Хрустальные колонны

Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.

Реклама
mainImg
Компaния:
AGC Glass Russia
Контакты:
AGC Russia
г. Москва, Романов переулок, д.4, стр.2, БЦ «Романов двор»
Т: +7 (495) 411 65 65
Изящный, точный, очень выразительный ход архитекторов бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», придумавших способ организации диалога не только между плоскостью фасада и окружающей средой, но и между самим зданием и контекстом Кутузовского проспекта, позволил утвердить прозрачные подсвеченные колонны в роли ключевого элемента клубный дом «Кутузовский XII» – метафоры «городского светильника».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Дом привлекает внимание профессионалов, любителей архитектуры и обычных прохожих – особенно по вечерам, когда множество стеклянных колонн ярко подсвечены и дом буквально фонтанирует светом как гигантский городской фонарь, утверждая «красоту и прочность жизни».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Колонны – стеклянные трубки молированного стекла Planibel Crystalvision без капителей и баз, стянутые поблескивающими металлическими обручами, мерно расставлены перед тремя фасадами: обращенным к проспекту главным и двумя торцевыми. Они установлены в распор между консолями выноса междуярусных плит. Горизонтали плит объединяют этажи по два и по три, стеклянные трубки получаются высокими и стройными. Кажется, что они «прошивают» тонкие фризы насквозь. Пересечение округлых стволов и плит придает фасадам объем, пластику и даже глубину, а прозрачность и свечение стекла – интригу.

Основой для колонн служат установленные внутри металлические трубы диаметром 25 см. Их окружают отражатели звездчатой формы из согнутого металла, окрашенного заводским способом в светлый цвет. Золотистые обручи из нержавеющей стали, покрытые напылением нитрида титана, служат креплениями: они соединяют между собой прозрачные оболочки из закаленного моллированного триплекса.
Схема колонн. Клубный дом «Кутузовский, XII»
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Высота каждого цилиндрического элемента составляет 2200 мм, диаметр – 1100 мм. В нижнем ярусе здания высота стеклянных колонн, состоящих из пяти цилиндрических элементов, составляет около 10, в верхнем – 8,8 метров, в основной части здания – 6,6 метров.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / Цимайло Ляшенко и Партнеры

Стеклянная оболочка цилиндров – уже ставшие знаменитыми в Москве «хрустальные колонны» - изготовлена из стекла Planibel Crystalvision производства компании AGC. Именно уникальная прозрачность стекла, «усиленная» подсветкой колонн ночью, делает их «элементом ультра-си» для современного фасада.

Первоначально архитекторы вдохновились инсталляцией «Колонна» Алексея Козыря и Ильи Байбака, показанной однажды на Арх Москве – там колонна-светильник от пола до потолка была составлена из светящихся трубок. Для фасада «Кутузовского XII» тоже рассматривали трубки диаметром 10 см, но от идеи пришлось отказаться: отчасти из-за дороговизны такого решения, но прежде всего из соображений безопасности – трубки могли не выдержать ветровых нагрузок и треснуть. Закаленный триплекс намного более надежен. Эффекта, между тем, удалось добиться почти такого же: лампочки подсветки установлены сверху и снизу в пазухах отражателей, так что издали возникает эффект множества светящихся вертикалей, подчеркнутых белыми полосками шелкографии, нанесенными на стекло снаружи. Отражатели, кроме того, собирают свет в «пучки», – вечером лучики хорошо видны и на горизонтальных плоскостях, и на поверхности стен.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Днем же сверхпрозрачное абсолютно нейтральное стекло Planibel Crystalvision не скрывает размещенного внутри «звезды» отражателя, позволяет при желании разглядеть его – в этом суть эстетики хай-тека – хотя важнее, что колонны приобретают глубину и одновременно ребристость, вызывающую в памяти мраморные каннелюры, важный элемент языка классической архитектуры – который, в свою очередь, приводит нас от очевидного хай-тека к метафоре традиционной формы, воспетой теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. Такого рода «двуязыкость» позволяет фасаду дома на Кутузовском салютовать как стеклянным небоскребам Сити, которые маячат к западу от него, так и расположенной восточнее гостинице «Украина». Да и в целом ему удается встроиться в традиционный контекст сталинского проспекта, не утратив современности.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Но разберемся же в том, как устроен этот элемент, столь остроумно придуманный Александром Цимайло и Николаем Ляшенко.​

Воплощение замысла потребовало очень качественного материала и тщательной, во многом творческой работы производителей – своего рода инженерного креатива на прочной основе хорошего современного стекла с уникальными характеристиками. 

Стекло Crystalvision: абсолютная прозрачность и чистота цветопередачи
В доме «Кутузовский XII» триплекс толщиной 6 мм из просветленного стекла Crystalvision использован в стеклянных оболочках колонн на фасаде и в ограждениях французских окон «в пол».

Стеклопакеты окон составлены из стекла Planibel Crystalvision толщиной 8 мм и мультифункционального стекла Top N+T толщиной 6 мм. Такое решение позволило дополнить нейтральность и чистоту цветопередачи Planibel Crystalvision теплоизоляционными и солнцезащитными функциями стекла Top N+T. Использование триплекса в составе стеклопакетов создает дополнительную шумоизоляцию для максимального комфорта жителей комплекса.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Таким образом, в здании соблюдены два важных тренда современности: стекло нейтральное, прозрачное, а в оконных проемах еще и энергоэффективное – зимой оно сохраняет тепло, летом прохладу.

Crystalvision – уникальное стекло, разработанное специалистами AGC. По признанию многих профессионалов отрасли, появление подобного инновационного материала знаменует, ни много ни мало, новую веху в развитии архитектуры и дизайна интерьеров.
zooming
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Planibel Crystalvision максимально нейтрально: не имеет желтых, зеленых или голубых оттенков, которые, как правило, встречаются даже в просветленных стеклах и хорошо различимы человеческим глазом. У стекла Crystalvision параметр CRI – Color Rendering Index, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому цвету этого тела при освещении его данным источником света – равен 100. Иными словами, цвет предмета при взгляде на него через такое стекло не искажается вообще. В то же время коэффициент светопропускания LT, или Light Transmission, стекла Crystalvision составляет 91, и это очень высокий показатель даже по сравнению с другими просветленными стеклами.
cic =

Александр Клочков, руководитель группы архитектурных проектов AGC:

«Для нас важно видеть продукт AGC на осуществленных проектах – это позволяет оценить и продемонстрировать его возможности на реальном примере. А клубный дом «Кутузовский, XII» особенно интересен – прежде всего потому, что именно стекло Crystalvision стало одним из ключевых элементов его образности, тем материалом, который помог воплотить смелый замысел авторов проекта.

Реализация потребовала немалых усилий и творческого подхода от производителей: для осуществления проекта было разработано несколько индивидуальных решений, предназначенных непосредственно для дома на Кутузовском. Но все сложности были преодолены и теперь мы имеем совершенно новый, не побоюсь этого слова, уникальный вариант использования современного стекла на фасаде. Актуальная архитектура постоянно требует создания новых, инновационных материалов, и Crystalvision – именно такой материал. Можно сказать, что идеи архитекторов двигают прогресс производителей, и наоборот, наша продукция подстегивает креативность архитекторов».

Моллирование
Концептуальным материалом проекта «Кутузовский XII» стало именно моллированное просветленное стекло AGC. Слово «моллированное» произошло от латинского «mollio» – «плавить, размягчать».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Стеклянная оболочка колонн – триплексы - изготовлены из стекла Planibel Crystalvision компанией АО «Завод ЛИТ», расположенной в Переславле-Залесском. Триплекс – многослойное закаленное стекло, состоящее из двух согнутых стеклянных листов радиусом 550 мм. Для данного проекта был специально изготовлен модуль моллирования, встроенный в уже существующую линию закалки стекла, который позволил изготовить моллированные элементы колонн с малым радиусом и большой высотой.

Процесс производства моллированных многослойных элементов колонн состоял из пяти условных этапов:
  • Резка стеклянных заготовок и полировка кромки
  • Нанесение рисунка керамической краской
  • Моллирование стекла с закалкой
  • Ламинирование
  • Установка технологических элементов и упаковка
На первом этапе листы исходного стекла толщиной 2 мм резались на заготовки необходимых размеров и полировалась кромка.

Далее на заготовки керамической краской наносился рисунок в виде параллельных полос.
zooming
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

После того, как рисунок был нанесен, заготовке придавалась нужная форма – форма полуцилиндра, и закреплялась краска, которая становилась неотъемлемой частью стекла: стеклянная заготовка разогревалась до температуры размягчения (680 С) и быстро перемещалась в модуль моллирования, где стеклу, зафиксированному между двумя рядами подвижных валиков, придавали форму полуцилиндра. После того как заготовка принимала окончательную форму, ее резко охлаждали равномерным плотным потоком воздуха. Так происходил процесс моллирования и термической закалки, повышающей показатели прочности стекла.

Далее моллированные заготовки соединяли между собой архитектурной полимерной пленкой в вакуумной камере, из которой, после завершения процесса, «выезжали» готовые стеклянные полуцилиндры – триплексы.
Готовые панели – полуцилиндры из молированного стекла Planibel CrystalVision. Даже в триплексе видно – что стекло сверхпрозрачное.
Фотография предоставлена компанией АО «Завод ЛИТ».

На завершающей стадии производства на эти полуцилиндры устанавливали крепежные элементы, необходимые для монтажа: ролики скольжения, защитные уголки и опорные втулки. Далее каждому элементу колонны присвоили индивидуальный порядковый номер для его отслеживания на стройплощадке, после чего элементы упаковывали и отправляли на объект.
cic =

Максим Чудновский, директор по развитию
АО Завод «Лит»:

«Стеклянные колонны «Кутузовского, XII» стали для нас одим из наиболее сложных и амбициозных проектов, так как требования по повторяемости производимых элементов были в данном случае беспрецедентно жесткими. Самым сложным был старт проекта: мы проводили день за днем, настраивая производственные линии для достижения требуемой точности геометрии и повторяемости формы каждого нового изделия. Были слезы, было отчаяние, были бессонные ночи, были многие тонны стекла в «мусор», но нам все удалось – 1491 идеальный элемент.

Мне кажется, что всей большой команде проекта удалось сделать главное –- соединить в работе красивый и благородный архитектурный образ с высококлассным техническим и технологическим наполнением».

Смена лампочек подсветки и очистка
Существенное достоинство конструкции стеклянных колонн состоит в том, что цилиндры их оболочки не закреплены жестко, а подвижны. Специально разработанные ролики позволяют сдвинуть панель, протереть ее изнутри или заменить светильник.

За проектирование и изготовление несущих металлоконструкций и «начинки» колонн, также как и за их установку на фасаде, отвечали специалисты компании «Строительные технологии».
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография предоставлена компанией ООО «Строительные технологии»:

Система открывания-закрывания оболочек – абсолютное ноу-хау, решение разработано компанией «Строительные технологии» совместно со специалистами АО «Завод «ЛИТ» специально для фасадов дома на Кутузовском.

cic =

Сергей Балабанов, Генеральный директор ООО «Строительные технологии»:

«Задача оказалась непростой. Стекло крепится в пазах и двигается по направляющим –откатным элементам, разработанным специально для этого проекта. Можно с уверенностью сказать, что все элементы, используемые в колоннах, – нестандартные. Зазоры между стеклами минимальные – внутрь практически не проникает пыль, и в то же время стекло не запотевает. Монтаж проводили при помощи выносных лебедок, конструкцию которых дорабатывали и усовершенствовали специально для решения поставленной задачи.

Дело в том, что масса одной колонны в сборке достигала 2-2,5 тонн, а нам надо было с соблюдением всех правил безопасности завести такой объем сквозь строительные леса на фасаде и установить между бетонными перекрытиями. Стеклянные панели и элементы декоративных колец монтировали вручную».

Отражатели
Для изготовления отражателей, установленных внутри колонн, специалисты компании «Строительные технологии» сконструировали специальный гибочный станок, который позволил согнуть гофрированные радиусные детали так, как это было задумано проектировщиками. Проводка подсветки скрыта внутри отражателя. В качестве крепежа в колоннах используются заклепки и фальцевые соединения.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Все эти усилия и специально разработанные решения делают премиальный дом в своем роде исключительным. Как видим, здесь на уникальный, во всех отношениях элитный образ работает не только пресловутый location – расположение в начале Кутузовского проспекта и магазин Lamborghini по соседству, и даже не только качественный натуральный известняк на фасадах – все это достаточно обычные признаки премиальных домов. «Кутузовский XII» подкупает еще и высокотехнологичностью: использованием самых современных материалов, таких как сверхпрозрачное и нейтральное стекло Crystalvision, мультифункциональное стекло Top N+T от AGC. Не менее важно и то, что многие решения разработаны непосредственно для проекта – в данном случае идеи архитекторов в прямом смысле стимулируют, пусть и точечно, развитие строительных технологий. Хотелось бы, чтобы примеры такого рода сотрудничества как «двигателя прогресса» случались на наших просторах чаще.
Клубный дом «Кутузовский, XII»
Фотография © Илья Иванов / AGC

Поставщики, технологии

AGC Glass Russia

05 Августа 2020

AGC Glass Russia: другие статьи и новости
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Состоялось открытие нового выставочного пространства...
Для интерьера были выбраны абсолютно нейтральное стекло Crystalvision, коллекции лакированных стекол с глянцевой (Lacobel) и матовой (Matelac) поверхностью, матированное стекло Matelux, зеркальное стекло Stopsol Phoenix, а остекление фасадов выполнено с применением Energy Light on Crystalvision.
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.