29.06.2015

Звезда с звездою говорит

В Николаевском зале Эрмитажа, который спроектировал Стасов, открылась выставка Захи Хадид, которая начинается с «Чёрного квадрата» Малевича.

информация:

В парадном Николаевском зале Зимнего дворца, там же, где три года назад выставлялся Сантьяго Калатрава, открылась выставка Захи Хадид: около трёхсот её характерно-«космических» произведений от картин и архитектурных макетов до всемирно известных туфель, ваз и прочих предметов дизайна. Куратор выставки – Ксения Малич из Государственного Эрмитажа, работавшая над первой российской персоналкой супер-звезды совместно с лондонским офисом Хадид.

Впрочем, на открытие экспозиции в пятницу 26 июня героиня прибыть не смогла – после двадцати минут ожидания Михаил Пиотровский сообщил журналистам, что «Заха нехорошо себя чувствует». Партнер и директор бюро Патрик Шумахер, однако, присутствовал. По словам Михаила Пиотровского, выставка создана в кратчайшие сроки, хотя идея возникла одиннадцать лет назад, когда Захе, первой женщине среди лауреатов Притцкеровской премии, вручали ее в 2004 году в Эрмитажном театре.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор бюро Захи Хадид Патрик Шумахер. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор бюро Захи Хадид Патрик Шумахер. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Патрик Шумахер, директор бюро Захи Хадид. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Патрик Шумахер, директор бюро Захи Хадид. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru

В духе современных тенденций на экспозицию можно попасть из трех разных залов. Но правильнее зайти в Николаевский зал из галереи портретов Романовых – здесь посетителя встречает «Черный квадрат» Малевича, подлинный, но самый маленький и поздний из четырех «квадратов», в 2002 году поступивший в Эрмитаж из коллекции «Инкомбанка». Черный квадрат здесь как нельзя кстати обозначает роль русского авангарда в целом и супрематизма Малевича в частности на творчество знаменитой англичанки иракского происхождения – Заха неоднократно подчеркивала, что именно русский авангард был для нее важным источником вдохновения. Подчеркивая эту связь, рядом с «Черным квадратом» помещена картина Хадид «Тектоник Малевича». Дальше пути осмотра разделяются на три «дороги» в каком-то былинном даже духе: направо – картины и ранние проекты, иллюстрирующие преломление супрематизма в раннем творчестве Хадид. Налево дизайн: ботинки, машины, столовые приборы и яхты космического дизайна. Прямо – современные проекты и здания.
Выставка Захи Хадид в Эрмитаже начинается с «Черного квадрата» Каземира Малевича. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Выставка Захи Хадид в Эрмитаже начинается с «Черного квадрата» Каземира Малевича. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru

Впрочем, любовь к русскому авангарду стала главным акцентом выставки. Как пишет Михаил Пиотровский в каталоге, «русский авангард <…> раскрепостил художника в пространстве, сделал его хозяином всех измерений, сначала на бумаге, потом уже и наяву. Именно эту черту русского авангарда Заха с удовольствием восприняла и превратила в реальную силу, мощную и непривычную… Ровные стороны квадратов преломились в причудливые кривые <…> Каллиграфия ведь и есть один из видов абстрактного искусства».
Новый аэропорт Пекина, проект 2014. Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Новый аэропорт Пекина, проект 2014. Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Проект здания Томигайя, Токио, Япония, 1986 (не осуществлен) © Павел Олигорский, archi.ru
Проект здания Томигайя, Токио, Япония, 1986 (не осуществлен) © Павел Олигорский, archi.ru

Экспозиция аккуратно выстроена не только биографически, от ранних нереализованных проектов к осуществленным, но и типологически: картины, фотографии, проекты и дизайн разделены, но взаимосвязаны. Выставка встроена в просторный прямоугольник банкетного Николаевского зала посредством белых перегородок текучих, пластично-хадидовских очертаний. Скульптурные перегородки разделяют зал на меньшие пространства, соединяясь вырезами крупных, энергично нависающих «порталов» – и зритель, и экспонаты оказываются помещенными внутрь характерной гибкой материи. Но надо сказать, что текучесть и сравнительно сдержана: Заха может при желании изогнуть намного круче, – и разорвана, так как все пространства открыты, а стоит поднять глаза выше – станут видны коринфские колонны, николаевские хрустальные вазы и помпезная гризайль потолка зала, оформленного в 1837 году по проекту Василия Петровича Стасова. Диалог между пышным имперским классицизмом и футуристической энергией Захи получается очень артикулированным – традиция и анти-традиция, обе по-своему очень сильны, – недаром Михаил Пиотровский говорил на открытии о «большом вызове и множестве споров», связанных с размещением столь современной выставки в парадных интерьерах царского дворца.
Изгибающиеся перегородки делят на части, между ними образуются порталы. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Изгибающиеся перегородки делят на части, между ними образуются порталы. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru

Пройдя первую часть экспозиции с дизайнерскими вещами и картинами, зритель оказывается в центре экспозиции, где помещены архитектурные проекты. Космические макеты в бумажном исполнении оказываются несколько плоскими и не особо притягивают внимание, будучи приклеены к верхним балкам экспозиционных конструкций, зато макеты из пластика и стекла, расставленные ближе к зрителям, видно лучше – они составлены в длинную цепочку, которая провоцирует петляющий променад от проекта к проекту. Возможно, где-то на выставке не хватает пространства, которого три года назад у Калатравы было вполне достаточно – деконструктивистская мощь макетов оказывается застесненной. Может быть, белизна макетов, компенсирующая избыток пластики и обозначающая отличие от плоских, но цветных картин, оборачивается монотонностью – но в целом выставка выглядит насыщенно-академическим каталогом, который дает исчерпывающее представление о творчестве супер-звезды.
Заха Хадид. Тектоник Малевича, 1977 / 2015. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Заха Хадид. Тектоник Малевича, 1977 / 2015. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Картина Захи Хадид. Мир (89 градусов).  1983. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Картина Захи Хадид. Мир (89 градусов). 1983. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Картина Захи Хадид: застройка Трафальгарской площади. 1985. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Картина Захи Хадид: застройка Трафальгарской площади. 1985. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru

Секретных кнопочек, как у Калатравы, на выставке нет. Зато пространство углов заполнено мебелью, близкое соседство которой с макетами позволяет оценить сходство с архитектурой. У Хадид ведь все предметы, и большие и малые, изгибаются, подчиняясь то ли приему – манере, то ли – чему-то большему, какому-то неоткрытому закону неэвклидовой стереометрии. Выстраивая от стены до вилки с ложкой мир, в котором – кто его знает, почему, но все должно изгибаться, замирая в странном танце. Такие уж правила поведения материи в хаотическом шевелении космоса Захи Хадид. У Стасова правила одни, у Захи другие.
Модели автомобилей: Z-car I, Z-car II. Zaha Hadid Architects. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Модели автомобилей: Z-car I, Z-car II. Zaha Hadid Architects. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Шахматы «Поле башен». Ателье “ZHD”. 2014. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Шахматы «Поле башен». Ателье “ZHD”. 2014. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Столовые приборы. Ателье “ZHD”. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Столовые приборы. Ателье “ZHD”. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Туфли. Заха Хадид для United Nude. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Туфли. Заха Хадид для United Nude. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Заха Хадид, софа «Зефир». 2013. Фотография Якопо Спилимберго. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Заха Хадид, софа «Зефир». 2013. Фотография Якопо Спилимберго. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Диван Ветер, столы Рту. 2013. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Диван Ветер, столы Рту. 2013. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Стол Сеул и стулья Орхидея. 2008. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Стол Сеул и стулья Орхидея. 2008. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Порошкин
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Андрей Романов
  • Никита Токарев
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Шилова
  • Кристина Павлова
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Труханов
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Катерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Юрий Сафронов
  • Илья Уткин
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Наталия Зайченко
  • Наталия Порошкина
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Карен Сапричян
  • Наталья Сидорова
  • Иван Рубежанский
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Рустам Керимов
  • Всеволод Медведев
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Асадов
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Павел Андреев
  • Александр Бровкин
  • Сергей Кузнецов
  • Марк Сафронов
  • Сергей Орешкин
  • Анатолий Столярчук
  • Вероника Дубовик
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Василий Крапивин
  • Валерий Лукомский
  • Вера Бутко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Реутт
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи