Старое и новое

Проект бизнес-центра Forum-plaza – это решение, балансирующее на грани между консервативным и остро-современным подходами к архитектуре. Впрочем, оно достаточно спокойное, отточенное и взвешенное, чтобы стать одним из примеров гармоничного сочетания того и другого

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

17 Января 2008
mainImg

Мастерская:

SPEECH

Проект:

Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

Место, для которого спроектирован бизнес-центр, находится недалеко от Киевского вокзала, на границе между группой разнообразных, в том числе современных, зданий – и равномерно-солидной застройкой сталинских кварталов с апофеозом в виде Дорогомиловской улицы. Подобная стилистическая двойственность вообще характерна для Кутузовки – престижного района сталинских времен, который в последние годы активно прорастает элитными офисными зданиями во главе с Сити. Тема, которую можно было бы, упрощая, назвать «старое и новое», красиво преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра Forum-plaza.

Посреди трапециевидного участка уже имеется недавно построенное 8-этажное офисное здание. Корпуса Forum-plaza займут всю оставшуюся территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П» неправильных очертаний. Столь тесное соседство послужило катализатором пластического решения – архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело – и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую головоломку».

Объемы каждого из четырех корпусов имеют крупные консоли и вырезы, напоминающие пазы гигантской конструкции, потому что там, где и у одного корпуса выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты и создает иллюзию движения – как будто бы перед нами большой и непонятный механизм, который начал каким-то образом действовать и замер на пол-пути. Или не замер, а продолжает трансформироваться очень медленно и незаметно для глаза, и через год-два изменит свои очертания. По-видимому, это подспудное движение – реакция на «инородное тело» стоящего на участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг него – или, наоборот, размыкается, пропуская «соседа».

Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки», сдерживается строгим решением фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные клетки квадратных окон. Здание кажется вырезанным из какой-то особенной материи, своего рода кристаллической губки с очень жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри будут обычные, даже очень комфортные офисные помещения – но снаружи, если пристально разглядывать здание, оно может предстать горой исполинской пемзы с квадратно-геометрической структурой.

Равномерная сетка простенков будет облицована камнем. Это редкий для современной Москвы пример столь масштабного использования натурального известняка – говорит архитектор Сергей Кузнецов; им будет покрыт не только цоколь, а все фасады снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать не хорошо уже известный юрский известняк, а планируют сертифицировать какую-нибудь новую для Москвы разновидность камня.

Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности простенков покроются мелкой геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая тонкие различия между корпусами. Его рисунок выстроен по общей схеме, но заполнение – разное: начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар-деко, и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками. Подход к проектированию декора у архитекторов SPeeCH сугубо тщательный – все рисунки не просто просчитаны на компьютере и показаны заказчику на макете обычного размера, но авторы намерены вскоре соорудить еще один макет, в масштабе один к трем (т.е. всего лишь в три раза меньше настоящей постройки), с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная добросовестность.

Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых, столь мелкая детализация создает эффект высокого качества отделки здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность бизнес-центра. Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент добавляет теплоты и становится своеобразной интерпретаций национальной темы – для российского менталитета характерна тяга к декоративности. И наконец, третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают намек на традиционную архитектурную тектонику несения тяжести. Иными словами, здесь нет верха и низа – не то чтобы они совсем отсутствуют, в обыденном понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.

И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами вначале теме genius loci района, прилегающего к Кутузовскому проспекту и Киевскому вокзалу. Традиционная солидность каменного здания и отточенное до деталей качество продукции современного модернизма переплетаются здесь в причудливой пропорции, впрочем приводя к достаточно убедительному результату. Камень по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика, так и для случайного прохожего. Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным. Современный камень не такой – он состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то назвать не всегда получается. Архитекторы SPeeCH дополнительно развеществляют его, покрывая орнаментальной резьбой – таким образом возникает максимально «облегченный» образ камня, практически сведенный до понятия сродни платоновской идее – камень обозначает свое присутствие и блещет фактурой, но почти совершенно утрачивает вещественность и материальность. Результат предсказуем – милый для заказчика традиционный материал приобретает качества, свойственные современной архитектуре, прежде всего – атектоничную легкость.

В противовес традиционно-современному облику корпусов, невысокий объем входного комплекса решен супер-современно: его стены предполагается сделать по технологии foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые и в зарубежной архитектуре считаются сравнительно новым изобретением (один из ярких примеров их использования – Государственный плавательный центр, строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые формы прозрачных подушек рядом со строгими линиями каменной резьбы выглядят контрастно и в значительной мере усиливают модернистскую и технологичную составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной». На самом деле противоречия, по-видимому, нет – вернее, оно существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить «старое-новое», контекстуальное и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно уживаются вместе, как показывает проект Forum-plaza от SPeeCH.

Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Генеральный план. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Фрагмент декора. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы. Проект, 2008 © SPEECH
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями на улице Можайский вал. Вариант решения входной группы. Проект, 2008 © SPEECH


Мастерская:

SPEECH

Проект:

Жилой комплекс Atlantic Apartments
Россия, Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8

Авторский коллектив:
Руководители проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов
Главный архитектор проекта: Николай Гордюшин
Архитектор: Антон Болдырев, Татьяна Варюхина, Георгий Глебов, Лидия Зорина
Главный инженер проекта: Людмила Макухина

Заказчик: ЗАО «ЦНИИКА»

17 Января 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.

Сейчас на главной

Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.