Выставочный проект представляет район в радиусе одного километра от Шуховской башни как идеальную экспериментальную модель новой жизни эпохи авангарда.
Тесное соседство новаторских зданий разного назначения позволяет воссоздать реформированную реальность Страны Советов во всей ее полноте: рассказать об общественном быте, антирелигиозной пропаганде, новой школе и о многом другом. Несмотря на то, что в полной мере эксперимент не удался, мы можем найти и расшифровать его следы, попытаться заново «собрать» задуманный идеальный мир конца 1920-х – начала 1930-х.
Выставка-документация «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке» знакомит с несколькими наиболее интересными с точки зрения истории и архитектурной типологии объектами, появившимися в районе в 1920–1930-е годы. Герои выставки это:
Радиостанция имени Коминтерна (1919–1921);
Школа-гигант МОНО на Дровяной площади (нач.1930-х);
первая в Москве коммуна «1-е Замоскворецкое объединение» (1926–1929);
Хавско-Шаболовский жилмассив группы АСНОВА (1929–1931);
коммуна-общежитие студентов Текстильного института (1929–1930);
Донские бани (нач. 1930-х);
Универмаг Мосторга (1929–1936);
Антирелигиозный музей в Донском монастыре (1926 – нач. 1930-х);
первый в Москве крематорий и колумбарий (1927 – сер. 1930-х).
Архитекторами выставки – «k-мастерской» – в большом зале галереи создано динамичное пространство из узнаваемых «знаков» зданий, одновременно отсылающих и к новаторской мебели 1920-х, и музейному агит-оборудованию, и к современным логотипам, «брендирующим» территорию. Объекты-витрины представляют фотографии, архитектурные чертежи, архивные документы, киноматериалы и предметы быта, связанные с историей зданий и их обитателей. Перемещение от «остановки» к «остановке» – это, по сути, путь от рождения до смерти нового советского гражданина, задуманное архитекторами-визионерами эпохи авангарда.
В малом зале галереи экспонируются фотографии и эссе студентов-дизайнеров «СК Баухауз-30», обучающихся в Мастерской ТАФ у А.П. Ермолаева – архитектора, дизайнера, художника, руководителя мастерской, обосновавшейся в последние годы на Шаболовке. Участники этого раздела выставки размышляют о ценности архитектурного наследия авангарда в районе Шаболовки и о возможной актуальности идей «нового быта» сегодня. Этот раздел – рефлексия и современный ответ на вызовы эпохи авангарда таких же молодых людей, что и адресаты проектов домов-коммун, бань, жилмассивов.
По четвергам, в рамках образовательной программы, приуроченной к выставке, историки архитектуры, культурологи и искусствоведы будут вести лекции, посвященные новой архитектурной типологии. По субботам предполагается проведение кинопоказов о новом быте и изменении гендерных ролей в 1920-е годы.