Ар-деко на Озерковской

Проект офисного-делового комплекса на Озерковской набережной совмещает «дворцовый» план и очень точные реминисценции ар-деко, создавая в целом очень величественный и даже торжественный образ

mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
Россия, Москва, Озерковская наб, вл. 22-24

Авторский коллектив:
Автор проекта: Сергей Чобан, ГАП – Вячеслав Казуль, архитекторы Анатолий Борисов, Сергей Кузнецов, Теодор Столяров

2007

Заказчик: ОАО «Стройинком-К»

Победное возвращение в Россию Сергея Чобана началось с московского проекта высотного комплекса «Федерация», потом однако было больше слышно о его работах для родного Санкт-Петербурга. Не успевает сдаться один проект, как архитектор выигрывает конкурс на другой. Впрочем теперь и столица может похвастаться новыми произведениями от Сергея Чобана. О двух проектах – комплексе на Можайском валу и о «Византийском доме» в Гранатном – мы уже рассказывали. Недавно на Озерковской набережной начата реализация еще одного замысла – офисно-делового многофункционального комплекса, сделанного в рамках бюро SPeeCH.

Этот проект разработан по заказу застройщика, которому принадлежит сразу три соседних участка вдоль Водоотводного канала. На одном из них уже стоит в каркасе жилой комплекс «Аквамарин», спроектированный другим бюро. SPeeCH же сначала разрабатывал сразу 2 участка, но потом остался только средний. На нем и разместятся 4 здания нового комплекса, собранных вокруг дуги центрального пешеходного бульвара.

Архитекторы объясняют возникновение этой дуги желанием создать интерес для пешехода. Просто прямая улица, такая же как соседние, ведущая от набережной к дальнему 3-ему корпусу, отделенному от остальных новым, еще не появившимся проездом, рисковала бы оказаться скучной для прогулки, даже при заполнении всех первых этажей магазинами и бутиками. В данном же случае мы имеем фасады, у которых последовательно сменяются «ордера»: круглые сдвоенные колонны, тонкие каменные подобия ламелей, вогнутые пилоны – создают требуемое разнообразие, а в конце виднеется остроугольная консоль пятиэтажной части 2-го корпуса, выполняющая роль некоего репера, столь важного для окончания любой дороги, какой бы она ни была длины.

В то же время изогнутая внутренняя улица позволила раскрыть замкнутую на себе структуру комплекса к соседнему жилому кварталу – и ответить скошенному углу на набережной. Благодаря дуге бульвара между «Аквамарином», 2-м, 3-м, и 4-м корпусами образуется небольшая площадь, несомненно важная для городской структуры. Кстати, если посмотреть на ситуационный план этого района, то можно обнаружить, что всяческие дуги тут уже стали характерной составляющей планировки: за «Аквамарином» уже стоит офисное здание с эллиптическим объемом. Внутриквартальная часть «Аквамарина» также в плане представляет собой половину круга с парой выступов. Дуга оказывается, таким образом, прижившейся темой этого квартала, а комплекс зданий Сергея Чобана ее подхватывает и поддерживает.

Стилистика проекта прослеживается очень последовательно – это определенно парафраз ар-деко 1930-х гг. Лес вертикалей, жестко, на всю высоту, структурирующих стеклянные объемы, напоминает о самых характерных зданиях этого времени, причем в равной степени зарубежных и московских. Сдвоенные тяги, вытянутые на всю высоту фусты гигантских колонн – живо вызывают в памяти здания Фомина и Лангмана, построенные на рубеже двадцатых и тридцатых: общество «Динамо» на Лубянке или корпус во дворе Моссовета.   В эскизном проекте колонны первого и второго корпуса даже заканчивались характерными для сталинской архитектуры шишечками – и он смахивал больше на тридцатые, но потом шишечки убрали – и проект стал больше похож на их начало. Или на что-то итальянское от Муссолини. Так или иначе, это первое российское здание Сергея Чобана со столь определенными архитектурными реминисценциями. Раньше аллюзии были скорее сюжетными, вплетались в рисунок орнамента или отражали себя в фактуре материала.

С другой стороны, это очень точное воспроизведение ар-деко, разумеется приправленное современными стеклянными изгибами, но все же аутентичное и узнаваемое. Особенно если посмотреть на визуализации проекта, подернутые киношной дымкой в духе «Небесного капитана». Несмотря на то, что мода на этот стиль держится уже некоторое время, качественных ее вариаций в Москве возникло мало, исключая дом в Левшинском Ильи Уткина, но там – другое, там классика, увиденная «изнутри», а здесь – модернистская фантазия на тему величественного сооружения.

Величественность – это, вероятно, главная тема архитектуры комплекса. На нее работает изогнутой «курдонер» - в какой-то момент можно подумать, что ансамбль возник из какого-нибудь надстроенного и перестроенного дворца. В этом же русле действует и лес каменных колонн, и симметричная композиция, и сама по себе высота в 11 этажей – вокруг таких зданий нет, если не считать двух облезлых «панелек» вдалеке.

Поэтому, хотя планировка офисных корпусов предусматривает возможность деления каждого этажа на 4 самостоятельных офиса с минимальной площадью 500 кв.м, можно предположить, что сюда вселится какая-нибудь крупная корпорация с хорошей вертикалью власти, у сотрудников которой облик места работы сможет повышать гордость за компанию. Тем более, что по инфраструктуре здесь получился этакий мини бизнес-парк с магазинами, двумя ресторанами и даже апарт-отелем, столь важным, например, для западных компаний, которым приходится искать квартиры своим иностранным сотрудникам. И все это внутри Садового кольца.

Интересно сравнить проекты Сергея Чобана для Петербурга и для Москвы – архитектор, кажется, выстраивает свой особый «миф» для каждого из этих городов. Петербург для него – город эфемерный, замешанный на графике и литературе. То ли мираж, то ли книга. Поэтому в Петербурге дома Сергея Чобана – минималистичные, с рисунками поверх стеклянных плоскостей.

Москва – напротив, каменная, «и дома каменны, и земля каменна», властная, византийская, сталинская. Для нее – и фантазии каменные, более телесные, да что уж говорить – более консервативные. Главным московским стилем Чобан определенно считает сталинский классицизм – хотя и выбирает из него все самое красивое, и как правило «поверяет» выбор всемирным ар-деко. Проект для Можайского вала использует характерную для этого стиля сетку квадратных окон, «Византийский дом» поглядывает на ажурные эксперименты Бурова. А здесь, на Озерковской – не менее узнаваемые вертикали колонн Фомина. Получается качественный, каменный вариант ар-деко, своего рода «мостик» между началом XXI века и концом двадцатых годов XX-го. Мостик, в некотором смысле перекликающийся с высоткой на Котельнической, которую отсюда – с канала – неплохо видно.

Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
© SPEECH
zooming
Здание общества «Динамо» на Лубянке. Иван Фомин, Аркадий Лангман, 1928-1929. Сдвоенные «колонны» выглядят потяжелее, чем в проекте Сергея Чобана для Озерковской набережной, но сходство сюжета налицо
Комплекс от SPeeCH в окружении других зданий «Аквамарина»
zooming


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Офисно-деловой многофункциональный комплекс на Озерковской наб.
Россия, Москва, Озерковская наб, вл. 22-24

Авторский коллектив:
Автор проекта: Сергей Чобан, ГАП – Вячеслав Казуль, архитекторы Анатолий Борисов, Сергей Кузнецов, Теодор Столяров

2007

Заказчик: ОАО «Стройинком-К»

07 Мая 2008

author pht author pht

Авторы текста:

Мария Фадеева, Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.