Заха Хадид – от эксперимента к осуществлению вместе с Vitra

Архитектура Реклама
mainImg
Архитектор:
Заха Хадид
Компaния:
Vitra +
Контакты:
Vitra International AG, Klünenfeldstrasse 22, CH-4127 Birsfelden
26 июня в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга открылась первая в России ретроспектива Захи Хадид – мировой звезды архитектуры и первой в истории архитектора-женщины, удостоенной Притцкеровской премии. Выставка, проект которой был подготовлен Эрмитажем и студией Захи Хадид специально для Николаевского зала Зимнего дворца, представляет около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В экспозицию вошли экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты и работы последних лет.

Большое внимание на выставке уделено Пожарной Станции на кампусе VitraИменно эта постройка, завершенная в 1993 году, стала первым в мире осуществленным проектом Захи Хадид. Радикальные деконструктивистские структуры Хадид, вдохновленные русским авангардом и в особенности супрематическими исканиями Казимира Малевича, принесли ей признание критиков уже в 1970-х. Однако ее стиль считался слишком дерзким для применения в функциональных сооружениях и трудноосуществимым с конструктивной точки зрения. Vitra во главе с Рольфом Фельбаумом первой поверила в мастера «бумажной архитектуры», пригласив Хадид для создания реального объекта на территории фабричного кампуса в Вайле-на-Рейне.
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra

Напомним, что после пожара, случившегося в 1981 году и уничтожившего более половины производственного фонда Vitra, Рольфом Фельбаумом было принято решение отказаться от быстрого возведения безликих стандартных конструкций в пользу выдающихся архитектурных сооружений. С этого момента началось сотрудничество Vitra со всемирно известными архитекторами и создание на производственной территории уникального ансамбля, который сегодня является музеем современной архитектуры под открытым небом. Как объясняет Фельбаум, «притягательность архитектурных композиций Хадид заключается в их мобильности, скорости возведения и функциональности. Заха Хадид оказалась самым подходящим архитектором для сооружения Пожарной Станции».
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Zaha Hadid Architects

Остроугольные скульптурные формы Станции находятся в зафиксированном состоянии перехода от напряжения к движению, что делает постройку похожей на «застывший взрыв». Композиция состоит из цементных плоскостей, различные типы пространства изгибаются, сталкиваются и обрываются, взаимодействуя при этом с окружающим архитектуру ландшафтом. Посетители попадают в мир оптической иллюзии – два уровня здания словно вращаются относительно друг друга. По словам Рольфа Фельбаума, «Пожарная Станция демонстрирует абсолютно новое представление о пространстве» – это «самая впечатляющая пожарная часть в мире».
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra
Пожарная станция. Архитектор: Заха Хадид © Vitra

Пожарная Станция на кампусе Vitra стала поворотным пунктом карьеры Хадид, после чего ее здания были построены в самых разных уголках мира от Лондона до Китая. Появились ее постройки и в России – вилла Capital Hill Residence Наоми Кемпбелл и Владислава Доронина в Подмосковье и недавно открывшийся бизнес-центр Dominion Tower в Москве. Символичным стало, что вручение Захе Хадид Притцкеровской премии, высшей награды, имеющей статус Нобелевской премии в области архитектуры, состоялось в 2004 году в стенах Эрмитажного театра.
zooming
Заха Хадид и Рольф Фельбаум © Vitra
zooming
Инсталляция Prima. Автор: Заха Хадид © Vitra
zooming
Инсталяция Prima. Автор: Заха Хадид © Vitra

В 2013 году на кампусе Vitra состоялось празднование двадцатилетия Пожарной Станции. По этому случаю Заха Хадид при поддержке Swarovski создала инсталляцию Prima, интерпретирующую работу над проектом. Линии и плоскости вырастают из живописи и графики архитектора, приобретая трехмерные формы динамичной конструкции. В данный момент забота о пожарной безопасности на кампусе возложена на муниципальную бригаду Вайля-на-Рейне, в то время как созданный Захой Хадид шедевр деконструктивизма не только является одной из жемчужин архитектурного ансамбля, но и служит площадкой для проведения выставок и культурных мероприятий.
Стол Mesa. Автор: Заха Хадид © Vitra

Продолжая сотрудничество с прогрессивным швейцарским брендом, в 2007 году Заха Хадид создала стол Mesa (в переводе «cтоловая гора», холм с плоской вершиной) для Vitra Edition, коллекции экспериментальных объектов выдающихся дизайнеров мира, инициированной Рольфом Фельбаумом. Объект изучает связи внутри пространства и является микрокосмической моделью архитектуры Хадид. Две горизонтальные плоскости, символизирующие небо и землю, задают структуру мира. Пустоты, возникающие между ними, продолжают конструировать поверхность – архитектор сравнила их с водяными лилиями, плоские листья которых поддерживают невидимые глазу органические структуры в глубине. Форма становится пластичной, стол словно изгибает пространство как внутри себя, так и вокруг.
Архитектурная инсталляция для концертного зала в Художественной галерее Манчестера © Zaha Hadid Architects
Архитектурная инсталляция для концертного зала в Художественной галерее Манчестера © Zaha Hadid Architects

В 2009 году бюро Zaha Hadid Architects создало архитектурную инсталляцию для концертного зала в Художественной галерее Манчестера (Manchester Art Gallery), предназначенную специально для исполнения музыкальных сочинений Иоганна Себастьяна Баха в рамках Международного фестиваля в Манчестере. Пространство зала опоясывает светопроницаемая лента-мембрана, создающая визуальное воплощение соотношений формальной и структурной логики сложных гармоний Баха. Лента создает многоуровневое пространство, окружая исполнителя и публику своеобразным коконом, который не только выделяет пространство сцены и подчеркивает интимный, камерный характер концертов, но и является акустическим решением. (Смотрите по ссылке видео монтажа конструкции.) Поддерживая органические очертания структуры, в качестве посадочных мест в зале установлены стулья Vitra Panton Chair. Как и в случае с архитектурой Захи Хадид, компания Vitra дала путевку в жизнь этому предмету датского дизайнера Вернера Пантона. Промышленному выпуску спроектированного в 1959/60 гг. объекта предшествовал десятилетний путь совместных экспериментов дизайнера и компании-производителя.

материал предоставлен компанией Vitra
 

Поставщики, технологии

Vitra +
Архитектор:
Заха Хадид

01 Июля 2015

Vitra + : другие статьи и новости
Hommage супрематизму
20 декабря швейцарский мебельный бренд VITRA представил итоговую выставку арт-проекта «Оммаж супрематизму», посвященного художественному переосмыслению иконы дизайна – стула Panton Chair.
Цветной дом и мягкий офис
Зарекомендовавшая себя «классика» дизайна и новинки домашней коллекции, представленные в новых свежих цветовых вариациях, а также мягкие стены офисных модулей – все это компания Vitra продемонстрировала на I Saloni Milano 2013.
Белая занавесь
На кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне открылось очередное здание по проекту «звезды» — фабричный корпус бюро SANAA.
ЧУДО - офис
Мягкие зеленые стены, уютные качели, удобные пуфы и диваны, столешницы на столах, плавно поднимающиеся с помошью электрических моторчиков - компания Vitra на Orgatec 2012 представила новую программу для офиса «Workspirit»
Архитектурный символ технократии
Неподалеку от Стокгольма архитектурное бюро Герта Вингорда закончило строительство отеля Victoria Tower. 34-этажное здание с лаконичным, но запоминающимся силуэтом стало одной из самых высоких построек шведской столицы.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекта конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.