Публикацию дипломных работ МАРШ мы начинаем с трех проектов студии Сергея Чобана, Игоря Членова и Алексея Ильина. Тема: «Новый город».
Студенческие макеты. Поиск объемного решения квартала
Работа студии «Новый город. Координация движений» под руководством Сергея Чобана была посвящена исследованию гармоничной урбанистической среды. Учебный год был поделен на три этапа. На первом студенты исследовали, в том числе посредством зарисовок, градостроительные ансамбли Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Гамбурга и других городов. Затем, подробно анализируя собранный материал, они определяли личные предпочтения относительно параметров и качеств городской среды.
На втором этапе работы учащиеся, разделившись на группы, трудились над созданием мастер-плана для одного из кварталов района D-1 Сколково, состоящего из двенадцати зданий. Требовалось разработать функциональную программу и разработать дизайн-код для застройки квартала. В результате каждая группа предложила свой мастер-план, но по результатам внутреннего конкурса выбран был только один. Он и стал основой для разработки индивидуальных дипломных проектов. Здесь, на третьем этапе, студенты детально проработали проекты отдельных зданий, образующих один городской ансамбль в составе утвержденного мастер-плана.
Из описания темы курса: «Традиционные города представляют собой систему, сформированную на протяжении длительной истории своего существования. Изменения городской среды и структуры происходят под влиянием множества различных факторов и явлений: политических, социальных, идеологических и эстетических. Казалось бы, множественность векторов должна привести к хаосу. Но на практике разнонаправленные силы уравновешивают друг друга, приводя к результату, который в большей или меньшей степени воспринимается нами как гармоничный. Естественные ограничения в выборе строительных материалов, исторически сложившаяся архитектурная морфология (тип и характер зданий, включая этажность и планировку), а также локальные стилистические предпочтения гарантируют гомогенность застройки, в которую инсталлированы единичные объекты-доминанты, как правило, культового или административного назначения.
Новое время и новые подходы к урбанистике, начиная с середины XX века, породили иную методологию формирования городской среды, при которой значительные по масштабу образования создаются одномоментно, как результат единой политической и творческой воли. Неизбежная унифицированность подхода к застройке и многократная репликация одних и тех же, пусть даже удачных архитектурных решений, порождают однообразие, обезличивание городской среды, делая ее недружественной, некомфортной для человека.
Как сделать современный город живым и разнообразным? Одним из возможных вариантов решения проблемы может стать методика привлечения к работе над застройкой нескольких проектировщиков, архитекторов и девелоперов. Комбинирование различных подходов, стилистических приемов и форм позволит смоделировать естественный процесс формирования урбанистической среды, степень гармоничности которой будет напрямую зависеть от сбалансированности командной работы, гарантирующей вариабельность объемных и фасадных решений».*** Победивший вариант генплана
Сергей Чобан, руководитель студии, о результатах проделанной работы: «МАРШ собрал в своих стенах очень талантливых студентов. Нашей задачей, помимо развития архитектурных способностей, была попытка привить им необходимые навыки движения в выбранной профессии, показать реальные ситуации, постоянно возникающие в профессиональной практике, и тем самым подготовить их к ней, попытаться объяснить правила работы в группе, особенности соревновательных процессов, научить быстро реагировать на поставленные задачи, коммуницировать с заказчиком и согласующими инстанциями, делать качественные презентации собственного проекта.
Наш курс назывался «Новый город. Координация движений». Само название темы определило основные задачи курса – научиться работать и в команде, и индивидуально, подчиняясь общим, совместно выработанным правилам. Работа над дипломными проектами велась поэтапно: от общего понимания городского ансамбля и городской среды, изучения ее плотности, расстояний между домами, параметров улиц и т.д. до создания собственного мастер-плана и индивидуального, уникального проекта. Мы отрабатывали навыки анализа примеров городских ансамблей через зарисовки и подробные исследования. Важно было понять сам процесс формирования городского образования. Это была достаточно сложная работа, в рамках которой каждый студент не только создавал программу для зданий в составе ансамбля, но и постоянно координировал свои действия с остальными студентами. Учащиеся видели, что делают их коллеги и соотносили с ними свои действия. На мой взгляд, это был ключевой момент – осознать, что объект проектируется не в вакууме, а во вполне реальном окружении, причем это окружение, эта среда создается параллельно с проектируемым объектом и у каждого студента есть возможность влиять на ее формирование. Кроме того, в победившем проекте мастер-плана участка был задан некий дизайн-код, которому следовали все дипломные проекты. Однако здесь не было подчинения, напротив, это было осмысление, для которого требовалась быстрота реакции и осознанный диалог. Заданный дизайн-код все время находился в движении ввиду постоянного взаимного приспособления.
На мой взгляд, такая коллективная работа очень повышает степень ответственности, поскольку результат каждой отдельной работы напрямую зависит от успешности всех проектов студии. Могу с уверенностью сказать, что студенты за это время очень выросли, и во многом благодаря предложенной схеме обучения. Конечно, были чуть более и чуть менее удачные проекты, но и генплан, и все программы, которые были довольно грамотно в него встроены, и соотношение зданий внутри ансамбля – все это удалось реализовать на очень высоком уровне».
Публикуем три дипломных проекта. *** Наталья Бакаева. Офисное здание
Наталья Бакаева. Офисное здание
Наталья Бакаева разработала офисное здание крупной компании. В основе проекта – идея энергоэффективности: двойной фасад создает буферную зону, облегчает отопление и вентиляцию. В то же время площадка перед входом в здание является продолжением городского пространства, своеобразным портиком, защищенным от дождя и ветра. Тем самым здание включается в городскую жизнь Сколково.
Наталья Бакаева. Офисное здание
Наталья Бакаева. Офисное здание
Наталья Бакаева. Офисное здание
*** Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Здание для стартапов имеет гибкую планировку этажей. Парадоксальным образом в узком корпусе удается создать разнообразие пространств. Образ здания иронически намекает на традиционные городские типологии, оставаясь при этом остро современным.
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
Юлия Андрейченко. Здание для стартапов
*** Даниэль Баренбойм. Спортивный центр
Даниэль Баренбойм. Спортивный центр
Спортивный центр района решен как гигантская городская скульптура. Практически глухие плоскости стен тем не менее дают доступ света через «световые карманы», создавая в интерьере неожиданные эффекты.
Даниэль Баренбойм. Спортивный центр
***
|