27.08.2013

Парадный двор с трубой

«Студия 44» выиграла конкурс на проект жилого комплекса на набережной реки Карповки. В своем предложении команда Никиты Явейна развивает традиционную для Петербурга тему дома с курдонером.

информация:

открыть большое изображение

Предметом проектирования стал участок на пересечении Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Когда-то здесь располагалась мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера, два корпуса которой сохранились до наших дней, не так давно обретя статус вновь выявленных объектов наследия. Есть на участке и другие памятники: например, «Дом Корлякова» – чудом уцелевший образец малоэтажной застройки Аптекарского острова в бытность его дачным пригородом, а также кинематограф «Гранд-Палас», свою последнюю реконструкцию переживший в 1912–1913 годах. И фабричные корпуса, и оба этих камерных исторических домика надлежало не просто сохранить, но сделать органичной частью нового жилого квартала. Впрочем, этим стоявшие перед архитекторами задачи не исчерпывались. «Не менее важным было поддержать масштаб и величественный строй Каменоостровского проспекта – одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга, – говорит Никита Явейн. – С другой стороны, мы стремились к тому, чтобы новая архитектура впитала в себя не только характерные признаки застройки Петроградской стороны, но и особый колорит места с его индустриальной краснокирпичной стилистикой». Ответом на столь сложный вызов места и стал разработанный «Студией 44» проект.

открыть большое изображение

Собирая в единую композицию несколько столь разных по стилистике и масштабу объемов, архитекторы вполне предсказуемо трактовали новый комплекс как крупную лапидарную форму, которая заполняет собой существующую брешь в городской ткани и служит фоном для исторических объемов. Фасады «Дома Корлякова» и «Гранд-Паласа» тщательно реставрируются – первый превращается в кафе, второй становится частью встроенных торговых помещений вновь возводимого ЖК. При этом на красной линии Каменноостровского проспекта архитекторы сознательно оставляют только два этих домика – фасадная стена нового комплекса отступает от нее на 3 м вглубь участка, что позволяет акцентировать объемы зданий-памятников и зрительно выявить их глубину. 
открыть большое изображение

Что же касается построек фабрики, то их лицевые фасады также реставрируются, а конструкции и все конструктивные элементы, включая несущие стены, лестницы и даже колонны, сохраняются, позволяя создать внутри крупногабаритные квартиры a la loft. Отреставрированные краснокирпичные строения также словно прорастают из «тела» нового объема, однако их слияние не кажется вынужденным, поскольку архитектурное решение новых зданий представляет собой современную интерпретацию индустриального стиля. Лаконичную пластику фасадов, облицованных кирпичом или натуральным камнем, разнообразят лишь по-разному оформленные оконные проемы (в виде французских балконов и ниш, заглубленных в плоскость стены), да наклонные стены двух верхних этажей, в которые врезаны террасы-лоджии. Такой трапециевидный силуэт, несмотря на свою геометрическую обобщенность, точно попадает в масштаб застройки Каменоостровского проспекта, делая новые дома заметными в панорамах улицы, но не диссонирующими с ними. 
открыть большое изображение

Добиться ощущения преемственности помогает и выбранное «Студией 44» общее композиционное решение нового жилого комплекса. «Именно в районе Каменноостровского проспекта и набережной Карповки архитекторы в начале XX века решились разомкнуть сплошной фронт уличной застройки и стали возводить дома с курдонерами. Эта планировка кажется нам выигрышной и с композиционной точки зрения, и с экономической, поэтому в своем проекте мы решили использовать именно ее», – рассказывает Никита Явейн. В плане комплекс напоминает знак квадратного корня с загнутым хвостиком или буквы V и I, сверху соединенные планкой таким образом, что между ними, собственно, и возникает широкий прямоугольный в плане двор. А поскольку V своим заострением выходит точно на перекресток проспекта и набережной, то парадный двор оказывается полностью раскрыт на Карповку. С обратной стороны, внутри «галочки», возникает второй внутренний двор, но его треугольная форма и небольшие габариты предопределили создание здесь атриума.
открыть большое изображение

У курдонера действительно масса преимуществ: помимо выразительной и очень парадной композиции, которую приобретает дом с таким двором, он еще позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией жилья и обеспечить максимальное количество квартир отличными видовыми характеристиками. Немаловажно в условиях мегаполиса и то, что такой дом приобретает собственное благоустроенное и озелененное пространство, которое в то же время активно взаимодействует с городским окружением. «Пожалуй, единственное, что отличает курдонер XXI века от исторического прототипа, так это его коммуникационная роль, – продолжает Явейн. – Если прежде он был рассчитан на подъезд экипажей к парадным, то теперь, с устройством заглубленных паркингов, необходимость в этом отпадает. Двор становится местом отдыха и прогулок жильцов дома».
открыть большое изображение

Габариты проектируемого курдонера – 18х80 м при отметке карнизов обрамляющих двор зданий на уровне 17,5 м – также вполне соответствуют историческим прототипам, позволяя создать комфортное пространство с классическими пропорциями. Его смысловой и пластической доминантой архитекторы делают краснокирпичную дымовую трубу – еще один элемент, доставшийся новому ЖК в наследство от фабрики, который «Студия 44» бережно реставрирует,  –а от набережной двор отделен массивным портиком, также сложенным из кирпича. 
открыть большое изображение

А вот второй внутренний двор, как уже говорилось, планируется перекрыть в уровне второго этажа и разделить на палисадники при квартирах данного уровня. Под этими же приватными садиками расположатся торговые площади, для освещения которых архитекторы придумали эффектный зенитный фонарь.
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Олег Карлсон
  • Никита Явейн
  • Шимон Матковски
  • Антон Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Павел Андреев
  • Тотан Кузембаев
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Антон Надточий
  • Константин Ходнев
  • Никита Бирюков
  • Олег Шапиро
  • Магда Кмита
  • Юлий Борисов
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Евгений Герасимов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Чобан
  • Валерия Преображенская
  • Зураб Басария
  • Сергей Переслегин
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Илья Уткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Станислав Белых
  • Магда Чихонь
  • Владимир Плоткин
  • Александр Попов
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Роман Леонидов
  • Левон Айрапетов
  • Георгий Трофимов
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Николай Переслегин
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Иванов
  • Андрей Гнездилов
  • Петр Фонфара
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Иван Кожин
  • Юлия Тряскина
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Ликин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи