Самарская «Стрелка». Продано?

Обзор проектов планировки самарской стрелки – один из них утвержден, но вызывает широкую критику со стороны экспертов, архитекторов и жителей Самары.

mainImg
Проект «Хлебная площадь» бурно обсуждают в Самаре уже полгода: планировка территории площадью 120 гектаров в самой ценной исторической части города – на стрелке при впадении реки Самары в Волгу, – оказалась более чем спорной, и несмотря на то, что 21 апреля 2014 года ППТ утвержден распоряжением правительства Самарской области, дебаты не заканчиваются. Строго говоря, речь идет о принципиальном подходе к планировке центров исторических городов: отдать ли сложную тему на откуп «варягам» из столичных крупных проектных институтов, которые обещают привлечь инвесторов и, деятельно расселив «бараки и гнилушки», построить «городской центр XXI века» с большим торговым центром – или вложить больше сил, но сохранить неповторимое очарование старого города, провести профессиональные, а не спасательные раскопки самарской крепости, словом, попытаться сохранить исторический центр как таковой. Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор двух подходов к планировке и последующей реконструкции самарского центра. 
zooming
Эскиз новой набережной города Самары © «Ленгипрогор»
zooming
Стрелка в г. Самаре © Евгений Мелехин. 2011 г.

Подход первый (на данный момент – победивший) 
Проект планировки территории (общей площадью, напомним, 120 гектаров) «в границах улиц Комсомольская, Фрунзе, акваторий рек Самара и Волги» под названием «Хлебная площадь» уже признан самым масштабным в истории Самарской области. Его инициатор – губернатор области Николай Меркушин, а разработан утвержденный ППТ петербургским ООО «Институт «Ленгипрогор» во главе с Юрием Перелыгиным (который одновременно занимает должность советника губернатора области Меркушина). Сумма заключенного контракта – 40 млн рублей.

Реализация займет около 10 лет (основную часть планируется завершить к ЧМ), ее стоимость по предварительным оценкам составит 50 млрд рублей. Запланировано, что основная доля расходов ляжет на частных инвесторов.
zooming
Проект планировки и проект межевания территории исторического центра города Самары в границах ул. Комсомольская, ул. Фрунзе, акваторий р. Волги и р. Самары. Эскиз застройки © «Ленгипрогор»
zooming
Исторический квартал © «Ленгипрогор»

Согласно ППТ «Ленгипогора» на «носу» самарской стрелки должен разместиться Дворец бракосочетаний, за ним – Конгресс-холл с функцией концертного зала за 15 000 мест, парк на месте речного порта, вдоль реки – жилая застройка высотой до 16 этажей, рассчитанная на 7 500 жителей, школа и продолжение набережной Волги. Тендер на проектирование Дворца бракосочетаний выиграл также «Ленгипрогор» (предложивший при этом самую большую сумму 10,5 млн рублей, тогда как ООО «СК Сибирь» предлагало в том же тендере выполнить проект за 3,8 млн). Сейчас «Ленгипрогор» участвует в конкурсе на проект благоустройства всех 120 гектаров территории Стрелки за 68 млн рублей (результаты будут объявлены в августе). Планируется, что 21,5 гектар займет парк.

А вот под «территорию реконструкции» исторического центра в проекте планировки отведено меньше. чм под парк – шесть гектаров из ста двадцати, пять процентов общей площади. Предполагается реставрация семнадцати зданий, в том числе и Дома губернатора, и воссоздание семи «утраченных исторических объектов» – всё «с приспособлением их под новую функцию». Между тем уже было замечено, что при реконструкции 130 квартала в Иркутске «Ленгипрогор» нашел на шести гектарах больше шестидесяти исторических объектов для воссоздания, тогда как в Самаре на 120 гектарах обнаружилось только сорок ценных зданий. «Сорок объектов найдено не нами, в этом участвовали минкульт и другие ведомства», – комментирует этот факт Юрий Перелыгин. И тут же оговаривается: проект в ранней стадии, преждевременно говорить о точных цифрах. 

Один из самых спорных пунктов проекта – большой (100 тыс. кв. метров) торговый центр  с говорящим названием «Старая крепость», который планируется построить на месте завода клапанов. Завод расположен на территории крепости Самарский городок, давно разрушенной и погребенной под заводскими зданиями, – но археологи предполагают, что там сохраняются остатки дорегулярной Самары (крепость была построена по указу Федора Иоанновича в 1586 году). Планомерные раскопки могли бы дать Самаре много исторического материала, а торопливые спасательные могут уничтожить культурный слой навсегда; но торговый центр надежнее привлечет инвесторов и быстрее окупится – уверены авторы ППТ. 
zooming
Проект Конгресс-центра © «Ленгипрогор»
zooming
Проект Дворца Бракосочетания © «Ленгипрогор»
zooming
Проект Дворца Бракосочетания © «Ленгипрогор»
zooming
Проект парка © «Ленгипрогор»
zooming
Проект парка © «Ленгипрогор»

Надо признать, что мнения самарских архитекторов относительно проекта «Ленгипрогора» разделились. В частности, председатель самарского отделения САР Юрий Корякин проект одобряет

Однако даже мэр Самары Дмитрий Азаров выступил с критикой ППТ «Ленгипрогора». «Стоит важнейший вопрос, как будет осваиваться территория, откуда исторически начинался город, территория Крепости Самара. Одно из предложений – строительство на этой территории торгового центра, на мой взгляд, скажу пока аккуратно, кажется достаточно странным. Я думаю, что такое решение большинство жителей нашего города не поймут», – сказал Азаров в феврале.

Проект не проходил публичных слушаний на том основании, что он «значится проектом планировки территории под объект регионального значения. В данной ситуации генпланом было заложено расположение объекта регионального значения стадиона на стрелке, но, как известно, он перекочевал в другое место. Сейчас объектом регионального значения решили считать расположение на стрелке некоего то ли загса, то ли конгресс – холла» – поясняет в своем январском интервью экс-главный архитектор Самары Виталий Стадников. Стадион решили (и уже начали) строить на месте бывшего Радиоцентра в Кировском районе. 

Между тем в конце мая губернатор сообщил, что до ЧМ 2018 года порт закрывать не будут, что ставит строительство ЗАГСа и Конгресс-холла, занявших в проекте место объектов регионального значения, под вопрос – строить их, как и разбивать парк, пока будет негде – а вот место под строительство огромного торгового центра и коммерческого жилья сохраняется.
© Владимир Сверкалов. sv-bob.lj.ru
© Владимир Сверкалов. sv-bob.lj.ru

В подборке сайта «Другой город» подробно перечислены недостатки ППТ «Ленгипрогора»: он может уничтожить исторический центр Самары, заменив его «спальным районом» (жилье по плану строится в первую очередь, а конгресс-холл, дворец бракосочетаний и другие объекты появятся позже, из-за чего авторы статьи и эксперты классифицируют район как «спальный»), приведет к транспортному коллапсу, в том числе из-за запланированного демонтажа трамвайной линии и снятия троллейбусного маршрута, к утрате (в ходе поспешного «спасательного» исследования) археологических слоев старой Самары, а также к экологической катастрофе, так как шестнадцатиэтажные дома закроют город от ветра с реки и, кроме того, уничтожат панораму.
Проект жилой застройки © «Ленгипрогор»

Масштабный проект планировки самарской стрелки избежал публичных слушаний, но вызвал множество протестов в Самаре. Активисты организовали выставку «Самара вне себя», подготовили специальный выпуск журнала Tatlin News. Были проведены конференции и выставки с участием самарской архитектурной элиты, студентов СГАСУ, журналистов, социологов, транспортников и местных жителей. Самарские студенты нарисовали плакаты в поддержку сохранения идентичности исторической территории стрелки. 
Плакат © Студенты СГАСУ
Плакат © Студенты СГАСУ

«Проект, который сегодня рассматривается, обрекает стрелку на культурную и физическую деградацию. При всей внешней соблазнительности этого проекта, для меня он означает крах российского градостроительства, он основан ни на чем, за ним нет ничего исторического, социального или какого бы ни было другого анализа. Здесь совершенно формальный подход, демонстрирующий социальную и культурную безответственность. Надеюсь, что самарская общественность сумеет отстоять и победить стрелку, как «Охту-центр» победили питерцы», – говорит о проекте Евгений Асс

Между тем проект «Ленгипрогора», будучи принят, по-видимому, продолжает свое развитие. Главный архитектор «Ленгипрогора» Юрий Перелыгин отвечает критикующим его проект экспертам на сайтах о недвижимости. В июне он выступил в городе с презентацией работ «Ленгипрогора» в Иркутске, Ульяновске, Петербурге и ответил на вопросы самарцев
***

Второй вариант (незамеченный)
Альтернативный проект развития «Хлебной площади» разработан Кафедрой инновационного проектирования СГАСУ во главе с Сергеем Малаховым. Интересно, что первоначально проект группы Малахова разрабатывался по приглашению «Ленгипрогора» как часть его предложения, но затем практически не вошел в состав окончательного проекта. Или вошел, но в искаженном виде. В одном из интервью Малахов пояснил детали: «Приглашение принять участие в проекте «Ленгипрогора» пришло в марте 2013. Нас попросили работать «со слов», то есть, официального техзадания не было, договора не было. Была определенная оплата и обещания, что мое участие в дальнейшем проектировании будет как-то лоббироваться. В итоге мы разработали самый древний кусок города. Сожалею, что «Ленгипрогор» принял решение не придавать этому эскизу особого внимания. Могу добавить, что я ни разу не был приглашен к обсуждению или представлению перед руководством всего их проекта, хотя и был в курсе того, что происходило за пределами, отведенными для моей работы. Я думаю, что наш проект лишь отчасти мог быть интересен заказчику как некая аналитическая картина происходящего на площадке и, может быть, также как некий декоративный бэкграунд для будущей презентации других более важных для них идей». 
Туристический комплекс «Хлебная площадь». Опорный план. Объекты культурного наследия (красным цветом) и ценная застройка (желтым цветом) © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Туристический комплекс «Хлебная площадь». Проектное предложение. Общий вид со стороны ул. Комсомольской © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

Итак, предложение Малахова основано на принципе максимального сохранения целостных фрагментов исторической застройки, а не только лишь отдельных памятников, как это практикуется повсеместно в Самаре. Авторы предложили более двадцати туристических подпрограмм. «Важно, чтобы дворы сохранили свою привлекательную структуру и фактуры, иначе мы получим «высушенные» и «вылизанные» стерильные обрезки старого наследия, которым могут интересоваться лишь провинциальные любители диснейлендов», – так комментируют архитекторы свой проект. 

zooming
Туристический комплекс «Хлебная площадь» в исторической части г. Самары © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Проект «Квартал № 4» © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Основные объекты туристического комплекса «Хлебная площадь» © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Основные объекты туристического комплекса «Хлебная площадь» © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Основные объекты туристического комплекса «Хлебная площадь» © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ

zooming
Основные объекты туристического комплекса «Хлебная площадь» © Кафедра инновационного проектирования СГАСУ
***

Мы попросили бывшего главного архитектора Самары Виталия Стадникова прокомментировать ситуацию вокруг строительства на стрелке:

Вот такое качество работ, считается весьма удовлетворительным для госконтрактов.
Сначала я питал надежды по поводу появления г-на Перелыгина и команды в Самаре. Их привел молодой областной министр строительства, сотрудничавший с Перелыгиным по Минрегиону, – Гришин. Тот парень даже пытался привлечь модную «Стрелку» к разработке Самаро-Тольяттинской агломерации, но его подчиненные, поколдовав, превратили «Стрелку» в «Мосгипрогор». Прочны звенья золотой цепи.

Хотя проект 130-го квартала в Иркутске и вызывал вопросы этического характера по отношению к аутентичности среды, да и, вообще, демонстрировал подход вполне реализованный в 1980-е годы в многочисленных мемориальных комплексах Ленина, где в довесок к главному зданию возводили муляжи деревянных домовладений, но... это все же подход, метод. И он лучше установившейся практики бесконтрольной зачистки старой Самары. Поэтому мне казалось пришествие перелыгинской компании шансом для упорядочивания работы в историческом центре.

На начальной стадии я оказывал представителям ООО «Ленгипрогор» содействие в получении исходных данных для проектирования. Высказывал свои суждения по поводу перспектив развития этой территории, в которых не фигурировали ни торговый молл, ни многоэтажная застройка. Обсуждалась застройка вдоль Волги в 3-4 этажа, не нарушающая восприятие верхней надпойменной террасы.
Господа готовились примерно полгода к встрече с губернатором для того, чтобы продемонстрировать «мастер-план» территории. После скандала с пермяками в административных кругах слово «мастер-план» было под запретом, но, как оказалось, не для всех.

Подготовка эта заключалась в минимизации расходов путем привлечения местной рабочей силы для разработки отдельных частей территории. Одну из таких частей разрабатывал Малахов. Эти части потом не понадобились, т. к. относились они к территориям с жилой застройкой и большим населением, с которым ленгипрогоровцам возиться не хотелось. Это была форма вовлечения «буйных» в соучастие.

Разработка эскиза планировки территории мастер-плана проходила в закрытом режиме. С ее результатами я был ознакомлен только после заседания межведомственной комиссии по разработке «проекта модернизации исторического центра Самары» при губернаторе, на которое сам не был приглашен.

Увидев, я был поражен качеством проектного материала, который в лучшем случае годился для курсового проекта, чем для заседания, на котором было заявлено об обеспечении проекта бюджетными миллиардами. В общем, свои доводы по поводу проекта я привел на заседании у мэра.

После назначения советником губернатора г-н Перелыгин сообщил мне, что он назначен курировать все проекты на территории исторической Самары, что устно подтвердили мне мои руководители.

К тому моменту стало понятно, что г-н Перелыгин не может либо не желает отстаивать оговоренную стратегию развития пешеходных, общественных пространств в проекте на Хлебной площади и Стрелке. В проекте уничтожается линия трамвая, существовавшая здесь почти век.

Я утратил доверие к проектировщикам из Ленгипрогора, когда увидел в июле на презентации у мэра эскизы с застройкой уже в 6 этажей вдоль акватории Волги и торговый центр на 60 тыс. кв. метров на месте крепости. Мои опасения подтвердились с лихвой позже. В ППТ ООО «Ленгипрогор» этажность застройки вдоль берега выросла уже до 9 – 16 этажей, а площадь торгового центра до 100 тыс. кв. метров. Понимаю, что это не предел. Г-н Перелыгин руководит фондом развития этой территории «Приволжский», а успех этого фонда напрямую зависит от объемов размещаемого строительства.

Особой новацией было решение о разработке ППТ якобы под размещение объекта регионального значения (для обхода публичных слушаний) на территории существующего грузового порта. Поскольку непонятно было, что это за объект – ЗАГС, набережная или конгресс-холл, и авторы конвульсивно соображали, что же там можно разместить, то было в результате принято постановление областного правительства о размещении на территории порта объекта регионального значения – «Территории объекта регионального значения».
В последнее время губернатор сделал несколько заявление о необходимости сохранения порта на прежнем месте. Так где же «Объект регионального значения» и под что же делался данный проект планировки? Комментарии, как говорится, излишни.

29 Июля 2014

Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.