English version

Парадный двор с трубой

«Студия 44» выиграла конкурс на проект жилого комплекса на набережной реки Карповки. В своем предложении команда Никиты Явейна развивает традиционную для Петербурга тему дома с курдонером.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

27 Августа 2013
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
Россия, Санкт-Петербург, Петроградский район, наб. реки Карповки, д. 27, лит. А, Б, В, Г

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, М. С. Виноградова, Н. А. Гончарова, И. Е. Григорьев, Ю. В. Дубейко, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, А. А. Патрикеев, В. Б. Пономарев

2013

ООО «ПетроЦентр»

Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

Предметом проектирования стал участок на пересечении Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. Когда-то здесь располагалась мебельно-столярная фабрика Ф.А.Мельцера, два корпуса которой сохранились до наших дней, не так давно обретя статус вновь выявленных объектов наследия. Есть на участке и другие памятники: например, «Дом Корлякова» – чудом уцелевший образец малоэтажной застройки Аптекарского острова в бытность его дачным пригородом, а также кинематограф «Гранд-Палас», свою последнюю реконструкцию переживший в 1912–1913 годах. И фабричные корпуса, и оба этих камерных исторических домика надлежало не просто сохранить, но сделать органичной частью нового жилого квартала. Впрочем, этим стоявшие перед архитекторами задачи не исчерпывались. «Не менее важным было поддержать масштаб и величественный строй Каменоостровского проспекта – одной из самых импозантных улиц Санкт-Петербурга, – говорит Никита Явейн. – С другой стороны, мы стремились к тому, чтобы новая архитектура впитала в себя не только характерные признаки застройки Петроградской стороны, но и особый колорит места с его индустриальной краснокирпичной стилистикой». Ответом на столь сложный вызов места и стал разработанный «Студией 44» проект.

Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

Собирая в единую композицию несколько столь разных по стилистике и масштабу объемов, архитекторы вполне предсказуемо трактовали новый комплекс как крупную лапидарную форму, которая заполняет собой существующую брешь в городской ткани и служит фоном для исторических объемов. Фасады «Дома Корлякова» и «Гранд-Паласа» тщательно реставрируются – первый превращается в кафе, второй становится частью встроенных торговых помещений вновь возводимого ЖК. При этом на красной линии Каменноостровского проспекта архитекторы сознательно оставляют только два этих домика – фасадная стена нового комплекса отступает от нее на 3 м вглубь участка, что позволяет акцентировать объемы зданий-памятников и зрительно выявить их глубину. 
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

Что же касается построек фабрики, то их лицевые фасады также реставрируются, а конструкции и все конструктивные элементы, включая несущие стены, лестницы и даже колонны, сохраняются, позволяя создать внутри крупногабаритные квартиры a la loft. Отреставрированные краснокирпичные строения также словно прорастают из «тела» нового объема, однако их слияние не кажется вынужденным, поскольку архитектурное решение новых зданий представляет собой современную интерпретацию индустриального стиля. Лаконичную пластику фасадов, облицованных кирпичом или натуральным камнем, разнообразят лишь по-разному оформленные оконные проемы (в виде французских балконов и ниш, заглубленных в плоскость стены), да наклонные стены двух верхних этажей, в которые врезаны террасы-лоджии. Такой трапециевидный силуэт, несмотря на свою геометрическую обобщенность, точно попадает в масштаб застройки Каменоостровского проспекта, делая новые дома заметными в панорамах улицы, но не диссонирующими с ними. 
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

Добиться ощущения преемственности помогает и выбранное «Студией 44» общее композиционное решение нового жилого комплекса. «Именно в районе Каменноостровского проспекта и набережной Карповки архитекторы в начале XX века решились разомкнуть сплошной фронт уличной застройки и стали возводить дома с курдонерами. Эта планировка кажется нам выигрышной и с композиционной точки зрения, и с экономической, поэтому в своем проекте мы решили использовать именно ее», – рассказывает Никита Явейн. В плане комплекс напоминает знак квадратного корня с загнутым хвостиком или буквы V и I, сверху соединенные планкой таким образом, что между ними, собственно, и возникает широкий прямоугольный в плане двор. А поскольку V своим заострением выходит точно на перекресток проспекта и набережной, то парадный двор оказывается полностью раскрыт на Карповку. С обратной стороны, внутри «галочки», возникает второй внутренний двор, но его треугольная форма и небольшие габариты предопределили создание здесь атриума.
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

У курдонера действительно масса преимуществ: помимо выразительной и очень парадной композиции, которую приобретает дом с таким двором, он еще позволяет сочетать высокую плотность застройки с хорошей инсоляцией жилья и обеспечить максимальное количество квартир отличными видовыми характеристиками. Немаловажно в условиях мегаполиса и то, что такой дом приобретает собственное благоустроенное и озелененное пространство, которое в то же время активно взаимодействует с городским окружением. «Пожалуй, единственное, что отличает курдонер XXI века от исторического прототипа, так это его коммуникационная роль, – продолжает Явейн. – Если прежде он был рассчитан на подъезд экипажей к парадным, то теперь, с устройством заглубленных паркингов, необходимость в этом отпадает. Двор становится местом отдыха и прогулок жильцов дома».
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

Габариты проектируемого курдонера – 18х80 м при отметке карнизов обрамляющих двор зданий на уровне 17,5 м – также вполне соответствуют историческим прототипам, позволяя создать комфортное пространство с классическими пропорциями. Его смысловой и пластической доминантой архитекторы делают краснокирпичную дымовую трубу – еще один элемент, доставшийся новому ЖК в наследство от фабрики, который «Студия 44» бережно реставрирует,  –а от набережной двор отделен массивным портиком, также сложенным из кирпича. 
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44

А вот второй внутренний двор, как уже говорилось, планируется перекрыть в уровне второго этажа и разделить на палисадники при квартирах данного уровня. Под этими же приватными садиками расположатся торговые площади, для освещения которых архитекторы придумали эффектный зенитный фонарь.
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
zooming
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
© Студия 44


Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44
Проект:
Предпроектные предложения по строительству жилого комплекса на набережной реки Карповки
Россия, Санкт-Петербург, Петроградский район, наб. реки Карповки, д. 27, лит. А, Б, В, Г

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, М. С. Виноградова, Н. А. Гончарова, И. Е. Григорьев, Ю. В. Дубейко, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Е. А. Новосадюк, А. А. Патрикеев, В. Б. Пономарев

2013

ООО «ПетроЦентр»

27 Августа 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.