Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.10.2017

Юлия Шишалова: «Высотное строительство – данность»

Алла Павликова

Куратор проекта «Небоскребы» журнала Проект Россия Юлия Шишалова рассказала Архи.ру о том, что планируется показать на фестивале «Зодчество».

Юлия Шишалова. Фотография предоставлена Юлией Шишаловой
Юлия Шишалова. Фотография предоставлена Юлией Шишаловой

Архи.ру:
– Кто подсказал тему «Небоскребы»?

Юлия Шишалова:
– Жизнь подсказала. Я, например, уже третий год с интересом слежу за форумом высотного строительства 100+ в Екатеринбурге. В этот раз он, к великому сожалению, совпадает с «Зодчеством» – не удастся туда попасть. Так вот форум, простите за каламбур, растет на глазах: на нем представляют все больше уникальных проектов со всей России и из-за рубежа, приезжают архитекторы из бюро Нормана Фостера, Захи Хадид, Ренцо Пьяно. Сколько было планов у Москвы вместе с Фостером – а по иронии судьбы первая его реализация будет в столице Урала, где меньше чем через два года достроится штаб-квартира «Уральской медной компании». Хотя и всего 87 метров высотой: по меркам Екатеринбурга – совсем не небоскреб. Он после Москвы чуть ли не единственный из всех российских городов запустил программу строительства высотных доминант под общим названием «Екатеринбург-Сити»: там уже пять завершенных домов свыше 120 метров. А в ближайшие 3-4 года, вслед за Уралом, свои первые небоскребы получат Дальний Восток и Сибирь. Я уже не говорю про такие нашумевшие и многим знакомые проекты, как «Москва-Сити», «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге и «Ахмат-Тауэр» в Грозном.
Шахматы Skyline Chess New York Edition. Предоставлено Юлией Шишаловой
Шахматы Skyline Chess New York Edition. Предоставлено Юлией Шишаловой

– Насколько эта тема актуальна применительно к нашей стране?

– Как мы видим, очень даже применима. Но мы выбрали ее не только поэтому. Захотелось самим для себя разобраться – а что происходит в этой отрасли в России по сравнению с остальным миром? Какие перспективы? Чем сейчас руководствуются архитекторы и девелоперы? У нас ведь принято на эту тему высказываться в основном применительно к конкретному проекту. И высказываться критически, толком не вникая. А начинаешь вникать – и совсем уже не такими «монстрами» представляются современные небоскребы. Спорных моментов хватает, но есть и масса положительных, показывающих, что суммарное благо в их случае может таки перевесить суммарное «напряжение». Именно такие проекты мы выбирали – и для нового номера журнала «ПРОЕКТ РОССИЯ», посвященного небоскребам (его премьера тоже состоится 5 октября), и для нашей экспозиции на «Зодчестве». Кроме того, всеми любопытнейшими беседами, которые нам довелось провести в процессе подготовки, тоже с удовольствием поделимся с посетителями нашего стенда.
Обложка нового номера журнала «Проект Россия». Предоставлено Юлией Шишаловой
Обложка нового номера журнала «Проект Россия». Предоставлено Юлией Шишаловой

– С какой высоты на ваш взгляд начинается небоскреб? 100 этажей? 300 метров?

– Есть общемировой стандарт: небоскреб – от 150 метров. А если говорить об инженерии и технологиях, то самые сложные «навороты» начинаются метров от 180. И там уже, как считают сами проектировщики, существенной разницы нет – 200 или 400. «Лахту-центр», например, строят те же люди, что и Бурж-Халифу в Дубае (самое высокое в мире сооружение – 828 м вместе со шпилем). И хотя петербургский небоскреб вдвое ниже, задачу это им нисколько не облегчает. Да и, по правде говоря, все эти «супервысотки», если снять с них шпили, станут вполне себе «рядовыми» небоскребами. Шпиль Бурж-Халифы – 280 метров – по сути еще один небоскреб, только «необитаемый». Поэтому и придумали этой «псевдовысоте» меткий термин – vanity height. Дословно можно перевести и как «высота полости», и как «высота тщеславия». Тщеславие, амбиции, символы власти – небоскребы всегда были с этим связаны.
Проект гостичного комплекса «Юрий Долгорукий» для «Москва-Сити» © Zaha Hadid Architects. Визуализация предоставлена Музеем Москва-Сити
Проект гостичного комплекса «Юрий Долгорукий» для «Москва-Сити» © Zaha Hadid Architects. Визуализация предоставлена Музеем Москва-Сити
Вид на сцену на новой городской площади City Time Plaza в Москва-Сити © «Горпроект»
Вид на сцену на новой городской площади City Time Plaza в Москва-Сити © «Горпроект»

– Расскажите, какой будет экспозиция?

– Прежде всего это компактно упакованная в планшеты и видео информация о высотном строительстве в России, которую мы собрали за несколько месяцев. Сначала была идея показать макеты всех самых свежих российских небоскребов. Но потом мы поняли, что тогда главная идея будет утрачена. Ведь по сути самая громкая претензия к небоскребам – не к их архитектуре, а к тому, что они ухудшают качество городской среды: портят панорамы, перегружают дороги и т.д. Тем более сейчас, когда все больше высотных зданий обретают жилую, а не офисную функции. Мы, меж тем, хотим доказать обратное. Так что в итоге в центре нашей экспозиции – среда, пространство между небоскребами, которое мы вместе с детским архитектурным клубом «Кони на балконе» все три дня фестиваля будем обживать. У гостей будет выбор: зависнуть в нашей лаунж-зоне, слушая интервью или смотря отрывки из фантастических фильмов, либо поучаствовать в активной программе, проложив в городе высоток новый маршрут или просто оставив свое впечатление – каково это, жить в небоскребе.
Один из первых макетов Москва-Сити с гигантским парком в центре © Музей Москва-Сити
Один из первых макетов Москва-Сити с гигантским парком в центре © Музей Москва-Сити

– В чем основная цель проекта? Каких результатов вы ждете?

– Результатом трехдневных мастер-классов должно стать вполне цельное высказывание о жизни среди башен. Что важно для нас – автором этого высказывания выступит молодое поколение, которое в принципе иначе воспринимает и использует городское пространство.

С другой стороны, наша цель – поднять вопрос о взаимодействии небоскребов с городом среди профессиональной общественности. 6 октября по этому поводу мы устраиваем большой круглый стол. На нем будут присутствовать не только архитекторы и девелоперы, но и, например, сотрудники недавно открывшегося Музея Москва-Сити, или «имидж-мейкеры» высотных комплексов – уж они-то знают все про то, как донести позитивный месседж до массовой аудитории. Высотное строительство – данность. И с его помощью действительно можно формировать комфортную и гуманную среду.
беседовала: Алла Павликова