Волга–Волга

Многоэтажная пристройка к гостиничному комплексу «Волга»: вариант имитации многосоставного города в рамках одного здания. И, как всегда у ADM, акцент на благоустройстве.

Автор текста:
Алла Павликова

25 Февраля 2015
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Гостиничный комплекс «Волга» на Большой Спасской
Россия, Москва, Большая Спасская 4/1, Докучаев переулок 2/1

2014

Инженерный раздел: Engex
Конструктивный раздел: МБ-Проект
Новое здание планируется построить почти в центре, практически сразу за Садовым кольцом: Докучаев переулок – место небезвестное, он ведет от проспекта Сахарова к Большой Спасской улице, неподалеку институт Склифосовского, Ботанический сад МГУ и площадь Трех вокзалов. Здания апарт-отеля «Волга» здесь существуют с 1976 года: двенадцатиэтажная пластина вытянута вдоль Большой Спасской, шестнадцатиэтажная башня стоит на линии Докучаева. Разрыв межу ними около года назад заказчики предложили архитекторам ADM заполнить новым корпусом: на сравнительно тесной площадке требовалось разместить более 30 000 м2 полезной площади.

Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предложили объем, вплотную примыкающий к глухим торцам существующих корпусов. Впрочем он не только замыкает фронт Докучаева переулка, но, стыкуясь с башней, поворачивает во двор (план «Г»-образный). Между тем для того, чтобы новый корпус не разбивал двор комплекса на две части, архитекторы корбюзеански приподняли его на стройных круглых колоннах – устроив под образовавшимся навесом общественное пространство, доступное не только для постояльцев комплекса апартаментов, но и для всех горожан. Сейчас во дворе – парковка за забором и десяток американских клёнов по ее периметру. А будут: столики летнего кафе, сад камней, деревянные настилы и цветные кресла (прямо как в венском Арт-квартале), простые стильные фонари, цветы и деревья в кадках и без, стриженый кустарник, полотно газона и небольшой живописный сквер. А также фонтан «луврской» внешности в виде прямоугольной каменной плиты со стекающей по краям водой, – все по правилам благоустройства, которому ADM во всех своих проектах уделяют массу внимания. Пространство двора и кафе под навесом нового корпуса будут проницаемы, одно защищенное от дождя, другое открытое солнцу, а одним из самых необычных и приятных элементов кафе станет вынесенный наружу большой камин.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Ситуация © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Ниша скамином © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Фонтан во внутреннем дворе © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Внутренний двор. Терраса летнего кафе. Проект, 2015. В процессе строительства © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Благоустройство территории © Мастерская ADM
«Необходимость визуально раздвинуть границы внутридворового пространства стала одной из центральных задач проекта, ­– рассказывает Андрей Романов, – отсюда всё многообразие его наполнения. По той же причине стена лобби с зоной ресепшна сделана полностью стеклянной, прозрачной». Речь о первом этаже пластины, вытянутой вдоль переулка: без малого на ширину двора его внешняя и внутренняя стены стеклянные, из двора хорошо видно улицу, с улицы – двор. Стойка ресепшна расположена в центре лобби – оказывается проницаемым не только фактически, так как любой может пройти насквозь, но и визуально, что помогает психологически расширить пространство двора. В отделке первых этажей в целом преобладает стекло: со стороны улицы все первые этажи отданы большим стеклянным витринам, стекло чуть углублено, стены верхнего этажа чуть вынесены, вдоль витрин образуется небольшой козырек – своего рода галерея для прогуливающихся вдоль здания.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Большое стеклянное лобби © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Проект, 2014. В процессе строительства © Мастерская ADM
Ввиду дефицита площадей и необходимости учитывать габариты и пространственную логику существующих корпусов объем здания получился лаконичным. Впрочем это не помешало архитекторам, не выходя далеко за рамки переосмысления модернистской стилистики, усложнить пластику и радикально переосмыслить пропорции, сделав их отчетливо, до хрупкости вертикальными.

Говоря точнее, протяженный объем не выглядит как цельная балка: он больше похож на ряд высоких и тонких башен, выстроенных в ряд и нанизанных на общую сердцевину – почти Манхеттен. Выступы намного шире, чем привычные эркеры, перемычки между ними узкие, но они регулярно чередуются и на уличных фасадах, и со стороны двора. Иллюзию множественности объемов поддерживают перепады высоты, причем перемычки между секциями, – шестнадцатиэтажные, а основные объемы вырастают над ними на три этажа выше, что тоже подчеркивает «самостоятельность» башен. Только торцевые секции лишены трех верхних этажей, они решительно выравнивают линию верха с пластиной старой гостиницы, не теряя, таким образом, связи с окружением.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Вид со стороны улицы © Мастерская ADM
Модуль трех этажей важен не только для объемного перепада; окна всех этажей, исключая общественный первый, объединены в вертикальные группы по три, причем их ширина постоянно меняется, придерживаясь, впрочем, некоторой общности вертикальных простенков и не превращаясь в классический holland wall.

Пластика фасадов, в сущности очень сдержанная, подчинена мягкой древесно-керамической гамме. Причем базовую сетку образует светлый золотисто-бежевый кирпич с асимметрично разбросанными коричневатыми подпалинами – преобладание светлого тона служит решению все той же задачи визуального расширения пространства. Второй, чуть углубленный, «внутренний» слой фасада отдан керамическим панелям, имитирующим цвет и фактуру дерева: они образуют и широкие простенки, и исчезающе-тонкие перемычки, которые придают рисунку окон особенную, графическую тонкость. К слову, именно эти тонкие перемычки отвечают за эффект хрупкой тонкокостности, ощутимо присущий этому проекту. Самый глубокий слой – металлические полосы междуэтажных перекрытий, образует своего рода «уток» многослойной фасадной ткани. Картину завершают рассеянные строго в шахматном порядке решетчатые металлические балконы, способные служить ящиками для кондиционеров.

Фасады похожи, но не все одинаковы – один объем, расположенный правее входа, шире других примерно вдвое и его рисунок строже и, скажем так, ближе поискам послевоенного модернизма. Кирпич образует тонкую выступающую рамку, зато «керамическому дереву» отданы все простенки между окнами; что-то в нем есть от дизайнерских объектов семидесятых (не оммаж ли соседним зданиям?). Так или иначе, этот отличающийся фасад лишь усиливает базовое впечатление дома-города.

Получилось строго и изящно; любопытно то, что все заложенные сюда авторами образные подтексты даны намеком и очень аккуратно: не захочешь не поймешь, ощутишь только качество отделки и свежесть вымытого стекла витрин, да может быть еще разнообразие фактур. Между тем, посмотрев на «мини-манхеттен» внимательнее, наблюдатель мог бы обнаружить не одну эмоциональную ассоциацию. К примеру: недалеко, как уже говорилось, Три вокзала, а значит гостиница Ленинградская; сравнительно близко и еще одна высотка, одна из лучших, построенная Алексеем Душкиным на Красных воротах. Светлый беж, теплые вставки, готические вертикали – и мы вспоминаем о том, что американские небоскребы, стоящие в ряд вдоль ущелий улиц – и московские, по-купечески раскинувшиеся высотки, в стилевом отношении родственны.

Или же так: в округе близкой и далекой встречаются институтские корпуса позднесоветского времени из розового кирпича с малиновыми перемычками и широкими вертикалями псевдопилястр – новая «Волга» как будто кладет тему на новую мелодию, переписывая ту же мысль уверенней и тоньше. Или же скрещивает оба, что тоже не исключено; добавляет алхимически в материю «советского института» каплю сталинской высотки, каплю классики в тело модернизма. Ну и ещё. В 1976 массивные корпуса советской гостиницы сменили дробную застройку XIX века, обобщили ее разнообразие до крайности. Сейчас, в новом проекте архитекторы совмещают, пусть иллюзорно, оба качества: масштаб и дробление. Как будто – нет, отнюдь не воссоздают, поздно, да и незачем – а переосмысляют структуру утраченного города. Или же просто время теперь такое.

Строительство комплекса уже начато; его окончание намечено на 2017 год. 

Мастерская:

ADM

Проект:

Гостиничный комплекс «Волга» на Большой Спасской
Россия, Москва, Большая Спасская 4/1, Докучаев переулок 2/1

2014

Инженерный раздел: Engex
Конструктивный раздел: МБ-Проект

25 Февраля 2015

Автор текста:

Алла Павликова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.