29.06.2015

Звезда с звездою говорит

В Николаевском зале Эрмитажа, который спроектировал Стасов, открылась выставка Захи Хадид, которая начинается с «Чёрного квадрата» Малевича.

информация:

В парадном Николаевском зале Зимнего дворца, там же, где три года назад выставлялся Сантьяго Калатрава, открылась выставка Захи Хадид: около трёхсот её характерно-«космических» произведений от картин и архитектурных макетов до всемирно известных туфель, ваз и прочих предметов дизайна. Куратор выставки – Ксения Малич из Государственного Эрмитажа, работавшая над первой российской персоналкой супер-звезды совместно с лондонским офисом Хадид.

Впрочем, на открытие экспозиции в пятницу 26 июня героиня прибыть не смогла – после двадцати минут ожидания Михаил Пиотровский сообщил журналистам, что «Заха нехорошо себя чувствует». Партнер и директор бюро Патрик Шумахер, однако, присутствовал. По словам Михаила Пиотровского, выставка создана в кратчайшие сроки, хотя идея возникла одиннадцать лет назад, когда Захе, первой женщине среди лауреатов Притцкеровской премии, вручали ее в 2004 году в Эрмитажном театре.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор бюро Захи Хадид Патрик Шумахер. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор бюро Захи Хадид Патрик Шумахер. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Патрик Шумахер, директор бюро Захи Хадид. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Патрик Шумахер, директор бюро Захи Хадид. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

В духе современных тенденций на экспозицию можно попасть из трех разных залов. Но правильнее зайти в Николаевский зал из галереи портретов Романовых – здесь посетителя встречает «Черный квадрат» Малевича, подлинный, но самый маленький и поздний из четырех «квадратов», в 2002 году поступивший в Эрмитаж из коллекции «Инкомбанка». Черный квадрат здесь как нельзя кстати обозначает роль русского авангарда в целом и супрематизма Малевича в частности на творчество знаменитой англичанки иракского происхождения – Заха неоднократно подчеркивала, что именно русский авангард был для нее важным источником вдохновения. Подчеркивая эту связь, рядом с «Черным квадратом» помещена картина Хадид «Тектоник Малевича». Дальше пути осмотра разделяются на три «дороги» в каком-то былинном даже духе: направо – картины и ранние проекты, иллюстрирующие преломление супрематизма в раннем творчестве Хадид. Налево дизайн: ботинки, машины, столовые приборы и яхты космического дизайна. Прямо – современные проекты и здания.
Выставка Захи Хадид в Эрмитаже начинается с «Черного квадрата» Каземира Малевича. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Выставка Захи Хадид в Эрмитаже начинается с «Черного квадрата» Каземира Малевича. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

Впрочем, любовь к русскому авангарду стала главным акцентом выставки. Как пишет Михаил Пиотровский в каталоге, «русский авангард <…> раскрепостил художника в пространстве, сделал его хозяином всех измерений, сначала на бумаге, потом уже и наяву. Именно эту черту русского авангарда Заха с удовольствием восприняла и превратила в реальную силу, мощную и непривычную… Ровные стороны квадратов преломились в причудливые кривые <…> Каллиграфия ведь и есть один из видов абстрактного искусства».
Новый аэропорт Пекина, проект 2014. Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Новый аэропорт Пекина, проект 2014. Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Проект здания Томигайя, Токио, Япония, 1986 (не осуществлен) © Павел Олигорский, archi.ru
Проект здания Томигайя, Токио, Япония, 1986 (не осуществлен) © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

Экспозиция аккуратно выстроена не только биографически, от ранних нереализованных проектов к осуществленным, но и типологически: картины, фотографии, проекты и дизайн разделены, но взаимосвязаны. Выставка встроена в просторный прямоугольник банкетного Николаевского зала посредством белых перегородок текучих, пластично-хадидовских очертаний. Скульптурные перегородки разделяют зал на меньшие пространства, соединяясь вырезами крупных, энергично нависающих «порталов» – и зритель, и экспонаты оказываются помещенными внутрь характерной гибкой материи. Но надо сказать, что текучесть и сравнительно сдержана: Заха может при желании изогнуть намного круче, – и разорвана, так как все пространства открыты, а стоит поднять глаза выше – станут видны коринфские колонны, николаевские хрустальные вазы и помпезная гризайль потолка зала, оформленного в 1837 году по проекту Василия Петровича Стасова. Диалог между пышным имперским классицизмом и футуристической энергией Захи получается очень артикулированным – традиция и анти-традиция, обе по-своему очень сильны, – недаром Михаил Пиотровский говорил на открытии о «большом вызове и множестве споров», связанных с размещением столь современной выставки в парадных интерьерах царского дворца.
Изгибающиеся перегородки делят на части, между ними образуются порталы. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Изгибающиеся перегородки делят на части, между ними образуются порталы. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

Пройдя первую часть экспозиции с дизайнерскими вещами и картинами, зритель оказывается в центре экспозиции, где помещены архитектурные проекты. Космические макеты в бумажном исполнении оказываются несколько плоскими и не особо притягивают внимание, будучи приклеены к верхним балкам экспозиционных конструкций, зато макеты из пластика и стекла, расставленные ближе к зрителям, видно лучше – они составлены в длинную цепочку, которая провоцирует петляющий променад от проекта к проекту. Возможно, где-то на выставке не хватает пространства, которого три года назад у Калатравы было вполне достаточно – деконструктивистская мощь макетов оказывается застесненной. Может быть, белизна макетов, компенсирующая избыток пластики и обозначающая отличие от плоских, но цветных картин, оборачивается монотонностью – но в целом выставка выглядит насыщенно-академическим каталогом, который дает исчерпывающее представление о творчестве супер-звезды.
Заха Хадид. Тектоник Малевича, 1977 / 2015. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Заха Хадид. Тектоник Малевича, 1977 / 2015. Предоставлено Zaha Hadid Architectsоткрыть большое изображение
Картина Захи Хадид. Мир (89 градусов).  1983. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Картина Захи Хадид. Мир (89 градусов). 1983. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Картина Захи Хадид: застройка Трафальгарской площади. 1985. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Картина Захи Хадид: застройка Трафальгарской площади. 1985. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

Секретных кнопочек, как у Калатравы, на выставке нет. Зато пространство углов заполнено мебелью, близкое соседство которой с макетами позволяет оценить сходство с архитектурой. У Хадид ведь все предметы, и большие и малые, изгибаются, подчиняясь то ли приему – манере, то ли – чему-то большему, какому-то неоткрытому закону неэвклидовой стереометрии. Выстраивая от стены до вилки с ложкой мир, в котором – кто его знает, почему, но все должно изгибаться, замирая в странном танце. Такие уж правила поведения материи в хаотическом шевелении космоса Захи Хадид. У Стасова правила одни, у Захи другие.
Туфли. Заха Хадид для United Nude. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Туфли. Заха Хадид для United Nude. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru открыть большое изображение
Столовые приборы. Ателье “ZHD”. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Столовые приборы. Ателье “ZHD”. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Шахматы «Поле башен». Ателье “ZHD”. 2014. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Шахматы «Поле башен». Ателье “ZHD”. 2014. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Модели автомобилей: Z-car I, Z-car II. Zaha Hadid Architects. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Модели автомобилей: Z-car I, Z-car II. Zaha Hadid Architects. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Заха Хадид, софа «Зефир». 2013. Фотография Якопо Спилимберго. Предоставлено Zaha Hadid Architects
Заха Хадид, софа «Зефир». 2013. Фотография Якопо Спилимберго. Предоставлено Zaha Hadid Architectsоткрыть большое изображение
Диван Ветер, столы Рту. 2013. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Диван Ветер, столы Рту. 2013. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Стол Сеул и стулья Орхидея. 2008. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Стол Сеул и стулья Орхидея. 2008. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ru
Ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже. Фотография © Павел Олигорский, archi.ruоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Сергей Переслегин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Алексей Гинзбург
  • Алексей Иванов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Владимир Биндеман
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Магда Чихонь
  • Павел Андреев
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Лукаш Качмарчик
  • Левон Айрапетов
  • Георгий Трофимов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Попов
  • Петр Фонфара
  • Никита Бирюков
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Екатерина Грень
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи