Труд как добродетель

Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
0
Изящное издание карманного формата, оформленное в эстетском «букинистическом» духе, снабженное проектной графикой и зарисовками Леонтия Бенуа, содержит два текста архитектора. Один из них, «Дороги и их значение» 1914 года, публикуется впервые и поражает актуальностью видения проблем городского устройства и дельными практическими советами руководителям государства. «Дороги – это капитал, влагаемый в страну. Непонятно, как у нас не могут организовать дело постройки дорог. Боятся затрат. Но это глупо, на такое дело и занять не грешно. Все с лихвой вернется <...> Покуда устроители земли русской не проникнутся этой идеей, у нас ничего толкового не будет в культурном смысле», – восклицает Леонтий Николаевич.

Второй текст – «Заметки о труде», публиковавшийся в периодике в 2000-х, написан в 1918-1922 годы и фиксирует тогдашнюю ситуацию коллапса в архитектуре, строительстве и всей жизни, – «разрухи в головах», по выражению булгаковского героя профессора Преображенского. Кстати, фильм «Собачье сердце» снимался в доме на Моховой улице, построенном Леонтием Бенуа, так что сближение не случайно. 
  • zooming
    Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021
    © предоставлено издателем Владимиром Фроловым
  • zooming
    Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Леонтий Бенуа. Фотография 1920-х
    © предоставлено издателем Владимиром Фроловым

На всякий случай напомним читателям, что Леонтий Николаевич Бенуа (1856 – 1928) – выдающийся петербургский архитектор, автор таких зданий, как Придворная певческая капелла, Дом Трех Бенуа на Каменноостровском проспекте, доходный дом страхового общества «Россия» на Моховой, Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, Московского купеческого банка на Невском проспекте и многих других. В качестве профессора Академии художеств Леонтий Бенуа был учителем Н.Е. Лансере, Ф.И. Лидваля, М.М. Перетятковича, И.А.Фомина, В.А. Щуко и других прославленных мастеров архитектуры Серебряного века.

«Заметки о труде» полны живых наблюдений и дельных советов относительно того, как выбраться из кризиса. В них все коротко и по делу. Нас всегда интересуют люди. Из «Заметок» ясно, как был устроен процесс проектирования, сколько получали чертежники и каменщики, и как все стало рушиться еще при царском режиме и полностью обвалилось в 1917 году. С некоторым ужасом читаешь, что рабочие вдруг стали требовать плату за время, а не за сделанную работу, на которую им плевать, что производительность упала в два раза, а бюрократизация достигла апогея и парализовала всю деятельность в стране. А все потому, что «к несчастью, у нас не проповедовалось, что труд, помимо материальной необходимости, является добродетелью», – сетует Леонтий Бенуа. Сам архитектор своим творчеством и всем своим обликом являл полную противоположность такому отношению. В интервью Михаила Филиппова («Проект Балтия», 02-03/17, с. 100) есть такое семейное воспоминание: «Как рассказывал Яков Свирский (архитектор, автор санатория «Металлург» в Сочи) моей маме, Леоний Бенуа, когда приезжал из Парижа, прямо в шубе, надушенный парижскими духами, шел на стройку, залезал на строительные леса и рисовал руками ту или иную деталь».
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Мастерская Л.Н. Бенуа на 3-й линии Васильевского острова. Бумага, сепия, графитный карандаш. 1919
© предоставлено издателем Владимиром Фроловым

Как следует из преамбулы издателя Владимира Фролова, книжная серия «Библиотека Диогена», первой публикацией которой стали «Заметки» Бенуа, начата в 2020 году, в момент кризиса, вызванного вирусом. Серия – часть архитектурно-философской платформы «Диоген», которая возникла в 2014 году опять-таки  в ответ на экономический и политический кризис, как дело, не зависящее от рыночной ниши и конъюнктуры. Греческий философ-киник, среди бела дня с фонарем искавший Человека, был выбран в качестве патрона, потому что он «горожанин и номад», «тонкий философ-моралист», «бездомный гражданин мира», живущий в центре полиса в бочке-пифосе, которую Владимир Фролов определяет как «найденный объект», подвергнутый ресайклингу, минимальный и мобильный модуль, келью и трибуну – весьма радикальную  и актуальную сегодня архитектурную типологию».  И добавляет, что, если бы Диоген оставил заповеди, одна из них звучала бы так: «Занимайся своим делом, не обращая слишком много внимания на экономическую, политическую и социокультурную погоду».

Задачу серии «Библиотеки Диогена» Владимир Фролов формулирует так: «Мы планируем публиковать короткие тексты, имеющие вневременное значение. К ним полезно возвращаться как бы для проверки самих себя и своих действий. Кое-что возьмем из опубликованного в «Проект Балтия». Кое что из того, что не вошло ни в один номер. Будут и переводы, и публикации рукописей, часть изданий планируется посвятить архитектурной графике и фотографии». Кстати, «Проект Балтия» периодически радует умными текстами вневременного значения, как, скажем, статья Брайана Хэттона («Проект Балтия», 02-03/17, с. 26), в которой архитектурный критик и историк отваживается на осмысление происходящего.

И, наконец, самое главное. Если чтение «Заметок о труде» доставляет искреннее удовольствие благодаря живости примеров и здравомыслию, то предисловие издателя книги Владимира Фролова (праправнука Леонтия Николаевича Бенуа) подводит под рассуждения знаменитого предка пугающую философскую основу. Позволяет понять, как это нас всех касается. Ясно же, что в эпоху всеобщей праздности, которая стремительно надвигается, надо понять кто виноват и что и как делать. Вот, например: «Стоит прислушаться к словам зодчего, последовательно украшавшего Петербург и заботившегося о нем, нам, на чью долю выпало наблюдение за безудержным ростом города в формах, потерявших всякое отношение к тому, что некогда понималось под архитектурой. Нежелание вкладывать душу в дело, да и вообще трудиться, не просто представляется характерной чертой нашего времени, но имеет мощную идеологическую базу. С одной стороны, неолиберальная философия «комфортного города», ориентированная на создание среды постоянного потребления и самопрезентации-товаризации горожанина, с другой – идеология «посттрудового» общества, которую продвигают левые мыслители вроде Ника Срничека, например в книге «Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда» <...> Нынешнему жителю мегаполиса постоянно твердят о комфорте, однако парадоксальным образом погружают его во все более негуманную среду».

В конце концов Владимир Фролов напоминает, что проблема потери привычки к добросовестному и творческому труду (который не в тягость), описанная в «Заметках» Леонтия Бенуа, была решена в советизированной России через тяжелейшие испытания насильственной модернизации, коллективизации, ГУЛАГа и «египетских» всесоюзных строек. Как тут не вспомнить определение российского менталитета, данное министром Витте, который заметил, что русский народ не знает планомерного труда, а умеет либо лениться, либо надрываться. А отсюда – и в книге «Заметки о труде» сделан похожий вывод – проистекают все беды и эксцессы нашей истории.

И последнее. В разделе «Благодарности» издатели говорят спасибо читателям и друзьям, оказавшим помощь проекту, анонсированному на краудсорсинговой платформе Planeta.ru, особенно архитекторам Сергею Чобану и Максиму Батаеву, сделавшим самый весомый вклад. А также раскрывают тайну посвящения книги памяти Варвары Митрофановны Фроловой (1917 – 2020), супруги внука Леонтия Бенуа – Александра Владимировича Фролова. «В тяжелые дни блокады доктор Фролова спасла от голода и болезни множество детей и взрослых. С точки зрения Леонтия Бенуа, именно так должен работать на своем месте каждый. Варвара Митрофановна часто читала стихотворение Владимира Бенедиктова «Человек», посвященное Диогену Синопскому. И так невольно она стала «крестной матерью» «Библиотеки Диогена».

22 Июля 2021

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Технологии и материалы
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Сейчас на главной
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATHARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.