Парадный двор с трубой

«Студия 44» выиграла конкурс на проект жилого комплекса на набережной реки Карповки. В своем предложении команда Никиты Явейна развивает традиционную для Петербурга тему дома с курдонером.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

27 Августа 2013
mainImg

Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
Россия, Санкт-Петербург, Петроградский район, наб. реки Карповки, д. 27, лит. А, Б, В, Г

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, М. С. Виноградова, Н. А. Гончарова, И. Е. Григорьев, Ю. В. Дубейко, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, А. А. Патрикеев, В. Б. Пономарев

2013

ООО «ПетроЦентр»

Предметом проектирования стал участок на пересечении Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Когда-то здесь располагалась мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера, два корпуса которой сохранились до наших дней, не так давно обретя статус вновь выявленных объектов наследия. Есть на участке и другие памятники: например, «Дом Корлякова» – чудом уцелевший образец малоэтажной застройки Аптекарского острова в бытность его дачным пригородом, а также кинематограф «Гранд-Палас», свою последнюю реконструкцию переживший в 1912–1913 годах. И фабричные корпуса, и оба этих камерных исторических домика надлежало не просто сохранить, но сделать органичной частью нового жилого квартала. Впрочем, этим стоявшие перед архитекторами задачи не исчерпывались. «Не менее важным было поддержать масштаб и величественный строй Каменоостровского проспекта – одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга, – говорит Никита Явейн. – С другой стороны, мы стремились к тому, чтобы новая архитектура впитала в себя не только характерные признаки застройки Петроградской стороны, но и особый колорит места с его индустриальной краснокирпичной стилистикой». Ответом на столь сложный вызов места и стал разработанный «Студией 44» проект.

Собирая в единую композицию несколько столь разных по стилистике и масштабу объемов, архитекторы вполне предсказуемо трактовали новый комплекс как крупную лапидарную форму, которая заполняет собой существующую брешь в городской ткани и служит фоном для исторических объемов. Фасады «Дома Корлякова» и «Гранд-Паласа» тщательно реставрируются – первый превращается в кафе, второй становится частью встроенных торговых помещений вновь возводимого ЖК. При этом на красной линии Каменноостровского проспекта архитекторы сознательно оставляют только два этих домика – фасадная стена нового комплекса отступает от нее на 3 м вглубь участка, что позволяет акцентировать объемы зданий-памятников и зрительно выявить их глубину. 
Что же касается построек фабрики, то их лицевые фасады также реставрируются, а конструкции и все конструктивные элементы, включая несущие стены, лестницы и даже колонны, сохраняются, позволяя создать внутри крупногабаритные квартиры a la loft. Отреставрированные краснокирпичные строения также словно прорастают из «тела» нового объема, однако их слияние не кажется вынужденным, поскольку архитектурное решение новых зданий представляет собой современную интерпретацию индустриального стиля. Лаконичную пластику фасадов, облицованных кирпичом или натуральным камнем, разнообразят лишь по-разному оформленные оконные проемы (в виде французских балконов и ниш, заглубленных в плоскость стены), да наклонные стены двух верхних этажей, в которые врезаны террасы-лоджии. Такой трапециевидный силуэт, несмотря на свою геометрическую обобщенность, точно попадает в масштаб застройки Каменоостровского проспекта, делая новые дома заметными в панорамах улицы, но не диссонирующими с ними. 
Добиться ощущения преемственности помогает и выбранное «Студией 44» общее композиционное решение нового жилого комплекса. «Именно в районе Каменноостровского проспекта и набережной Карповки архитекторы в начале XX века решились разомкнуть сплошной фронт уличной застройки и стали возводить дома с курдонерами. Эта планировка кажется нам выигрышной и с композиционной точки зрения, и с экономической, поэтому в своем проекте мы решили использовать именно ее», – рассказывает Никита Явейн. В плане комплекс напоминает знак квадратного корня с загнутым хвостиком или буквы V и I, сверху соединенные планкой таким образом, что между ними, собственно, и возникает широкий прямоугольный в плане двор. А поскольку V своим заострением выходит точно на перекресток проспекта и набережной, то парадный двор оказывается полностью раскрыт на Карповку. С обратной стороны, внутри «галочки», возникает второй внутренний двор, но его треугольная форма и небольшие габариты предопределили создание здесь атриума.
У курдонера действительно масса преимуществ: помимо выразительной и очень парадной композиции, которую приобретает дом с таким двором, он еще позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией жилья и обеспечить максимальное количество квартир отличными видовыми характеристиками. Немаловажно в условиях мегаполиса и то, что такой дом приобретает собственное благоустроенное и озелененное пространство, которое в то же время активно взаимодействует с городским окружением. «Пожалуй, единственное, что отличает курдонер XXI века от исторического прототипа, так это его коммуникационная роль, – продолжает Явейн. – Если прежде он был рассчитан на подъезд экипажей к парадным, то теперь, с устройством заглубленных паркингов, необходимость в этом отпадает. Двор становится местом отдыха и прогулок жильцов дома».
Габариты проектируемого курдонера – 18х80 м при отметке карнизов обрамляющих двор зданий на уровне 17,5 м – также вполне соответствуют историческим прототипам, позволяя создать комфортное пространство с классическими пропорциями. Его смысловой и пластической доминантой архитекторы делают краснокирпичную дымовую трубу – еще один элемент, доставшийся новому ЖК в наследство от фабрики, который «Студия 44» бережно реставрирует,  –а от набережной двор отделен массивным портиком, также сложенным из кирпича. 
А вот второй внутренний двор, как уже говорилось, планируется перекрыть в уровне второго этажа и разделить на палисадники при квартирах данного уровня. Под этими же приватными садиками расположатся торговые площади, для освещения которых архитекторы придумали эффектный зенитный фонарь.
zooming


Архитектор:

Никита Явейн

Мастерская:

Студия 44

Проект:

Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
Россия, Санкт-Петербург, Петроградский район, наб. реки Карповки, д. 27, лит. А, Б, В, Г

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, М. С. Виноградова, Н. А. Гончарова, И. Е. Григорьев, Ю. В. Дубейко, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, А. А. Патрикеев, В. Б. Пономарев

2013

ООО «ПетроЦентр»

27 Августа 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.