На втором этапе работы учащиеся, разделившись на группы, трудились над созданием мастер-плана для одного из кварталов района D-1 Сколково, состоящего из двенадцати зданий. Требовалось разработать функциональную программу и разработать дизайн-код для застройки квартала. В результате каждая группа предложила свой мастер-план, но по результатам внутреннего конкурса выбран был только один. Он и стал основой для разработки индивидуальных дипломных проектов. Здесь, на третьем этапе, студенты детально проработали проекты отдельных зданий, образующих один городской ансамбль в составе утвержденного мастер-плана.
Из описания темы курса:
«Традиционные города представляют собой систему, сформированную на протяжении длительной истории своего существования. Изменения городской среды и структуры происходят под влиянием множества различных факторов и явлений: политических, социальных, идеологических и эстетических. Казалось бы, множественность векторов должна привести к хаосу. Но на практике разнонаправленные силы уравновешивают друг друга, приводя к результату, который в большей или меньшей степени воспринимается нами как гармоничный. Естественные ограничения в выборе строительных материалов, исторически сложившаяся архитектурная морфология (тип и характер зданий, включая этажность и планировку), а также локальные стилистические предпочтения гарантируют гомогенность застройки, в которую инсталлированы единичные объекты-доминанты, как правило, культового или административного назначения.
Новое время и новые подходы к урбанистике, начиная с середины XX века, породили иную методологию формирования городской среды, при которой значительные по масштабу образования создаются одномоментно, как результат единой политической и творческой воли. Неизбежная унифицированность подхода к застройке и многократная репликация одних и тех же, пусть даже удачных архитектурных решений, порождают однообразие, обезличивание городской среды, делая ее недружественной, некомфортной для человека.
Как сделать современный город живым и разнообразным? Одним из возможных вариантов решения проблемы может стать методика привлечения к работе над застройкой нескольких проектировщиков, архитекторов и девелоперов. Комбинирование различных подходов, стилистических приемов и форм позволит смоделировать естественный процесс формирования урбанистической среды, степень гармоничности которой будет напрямую зависеть от сбалансированности командной работы, гарантирующей вариабельность объемных и фасадных решений».
***
Сергей Чобан,
руководитель студии, о результатах проделанной работы:
«МАРШ собрал в своих стенах очень талантливых студентов. Нашей задачей, помимо развития архитектурных способностей, была попытка привить им необходимые навыки движения в выбранной профессии, показать реальные ситуации, постоянно возникающие в профессиональной практике, и тем самым подготовить их к ней, попытаться объяснить правила работы в группе, особенности соревновательных процессов, научить быстро реагировать на поставленные задачи, коммуницировать с заказчиком и согласующими инстанциями, делать качественные презентации собственного проекта.
Наш курс назывался «Новый город. Координация движений». Само название темы определило основные задачи курса – научиться работать и в команде, и индивидуально, подчиняясь общим, совместно выработанным правилам. Работа над дипломными проектами велась поэтапно: от общего понимания городского ансамбля и городской среды, изучения ее плотности, расстояний между домами, параметров улиц и т.д. до создания собственного мастер-плана и индивидуального, уникального проекта. Мы отрабатывали навыки анализа примеров городских ансамблей через зарисовки и подробные исследования. Важно было понять сам процесс формирования городского образования. Это была достаточно сложная работа, в рамках которой каждый студент не только создавал программу для зданий в составе ансамбля, но и постоянно координировал свои действия с остальными студентами. Учащиеся видели, что делают их коллеги и соотносили с ними свои действия. На мой взгляд, это был ключевой момент – осознать, что объект проектируется не в вакууме, а во вполне реальном окружении, причем это окружение, эта среда создается параллельно с проектируемым объектом и у каждого студента есть возможность влиять на ее формирование. Кроме того, в победившем проекте мастер-плана участка был задан некий дизайн-код, которому следовали все дипломные проекты. Однако здесь не было подчинения, напротив, это было осмысление, для которого требовалась быстрота реакции и осознанный диалог. Заданный дизайн-код все время находился в движении ввиду постоянного взаимного приспособления.
На мой взгляд, такая коллективная работа очень повышает степень ответственности, поскольку результат каждой отдельной работы напрямую зависит от успешности всех проектов студии. Могу с уверенностью сказать, что студенты за это время очень выросли, и во многом благодаря предложенной схеме обучения. Конечно, были чуть более и чуть менее удачные проекты, но и генплан, и все программы, которые были довольно грамотно в него встроены, и соотношение зданий внутри ансамбля – все это удалось реализовать на очень высоком уровне».
Публикуем три дипломных проекта.
***
Наталья Бакаева. Офисное зданиеНаталья Бакаева разработала офисное здание крупной компании. В основе проекта – идея энергоэффективности: двойной фасад создает буферную зону, облегчает отопление и вентиляцию. В то же время площадка перед входом в здание является продолжением городского пространства, своеобразным портиком, защищенным от дождя и ветра. Тем самым здание включается в городскую жизнь Сколково.
***
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Здание для стартапов имеет гибкую планировку этажей. Парадоксальным образом в узком корпусе удается создать разнообразие пространств. Образ здания иронически намекает на традиционные городские типологии, оставаясь при этом остро современным.
***
Даниэль Баренбойм. Спортивный центр
Спортивный центр района решен как гигантская городская скульптура. Практически глухие плоскости стен тем не менее дают доступ света через «световые карманы», создавая в интерьере неожиданные эффекты.
***