цветкова Е.А.
Конструкторы Лобанов В.М., Взоров В.В., Штучкин В.В., Вяльшин В.Г., Соколова Н.Г., Трофимов М.А.., Тентлер Ю.Н., Кондратьева Е.И., Крамарева И.Н.
Главный инженер проекта Луцко Н.Е.
  «Головин & Шретер»  (Санкт-Петербург)
  «Простор-Л» (Санкт-Петербург)
Строительная организация  «Стройкомплекс XXI»

6. Многофункциональный жилой комплекс на ул.Бытха в Сочи
Архитекторы  Гинзбург А.В., Фадеев И.В.,  Никульшин А.А., Тимошина Ю.А., Кулева Ю.В., Лундина Л.В., Атрепьева Е.В.
Конструкторы Фролова Л.И., Кривошеин А.Н., Иовлев С.Ю., Ильенко Т.И., Коробейников А.Ю.
Инженер Мирсагатов М.В. Визуализация: Овчинников А.А., Бирюков А.А.
«Моспроект-4»  (Москва)
Строительная организация  «MР  Групп»

7. Жилой дом со встроенной автостоянкой в Малом пер. в Санкт-Петербурге
Архитекторы  Романов О.С. (рук.), Демёнов И.Н., Акимова А.В., Меньшиков Р.С.
«Санкт-Петербургский Институт Архитектуры» 
Строительная организация  ООО «Альфа»

8. Многофункционального комплекса «Атлантик-Сити» в  Санкт-Петербурге
Архитекторы  Гайкович С.В., Логвинов Е.О., Кукша Л.Л., Альтман В.М.,
 при участии Чистяковой М. В., Софроновой А.А., Тетёркина А.В., Рейдмана А.А.
Архитектурное бюро  «Студия 17»  (Санкт-Петербург)

9. Реставрация и приспособление под Музей истории Московского Кремля  памятника архитектуры XVI-XIX вв.
Комплекс Колокольни Ивана Великого Московского Кремля
Архитекторы  Степанова Е.В., Генсицкий В.В., Балашова Е.Х.
Инженеры Густова А.Н., Тутлис В.И., Попов А.И.
Конструктор Штавеман А.Б.
Научные консультанты  Баталов А.Л., Левыкин А.К.
Разработчик музейной технологии Конов А.Н.
«Реставратор-М»  (Москва)
Строительная организация  РПП «Таргет-Цель»

10. Реконструкция  производственного здания в бизнес-центр «Депо №1»
в Санкт-Петербурге
Архитекторы  Лявданский В.Э., Волкова Е.А., Кособрюхова С.В.
Конструктор Иванов В.А.
«Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская»  (Санкт-Петербург)
Строительная организация «Адамант-строй»


Бронзовые дипломы  фестиваля:
1. Жилой  комплекс  «Кристалл» на ул. Гоголя в Казани
«Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Величкина и Голованова»  (Москва)
Архитекторы Величкин Д.В., Голованов Н.Н., при участии Метелкина И.В., Шевченко А.А., Шевчука А.Д.
Конструкторы Мещанкин С.В., Шмакин Е.М.
Строительная организация  ПСО «Казань»

2. Торгово-выставочный комплекс на пл. Фаберже в Санкт-Петербурге
ППФ  «А.Лен»  (Санкт-Петербург)
Архитекторы Орешкин С.И., Андреева Р.В., Федорова М.В., Паринов П.В., Кружкова Н.Н. Афанасов В.Н.
Строительная организация  «Русские самоцветы»

3. Офис архитектурной мастерской «Студии 44» в Манежном пер. в Санкт-Петербурге
Архитектурная мастерская  «Студия 44»  (Санкт-Петербург)
Архитекторы Явейн Н.И., Романцев В.А., Сологуб Т.Ю., Снежкин Г.С., Счастливцева К.О.
Конструктор  Ярошевский Д.Ю.
Строительная организация «Градстрой»

Серебряные дипломы фестиваля:
1. Российская  академия театрального искусства -  ГИТИС
 «Моспроект - 4»  (Москва)
Архитекторы Асадова М.М., Крышталь М.В., Шульрихтер В.А., Балабанова П.И.,
при участии Колобаевой Е.С., Ефименковой О.К., Пушиной А.Б., Шилягиной Е.Н., Амосова М.В., Аванесовой Е.Р.
Инженер Пискунов В.В., Конструктор Родиченко П.Ю., при  участии Болотовой И.О., Еременко М.Е., Кушнер Ю.В., Панюшкиной Н.Н.
Интерьеры Асадов А.А., Санду А.И., Хромова М.В., при участии Славиной К.Л., Овчинникова И.В., Мурашко А.О.
Строительная организация  «СУ -155»

2. Многофункциональный  административно-жилой комплекс «БАРКЛИ-ПЛАЗА»
ООО «Архитектурное бюро Сергея Скуратова»  (Москва)
Архитекторы Скуратов С.А., Демидов Н.А., Шалимов П.В., Медведев А., Ишутина Н.
Строительная организация  «УКС -  Восток»

3. Станция  метрополитена «Спасская» в Санкт-Петербурге
«Архитектурная мастерская Рапопорта Е.М.»  (Санкт-Петербург)
Архитекторы Рапопорт Е.М., Хозацкий В.Г., Морозова В.Н.
Художники Репин С., Сухов В., Уралов  И., Фомин Н.
Строительная организация  «СМУ-13 Метрострой»

Золотые Дипломы фестиваля:

1. Гостиница на пл. Островского в Санкт-Петербурге
«Евгений Герасимов и партнеры»  (Санкт-Петербург)
Архитекторы Герасимов Е.Л., Петрова З.В., Бахорина И.Г., Манов О.В., Серебрякова Я.В.
Конструкторы Резниченко М.Я., Ильина Ю.И., Платонова Т.П., Антонов В.Ю., Пестова Е.Н., Рыжова С.В., 
Инженер Ухова Н.П.
Строительная организация  «AMR»

2. Многофункциональный офисно-деловой комплекс «Новоданиловский Форт» в Москве
«Архитектурное бюро Сергея Скуратова»  (Москва)
Архитекторы Скуратов С.А., Романов А.С., Кузнецова Е.И.
Строительная организация  «MР  Групп»


 Почетный диплом фестиваля

Сергей Чобан , при участии Ирины Шиповой, Алексея Ильина, Сергея Кузнецова, Марины Кузнецкой  -- авторы кураторского проекта «Индустриальная архитектура прошлого – ресурс для будущего»


Медали Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство им. В.И. Баженова»

  1. Скуратов Сергей Александрович
  2. Раппопорт  Евгений Менделевич
  3. Величкин Дмитрий  Валентинович
  4. Голованов Николай Николаевич



19 Октября 2009

Похожие статьи
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Пресса: Хрустальный Дедал. Высшую награду «Зодчества-2009»...
Архитектурное и объемно-планировочное решение школы обусловлены стесненностью сложившейся территории школы, а также застройкой улиц Советской Армии и Трифоновской. Здание запроектировано четырехэтажным, с функциональным разделением школьных помещений. Учебные классы ориентированы на дворовую часть территории и отделены от шума транспортной магистрали коридорами и рекреационными зонами.
Пресса: Реконструкция. «Волна» принесла своим авторам бронзовый...
Торгово-выставочный комплекс размещается на участке площадью 22 792 кв. метров, ограниченном с северо-запада – проездом вдоль левого берега Большой Охты, с запада – проспектом Энергетиков, с юго-востока – Заневским проспектом и с севера – территорией ООО «Тэкс».
Пресса: Серебро за дерево. Актуализированная русская архитектурная...
Проект двухэтажного загородного дома выполнен для семьи из 4–6 человек. Предполагаемое место строительства – сосновый бор на побережье Горьковского водохранилища. Стены и основные конструкции дома выполнены из высокоэкологичного, не требующего внешней и внутренней отделки клееного бруса, темного – для первого этажа, светлого – для второго.
Перезимуем
Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.
Пресса: Зеленый индекс
«Индекс устойчивости» — тема семнадцатого фестиваля «Зодчество», прошедшего в Москве. Архитектура и экология России требуют индексации: государству необходимо сверху стимулировать внедрение экотехнологий за счет льготного кредитования и налогообложения, а также покрыть часть издержек на развитие отечественной экоиндустрии.
Пресса: Индекс устойчивости петербуржцев
Проект жилого комплекса «Жерновка», реализованный в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, признан лучшим проектом квартальной застройки на XVII Международном фестивале «Зодчество-2009».
Архитектура по-взрослому
Когда два года назад проект школы для детей-сирот в Кожухово (АМ «Атриум») удостоился нескольких профессиональных наград, в России заговорили о том, что аксиома о благотворном влиянии качественной архитектуры на гармоничное развитие личности и у нас, наконец, из теории перешла в раздел актуальной практики. «Зодчество-2009» это подтвердило во всей полноте: в экспозиции было представлено небывало много проектов дошкольных и среднеобразовательных учебных заведений, а «Хрустальный Дедал», как известно, достался зданию школы №1414 на ул. Советской Армии (ЗАО «АРСТ»).
Пресса: Выход в зеленое. В России только заказчики коттеджей...
На прошедшем в Москве с 15 по 18 октября XVII архитектурном фестивале «Зодчество» главной темой стала экология. «Нефтяные деньги исключали заботу об экономии ресурсов. Теперь время задуматься о соответствии мировым экологическим стандартам», — объявил куратор фестиваля архитектор Юрий Аввакумов.
Пресса: Российские архитекторы переключились с бизнеса на...
На прошлой неделе в Москве прошел XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Тема фестиваля в этом году была сформулирована как «Индекс устойчивости» – организаторы стремились доказать, что, несмотря на экономический кризис, в России продолжается не только панельное домостроение, но и реализация по-настоящему интересных проектов современной архитектуры.
Пресса: Индекс устойчивости тяготеет к воспоминаниям о будущем
С Фестиваля «Зодчество-2009» / В Манеже состоялся XVII Международный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России и собравший более 200 участников из 30 городов и регионов. На этот раз он прошел под лозунгом «Индекс устойчивости», предложенный его куратором Ю.Аввакумовым.
Пресса: "Дедал" прилетел в школу
В столичном Центральном выставочном зале "Манеж" завершил работу ХVII Международный фестиваль "Зодчество".
Пресса: В Москве может появиться еще один "Сити"
В столичном Государственном выставочном зале "Манеж" завершил работу ХVII Международный фестиваль "Зодчество". По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в кризисном году его отличало скромное количество участников - их было около 70, и обилие оригинальных проектов, в частности,строительство еще одного крупного делового центра.
Пресса: Архитектурный индекс устойчивости
Ведущие российские и зарубежные архитекторы продемонстрировали свои проекты на 17-м международном фестивале «Зодчество-2009», прошедшем в Манеже с 15 по 18 октября.
«Индекс устойчивости» – в разнообразии
Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве.
«Зодчество-2009»: разговор с куратором
Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.