Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.07.2021

Труд как добродетель

Лара Копылова

Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.


Изящное издание карманного формата, оформленное в эстетском «букинистическом» духе, снабженное проектной графикой и зарисовками Леонтия Бенуа, содержит два текста архитектора. Один из них, «Дороги и их значение» 1914 года, публикуется впервые и поражает актуальностью видения проблем городского устройства и дельными практическими советами руководителям государства. «Дороги – это капитал, влагаемый в страну. Непонятно, как у нас не могут организовать дело постройки дорог. Боятся затрат. Но это глупо, на такое дело и занять не грешно. Все с лихвой вернется <...> Покуда устроители земли русской не проникнутся этой идеей, у нас ничего толкового не будет в культурном смысле», – восклицает Леонтий Николаевич.

Второй текст – «Заметки о труде», публиковавшийся в периодике в 2000-х, написан в 1918-1922 годы и фиксирует тогдашнюю ситуацию коллапса в архитектуре, строительстве и всей жизни, – «разрухи в головах», по выражению булгаковского героя профессора Преображенского. Кстати, фильм «Собачье сердце» снимался в доме на Моховой улице, построенном Леонтием Бенуа, так что сближение не случайно. 

Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021 © предоставлено издателем Владимиром Фроловым
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021
© предоставлено издателем Владимиром Фроловым
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Леонтий Бенуа. Фотография 1920-х © предоставлено издателем Владимиром Фроловым
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Леонтий Бенуа. Фотография 1920-х
© предоставлено издателем Владимиром Фроловым

На всякий случай напомним читателям, что Леонтий Николаевич Бенуа (1856 – 1928) – выдающийся петербургский архитектор, автор таких зданий, как Придворная певческая капелла, Дом Трех Бенуа на Каменноостровском проспекте, доходный дом страхового общества «Россия» на Моховой, Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, Московского купеческого банка на Невском проспекте и многих других. В качестве профессора Академии художеств Леонтий Бенуа был учителем Н.Е. Лансере, Ф.И. Лидваля, М.М. Перетятковича, И.А.Фомина, В.А. Щуко и других прославленных мастеров архитектуры Серебряного века.

«Заметки о труде» полны живых наблюдений и дельных советов относительно того, как выбраться из кризиса. В них все коротко и по делу. Нас всегда интересуют люди. Из «Заметок» ясно, как был устроен процесс проектирования, сколько получали чертежники и каменщики, и как все стало рушиться еще при царском режиме и полностью обвалилось в 1917 году. С некоторым ужасом читаешь, что рабочие вдруг стали требовать плату за время, а не за сделанную работу, на которую им плевать, что производительность упала в два раза, а бюрократизация достигла апогея и парализовала всю деятельность в стране. А все потому, что «к несчастью, у нас не проповедовалось, что труд, помимо материальной необходимости, является добродетелью», – сетует Леонтий Бенуа. Сам архитектор своим творчеством и всем своим обликом являл полную противоположность такому отношению. В интервью Михаила Филиппова («Проект Балтия», 02-03/17, с. 100) есть такое семейное воспоминание: «Как рассказывал Яков Свирский (архитектор, автор санатория «Металлург» в Сочи) моей маме, Леоний Бенуа, когда приезжал из Парижа, прямо в шубе, надушенный парижскими духами, шел на стройку, залезал на строительные леса и рисовал руками ту или иную деталь».
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Мастерская Л.Н. Бенуа на 3-й линии Васильевского острова. Бумага, сепия, графитный карандаш. 1919
Л.Н. Бенуа. Заметки о труде и о современной производительности вообще. ИД «Балтикум». Серия «Библиотека Диогена». Спб., 2021. Мастерская Л.Н. Бенуа на 3-й линии Васильевского острова. Бумага, сепия, графитный карандаш. 1919
© предоставлено издателем Владимиром Фроловым

Как следует из преамбулы издателя Владимира Фролова, книжная серия «Библиотека Диогена», первой публикацией которой стали «Заметки» Бенуа, начата в 2020 году, в момент кризиса, вызванного вирусом. Серия – часть архитектурно-философской платформы «Диоген», которая возникла в 2014 году опять-таки  в ответ на экономический и политический кризис, как дело, не зависящее от рыночной ниши и конъюнктуры. Греческий философ-киник, среди бела дня с фонарем искавший Человека, был выбран в качестве патрона, потому что он «горожанин и номад», «тонкий философ-моралист», «бездомный гражданин мира», живущий в центре полиса в бочке-пифосе, которую Владимир Фролов определяет как «найденный объект», подвергнутый ресайклингу, минимальный и мобильный модуль, келью и трибуну – весьма радикальную  и актуальную сегодня архитектурную типологию».  И добавляет, что, если бы Диоген оставил заповеди, одна из них звучала бы так: «Занимайся своим делом, не обращая слишком много внимания на экономическую, политическую и социокультурную погоду».

Задачу серии «Библиотеки Диогена» Владимир Фролов формулирует так: «Мы планируем публиковать короткие тексты, имеющие вневременное значение. К ним полезно возвращаться как бы для проверки самих себя и своих действий. Кое-что возьмем из опубликованного в «Проект Балтия». Кое что из того, что не вошло ни в один номер. Будут и переводы, и публикации рукописей, часть изданий планируется посвятить архитектурной графике и фотографии». Кстати, «Проект Балтия» периодически радует умными текстами вневременного значения, как, скажем, статья Брайана Хэттона («Проект Балтия», 02-03/17, с. 26), в которой архитектурный критик и историк отваживается на осмысление происходящего.

И, наконец, самое главное. Если чтение «Заметок о труде» доставляет искреннее удовольствие благодаря живости примеров и здравомыслию, то предисловие издателя книги Владимира Фролова (праправнука Леонтия Николаевича Бенуа) подводит под рассуждения знаменитого предка пугающую философскую основу. Позволяет понять, как это нас всех касается. Ясно же, что в эпоху всеобщей праздности, которая стремительно надвигается, надо понять кто виноват и что и как делать. Вот, например: «Стоит прислушаться к словам зодчего, последовательно украшавшего Петербург и заботившегося о нем, нам, на чью долю выпало наблюдение за безудержным ростом города в формах, потерявших всякое отношение к тому, что некогда понималось под архитектурой. Нежелание вкладывать душу в дело, да и вообще трудиться, не просто представляется характерной чертой нашего времени, но имеет мощную идеологическую базу. С одной стороны, неолиберальная философия «комфортного города», ориентированная на создание среды постоянного потребления и самопрезентации-товаризации горожанина, с другой – идеология «посттрудового» общества, которую продвигают левые мыслители вроде Ника Срничека, например в книге «Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда» <...> Нынешнему жителю мегаполиса постоянно твердят о комфорте, однако парадоксальным образом погружают его во все более негуманную среду».

В конце концов Владимир Фролов напоминает, что проблема потери привычки к добросовестному и творческому труду (который не в тягость), описанная в «Заметках» Леонтия Бенуа, была решена в советизированной России через тяжелейшие испытания насильственной модернизации, коллективизации, ГУЛАГа и «египетских» всесоюзных строек. Как тут не вспомнить определение российского менталитета, данное министром Витте, который заметил, что русский народ не знает планомерного труда, а умеет либо лениться, либо надрываться. А отсюда – и в книге «Заметки о труде» сделан похожий вывод – проистекают все беды и эксцессы нашей истории.

И последнее. В разделе «Благодарности» издатели говорят спасибо читателям и друзьям, оказавшим помощь проекту, анонсированному на краудсорсинговой платформе Planeta.ru, особенно архитекторам Сергею Чобану и Максиму Батаеву, сделавшим самый весомый вклад. А также раскрывают тайну посвящения книги памяти Варвары Митрофановны Фроловой (1917 – 2020), супруги внука Леонтия Бенуа – Александра Владимировича Фролова. «В тяжелые дни блокады доктор Фролова спасла от голода и болезни множество детей и взрослых. С точки зрения Леонтия Бенуа, именно так должен работать на своем месте каждый. Варвара Митрофановна часто читала стихотворение Владимира Бенедиктова «Человек», посвященное Диогену Синопскому. И так невольно она стала «крестной матерью» «Библиотеки Диогена».