Сергей Хачатуров о дереве – хрупком материале, склонном, однако, раскрепостить фантазию архитектора.
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева проходит масштабная программа, посвященная деревянному зодчеству старой и новой России. Сразу три выставки на эту тему заняли все пространство музея. В главной анфиладе инсталлирован проект «Русское деревянное. Взгляд из XXI века». В нем показываются макеты и модели церквей, сооружений гражданской архитектуры периода XV – XX веков, а также конструктивные детали и предметы дизайна. Во флигеле «Руина» расположена выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Куратор Мария Уткина собрала живую документацию о гибнущих и возрождающихся церквях, часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и Карелии.
Аптекарский приказ отдан проекту 3х3. Три современных архитектора, Светлана Головина, Николай Белоусов, Тотан Кузембаев, показали свою экологическую архитектуру в основном досугового назначения в лабиринте из тонкого древесного шпона.
«Русское деревянное». Во дворе музея. Фотография © Сергей Хачатуров
Экспозиция в целом очень убеждает как зрелищная инсталляция. Экспонаты в «Руине» и главной анфиладе размещаются на деревянных тонких досках, образующих изгороди, сквозь которые выстраиваются перспективы. Фотографии, макеты общаются друг с другом. Из деревянных поддонов – паллет в главной анфиладе выстроены тумбы, на которых размещены объекты, фотографии и макеты. Деревянные поддоны давно введены в практику выставочного дизайна. И в данном случае экспозиционеры наследуют стилю известного архитектора Юрия Аввакумова, создающего целые галереи-музеи из деревянных сеток. А лабиринт из шпона выделяет в Аптекарском приказе три условные «избы», в которых помещены фотографии и проектная документация трех построек каждого из трех заявленных авторов.
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Самый отзывчивый к чувствам зрителя, не оставляющий равнодушным, конечно же, проект «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Представители династии архитектора Ильи Уткина во главе с дочерью Машей сделали в «Руине» нечто подобное раскадровке документального фильма о страшном положении гибнущих церквей и часовен Архангельской, Карельской и других северных областей. Падающие купола, пустые глазницы иконостасов, полустертые «небеса» – росписи шатров… Все эти вещдоки способны привести в уныние и еще больше возненавидеть политическое лицемерие современной России с ее пропагандистской реанимацией националистической триады «православие, самодержавие, народность». Однако спасают от уныния отдельные факты недавнего времени и глядящие с фотографий молодые лица тех, кто добровольцами поехали сохранять от гибели сокровища русского Севера. Молодое поколение Уткиных причастно ширящемуся с каждым годом движению волонтеров, едущих в северные губернии на собственные средства и безвозмездно организующих команды спасения. Студенты консервируют, лечат конструкции, не позволяя церквям разрушиться на глазах. В отдельных случаях проводят под руководством специалистов реставрационные работы. По статистике за последние годы было проведено около ста консервационных работ. Несколько храмов и часовен полностью отреставрированы. Социальная миссия экспозиции «Возрождения» очень важна. Благодаря экскурсиям, просветительским программам, демонстрациям фильмов о церквях Русского Севера есть надежда заинтересовать, вовлечь многих, кто уже не верит сильным мира сего, а полагается в деле созидания нормальной жизни на собственные силы – свои и своих друзей-единомышленников.
Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Фотография © Сергей Хачатуров
К центральной экспозиции «Русское деревянное» наиболее подходит определение «модельный дом истории русского зодчества». На первый взгляд нам предлагают увидеть детали конструктора и схемы, модели сборки из него различных зданий в различных стилях. В первых залах вперемежку с моделями шатровых церквей с луковичными главками и обмерными чертежами Александра Ополовникова церквей Мурманской области встречаем часть огромного купола из лемеха, фрагмент резного карниза. Далее следуют предметы, родившиеся в мастерских эпохи модерна, Талашкино или Абрамцево: навесные шкафчики, стулья в «русском стиле», а также ропетовские литографии дачных бань в сказочном вкусе.
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Потом мысленно собираем рассыпавшиеся по анфиладе артефакты нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года и той московской выставки, в которой впервые масштабно попробовал свой голос архитектурный авангард: ВСХВ 1923 года. Авангардистские проекты деревянных купален Ильи Голосова и Александра Гегелло с диагональными кровлями кажутся шиком современного нам дизайна. В парадной перспективе стоит модель деревянного цирка на три тысячи мест для города Иванова. Цирк спроектировали в самом начале 1930-х годов архитектор С.А. Минофьев, инженер Б.В. Лопатин. Это совершенно потрясающая конструкция, предвосхищающая по своей смелости и красоте новомодных японцев. Подобно клубам Мельникова, эта конструкция трансформировалась, превращалась то в кинозал, то в мюзик-холл. Из-за небрежения советских властей конструкция обветшала, спасти ее не удалось. Цирк в Иваново был стерт с лица земли в 1975–1977 годы.
С.А. Минофьев, инж. Б.В. Лопатин. Государственный цирк города Иваново. Построен в 1931–1933, разрушен в 1975. Макет, хранящийся в Музее архитектуры. Фотография © Сергей Хачатуров
Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография © Сергей Хачатуров
Дома культуры и клубы 1930–1940-х архитекторов Г.М. Людвига, А.Н. Стельмащука, Ф.М. Тернавского, Н.Я. Колли дают какой-то невообразимый синтез традиционного русского зодчества, ар-нуво (то есть модерна с его сказочной гипертрофией форм) и ар-деко (с его хай-тек амбициями и ориентацией на большой стиль, grand art). Тут-то понимаешь, что в деревянном проектировании мастера чувствовали себя свободнее, раскрепощеннее, были более чутки к экспериментам. Совершенно удивительно выглядит проект деревянного мемориала «Подмосковные рубежи – сторожи столицы». Он был спроектирован неизвестным архитектором в 1942 году. По стилю это странная модификация «готического вкуса» XVIII века: фантазийный стрельчатый столпообразный храм окружен башенками в манере и древнерусских крепостей, и сценографии времени Баженова.
Завершает экспозицию зал с макетами и обмерными чертежами памятников, включенных в созданные при советской власти музеи деревянного зодчества: Кижи, Коломенское, Малые Корелы. Снова нас встречают изобразительные материалы исследователя Русского Севера, создателя музея Кижи Александра Ополовникова, а также материалы о научной деятельности других выдающихся организаторов музеев деревянного зодчества: В.А. Лапина, П.Д. Барановского.
Сам макетный принцип показа деревянного зодчества России с насыщением пространства техническими модулями (поддонами) и отдельными конструктивными, декоративными фрагментами точно подходит раскрытию специфики этого раздела истории архитектуры: максимально податливого к экспериментам, расковывающего творческую мысль и одновременно эфемерного, уязвимого перед угрозой общественных перемен, природных катаклизмов. Деревянную архитектуру может защитить общество с развитым чувством исторического самосознания и особым вкусом к подлинности проживания времени. Русское деревянное – это кладезь идей и свидетель обвинения нашего социума в небрежении к собственному прошлому.
|