Модельный дом российского зодчества

Сергей Хачатуров о дереве – хрупком материале, склонном, однако, раскрепостить фантазию архитектора.

author pht

Автор текста:
Сергей Хачатуров

09 Сентября 2015
mainImg
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева проходит масштабная программа, посвященная деревянному зодчеству старой и новой России. Сразу три выставки на эту тему заняли все пространство музея. В главной анфиладе инсталлирован проект «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». В нем показываются макеты и модели церквей, сооружений гражданской архитектуры периода XV – XX веков, а также конструктивные детали и предметы дизайна. Во флигеле «Руина» расположена выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Куратор Мария Уткина собрала живую документацию о гибнущих и возрождающихся церквях, часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и Карелии.

Аптекарский приказ отдан проекту 3х3. Три современных архитектора, Светлана Головина, Николай Белоусов, Тотан Кузембаев, показали свою экологическую архитектуру в основном досугового назначения в лабиринте из тонкого древесного шпона.
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
«Русское деревянное». Во дворе музея. Фотография © Сергей Хачатуров
Экспозиция в целом очень убеждает как зрелищная инсталляция. Экспонаты в «Руине» и главной анфиладе размещаются на деревянных тонких досках, образующих изгороди, сквозь которые выстраиваются перспективы. Фотографии, макеты общаются друг с другом. Из деревянных поддонов – паллет в главной анфиладе выстроены тумбы, на которых размещены объекты, фотографии и макеты. Деревянные поддоны давно введены в практику выставочного дизайна. И в данном случае экспозиционеры наследуют стилю известного архитектора Юрия Аввакумова, создающего целые галереи-музеи из деревянных сеток. А лабиринт из шпона выделяет в Аптекарском приказе три условные «избы», в которых помещены фотографии и проектная документация трех построек каждого из трех заявленных авторов.
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Самый отзывчивый к чувствам зрителя, не оставляющий равнодушным, конечно же, проект «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Представители династии архитектора Ильи Уткина во главе с дочерью Машей сделали в «Руине» нечто подобное раскадровке документального фильма о страшном положении гибнущих церквей и часовен Архангельской, Карельской и других северных областей. Падающие купола, пустые глазницы иконостасов, полустертые «небеса» – росписи шатров… Все эти вещдоки способны привести в уныние и еще больше возненавидеть политическое лицемерие современной России с ее пропагандистской реанимацией националистической триады «православие, самодержавие, народность». Однако спасают от уныния отдельные факты недавнего времени и глядящие с фотографий молодые лица тех, кто добровольцами поехали сохранять от гибели сокровища русского Севера. Молодое поколение Уткиных причастно ширящемуся с каждым годом движению волонтеров, едущих в северные губернии на собственные средства и безвозмездно организующих команды спасения. Студенты консервируют, лечат конструкции, не позволяя церквям разрушиться на глазах. В отдельных случаях проводят под руководством специалистов реставрационные работы. По статистике за последние годы было проведено около ста консервационных работ. Несколько храмов и часовен полностью отреставрированы. Социальная миссия экспозиции «Возрождения» очень важна. Благодаря экскурсиям, просветительским программам, демонстрациям фильмов о церквях Русского Севера есть надежда заинтересовать, вовлечь многих, кто уже не верит сильным мира сего, а полагается в деле созидания нормальной жизни на собственные силы – свои и своих друзей-единомышленников.
Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
К центральной экспозиции «Русское деревянное» наиболее подходит определение «модельный дом истории русского зодчества». На первый взгляд нам предлагают увидеть детали конструктора и схемы, модели сборки из него различных зданий в различных стилях. В первых залах вперемежку с моделями шатровых церквей с луковичными главками и обмерными чертежами Александра Ополовникова церквей Мурманской области встречаем часть огромного купола из лемеха, фрагмент резного карниза. Далее следуют предметы, родившиеся в мастерских эпохи модерна, Талашкино или Абрамцево: навесные шкафчики, стулья в «русском стиле», а также ропетовские литографии дачных бань в сказочном вкусе.
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Потом мысленно собираем рассыпавшиеся по анфиладе артефакты нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года и той московской выставки, в которой впервые масштабно попробовал свой голос архитектурный авангард: ВСХВ 1923 года. Авангардистские проекты деревянных купален Ильи Голосова и Александра Гегелло с диагональными кровлями кажутся шиком современного нам дизайна. В парадной перспективе стоит модель деревянного цирка на три тысячи мест для города Иванова. Цирк спроектировали в самом начале 1930-х годов архитектор С.А. Минофьев, инженер Б.В. Лопатин. Это совершенно потрясающая конструкция, предвосхищающая по своей смелости и красоте новомодных японцев. Подобно клубам Мельникова, эта конструкция трансформировалась, превращалась то в кинозал, то в мюзик-холл. Из-за небрежения советских властей конструкция обветшала, спасти ее не удалось. Цирк в Иваново был стерт с лица земли в 1975–1977 годы.
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк города Иваново. Построен в 1931–1933, разрушен в 1975. Макет, хранящийся в Музее архитектуры. Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Дома культуры и клубы 1930–1940-х архитекторов Г.М. Людвига, А.Н. Стельмащука, Ф.М. Тернавского, Н.Я. Колли дают какой-то невообразимый синтез традиционного русского зодчества, ар-нуво (то есть модерна с его сказочной гипертрофией форм) и ар-деко (с его хай-тек амбициями и ориентацией на большой стиль, grand art). Тут-то понимаешь, что в деревянном проектировании мастера чувствовали себя свободнее, раскрепощеннее, были более чутки к экспериментам. Совершенно удивительно выглядит проект деревянного мемориала «Подмосковные рубежи – сторожи столицы». Он был спроектирован неизвестным архитектором в 1942 году. По стилю это странная модификация «готического вкуса» XVIII века: фантазийный стрельчатый столпообразный храм окружен башенками в манере и древнерусских крепостей, и сценографии времени Баженова.

Завершает экспозицию зал с макетами и обмерными чертежами памятников, включенных в созданные при советской власти музеи деревянного зодчества: Кижи, Коломенское, Малые Корелы. Снова нас встречают изобразительные материалы исследователя Русского Севера, создателя музея Кижи Александра Ополовникова, а также материалы о научной деятельности других выдающихся организаторов музеев деревянного зодчества: В.А. Лапина, П.Д. Барановского.Сам макетный принцип показа деревянного зодчества России с насыщением пространства техническими модулями (поддонами) и отдельными конструктивными, декоративными фрагментами точно подходит раскрытию специфики этого раздела истории архитектуры: максимально податливого к экспериментам, расковывающего творческую мысль и одновременно эфемерного, уязвимого перед угрозой общественных перемен, природных катаклизмов. Деревянную архитектуру может защитить общество с развитым чувством исторического самосознания и особым вкусом к подлинности проживания времени. Русское деревянное – это кладезь идей и свидетель обвинения нашего социума в небрежении к собственному прошлому.

09 Сентября 2015

author pht

Автор текста:

Сергей Хачатуров
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».