Фасад в технике кьяроскуро

С помощью фасадных панелей из фиброцемента EQUITONE, жилому комплексу «Серебряный бор» удалось приблизиться к образу деревянного дома, стать теплее и живее.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

20 Февраля 2018
Архитектура Реклама
mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
ЖК «Серебряный Бор»
Россия, Москва, ул. Живописная, вл. 21

2015 / 12.2016 — 2019

Застройщик: ООО «Строитель» (дочерняя компания «Кортрос»)
Заказчик: ООО «ОСЗ»
Компaния:
EQUITONE
0 Жилой комплекс, спроектированный архитектурным бюро «Остоженка», строится в одной из самых больших рекреационных зон столицы: у слияния реки Москвы и канала Хорошевское Спрямление. Из окон откроется вид на Щукинский полуостров и лесопарк «Серебряный бор», в честь которого и назван дом. Ближайшие соседи – спортивный комплекс «Октябрь» и парк с вековыми соснами, за ними – прогулочная набережная и обширные зеленые кварталы невысотной застройки. Исчерпывающее представление о местоположении здания дает виртуальная панорама.
Жилой комплекс «Серебряный Бор» © Архитектурное бюро «Остоженка»

Комплекс из трех 22-этажных секций, объединенных стилобатом и образующих полуквартал, должен стать доминантой довольно обширного района. Архитектура призвана породнить его с природным окружением. Во многом эта задача решается с помощью панелей из фиброцемента EQUITONE, которыми облицованы внешние фасады здания, обращенные к каналу и спорткомплексу.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф

Всего было использовано 15 000 м2 материала Equitone [tectiva] оттенка ТЕ30, который внешне очень напоминает дерево. На этом, впрочем, сходство не заканчивается. Экологические характеристики фиброцемента достаточно высоки. Его создатель Людвиг Хатчек задумал соединить в новом материале четыре земных стихии, поэтому он состоит только из цемента, волокон целлюлозы, песка, воды и воздуха. Эти элементы дают выраженную фактуру: серия [tectiva] напоминает «ворсистое, текстурное, льняное полотно», и каждая панель уникальна. Кроме того, фиброцемент прекрасно подходит нашему климату: он устойчив к морозам и дождям, не нагревается в жаркие дни. А окрашивание в массе позволяет сохранять его эстетические качества: царапины и сколы не заметны. Пока в России невозможно строительство высотных домов из дерева, фиброцемент видится достойной альтернативой для проектов, дружественных к окружающей среде.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф

Максимальный размер панелей Equitone – 3,10 х 1,25 м, но при необходимости они легко нарезаются по проектным размерам. В данном случае заказчик предъявлял высокие требования к качеству исполнения фасада, так что пригодилась одна из дополнительных услуг, оказываемых Equitone строителям – раскрой панелей для облицовочных сегментов разной геометрии. Это значительно ускорило монтаж и обеспечило качество стыковочных линий, подчеркнув рельефный волнообразный фасад, разработанный архитекторами «Остоженки».
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор». Панели в процессе монтажа / дом-серебряныйбор.рф
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор». Панели в процессе монтажа / дом-серебряныйбор.рф

Край здания сформирован неравномерными выступами и нишами. Эта живая линия задает непростой объем, который дополнительно усложняется ритмом простенков. Они декорированы панелями, раскроенными в виде пилонов, которые поставлены так, что получается «волнующаяся» сетка. Если смотреть на здание близко, то ритм читается как вдох-выдох, издалека же, благодаря игре цвета, света и тени, он напоминает рябь на воде. Или гравюру, выполненную в технике кьяроскуро – когда отпечаток делается с нескольких деревянных досок, проявляя форму разными оттенками одного цвета.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» © Архитектурное бюро «Остоженка»

Стоит отметить, что подобная пластика встречалась и на фасадах модернистских зданий 1970-х годов. Можно вспомнить Педагогический институт имени И.Н. Ульянова в Ульяновске – те же пилоны, но подчиненные жесткому, несколько даже монотонному ритму. Тогда декоративные элементы были монолитными, сейчас фасадные конструкции гораздо легче. Толщина панелей Equitone – всего 12 мм.
zooming
Педагогический институт имени И.Н. Ульянова в Ульяновске. Фотография © Алена Кузнецова
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф

Не менее интересна «изнанка» дома, раскрывающаяся в сторону ближайшего соснового леса и центра города, – здесь соседствуют кирпичная кладка и дерево, стекло и металл, перфорированная сетка и гладкие поверхности.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф

В доме запланировано 426 квартир, большинство из них – одно- и двухкомнатные. На последних этажах разместятся пентхаусы с террасами. Они контрастируют с вибрирующей поверхностью фасада – это лаконичные черные кубы, немного отодвинутые от края здания.
zooming
Жилой комплекс «Серебряный Бор» /дом-серебряныйбор.рф

Первые два этажа дома – нежилые, они чуть утоплены вглубь и оформлены теми же материалами, что и внутренний фасад. Часть помещений займет дошкольное учреждение. Свободный от машин двор отдан под детскую площадку, стоянки для велосипедов, цветники и зоны отдыха, оформленные перголами и ширмами с рисунком, напоминающим прожилки высохшего листа. На трехуровневом подземном паркинге поставят несколько зарядных станций для автомобилей Tesla.

С другими примерами применения панелей EQUITONE в российских и зарубежных постройках можно познакомиться на странице представительства EQUITONE.

Поставщики, технологии

EQUITONE
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
ЖК «Серебряный Бор»
Россия, Москва, ул. Живописная, вл. 21

2015 / 12.2016 — 2019

Застройщик: ООО «Строитель» (дочерняя компания «Кортрос»)
Заказчик: ООО «ОСЗ»

20 Февраля 2018

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
EQUITONE: другие статьи и новости
Ценности культуры
У международной команды EQUITONE есть повод для гордости: за последние годы продукция компании использовалась в строительстве более двадцати знаковых объектов культуры по всему миру.
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Оригами из фиброцемента
Оригинальное использование фиброцементных панелей EQUITONE позволило сделать здание районного супермаркета «Азбука вкуса» привлекательным, но не крикливым, одновременно подчеркивая статус компании-арендатора и вписывая здание в окружение.
Солнечные блики
Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
Благородный серый
Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
Затеряться в горах
Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
Текстура лёгкого тона
Панели EQUITONE сыграют существенную роль на фасадах домов второй очереди ЖК «Резиденция Сколково».
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.