Красота натянутых струн

15 февраля в клубе Artplay состоялась презентация десятого номера архитектурного журнала «Speech:». Тема этого номера – конструкции, поэтому одним из главных его героев стал немецкий инженер и конструктор Майк Шлайх, прочитавший на презентации увлекательную лекцию о «легком» строительстве.

mainImg
Выход в свет десятого, юбилейного номера журнала «Speech:» собрал в клубе Artplay огромное количество гостей. В зале, где яблоку негде было упасть, в этот вечер говорили о конструкциях – фантастических и уникальных достижениях в сфере инженерных решений, которые и стали темой очередного номера журнала «Speech:». Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение вечера – диджейский сет и визуальный ряд Александра Острогорского (DJ Koshermann), составленный из фотографий конструкций, о которых рассказывается в номере.
Десятый номер журнала "Speech: конструкции". Фото: www.speech.su
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой

Сергей Чобан. Фото Аллы Павликовой

Один из учредителей журнала архитектор Сергей Чобан так объяснил выбор темы: «Все мы знаем, насколько остро для российской архитектуры стоит вопрос качества строительных и инженерных решений. Одна из целей журнала – рассказать о тех передовых конструкциях, которые применяются в современном западном проектировании и строительстве. Сегодня в этой области в мире творятся настоящие чудеса, и для нас это неоценимый опыт, который следует изучать и осваивать».

В предисловии к этому номеру главный редактор журнала Ирина Шипова пишет: «Сегодня отделить архитектуру от конструкции практически невозможно – современное здание зачастую представляет собой сложнейший организм, в котором все элементы работают на создание целого, и границы отдельных дисциплин оказываются размыты. Однако постоянное развитие инженерной мысли, ставящей перед собой все более сложные, и, на первый взгляд, недостижимые цели, неразрывно связанное с развитием компьютерных, промышленных и строительных технологий, а также с использованием новых материалов, оказывает огромное влияние не только на устройство, но и на облик современной архитектуры». Именно это тесное переплетение архитектурного и конструктивного, их неразрывное и постоянное взаимодействие, – независимо от того, выведен ли конструктивный скелет здания демонстративно наружу, как в ярких образцах архитектуры хай-тека, или замаскирован, как в постройках органической архитектуры, – и стало главной темой номера, которая подвергается детальному и тщательному рассмотрению. По уже сложившейся традиции, в журнале нашлось место и для исторического экскурса, и для интервью с ведущими конструкторами и архитекторами, и для обзора современных построек, поражающих своими технологическими и инженерными новациями.
Страницы журнала Speech: конструкции

Чего стоит одна только библиотека, построенная архитекторами «Helen & Hard» в норвежском городе Веннесла. Интерьер этого сооружения полностью подчинен его конструктивной схеме, и именно выразительные конструкции становятся визитной карточкой здания. Эту постройку, прославившую Веннеслу далеко за пределами Норвегии, можно назвать воплощенным символом слияния инженерной и архитектурной мысли  – не зря именно эта библиотека изображена на заставке одной из последних версий программы ArchiCAD.
Библиотека и культурный центр г. Веннесла, построенная архитекторами Helen & Hard. Фото: dronov.blogspot.ru

Не менее выразительно конструктивное решение торгово-развлекательного центра Las Arenas Ричарда Роджерса в Барселоне, перепрофилированного из бывшей арены для проведения корриды. В разделе «Объект» читатель найдет также завораживающие золотистые конструкции волнообразной оболочки отдела исламского искусства в парижском Лувре, спроектированного Марио Беллини и Руди Риччотти, учебный корпус Мильстейн Рема Колхаса и крепость Фортецца в Италии, реконструированную с использованием самых современных конструктивных решений, деликатно интегрированных в сооружение начала XIX века.

Главными героями номера на этот раз стали не только архитекторы, но конструкторы и инженеры: один из основателей движения хай-тек Николас Гримшоу, испанский архитектор Антон Гарсиа-Абриль, уверенный, что «пространственность архитектуры – следствие именно технических аспектов строительства», и Майк Шлайх – один из руководителей немецкого инженерно-строительного бюро Schlaich Bergermann und Partner (SBP). Последний и выступил в роли основного докладчика вечера, рассказав о принципах работы своей компании и секретах «легкого» строительства.
Отель “Yas” в Абу-Даби на страницах журнала Speech:

Стадион в Йоханнесбурге, в ЮАР. Архитекторы: Boogetmann Urban Edge and partners; конструкторы: бюро spb. Фото: www.speech.su

Бюро SBP было основано более 30 лет назад отцом Майка Шлайха Йоргом Шлайхом совместно с Рудольфом Бергерманом, и одной из основных его специализаций стали футуристические конструкции, которые, даже будучи созданными из весьма тяжеловесных материалов (таких как дерево или бетон) внешне кажутся абсолютно невесомыми. Как рассказал Майк Шлайх, «легкие» постройки можно создать практически из любого материала, главное здесь правильная работа с давлением и распределением тяжести.
Майк Шлайх читает лекцию в клубе Artplay. Фото Аллы Павликовой

В основе конструктивных решений бюро лежат несколько принципов – принцип «велосипедного колеса», «сита» и «теннисной ракетки». Например, принцип натяжения струн ракетки можно проследить в некоторых фасадных решениях, используемых инженерами SBP. Иногда авторы обращаются к природным образам, скажем, к структуре дерева – простой и одновременно очень надежной конструкции, которая, если выполнить ее из стали, способна выдерживать колоссальные нагрузки.

Еще один основополагающий принцип работы бюро, которым во время своего доклада поделился немецкий конструктор, состоит в постоянном обращении к опыту великих инженеров прошлого. Так, Майк Шлайх с восхищением отметил работы российского инженера-конструктора Владимира Шухова, идеи которого не раз служили основой для проектов бюро и даже для прямого цитирования. Кстати, заключительная рубрика десятого номера журнала тоже посвящена работам этого уникального русского инженера, по проектам которого были созданы железнодорожные и другие мосты (всего их более 500), маяки, дебаркадеры, радиобашни и многое другое.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой

В завершение официальной части презентации главный архитектор Москвы и один из учредителей журнала Сергей Кузнецов объявил о старте нового архитектурного конкурса, тематика которого счастливо совпала с темой юбилейного выпуска «Speech:». Речь идет о небольшом, но крайне важном для города объекте – реконструкции козырька гостиницы «Украина». Сергей Кузнецов рассказал, что к участию в этом состязании планируется привлечь лучших архитекторов и конструкторов, и гарантировал, что проект победителя будет реализован.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". В центре – Вернер Зобек. Фото Аллы Павликовой
Открывала презентацию Ирина Кузнецова. Фото Аллы Павликовой
Презентация десятого номера журнала "Speech:". Фото Аллы Павликовой

19 Февраля 2013

Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.