English version

Старое и новое

Проект бизнес-центра Forum-plaza – это решение, балансирующее на грани между консервативным и остро-современным подходами к архитектуре. Впрочем, оно достаточно спокойное, отточенное и взвешенное, чтобы стать одним из примеров гармоничного сочетания того и другого

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

17 Января 2008
mainImg
Мастерская:
СПИЧ
Проект:
Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

2005 — 2008 / 2008 — 2016

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

Место, для которого спроектирован бизнес-центр, находится недалеко от Киевского вокзала, на границе между группой разнообразных, в том числе современных, зданий – и равномерно-солидной застройкой сталинских кварталов с апофеозом в виде Дорогомиловской улицы. Подобная стилистическая двойственность вообще характерна для Кутузовки – престижного района сталинских времен, который в последние годы активно прорастает элитными офисными зданиями во главе с Сити. Тема, которую можно было бы, упрощая, назвать «старое и новое», красиво преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра Forum-plaza.

Посреди трапециевидного участка уже имеется недавно построенное 8-этажное офисное здание. Корпуса Forum-plaza займут всю оставшуюся территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П» неправильных очертаний. Столь тесное соседство послужило катализатором пластического решения – архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело – и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую головоломку».

Объемы каждого из четырех корпусов имеют крупные консоли и вырезы, напоминающие пазы гигантской конструкции, потому что там, где и у одного корпуса выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты и создает иллюзию движения – как будто бы перед нами большой и непонятный механизм, который начал каким-то образом действовать и замер на пол-пути. Или не замер, а продолжает трансформироваться очень медленно и незаметно для глаза, и через год-два изменит свои очертания. По-видимому, это подспудное движение – реакция на «инородное тело» стоящего на участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг него – или, наоборот, размыкается, пропуская «соседа».

Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки», сдерживается строгим решением фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные клетки квадратных окон. Здание кажется вырезанным из какой-то особенной материи, своего рода кристаллической губки с очень жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри будут обычные, даже очень комфортные офисные помещения – но снаружи, если пристально разглядывать здание, оно может предстать горой исполинской пемзы с квадратно-геометрической структурой.

Равномерная сетка простенков будет облицована камнем. Это редкий для современной Москвы пример столь масштабного использования натурального известняка – говорит архитектор Сергей Кузнецов; им будет покрыт не только цоколь, а все фасады снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать не хорошо уже известный юрский известняк, а планируют сертифицировать какую-нибудь новую для Москвы разновидность камня.

Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности простенков покроются мелкой геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая тонкие различия между корпусами. Его рисунок выстроен по общей схеме, но заполнение – разное: начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар-деко, и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками. Подход к проектированию декора у архитекторов SPeeCH сугубо тщательный – все рисунки не просто просчитаны на компьютере и показаны заказчику на макете обычного размера, но авторы намерены вскоре соорудить еще один макет, в масштабе один к трем (т.е. всего лишь в три раза меньше настоящей постройки), с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная добросовестность.

Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых, столь мелкая детализация создает эффект высокого качества отделки здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность бизнес-центра. Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент добавляет теплоты и становится своеобразной интерпретаций национальной темы – для российского менталитета характерна тяга к декоративности. И наконец, третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают намек на традиционную архитектурную тектонику несения тяжести. Иными словами, здесь нет верха и низа – не то чтобы они совсем отсутствуют, в обыденном понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.

И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами вначале теме genius loci района, прилегающего к Кутузовскому проспекту и Киевскому вокзалу. Традиционная солидность каменного здания и отточенное до деталей качество продукции современного модернизма переплетаются здесь в причудливой пропорции, впрочем приводя к достаточно убедительному результату. Камень по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика, так и для случайного прохожего. Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным. Современный камень не такой – он состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то назвать не всегда получается. Архитекторы SPeeCH дополнительно развеществляют его, покрывая орнаментальной резьбой – таким образом возникает максимально «облегченный» образ камня, практически сведенный до понятия сродни платоновской идее – камень обозначает свое присутствие и блещет фактурой, но почти совершенно утрачивает вещественность и материальность. Результат предсказуем – милый для заказчика традиционный материал приобретает качества, свойственные современной архитектуре, прежде всего – атектоничную легкость.

В противовес традиционно-современному облику корпусов, невысокий объем входного комплекса решен супер-современно: его стены предполагается сделать по технологии foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые и в зарубежной архитектуре считаются сравнительно новым изобретением (один из ярких примеров их использования – Государственный плавательный центр, строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые формы прозрачных подушек рядом со строгими линиями каменной резьбы выглядят контрастно и в значительной мере усиливают модернистскую и технологичную составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной». На самом деле противоречия, по-видимому, нет – вернее, оно существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить «старое-новое», контекстуальное и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно уживаются вместе, как показывает проект Forum-plaza от SPeeCH.

Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Генеральный план
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы
© SPEECH


Мастерская:
СПИЧ
Проект:
Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

2005 — 2008 / 2008 — 2016

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

17 Января 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.