Труд как добродетель

Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg

Изящное издание карманного формата, оформленное в эстетском «букинистическом» духе, снабженное проектной графикой и зарисовками Леонтия Бенуа, содержит два текста архитектора. Один из них, «Дороги и их значение» 1914 года, публикуется впервые и поражает актуальностью видения проблем городского устройства и дельными практическими советами руководителям государства. «Дороги – это капитал, влагаемый в страну. Непонятно, как у нас не могут организовать дело постройки дорог. Боятся затрат. Но это глупо, на такое дело и занять не грешно. Все с лихвой вернется <...> Покуда устроители земли русской не проникнутся этой идеей, у нас ничего толкового не будет в культурном смысле», – восклицает Леонтий Николаевич.

Второй текст – «Заметки о труде», публиковавшийся в периодике в 2000-х, написан в 1918-1922 годы и фиксирует тогдашнюю ситуацию коллапса в архитектуре, строительстве и всей жизни, – «разрухи в головах», по выражению булгаковского героя профессора Преображенского. Кстати, фильм «Собачье сердце» снимался в доме на Моховой улице, построенном Леонтием Бенуа, так что сближение не случайно. 
  • zooming
    Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021
    © предоставлено издателем Владимиром Фроловым
  • zooming
    Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Леонтий Бенуа. Фотография 1920-х
    © предоставлено издателем Владимиром Фроловым

На всякий случай напомним читателям, что Леонтий Николаевич Бенуа (1856 – 1928) – выдающийся петербургский архитектор, автор таких зданий, как Придворная певческая капелла, Дом Трех Бенуа на Каменноостровском проспекте, доходный дом страхового общества «Россия» на Моховой, Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, Московского купеческого банка на Невском проспекте и многих других. В качестве профессора Академии художеств Леонтий Бенуа был учителем Н.Е. Лансере, Ф.И. Лидваля, М.М. Перетятковича, И.А.Фомина, В.А. Щуко и других прославленных мастеров архитектуры Серебряного века.

«Заметки о труде» полны живых наблюдений и дельных советов относительно того, как выбраться из кризиса. В них все коротко и по делу. Нас всегда интересуют люди. Из «Заметок» ясно, как был устроен процесс проектирования, сколько получали чертежники и каменщики, и как все стало рушиться еще при царском режиме и полностью обвалилось в 1917 году. С некоторым ужасом читаешь, что рабочие вдруг стали требовать плату за время, а не за сделанную работу, на которую им плевать, что производительность упала в два раза, а бюрократизация достигла апогея и парализовала всю деятельность в стране. А все потому, что «к несчастью, у нас не проповедовалось, что труд, помимо материальной необходимости, является добродетелью», – сетует Леонтий Бенуа. Сам архитектор своим творчеством и всем своим обликом являл полную противоположность такому отношению. В интервью Михаила Филиппова («Проект Балтия», 02-03/17, с. 100) есть такое семейное воспоминание: «Как рассказывал Яков Свирский (архитектор, автор санатория «Металлург» в Сочи) моей маме, Леоний Бенуа, когда приезжал из Парижа, прямо в шубе, надушенный парижскими духами, шел на стройку, залезал на строительные леса и рисовал руками ту или иную деталь».
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Мастерская Л.Н. Бенуа на 3-й линии Васильевского острова. Бумага, сепия, графитный карандаш. 1919
© предоставлено издателем Владимиром Фроловым

Как следует из преамбулы издателя Владимира Фролова, книжная серия «Библиотека Диогена», первой публикацией которой стали «Заметки» Бенуа, начата в 2020 году, в момент кризиса, вызванного вирусом. Серия – часть архитектурно-философской платформы «Диоген», которая возникла в 2014 году опять-таки  в ответ на экономический и политический кризис, как дело, не зависящее от рыночной ниши и конъюнктуры. Греческий философ-киник, среди бела дня с фонарем искавший Человека, был выбран в качестве патрона, потому что он «горожанин и номад», «тонкий философ-моралист», «бездомный гражданин мира», живущий в центре полиса в бочке-пифосе, которую Владимир Фролов определяет как «найденный объект», подвергнутый ресайклингу, минимальный и мобильный модуль, келью и трибуну – весьма радикальную  и актуальную сегодня архитектурную типологию».  И добавляет, что, если бы Диоген оставил заповеди, одна из них звучала бы так: «Занимайся своим делом, не обращая слишком много внимания на экономическую, политическую и социокультурную погоду».

Задачу серии «Библиотеки Диогена» Владимир Фролов формулирует так: «Мы планируем публиковать короткие тексты, имеющие вневременное значение. К ним полезно возвращаться как бы для проверки самих себя и своих действий. Кое-что возьмем из опубликованного в «Проект Балтия». Кое что из того, что не вошло ни в один номер. Будут и переводы, и публикации рукописей, часть изданий планируется посвятить архитектурной графике и фотографии». Кстати, «Проект Балтия» периодически радует умными текстами вневременного значения, как, скажем, статья Брайана Хэттона («Проект Балтия», 02-03/17, с. 26), в которой архитектурный критик и историк отваживается на осмысление происходящего.

И, наконец, самое главное. Если чтение «Заметок о труде» доставляет искреннее удовольствие благодаря живости примеров и здравомыслию, то предисловие издателя книги Владимира Фролова (праправнука Леонтия Николаевича Бенуа) подводит под рассуждения знаменитого предка пугающую философскую основу. Позволяет понять, как это нас всех касается. Ясно же, что в эпоху всеобщей праздности, которая стремительно надвигается, надо понять кто виноват и что и как делать. Вот, например: «Стоит прислушаться к словам зодчего, последовательно украшавшего Петербург и заботившегося о нем, нам, на чью долю выпало наблюдение за безудержным ростом города в формах, потерявших всякое отношение к тому, что некогда понималось под архитектурой. Нежелание вкладывать душу в дело, да и вообще трудиться, не просто представляется характерной чертой нашего времени, но имеет мощную идеологическую базу. С одной стороны, неолиберальная философия «комфортного города», ориентированная на создание среды постоянного потребления и самопрезентации-товаризации горожанина, с другой – идеология «посттрудового» общества, которую продвигают левые мыслители вроде Ника Срничека, например в книге «Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда» <...> Нынешнему жителю мегаполиса постоянно твердят о комфорте, однако парадоксальным образом погружают его во все более негуманную среду».

В конце концов Владимир Фролов напоминает, что проблема потери привычки к добросовестному и творческому труду (который не в тягость), описанная в «Заметках» Леонтия Бенуа, была решена в советизированной России через тяжелейшие испытания насильственной модернизации, коллективизации, ГУЛАГа и «египетских» всесоюзных строек. Как тут не вспомнить определение российского менталитета, данное министром Витте, который заметил, что русский народ не знает планомерного труда, а умеет либо лениться, либо надрываться. А отсюда – и в книге «Заметки о труде» сделан похожий вывод – проистекают все беды и эксцессы нашей истории.

И последнее. В разделе «Благодарности» издатели говорят спасибо читателям и друзьям, оказавшим помощь проекту, анонсированному на краудсорсинговой платформе Planeta.ru, особенно архитекторам Сергею Чобану и Максиму Батаеву, сделавшим самый весомый вклад. А также раскрывают тайну посвящения книги памяти Варвары Митрофановны Фроловой (1917 – 2020), супруги внука Леонтия Бенуа – Александра Владимировича Фролова. «В тяжелые дни блокады доктор Фролова спасла от голода и болезни множество детей и взрослых. С точки зрения Леонтия Бенуа, именно так должен работать на своем месте каждый. Варвара Митрофановна часто читала стихотворение Владимира Бенедиктова «Человек», посвященное Диогену Синопскому. И так невольно она стала «крестной матерью» «Библиотеки Диогена».

22 Июля 2021

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Италия – на благо общества
Павильон Италии на Венецианской биеннале архитектуры традиционно привлекает интерес как экспозиция страны-организатора знаменитой выставки. В этом году его курирует бюро TAMassociati, известное своими социальными проектами в Африке и на родине.
Архитектура, встроенная в жизнь
Португальский павильон на Венецианской биеннале располагается в доме по проекту Алваро Сизы и рассказывает об этом социальном жилом комплексе, а также о трех других – в Порту, Берлине и Гааге. А еще этот павильон побудил венецианские власти завершить начатый ими 30 лет назад проект.
Листья травы
О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.