Волга–Волга

Многоэтажная пристройка к гостиничному комплексу «Волга»: вариант имитации многосоставного города в рамках одного здания. И, как всегда у ADM, акцент на благоустройстве.

Автор текста:
Алла Павликова

25 Февраля 2015
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Гостиничный комплекс «Волга» на Большой Спасской
Россия, Москва, Большая Спасская 4/1, Докучаев переулок 2/1

2014

Инженерный раздел: Engex
Конструктивный раздел: МБ-Проект
Новое здание планируется построить почти в центре, практически сразу за Садовым кольцом: Докучаев переулок – место небезвестное, он ведет от проспекта Сахарова к Большой Спасской улице, неподалеку институт Склифосовского, Ботанический сад МГУ и площадь Трех вокзалов. Здания апарт-отеля «Волга» здесь существуют с 1976 года: двенадцатиэтажная пластина вытянута вдоль Большой Спасской, шестнадцатиэтажная башня стоит на линии Докучаева. Разрыв межу ними около года назад заказчики предложили архитекторам ADM заполнить новым корпусом: на сравнительно тесной площадке требовалось разместить более 30 000 м2 полезной площади.

Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предложили объем, вплотную примыкающий к глухим торцам существующих корпусов. Впрочем он не только замыкает фронт Докучаева переулка, но, стыкуясь с башней, поворачивает во двор (план «Г»-образный). Между тем для того, чтобы новый корпус не разбивал двор комплекса на две части, архитекторы корбюзеански приподняли его на стройных круглых колоннах – устроив под образовавшимся навесом общественное пространство, доступное не только для постояльцев комплекса апартаментов, но и для всех горожан. Сейчас во дворе – парковка за забором и десяток американских клёнов по ее периметру. А будут: столики летнего кафе, сад камней, деревянные настилы и цветные кресла (прямо как в венском Арт-квартале), простые стильные фонари, цветы и деревья в кадках и без, стриженый кустарник, полотно газона и небольшой живописный сквер. А также фонтан «луврской» внешности в виде прямоугольной каменной плиты со стекающей по краям водой, – все по правилам благоустройства, которому ADM во всех своих проектах уделяют массу внимания. Пространство двора и кафе под навесом нового корпуса будут проницаемы, одно защищенное от дождя, другое открытое солнцу, а одним из самых необычных и приятных элементов кафе станет вынесенный наружу большой камин.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Ситуация © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Ниша скамином © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Фонтан во внутреннем дворе © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Внутренний двор. Терраса летнего кафе. Проект, 2015. В процессе строительства © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Благоустройство территории © Мастерская ADM

«Необходимость визуально раздвинуть границы внутридворового пространства стала одной из центральных задач проекта, ­– рассказывает Андрей Романов, – отсюда всё многообразие его наполнения. По той же причине стена лобби с зоной ресепшна сделана полностью стеклянной, прозрачной». Речь о первом этаже пластины, вытянутой вдоль переулка: без малого на ширину двора его внешняя и внутренняя стены стеклянные, из двора хорошо видно улицу, с улицы – двор. Стойка ресепшна расположена в центре лобби – оказывается проницаемым не только фактически, так как любой может пройти насквозь, но и визуально, что помогает психологически расширить пространство двора. В отделке первых этажей в целом преобладает стекло: со стороны улицы все первые этажи отданы большим стеклянным витринам, стекло чуть углублено, стены верхнего этажа чуть вынесены, вдоль витрин образуется небольшой козырек – своего рода галерея для прогуливающихся вдоль здания.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Большое стеклянное лобби © Мастерская ADM
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Проект, 2014. В процессе строительства © Мастерская ADM

Ввиду дефицита площадей и необходимости учитывать габариты и пространственную логику существующих корпусов объем здания получился лаконичным. Впрочем это не помешало архитекторам, не выходя далеко за рамки переосмысления модернистской стилистики, усложнить пластику и радикально переосмыслить пропорции, сделав их отчетливо, до хрупкости вертикальными.

Говоря точнее, протяженный объем не выглядит как цельная балка: он больше похож на ряд высоких и тонких башен, выстроенных в ряд и нанизанных на общую сердцевину – почти Манхеттен. Выступы намного шире, чем привычные эркеры, перемычки между ними узкие, но они регулярно чередуются и на уличных фасадах, и со стороны двора. Иллюзию множественности объемов поддерживают перепады высоты, причем перемычки между секциями, – шестнадцатиэтажные, а основные объемы вырастают над ними на три этажа выше, что тоже подчеркивает «самостоятельность» башен. Только торцевые секции лишены трех верхних этажей, они решительно выравнивают линию верха с пластиной старой гостиницы, не теряя, таким образом, связи с окружением.
Апарт-комплекс «Волга» на Большой Спасской. Вид со стороны улицы © Мастерская ADM

Модуль трех этажей важен не только для объемного перепада; окна всех этажей, исключая общественный первый, объединены в вертикальные группы по три, причем их ширина постоянно меняется, придерживаясь, впрочем, некоторой общности вертикальных простенков и не превращаясь в классический holland wall.

Пластика фасадов, в сущности очень сдержанная, подчинена мягкой древесно-керамической гамме. Причем базовую сетку образует светлый золотисто-бежевый кирпич с асимметрично разбросанными коричневатыми подпалинами – преобладание светлого тона служит решению все той же задачи визуального расширения пространства. Второй, чуть углубленный, «внутренний» слой фасада отдан керамическим панелям, имитирующим цвет и фактуру дерева: они образуют и широкие простенки, и исчезающе-тонкие перемычки, которые придают рисунку окон особенную, графическую тонкость. К слову, именно эти тонкие перемычки отвечают за эффект хрупкой тонкокостности, ощутимо присущий этому проекту. Самый глубокий слой – металлические полосы междуэтажных перекрытий, образует своего рода «уток» многослойной фасадной ткани. Картину завершают рассеянные строго в шахматном порядке решетчатые металлические балконы, способные служить ящиками для кондиционеров.

Фасады похожи, но не все одинаковы – один объем, расположенный правее входа, шире других примерно вдвое и его рисунок строже и, скажем так, ближе поискам послевоенного модернизма. Кирпич образует тонкую выступающую рамку, зато «керамическому дереву» отданы все простенки между окнами; что-то в нем есть от дизайнерских объектов семидесятых (не оммаж ли соседним зданиям?). Так или иначе, этот отличающийся фасад лишь усиливает базовое впечатление дома-города.

Получилось строго и изящно; любопытно то, что все заложенные сюда авторами образные подтексты даны намеком и очень аккуратно: не захочешь не поймешь, ощутишь только качество отделки и свежесть вымытого стекла витрин, да может быть еще разнообразие фактур. Между тем, посмотрев на «мини-манхеттен» внимательнее, наблюдатель мог бы обнаружить не одну эмоциональную ассоциацию. К примеру: недалеко, как уже говорилось, Три вокзала, а значит гостиница Ленинградская; сравнительно близко и еще одна высотка, одна из лучших, построенная Алексеем Душкиным на Красных воротах. Светлый беж, теплые вставки, готические вертикали – и мы вспоминаем о том, что американские небоскребы, стоящие в ряд вдоль ущелий улиц – и московские, по-купечески раскинувшиеся высотки, в стилевом отношении родственны.

Или же так: в округе близкой и далекой встречаются институтские корпуса позднесоветского времени из розового кирпича с малиновыми перемычками и широкими вертикалями псевдопилястр – новая «Волга» как будто кладет тему на новую мелодию, переписывая ту же мысль уверенней и тоньше. Или же скрещивает оба, что тоже не исключено; добавляет алхимически в материю «советского института» каплю сталинской высотки, каплю классики в тело модернизма. Ну и ещё. В 1976 массивные корпуса советской гостиницы сменили дробную застройку XIX века, обобщили ее разнообразие до крайности. Сейчас, в новом проекте архитекторы совмещают, пусть иллюзорно, оба качества: масштаб и дробление. Как будто – нет, отнюдь не воссоздают, поздно, да и незачем – а переосмысляют структуру утраченного города. Или же просто время теперь такое.

Строительство комплекса уже начато; его окончание намечено на 2017 год. 

Мастерская:
ADM
Проект:
Гостиничный комплекс «Волга» на Большой Спасской
Россия, Москва, Большая Спасская 4/1, Докучаев переулок 2/1

2014

Инженерный раздел: Engex
Конструктивный раздел: МБ-Проект

25 Февраля 2015

Автор текста:

Алла Павликова
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.