Новый главный архитектор Санкт-Петербурга и председатель Градостроительного совета Павел Соколов начал заседание с того, что представил новых членов совета. В прошлом году ушли из жизни Владимир Попов и Рафаэль Даянов, кроме того «в связи с изменением рода деятельности и служебных обязанностей» исключили Александра Карпова, который всегда помогал с анализом пешеходно-транспортных схем и норм по озеленению. Их место заняли: Георгий Снежкин из бюро «Хвоя», что довольно неожиданно, учитывая возраст архитектора, а также Максим Атаянц и первый заместитель председателя КГА Александр Тетерин. Предыдущий главный архитектор Владимир Григорьев теперь представляет на совете Академию художеств.
Реконструкция станции метро «Фрунзенская» / повторно
Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 71, литера АПроектировщик: «Единые Системные Технологии», «Архитектурное бюро А.С.+»
Заказчик: ГУП «Петербургский метрополитен»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Проект выносился на обсуждение второй раз: в сентябре 2021 года «за» проголосовали только 3 члена градсовета, «против» – 15. Напомним, что реконструкция вестибюля станции метро подразумевает прежде всего пристройку Единого диспетчерского центра.
Александр Сохацкий учел пожелания петербургских коллег и представил переработанный проект. В плане и габаритах здание осталось прежним, однако изменились детали: фасад, по словам архитектора, стал менее помпезным и более сомасштабным. Полукруглая задняя часть здания действительно выглядит ясной и упорядоченной – Олег Харченко даже сравнил ее с работами Марио Ботта: «хохолок» и большие витражи заменил четкий ритм узких окон с широкими простенками, облицованными натуральным камнем теплого оттенка.
Фасад, выходящий на Московский проспект, к сожалению не получил такой качественной трансформации. К смущавшим экспертов порталам прибавились маленькие окошки и детали в межэтажных перекрытиях. В общей сложности Олег Харченко насчитал на фасаде пять «мелкотравчатых архитектурных тем», что показалось ему избыточным.
Рецензент Михаил Мамошин отметил положительный сдвиг и уход от «циклопического тектонизма», который позволил органично встроиться в перспективу Московского проспекта. У других экспертов замечаний было больше. Евгений Герасимов удивился симметрии, заданной по оси стойки вместо проема, а Владимир Григорьев – смещению купола. Он также предложил поработать над «антаблементом», которому следует быть более массивным, чем колонны. Олегу Харченко больше всего не понравился портал с четырьмя арками: он назвал его ужасным, громоздким, не имеющим ни исторических отсылок, ни художественной ценности. Михаил Сарри обратил внимание на архитектурную подсветку, которая по-прежнему акцентирует первый этаж, при том что трехчастность здания осталась в прошлом.
Итог: «за» проголосовали 16 члена градсовета, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.
Подробнее о проекте ->
МЖК «Морская резиденция»
Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 103
Проектировщик: Архитектурное бюро «Литейная часть 91»
Заказчик: «УК «МЕРКУРИ КЭПИТАЛ ТРАСТ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Жилые кварталы планируют строить на месте выставочного комплекса «Ленэкспо», который располагается на старых намывных территориях Васильевского острова, на берегу Галерного ковша. Крупные мероприятия и выставки проходили здесь с 1960-х вплоть до 2014 года, когда на Пулковских высотах открылся конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум». В 2020 году в павильонах развернулся ковидный госпиталь.
Год назад на противоположной от «Ленэкспо» стороне Галерного ковша был достроен деловой комплекс «Морская резиденция». Многофункциональный жилой комплекс, который рассматривал градсовет, – вторая очередь этого проекта, которую также разработало бюро «Литейная часть 91», основываясь на разработках своего бывшего руководителя Рафаэля Даянова. Стоит отметить, что проект планировки территории был утвержден в 2019 году.
Архитектор Людмила Токарева подробно рассказала историю территории и представила проект, «продолжающий градостроительные традиции Петербурга». Группы домов размещаются на участке относительно свободно, занимая только 35% территории. Вдоль Наличной улицы располагаются секционные жилые дома и совмещенная с детским садом школа, по краям участка – общественные здания-доминанты. Со стороны Морского порта это будет трехзвездочная гостиница на 254 номера, со стороны Шкиперского протока – торгово-развлекательный комплекс.
Еще одна группа жилых домов небольшой этажности размещается на «мысе» на высоком стилобате, который полностью займут коммерческие помещения. Все здания комплекса выполнены в едином неоклассическом стиле. Примечательно, что архитекторы не используют разрешенную высоту в 40 метров по максимуму.
В недалеком будущем рядом должны открыться станции метро «Горная» и «Морской фасад», также появится съезд с ЗСД. Для тех, кто приезжает погулять, предусмотрена подземная двухярусная парковка, которая освобождает набережную от машин. Комплекс рассчитан на проживание 1719 человек.
Рецензент Сергей Орешкин положительно оценил деликатное использование разрешенных параметров, большие зеленые зоны и набережную, для которой предложил провести конкурс. Проект не вызвал у него отторжения: «Это крепкая архитектура, которая может быть. Подобная стилистика хорошо воспринимается жителями города как традиционно петербургская».
У остальных членов градсовета проект вызвал сплошные вопросы. Несколько экспертов безуспешно пытались добиться от авторов рефлексии по поводу сноса всех объектов «Ленэкспо», включая здание Давида Бурышкина, построенное в 1940-е годы, которое можно было бы приспособить, сохранив тем самым память места. Но отсутствие охранного статуса не позволило авторам увидеть в нем ценность, приспособление они посчитали бессмысленным из-за плохого состояния здания.
Большие сомнения вызвала, как выразился Вячеслав Ухов, «обескураживающая стилистическая монотонность», которая не позволяет даже определить типологию того или иного здания.
Многие отметили «провал» вдоль Наличной улицы, где вместо «скобки» дома образовался окруженный дорогами зеленый участок. Представители муниципального округа «Гавань» переживали за сохранность старых тополей и листвениц вдоль Наличной улицы, спрашивали о площадках для выгула собак, а также доступе к набережной, который значительно перекроет стилобатная часть комплекса. Михаил Кондиайн предположил, что во дворах все будет «свистеть» от ветра.
Александр Кононов призвал градсовет воспользоваться всеми компетенциями, чтобы рекомендовать подготовку нового варианта проекта с сохранением павильона Давида Бурышкина.
Итог: «за» проголосовали 7 члена градсовета, «против» – 15. Решено доработать архитектурно-градостроительный облик и рассмотреть возможность сохранения здания Давида Бурышкина.
Подробнее о проекте ->
ЖК Легенда Сампсониевского
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, дом 32, земельный участок 10Проектировщик: «Евгений Герасимов и партнеры»
Заказчик: «СЗ «ЛЕГЕНДА САМПСОНИЕВСКОГО»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Евгений Герасимов представлял проект вместе с новым партнером мастерской и главным архитектором жилого комплекса Кареном Смирновым.
Новая Legenda будет строиться в квартале между Выборгской набережной и Большим Сампсониевским проспектом, рядом с Сампсониевским собором. Районы вдоль правого берега Большой Невки в последние годы развиваются с невероятной интенсивностью – бывшие заводы и промышленные зоны превращаются в жилые кварталы, и Legenda – часть этой джентрификации. Участок относится к бывшей ткацко-прядильной фабрике. Помимо собора рядом находится производственный цех завода «Людвиг Нобель», а также памятник Петру I.
Здание плотно усаживается среди производственных корпусов и значительно превосходит их по высоте. Однако переменная этажность дает вохдух и силуэт, а к соборной площади комплекс подходит шестиэтажным корпусом со спокойными фасадами. Угол улицы Фокина и Большого Сапсониевского проспекта из-за инсоляционных ограничений превратился в акцент – архитекторы решили его в виде каскада террас со скрытыми водостоками, на которых можно устанавливать кадки с деревьями.
Рецензент Михаил Кондиайн отметил проработанность проекта и правильную расстановку акцентов, при которой колокольня собора остается доминантой, но и само здание не теряется. В целом эксперты высоко оценили работу мастерской, критические высказывания касались в основном соседства с собором.
Михаил Мамошин запросил соотношение высоты здания и ширины улицы, согласование КГИОП, а также более выраженную площадь рядом с памятником Петру I. Архитектор признался, что ему нравится Legenda «в чистом поле», но не в исторической части города: «аура и ментальность Большого Сампсониевского проспекта важнее, чем коньюктурный мейнстрим современного рынка». «Приняв положительное решение, мы уничтожаем проспект», – заключил Михаил Мамошин.
Сергей Орешкин назвал решение инсоляционой проблемы виртуозным, но меньший корпус с отличающейся фасадной трактовкой он нашел спорным, а также отметил ощущение избыточности, которое вызывает дом. Вячеслав Ухов предложил понизить корпус у собора на один этаж. Сергей Макаров высказался в пользу проекта и отметил, что корпуса, которые КГИОП просил понизить – понижены. Михаил Сарри заметил, что в акцентной части комплекса есть «одиозные» комнаты, у которых холодный периметр составляет 80%.
Для Владимира Линова решение угла оказалось «на уровне лучших мировых архитектурных находок». Анатолий Столярчук предположил, что благодаря тандему заказчика и архитектора появилось еще одно яркое событие для города и отметил, что на сложном участке удалось виртуозно разместить большой по объему комплекс.
Александр Кононов преложил рассмотреть проект на Совете по культурному наследию, поскольку «несмотря на все усилия пока нельзя назвать ситуацию чистой», как, например, в Ковенском переулке.
Итог: «за» проголосовали 15 члена градсовета, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.
Подробнее о проекте ->