27.08.2013

Парадный двор с трубой

«Студия 44» выиграла конкурс на проект жилого комплекса на набережной реки Карповки. В своем предложении команда Никиты Явейна развивает традиционную для Петербурга тему дома с курдонером.

информация:

Предметом проектирования стал участок на пересечении Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Когда-то здесь располагалась мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера, два корпуса которой сохранились до наших дней, не так давно обретя статус вновь выявленных объектов наследия. Есть на участке и другие памятники: например, «Дом Корлякова» – чудом уцелевший образец малоэтажной застройки Аптекарского острова в бытность его дачным пригородом, а также кинематограф «Гранд-Палас», свою последнюю реконструкцию переживший в 1912–1913 годах. И фабричные корпуса, и оба этих камерных исторических домика надлежало не просто сохранить, но сделать органичной частью нового жилого квартала. Впрочем, этим стоявшие перед архитекторами задачи не исчерпывались. «Не менее важным было поддержать масштаб и величественный строй Каменоостровского проспекта – одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга, – говорит Никита Явейн. – С другой стороны, мы стремились к тому, чтобы новая архитектура впитала в себя не только характерные признаки застройки Петроградской стороны, но и особый колорит места с его индустриальной краснокирпичной стилистикой». Ответом на столь сложный вызов места и стал разработанный «Студией 44» проект.


Собирая в единую композицию несколько столь разных по стилистике и масштабу объемов, архитекторы вполне предсказуемо трактовали новый комплекс как крупную лапидарную форму, которая заполняет собой существующую брешь в городской ткани и служит фоном для исторических объемов. Фасады «Дома Корлякова» и «Гранд-Паласа» тщательно реставрируются – первый превращается в кафе, второй становится частью встроенных торговых помещений вновь возводимого ЖК. При этом на красной линии Каменноостровского проспекта архитекторы сознательно оставляют только два этих домика – фасадная стена нового комплекса отступает от нее на 3 м вглубь участка, что позволяет акцентировать объемы зданий-памятников и зрительно выявить их глубину. 

Что же касается построек фабрики, то их лицевые фасады также реставрируются, а конструкции и все конструктивные элементы, включая несущие стены, лестницы и даже колонны, сохраняются, позволяя создать внутри крупногабаритные квартиры a la loft. Отреставрированные краснокирпичные строения также словно прорастают из «тела» нового объема, однако их слияние не кажется вынужденным, поскольку архитектурное решение новых зданий представляет собой современную интерпретацию индустриального стиля. Лаконичную пластику фасадов, облицованных кирпичом или натуральным камнем, разнообразят лишь по-разному оформленные оконные проемы (в виде французских балконов и ниш, заглубленных в плоскость стены), да наклонные стены двух верхних этажей, в которые врезаны террасы-лоджии. Такой трапециевидный силуэт, несмотря на свою геометрическую обобщенность, точно попадает в масштаб застройки Каменоостровского проспекта, делая новые дома заметными в панорамах улицы, но не диссонирующими с ними. 

Добиться ощущения преемственности помогает и выбранное «Студией 44» общее композиционное решение нового жилого комплекса. «Именно в районе Каменноостровского проспекта и набережной Карповки архитекторы в начале XX века решились разомкнуть сплошной фронт уличной застройки и стали возводить дома с курдонерами. Эта планировка кажется нам выигрышной и с композиционной точки зрения, и с экономической, поэтому в своем проекте мы решили использовать именно ее», – рассказывает Никита Явейн. В плане комплекс напоминает знак квадратного корня с загнутым хвостиком или буквы V и I, сверху соединенные планкой таким образом, что между ними, собственно, и возникает широкий прямоугольный в плане двор. А поскольку V своим заострением выходит точно на перекресток проспекта и набережной, то парадный двор оказывается полностью раскрыт на Карповку. С обратной стороны, внутри «галочки», возникает второй внутренний двор, но его треугольная форма и небольшие габариты предопределили создание здесь атриума.

У курдонера действительно масса преимуществ: помимо выразительной и очень парадной композиции, которую приобретает дом с таким двором, он еще позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией жилья и обеспечить максимальное количество квартир отличными видовыми характеристиками. Немаловажно в условиях мегаполиса и то, что такой дом приобретает собственное благоустроенное и озелененное пространство, которое в то же время активно взаимодействует с городским окружением. «Пожалуй, единственное, что отличает курдонер XXI века от исторического прототипа, так это его коммуникационная роль, – продолжает Явейн. – Если прежде он был рассчитан на подъезд экипажей к парадным, то теперь, с устройством заглубленных паркингов, необходимость в этом отпадает. Двор становится местом отдыха и прогулок жильцов дома».

Габариты проектируемого курдонера – 18х80 м при отметке карнизов обрамляющих двор зданий на уровне 17,5 м – также вполне соответствуют историческим прототипам, позволяя создать комфортное пространство с классическими пропорциями. Его смысловой и пластической доминантой архитекторы делают краснокирпичную дымовую трубу – еще один элемент, доставшийся новому ЖК в наследство от фабрики, который «Студия 44» бережно реставрирует,  –а от набережной двор отделен массивным портиком, также сложенным из кирпича. 

А вот второй внутренний двор, как уже говорилось, планируется перекрыть в уровне второго этажа и разделить на палисадники при квартирах данного уровня. Под этими же приватными садиками расположатся торговые площади, для освещения которых архитекторы придумали эффектный зенитный фонарь.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Бровкин
  • Евгений Герасимов
  • Вера Бутко
  • Андрей Гнездилов
  • Наталия Порошкина
  • Полина Воеводина
  • Всеволод Медведев
  • Игорь Шварцман
  • Илья Машков
  • Тотан Кузембаев
  • Рустам Керимов
  • Екатерина Грень
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Порошкин
  • Николай Миловидов
  • Кристина Павлова
  • Александр Скокан
  • Сергей Скуратов
  • Марк Сафронов
  • Иван Кожин
  • Вероника Дубовик
  • Наталия Шилова
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Надточий
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Орешкин
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Никита Явейн
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Левон Айрапетов
  • Станислав Белых
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Андрей Романов
  • Андрей Ромашов
  • Александр Асадов
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Даниил Лоренц
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Иван Рубежанский
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария
  • Владимир Плоткин
  • Михаил Канунников
  • Константин Ходнев
  • Юлий Борисов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

25.04.2019

Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.
ALUCOBOND®
24.04.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
другие статьи