27.08.2013

Парадный двор с трубой

«Студия 44» выиграла конкурс на проект жилого комплекса на набережной реки Карповки. В своем предложении команда Никиты Явейна развивает традиционную для Петербурга тему дома с курдонером.

информация:

Предметом проектирования стал участок на пересечении Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Когда-то здесь располагалась мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера, два корпуса которой сохранились до наших дней, не так давно обретя статус вновь выявленных объектов наследия. Есть на участке и другие памятники: например, «Дом Корлякова» – чудом уцелевший образец малоэтажной застройки Аптекарского острова в бытность его дачным пригородом, а также кинематограф «Гранд-Палас», свою последнюю реконструкцию переживший в 1912–1913 годах. И фабричные корпуса, и оба этих камерных исторических домика надлежало не просто сохранить, но сделать органичной частью нового жилого квартала. Впрочем, этим стоявшие перед архитекторами задачи не исчерпывались. «Не менее важным было поддержать масштаб и величественный строй Каменоостровского проспекта – одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга, – говорит Никита Явейн. – С другой стороны, мы стремились к тому, чтобы новая архитектура впитала в себя не только характерные признаки застройки Петроградской стороны, но и особый колорит места с его индустриальной краснокирпичной стилистикой». Ответом на столь сложный вызов места и стал разработанный «Студией 44» проект.


Собирая в единую композицию несколько столь разных по стилистике и масштабу объемов, архитекторы вполне предсказуемо трактовали новый комплекс как крупную лапидарную форму, которая заполняет собой существующую брешь в городской ткани и служит фоном для исторических объемов. Фасады «Дома Корлякова» и «Гранд-Паласа» тщательно реставрируются – первый превращается в кафе, второй становится частью встроенных торговых помещений вновь возводимого ЖК. При этом на красной линии Каменноостровского проспекта архитекторы сознательно оставляют только два этих домика – фасадная стена нового комплекса отступает от нее на 3 м вглубь участка, что позволяет акцентировать объемы зданий-памятников и зрительно выявить их глубину. 

Что же касается построек фабрики, то их лицевые фасады также реставрируются, а конструкции и все конструктивные элементы, включая несущие стены, лестницы и даже колонны, сохраняются, позволяя создать внутри крупногабаритные квартиры a la loft. Отреставрированные краснокирпичные строения также словно прорастают из «тела» нового объема, однако их слияние не кажется вынужденным, поскольку архитектурное решение новых зданий представляет собой современную интерпретацию индустриального стиля. Лаконичную пластику фасадов, облицованных кирпичом или натуральным камнем, разнообразят лишь по-разному оформленные оконные проемы (в виде французских балконов и ниш, заглубленных в плоскость стены), да наклонные стены двух верхних этажей, в которые врезаны террасы-лоджии. Такой трапециевидный силуэт, несмотря на свою геометрическую обобщенность, точно попадает в масштаб застройки Каменоостровского проспекта, делая новые дома заметными в панорамах улицы, но не диссонирующими с ними. 

Добиться ощущения преемственности помогает и выбранное «Студией 44» общее композиционное решение нового жилого комплекса. «Именно в районе Каменноостровского проспекта и набережной Карповки архитекторы в начале XX века решились разомкнуть сплошной фронт уличной застройки и стали возводить дома с курдонерами. Эта планировка кажется нам выигрышной и с композиционной точки зрения, и с экономической, поэтому в своем проекте мы решили использовать именно ее», – рассказывает Никита Явейн. В плане комплекс напоминает знак квадратного корня с загнутым хвостиком или буквы V и I, сверху соединенные планкой таким образом, что между ними, собственно, и возникает широкий прямоугольный в плане двор. А поскольку V своим заострением выходит точно на перекресток проспекта и набережной, то парадный двор оказывается полностью раскрыт на Карповку. С обратной стороны, внутри «галочки», возникает второй внутренний двор, но его треугольная форма и небольшие габариты предопределили создание здесь атриума.

У курдонера действительно масса преимуществ: помимо выразительной и очень парадной композиции, которую приобретает дом с таким двором, он еще позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией жилья и обеспечить максимальное количество квартир отличными видовыми характеристиками. Немаловажно в условиях мегаполиса и то, что такой дом приобретает собственное благоустроенное и озелененное пространство, которое в то же время активно взаимодействует с городским окружением. «Пожалуй, единственное, что отличает курдонер XXI века от исторического прототипа, так это его коммуникационная роль, – продолжает Явейн. – Если прежде он был рассчитан на подъезд экипажей к парадным, то теперь, с устройством заглубленных паркингов, необходимость в этом отпадает. Двор становится местом отдыха и прогулок жильцов дома».

Габариты проектируемого курдонера – 18х80 м при отметке карнизов обрамляющих двор зданий на уровне 17,5 м – также вполне соответствуют историческим прототипам, позволяя создать комфортное пространство с классическими пропорциями. Его смысловой и пластической доминантой архитекторы делают краснокирпичную дымовую трубу – еще один элемент, доставшийся новому ЖК в наследство от фабрики, который «Студия 44» бережно реставрирует,  –а от набережной двор отделен массивным портиком, также сложенным из кирпича. 

А вот второй внутренний двор, как уже говорилось, планируется перекрыть в уровне второго этажа и разделить на палисадники при квартирах данного уровня. Под этими же приватными садиками расположатся торговые площади, для освещения которых архитекторы придумали эффектный зенитный фонарь.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Сенкевич
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Орешкин
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Марк Сафронов
  • Никита Явейн
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Левон Айрапетов
  • Карен Сапричян
  • Никита Бирюков
  • Валерий Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Иван Рубежанский
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Василий Крапивин
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Рустам Керимов
  • Николай Миловидов
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Бондаренко
  • Илья Уткин
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»
  • Апарт-отель «Европа»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи