Старое и новое

Проект бизнес-центра Forum-plaza – это решение, балансирующее на грани между консервативным и остро-современным подходами к архитектуре. Впрочем, оно достаточно спокойное, отточенное и взвешенное, чтобы стать одним из примеров гармоничного сочетания того и другого

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

17 Января 2008
mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

2008 – 2016

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

Место, для которого спроектирован бизнес-центр, находится недалеко от Киевского вокзала, на границе между группой разнообразных, в том числе современных, зданий – и равномерно-солидной застройкой сталинских кварталов с апофеозом в виде Дорогомиловской улицы. Подобная стилистическая двойственность вообще характерна для Кутузовки – престижного района сталинских времен, который в последние годы активно прорастает элитными офисными зданиями во главе с Сити. Тема, которую можно было бы, упрощая, назвать «старое и новое», красиво преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра Forum-plaza.

Посреди трапециевидного участка уже имеется недавно построенное 8-этажное офисное здание. Корпуса Forum-plaza займут всю оставшуюся территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П» неправильных очертаний. Столь тесное соседство послужило катализатором пластического решения – архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело – и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую головоломку».

Объемы каждого из четырех корпусов имеют крупные консоли и вырезы, напоминающие пазы гигантской конструкции, потому что там, где и у одного корпуса выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты и создает иллюзию движения – как будто бы перед нами большой и непонятный механизм, который начал каким-то образом действовать и замер на пол-пути. Или не замер, а продолжает трансформироваться очень медленно и незаметно для глаза, и через год-два изменит свои очертания. По-видимому, это подспудное движение – реакция на «инородное тело» стоящего на участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг него – или, наоборот, размыкается, пропуская «соседа».

Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки», сдерживается строгим решением фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные клетки квадратных окон. Здание кажется вырезанным из какой-то особенной материи, своего рода кристаллической губки с очень жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри будут обычные, даже очень комфортные офисные помещения – но снаружи, если пристально разглядывать здание, оно может предстать горой исполинской пемзы с квадратно-геометрической структурой.

Равномерная сетка простенков будет облицована камнем. Это редкий для современной Москвы пример столь масштабного использования натурального известняка – говорит архитектор Сергей Кузнецов; им будет покрыт не только цоколь, а все фасады снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать не хорошо уже известный юрский известняк, а планируют сертифицировать какую-нибудь новую для Москвы разновидность камня.

Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности простенков покроются мелкой геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая тонкие различия между корпусами. Его рисунок выстроен по общей схеме, но заполнение – разное: начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар-деко, и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками. Подход к проектированию декора у архитекторов SPeeCH сугубо тщательный – все рисунки не просто просчитаны на компьютере и показаны заказчику на макете обычного размера, но авторы намерены вскоре соорудить еще один макет, в масштабе один к трем (т.е. всего лишь в три раза меньше настоящей постройки), с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная добросовестность.

Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых, столь мелкая детализация создает эффект высокого качества отделки здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность бизнес-центра. Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент добавляет теплоты и становится своеобразной интерпретаций национальной темы – для российского менталитета характерна тяга к декоративности. И наконец, третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают намек на традиционную архитектурную тектонику несения тяжести. Иными словами, здесь нет верха и низа – не то чтобы они совсем отсутствуют, в обыденном понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.

И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами вначале теме genius loci района, прилегающего к Кутузовскому проспекту и Киевскому вокзалу. Традиционная солидность каменного здания и отточенное до деталей качество продукции современного модернизма переплетаются здесь в причудливой пропорции, впрочем приводя к достаточно убедительному результату. Камень по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика, так и для случайного прохожего. Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным. Современный камень не такой – он состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то назвать не всегда получается. Архитекторы SPeeCH дополнительно развеществляют его, покрывая орнаментальной резьбой – таким образом возникает максимально «облегченный» образ камня, практически сведенный до понятия сродни платоновской идее – камень обозначает свое присутствие и блещет фактурой, но почти совершенно утрачивает вещественность и материальность. Результат предсказуем – милый для заказчика традиционный материал приобретает качества, свойственные современной архитектуре, прежде всего – атектоничную легкость.

В противовес традиционно-современному облику корпусов, невысокий объем входного комплекса решен супер-современно: его стены предполагается сделать по технологии foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые и в зарубежной архитектуре считаются сравнительно новым изобретением (один из ярких примеров их использования – Государственный плавательный центр, строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые формы прозрачных подушек рядом со строгими линиями каменной резьбы выглядят контрастно и в значительной мере усиливают модернистскую и технологичную составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной». На самом деле противоречия, по-видимому, нет – вернее, оно существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить «старое-новое», контекстуальное и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно уживаются вместе, как показывает проект Forum-plaza от SPeeCH.

Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Генеральный план
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора
© SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы
© SPEECH


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

2008 – 2016

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

17 Января 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Технологии Сохранения Тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.