Домой – в будущее. Антон Мосин: «Образцовый дом – это очень перспективно!»

Инновационная постройка – это сложно, но интересно. Именно поэтому проект компании VELUX «Образцовый дом – 2020», в рамках которого в Европе возводятся шесть экспериментальных зданий, приковывает к себе такое внимание.

Реклама
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Объекты проекта – образцы постройки будущего, сочетающие высокий уровень комфорта обитателей, энергоэффективность и экологичность. Один из них, «Зеленый маяк» в Копенгагене, в  2010 году посетил Дмитрий Медведев и рекомендовал российским строителям активнее применять передовые зарубежные технологии.

По приглашению компании VELUX гостем проекта «Образцовый дом – 2020» стал известный московский архитектор Антон Мосин. Вернувшись из Дании, он поделился впечатлениями о поездке и своим мнением о перспективах реализации подобных проектов в России.

Все объекты проекта – грамотное воплощение идеи «активного дома». Согласно этой концепции здание потребляет минимальное количество энергии (подобно «пассивному»), одновременно вырабатывает ее, обеспечивая себя и отдавая запасы в центральную сеть. В объектах «Образцовый дом – 2020» солнечный свет используется не только как источник энергии, но и вместе со свежим воздухом становится основным составляющим комфортного и здорового микроклимата в помещениях.  

– Антон, как прошла ваша поездка? Каковы впечатления от посещения объектов?

– Надо отдать должное устроителям, поездка была незабываемой, организация мероприятия – блестящей. Мне все очень понравилось. Главным образом пришлись по душе экскурсии по архитектурным достопримечательностям. Было лаконично, но одновременно интересно и насыщенно. Особенно впечатлил «Дом для жизни» за городом Орхус в Дании. Это полностью энергонезависимый объект.
Площадь остекления «Дома для жизни» увеличена до 40% (против привычных 20-25%). Энергосберегающие окна, расположение которых подобрано с учетом сезонности положения солнца, сориентированы в основном на южную сторону и положительно влияют на энергетический баланс в здании. Применение активного фасада с использованием сдвижных панелей обеспечивает защиту от перегрева в летний период. Инженерная система дома включает в себя солнечные батареи и солнечные коллекторы, систему вентиляции с рекуперацией. В комплексе она вырабатывает 62,6 кВт/ч/м2/год. Эта энергия обеспечивает наличие горячей воды, отопление комнат, электричество, функционирование инженерных систем, в том числе принудительной вентиляции, когда это необходимо. Затраты здания составляют 53,2 кВт/ч/м2/год. Чтобы оценить, как архитектура и технологии здания будущего повлияют на его жильцов, в доме в экспериментальных целях поселилась семья Симонсен.
Я был потрясен тем, что люди прожили там полгода и заплатили за коммунальные услуги всего около 80 евро за весь период. То есть это настолько энергетически сбалансированный дом, что потребление энергии в нем может быть сведено к нулю. Это фантастика! Концепция здания продумана до мелочей. Это и прекрасная планировка, и умная инженерия. Например, всевозможное использование солнечной энергии, материалов, накапливающих тепло, автоматизированная система естественной вентиляции… И вообще вся инженерная система – это ряд потрясающих разработок.
Зимой в «Доме для жизни» применяется механическая вентиляция с системой рекуперации . Летом используется автоматизированная система естественной вентиляции. Она поддерживает в доме комфортный климат, контролируя с помощью датчиков параметры температуры, влажности, направления ветра и т.д.

– Как вам кажется, удалось ли обитателям объекта освоить сложную интеллектуальную систему управления домом? Как они адаптировались в новых условиях?

– Насколько я понял, они очень довольны. Что касается автоматизированного управления, обитателям не пришлось к нему приспосабливаться. Система функционирует по принципу «минимум настроек – максимум автоматизации», и, когда она отлажена, человек вообще не должен ее замечать. При этом со своими задачами, оптимизацией расхода энергии, оборудование справляется отлично. В процессе эксперимента в семье родился ребенок. Изначально организаторы проекта рассчитывали, что в доме будет жить семья из трех человек. Теперь они живут вчетвером. Как я понимаю, в связи с этим потребление энергии несколько возросло. И все равно – экономия налицо. «Образцовый дом» – это очень перспективно. Очень!

Беспроводная интеллектуальная система управления домом – результат совместной работы компании VELFAC, группы компаний VELUX, The Engineering College of Aarhus и Alexandra Institute. Она контролирует искусственное освещение, отключая его в неиспользуемых помещениях, следит за микроклиматом в помещениях. Оптимизировать расход энергии на обогрев и вентиляцию помогает автоматическое управление внутренними и внешними солнцезащитными аксессуарами. Также система позволяет получать точные данные о потреблении и выработке энергии, которые отображаются на плоском экране, установленном в доме.
– Как вы сами ощущали себя внутри объектов?
– Очень комфортно! Конечно, кое-что я бы сделал по-своему. Возможно, стоило расширить спальню, я бы сделал ее менее компактной. Еще, на мой взгляд, хорошим решением было бы устроить гостиную на втором этаже, оттуда открывается лучший вид на море. Кстати, возможность перенести гостиную с первого этажа есть – она заложена проектировщиками. Так что где принимать гостей – решение самих жильцов.
А вообще… Я бы с удовольствием жил в таком доме.

– Антон, заинтересовала ли вас концепция здания университета «Зеленый маяк»?
– Не скажу, что объект меня впечатлил с архитектурной точки зрения. Странное формообразование. Однако надо отметить безупречность его внутреннего пространства. В качестве здания для занятий оно идеально. Во-первых, энергосберегающая конструкция в тандеме с инновационными технологиями позволили максимально использовать солнечную энергию и дневной свет. Во-вторых, за счет планировки грамотно решен вопрос естественной вентиляции, что немаловажно для сооружений, в которых собирается большое количество людей.
Здание университета в Копенгагене (Дания), «Зеленый маяк», сконструировано проектировщиками компании Christensen and Co Architects A/S и инженерами фирмы COWI. Оно стало образцом новой рациональной офисной постройки. Здание имеет цилиндрическую форму с атриумом и центральным лестничным пролетом, идущим через все этажи. Благодаря архитектуре, обоснованной движением солнца вокруг дома, а также применению в конструкции мансардных окон основным освещением в «Зеленом маяке» стало дневное. Собственное энергоснабжение обеспечивается за счет теплового солнечного отопления, теплового аккумулятора сезонного хранилища, фотоэлектрических солнечных элементов и центрального отопления. Ежегодная потребность здания в энергии составляет всего 3 кВт/ч/м². Система автоматики регулирует не только уровень естественного и искусственного освещения, но и отслеживает, например, такой параметр, как уровень концентрации CO2 в помещениях, ведь освещение и уровень вентиляции – параметры, оказывающие непосредственное влияние на микроклимат и работоспособность.
– Как вы оцениваете инициативу президента возвести у нас аналог «Зеленого маяка»? В какие сроки возможна реализация такого решения?
– Полагаю, что поддержка Дмитрия Медведева поможет воплотить в жизнь данный проект и ускорить строительство.
– Насколько далеко, по вашему мнению, Дания ушла вперед в вопросах энергоэффективности и экологичности строительства? Она могла бы дать России мастер-класс в этом отношении?
– Безусловно! Эта страна могла бы научить нас в первую очередь ответственности. Я говорю не только об ответственности архитектора за свою работу, но также об ответственности населения. В Дании общество с пониманием относится к необходимости экономии энергии.

Мы посещали школу, в реконструкции которой участвовали специалисты группы компаний VELUX, и общались с ее директором. Из разговора с ним я понял, что тема экономии энергии волнует здесь каждого человека.
Школа Гулдберга в Копенгагене – здание XIX века, реконструированное с учетом улучшения энергетических показателей, а также с целью создания атмосферы, максимально комфортной для обучения детей. Одним из существенных изменений, внесенных в ходе реконструкции, стала перепланировка чердачного помещения с установкой мансардных окон, а также солнечных коллекторов VELUX.  Благодаря этому в помещениях школы стало намного светлее и теплее. А объемов получаемой солнечной энергии достаточно, чтобы обеспечить школу горячей водой. Излишки даже возвращаются в магистральные сети.
– Антон, вы почерпнули для себя какие-то новые идеи и решения, которые вам хотелось бы применить в своих будущих проектах?
– О, да! Мне интересны все технологии, использованные при создании объектов «Образцового дома – 2020». Когда представится подходящая ситуация, я, конечно же, применю их. Ведь в Копенгагене зачастую такое же серое небо, как в Москве, однако это не мешает эффективно использовать солнечные батареи. Поскольку в последнее время это относительно недорогая вещь, я бы ее включил в очередной проект, когда появится такая возможность.

Однако больше всего меня поразил комплексный подход к объектам «Образцового дома». Я совершенно согласен с позицией разработчиков этого проекта, с позицией VELUX, что энергосбережение – не отдельное приспособление или часть системы, а комплекс всех технологий. Это тщательно продуманная система, включающая архитектуру, в том числе дневное освещение, и технологии: солнечное водонагревание, вентиляцию, кондиционирование.

– После принятия Закона «Об энергосбережении» многие компании начали предлагать свое видение и разрабатывать различные проекты энергоэффективных домов. Возможно ли реализовать «Образцовый дом» в российских условиях?
– Это абсолютно реально! На сумму 50-60 тысяч рублей за квадратный метр можно построить «Образцовый дом», например, в Германии. И в России можно (здесь, по-хорошему, рабочая сила должна быть дешевле), но только при условии, что эти деньги пойдут на строительство, а не на автомобили для отдельных чиновников.

– Так, значит, вы полагаете, в России возможно возведение образцового дома в массовом порядке?

– Возможно на все 100 процентов. Это гораздо экономичнее, чем вы думаете! Если реализовать подобный проект, например, из 50 объектов, такой поселок обошелся бы гораздо дешевле и в строительстве, и в обслуживании. Более того, своим существованием такие здания приносили бы жителям неплохой доход.

– Антон, что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы строительство энергоэффективного жилья прижилось в России?
– Прежде всего это вопрос пропаганды. Когда семьи со средним достатком узнают, что можно жить в доме, не оплачивая «коммуналку», отношение людей к энергии резко изменится. Как это ни печально, лучше всего на человеческое сознание в таких вопросах воздействуют финансовые механизмы.

– А были ли у вас проекты, в которых вы применяли концепцию, сходную с концепцией объектов «Образцового дома»?

– Я считаю, что в России есть все условия и возможности для энергоэффективного строительства, но достойных примеров использования этой идеи, к сожалению, нет. Я всегда пытался сделать нечто подобное, но сталкивался с неодобрением заказчиков или девелоперов. Российская ментальность, к сожалению, еще не настолько продвинулась вперед… 

Давайте откровенно: ведь энергия до сих пор была достаточно дешева. Человека, который строит лично себе дом, вопрос о том, сколько он будет потреблять энергии, волнует в последнюю очередь. Или вообще не волнует. Для него это – пустяк, минимальный процент. Точно так же человек, покупающий роскошный автомобиль за 300 тысяч евро, не задумывается о том, сколько его «Бентли» будет потреблять бензина.

Однако времена меняются, и  совместно с компанией VELUX  я сделал проект такой постройки для поселка «Западная долина» фирмы «Загородный проект». Здание соответствует принципам «активного дома» и  учитывает особенности подмосковного климата. Надеюсь, реализация такого рода проектов даст нашим заказчикам понимание нового уровня качества жизни, энергосбережения и ответственности за природу.
 

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

21 Января 2013

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».