Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Экспозиция размещена в двух треугольных в плане залах. Каждому архитектурному объекту на выставке присвоены порядковый номер и символьное обозначение – его обобщенный абрис. В большом зале стоят фанерные витрины-макеты этих построек, и композиция каждого сооружения обыграна здесь по-своему. У общежития Текстильного института два корпуса обозначены этажерками с экспонатами, а третий, общественный – столом-верстаком. План бань трактован как вертикальная плоскость и намечен скамьями, представленный таким же образом дом-коммуна получил витрину-пирамиду с остеклением в центре – там, где на плане располагается двор. Округлый объем универмага Мосторга навел создателей выставки на мысль – превратить его витрину в своего рода прилавок. Несущая колонна зала «стала» трубой крематория, а под стеклом его витрины можно найти оригинальный членский билет Общества развития и распространения идеи кремации.
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Также среди экспонатов – посуда, принадлежавшая первым обитателям жилмассива, раритетные справочники по половой жизни для молодежи 1920-х, стальной двутавр, который когда-то был частью общежития. На фанерных поверхностях помещены исторические фотографии и планы зданий. Особую нежность вызывают ранние советские лозунги: словно высеченные из камня в своей краткости и категоричности, они, тем не менее, нанесены на более будничные материалы – металлические таблички и цветные плакаты.
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
В малом зале представлен отклик на эпоху авангарда наших современников: там
выставлены эссе и проекты студентов-дизайнеров СК «Баухауз–30», обучающихся у Александра Ермолаева. Фанерные и деревянные скульптуры, простая, почти «схематичная» мебель, дипломные проекты домов-коммун (конечно же, студенческих) и выставок в ДК ЗИЛ – все это точные мысли о ценностях, которым почти сто лет, а честные тексты молодых дизайнеров порой не уступают в своей категоричности суждениям тех, кто сто лет назад был убежден в необходимости формирования абсолютно новой предметной среды.
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
В экспозиции включены исторические кинодокументы, которые демонстрируют кажущиеся такими суровыми лица 1920-х и ямщиков на фоне конструктивистских зданий. На специально для выставки оцифрованных фрагментах кинохроники можно увидеть антирелигиозное шествие, сожжение первого трупа в крематории и сцены жизни в коммуне.
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Экспозиция, спроектированная архитекторами «k-мастерской», производит большое впечатление своей элегантностью и соответствием духу конструктивизма: рубленный шрифт, чистые, лишенные пустой декоративности геометрические объемы, ясная логика повествования.
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Выставку дополняет цикл лекций о новой архитектурной типологии, которые будут проходить по четвергам, а на каждое воскресенье здесь запланированы кинопоказы на тему нового быта и изменения гендерных ролей в обществе 1920-х годов. Ведущим этих кинопоказов выступит Максим Семенов – кинокритик, исследователь кино, сотрудник библиотеки киноискусств имени С.М. Эйзенштейна, автор курса лекций по истории кино в «Московской школе нового кино»
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Выставку можно посетить до 29 марта по адресу Серпуховский вал, 24/2 с 11.00 до 20.00 со вторника по воскресенье.
Экспонат
раздела «Первый дом-коммуна». Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Вид экспозиции. Фотография © Мария Фадеева
Значки-пиктограммы. Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Карта района. Фрагмент. Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Кухонная утварь. Из коллекции Ильи Малкова. Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Экспонат раздела Донских бань. Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Проект экспозиции в ДК ЗИЛ. Дипломница «СК Баухауз–30» С.А.Пиунова.Фотография: Полина Патимова/Архи.ру
Фанерные структуры. Елена Тарутина, Олег Шулика, Даниил Климов. Фотография: Полина Патимова/Архи.ру