Руководители авторского коллектива: Александр Цимайло, Николай Ляшенко; главные архитекторы проекта: Павел Тютюнник, Антон Путилов, Алексей Шкудов; архитекторы: Татьяна Душина, Станислав Каптур, Наиля Латыпова, Кристина Никитина, Иван Пашкевич, Всеволод Хаблиев, Александра Якушенко; генпланист: Ольга Насырова
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Изящный, точный, очень выразительный ход архитекторов бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», придумавших способ организации диалога не только между плоскостью фасада и окружающей средой, но и между самим зданием и контекстом Кутузовского проспекта, позволил утвердить прозрачные подсвеченные колонны в роли ключевого элемента клубный дом «Кутузовский XII» – метафоры «городского светильника».
Дом привлекает внимание профессионалов, любителей архитектуры и обычных прохожих – особенно по вечерам, когда множество стеклянных колонн ярко подсвечены и дом буквально фонтанирует светом как гигантский городской фонарь, утверждая «красоту и прочность жизни».
Колонны – стеклянные трубки молированного стекла Planibel Crystalvision без капителей и баз, стянутые поблескивающими металлическими обручами, мерно расставлены перед тремя фасадами: обращенным к проспекту главным и двумя торцевыми. Они установлены в распор между консолями выноса междуярусных плит. Горизонтали плит объединяют этажи по два и по три, стеклянные трубки получаются высокими и стройными. Кажется, что они «прошивают» тонкие фризы насквозь. Пересечение округлых стволов и плит придает фасадам объем, пластику и даже глубину, а прозрачность и свечение стекла – интригу.
Основой для колонн служат установленные внутри металлические трубы диаметром 25 см. Их окружают отражатели звездчатой формы из согнутого металла, окрашенного заводским способом в светлый цвет. Золотистые обручи из нержавеющей стали, покрытые напылением нитрида титана, служат креплениями: они соединяют между собой прозрачные оболочки из закаленного моллированного триплекса.
Высота каждого цилиндрического элемента составляет 2200 мм, диаметр – 1100 мм. В нижнем ярусе здания высота стеклянных колонн, состоящих из пяти цилиндрических элементов, составляет около 10, в верхнем – 8,8 метров, в основной части здания – 6,6 метров.
Стеклянная оболочка цилиндров – уже ставшие знаменитыми в Москве «хрустальные колонны» - изготовлена из стекла Planibel Crystalvision производства компании AGC. Именно уникальная прозрачность стекла, «усиленная» подсветкой колонн ночью, делает их «элементом ультра-си» для современного фасада.
Первоначально архитекторы вдохновились инсталляцией «Колонна» Алексея Козыря и Ильи Байбака, показанной однажды на Арх Москве – там колонна-светильник от пола до потолка была составлена из светящихся трубок. Для фасада «Кутузовского XII» тоже рассматривали трубки диаметром 10 см, но от идеи пришлось отказаться: отчасти из-за дороговизны такого решения, но прежде всего из соображений безопасности – трубки могли не выдержать ветровых нагрузок и треснуть. Закаленный триплекс намного более надежен. Эффекта, между тем, удалось добиться почти такого же: лампочки подсветки установлены сверху и снизу в пазухах отражателей, так что издали возникает эффект множества светящихся вертикалей, подчеркнутых белыми полосками шелкографии, нанесенными на стекло снаружи. Отражатели, кроме того, собирают свет в «пучки», – вечером лучики хорошо видны и на горизонтальных плоскостях, и на поверхности стен.
Днем же сверхпрозрачное абсолютно нейтральное стекло Planibel Crystalvision не скрывает размещенного внутри «звезды» отражателя, позволяет при желании разглядеть его – в этом суть эстетики хай-тека – хотя важнее, что колонны приобретают глубину и одновременно ребристость, вызывающую в памяти мраморные каннелюры, важный элемент языка классической архитектуры – который, в свою очередь, приводит нас от очевидного хай-тека к метафоре традиционной формы, воспетой теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. Такого рода «двуязыкость» позволяет фасаду дома на Кутузовском салютовать как стеклянным небоскребам Сити, которые маячат к западу от него, так и расположенной восточнее гостинице «Украина». Да и в целом ему удается встроиться в традиционный контекст сталинского проспекта, не утратив современности.
Но разберемся же в том, как устроен этот элемент, столь остроумно придуманный Александром Цимайло и Николаем Ляшенко.
Воплощение замысла потребовало очень качественного материала и тщательной, во многом творческой работы производителей – своего рода инженерного креатива на прочной основе хорошего современного стекла с уникальными характеристиками.
Стекло Crystalvision: абсолютная прозрачность и чистота цветопередачи
В доме «Кутузовский XII» триплекс толщиной 6 мм из просветленного стекла Crystalvision использован в стеклянных оболочках колонн на фасаде и в ограждениях французских окон «в пол».
Таким образом, в здании соблюдены два важных тренда современности: стекло нейтральное, прозрачное, а в оконных проемах еще и энергоэффективное – зимой оно сохраняет тепло, летом прохладу.
Crystalvision – уникальное стекло, разработанное специалистами AGC. По признанию многих профессионалов отрасли, появление подобного инновационного материала знаменует, ни много ни мало, новую веху в развитии архитектуры и дизайна интерьеров.
Planibel Crystalvision максимально нейтрально: не имеет желтых, зеленых или голубых оттенков, которые, как правило, встречаются даже в просветленных стеклах и хорошо различимы человеческим глазом. У стекла Crystalvision параметр CRI – Color Rendering Index, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому цвету этого тела при освещении его данным источником света – равен 100. Иными словами, цвет предмета при взгляде на него через такое стекло не искажается вообще. В то же время коэффициент светопропускания LT, или Light Transmission, стекла Crystalvision составляет 91, и это очень высокий показатель даже по сравнению с другими просветленными стеклами.
Александр Клочков, руководитель группы архитектурных проектов AGC:
«Для нас важно видеть продукт AGC на осуществленных проектах – это позволяет оценить и продемонстрировать его возможности на реальном примере. А клубный дом «Кутузовский, XII» особенно интересен – прежде всего потому, что именно стекло Crystalvision стало одним из ключевых элементов его образности, тем материалом, который помог воплотить смелый замысел авторов проекта.
Реализация потребовала немалых усилий и творческого подхода от производителей: для осуществления проекта было разработано несколько индивидуальных решений, предназначенных непосредственно для дома на Кутузовском. Но все сложности были преодолены и теперь мы имеем совершенно новый, не побоюсь этого слова, уникальный вариант использования современного стекла на фасаде. Актуальная архитектура постоянно требует создания новых, инновационных материалов, и Crystalvision – именно такой материал. Можно сказать, что идеи архитекторов двигают прогресс производителей, и наоборот, наша продукция подстегивает креативность архитекторов».
Моллирование
Концептуальным материалом проекта «Кутузовский XII» стало именно моллированное просветленное стекло AGC. Слово «моллированное» произошло от латинского «mollio» – «плавить, размягчать».
Стеклянная оболочка колонн – триплексы - изготовлены из стекла Planibel Crystalvision компанией АО «Завод ЛИТ», расположенной в Переславле-Залесском. Триплекс – многослойное закаленное стекло, состоящее из двух согнутых стеклянных листов радиусом 550 мм. Для данного проекта был специально изготовлен модуль моллирования, встроенный в уже существующую линию закалки стекла, который позволил изготовить моллированные элементы колонн с малым радиусом и большой высотой.
Процесс производства моллированных многослойных элементов колонн состоял из пяти условных этапов:
Резка стеклянных заготовок и полировка кромки
Нанесение рисунка керамической краской
Моллирование стекла с закалкой
Ламинирование
Установка технологических элементов и упаковка
На первом этапе листы исходного стекла толщиной 2 мм резались на заготовки необходимых размеров и полировалась кромка.
Далее на заготовки керамической краской наносился рисунок в виде параллельных полос.
После того, как рисунок был нанесен, заготовке придавалась нужная форма – форма полуцилиндра, и закреплялась краска, которая становилась неотъемлемой частью стекла: стеклянная заготовка разогревалась до температуры размягчения (680 С) и быстро перемещалась в модуль моллирования, где стеклу, зафиксированному между двумя рядами подвижных валиков, придавали форму полуцилиндра. После того как заготовка принимала окончательную форму, ее резко охлаждали равномерным плотным потоком воздуха. Так происходил процесс моллирования и термической закалки, повышающей показатели прочности стекла.
Далее моллированные заготовки соединяли между собой архитектурной полимерной пленкой в вакуумной камере, из которой, после завершения процесса, «выезжали» готовые стеклянные полуцилиндры – триплексы.
Готовые панели – полуцилиндры из молированного стекла Planibel CrystalVision. Даже в триплексе видно – что стекло сверхпрозрачное.
Фотография предоставлена компанией АО «Завод ЛИТ».
На завершающей стадии производства на эти полуцилиндры устанавливали крепежные элементы, необходимые для монтажа: ролики скольжения, защитные уголки и опорные втулки. Далее каждому элементу колонны присвоили индивидуальный порядковый номер для его отслеживания на стройплощадке, после чего элементы упаковывали и отправляли на объект.
Максим Чудновский, директор по развитию АО Завод «Лит»:
«Стеклянные колонны «Кутузовского, XII» стали для нас одим из наиболее сложных и амбициозных проектов, так как требования по повторяемости производимых элементов были в данном случае беспрецедентно жесткими. Самым сложным был старт проекта: мы проводили день за днем, настраивая производственные линии для достижения требуемой точности геометрии и повторяемости формы каждого нового изделия. Были слезы, было отчаяние, были бессонные ночи, были многие тонны стекла в «мусор», но нам все удалось – 1491 идеальный элемент.
Мне кажется, что всей большой команде проекта удалось сделать главное –- соединить в работе красивый и благородный архитектурный образ с высококлассным техническим и технологическим наполнением».
Смена лампочек подсветки и очистка
Существенное достоинство конструкции стеклянных колонн состоит в том, что цилиндры их оболочки не закреплены жестко, а подвижны. Специально разработанные ролики позволяют сдвинуть панель, протереть ее изнутри или заменить светильник.
За проектирование и изготовление несущих металлоконструкций и «начинки» колонн, также как и за их установку на фасаде, отвечали специалисты компании «Строительные технологии».
Фотография предоставлена компанией ООО «Строительные технологии»:
Система открывания-закрывания оболочек – абсолютное ноу-хау, решение разработано компанией «Строительные технологии» совместно со специалистами АО «Завод «ЛИТ»специально для фасадов дома на Кутузовском.
Сергей Балабанов, Генеральный директор ООО «Строительные технологии»:
«Задача оказалась непростой. Стекло крепится в пазах и двигается по направляющим –откатным элементам, разработанным специально для этого проекта. Можно с уверенностью сказать, что все элементы, используемые в колоннах, – нестандартные. Зазоры между стеклами минимальные – внутрь практически не проникает пыль, и в то же время стекло не запотевает. Монтаж проводили при помощи выносных лебедок, конструкцию которых дорабатывали и усовершенствовали специально для решения поставленной задачи.
Дело в том, что масса одной колонны в сборке достигала 2-2,5 тонн, а нам надо было с соблюдением всех правил безопасности завести такой объем сквозь строительные леса на фасаде и установить между бетонными перекрытиями. Стеклянные панели и элементы декоративных колец монтировали вручную».
Отражатели
Для изготовления отражателей, установленных внутри колонн, специалисты компании «Строительные технологии» сконструировали специальный гибочный станок, который позволил согнуть гофрированные радиусные детали так, как это было задумано проектировщиками. Проводка подсветки скрыта внутри отражателя. В качестве крепежа в колоннах используются заклепки и фальцевые соединения.
Все эти усилия и специально разработанные решения делают премиальный дом в своем роде исключительным. Как видим, здесь на уникальный, во всех отношениях элитный образ работает не только пресловутый location – расположение в начале Кутузовского проспекта и магазин Lamborghini по соседству, и даже не только качественный натуральный известняк на фасадах – все это достаточно обычные признаки премиальных домов. «Кутузовский XII» подкупает еще и высокотехнологичностью: использованием самых современных материалов, таких как сверхпрозрачное и нейтральное стекло Crystalvision, мультифункциональное стекло Top N+T от AGC. Не менее важно и то, что многие решения разработаны непосредственно для проекта – в данном случае идеи архитекторов в прямом смысле стимулируют, пусть и точечно, развитие строительных технологий. Хотелось бы, чтобы примеры такого рода сотрудничества как «двигателя прогресса» случались на наших просторах чаще.