Лофт-триумф

Неподалеку от знаменитого поселка художников на севере Москвы мастерская T+T Architects проектирует комплекс апартаментов, решенный в эстетике современной европейской дачи.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Архитектор:

Сергей Труханов

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Архитектурно-планировочная концепция реконструкции и реновации территории завода №408
Россия, Москва, проезд Аэропорта, 8

Авторский коллектив:
С.Труханов, А.Бровкин, П.Воеводина, Н.Макаров, Ю.Панферова, А.Толмачева, С.Слышенков, А.Дергунов, А.Бабушкин, О.Трусова

2013

KR Properties
Апартаменты будут построены неподалеку от Ленинградского проспекта, на территории опытного завода №408. Предприятие, занимающее чуть больше 1 га, уже выведено из города, а его корпуса ожидают реконструкции. Расположение бывшего завода трудно не признать удобным – 10 минут пешком до станции метро «Аэропорт», под боком Ленинградка и ТТК, – так что его перепрофилирование, что называется, было предрешено. Почти сразу инвестор определился и с новой функцией комплекса – стесненность территории и довольно высокая плотность существующей застройки не позволили бы создать здесь ни офисный центр, ни полноценное жилье с обязательной инфраструктурой. Разработать концепцию предстоящей реконструкции компания KR Properties пригласила своих давних партнеров – мастерскую T+T Architects. Правда, одной лишь реновацией дело не ограничилось: перед архитекторами была поставлена амбициозная задача создать новую типологию апартаментов.
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8
© Т+Т Architects
Реновация промышленной территории под лофт-квартал апартаментов Studio #8. Ситуационный план
© Т+Т Architects

Придумать нечто оригинальное заказчика заставило отнюдь не (только) тщеславие. Дело в том, что ближайшим соседом бывшего завода является жилой комплекс «Триумф-палас» – 260-метровый небоскреб, претендующий на стилистическое родство с семью сталинскими высотками. Будущие апартаменты отделены от «Триумф-паласа» лишь узким внутриквартальным проездом, и понятно, что габаритами и классом жилья с ним тягаться бессмысленно. Но как-то обозначить, что новый комплекс имеет совершенно иное происхождение, девелоперу хотелось, и именно так он и сформулировал ТЗ для архитекторов – объект должен стать камерным и уютным городским кварталом, по возможности деликатно противостоя эстетике «элитного» и «закрытого» жилого комплекса «Триумф Палас». «Решение напрашивалось само собой: из-за разницы в этажности наш комплекс обращен к «Триумф-паласу» кровлей, поэтому мы превратили ее в пятый фасад», – рассказывает руководитель T+T Architects Сергей Труханов.

За вдохновением архитекторы также обратились к ближайшему окружению – расположенный в пяти минутах езды поселок художников «Сокол» с его двухэтажной застройкой, скатными кровлями и тихими улочками стал одной из главных отправных точек в создании образа нового комплекса. Как поясняет Сергей Труханов, у знаменитого поселка T+T Architects позаимствовали не конкретные приемы и решения, а саму эстетику старых дач и дачного времяпрепровождения. При этом промышленное происхождение объекта подсказало стилистику loft, а решение сделать кровлю пятым фасадом подтолкнуло архитекторов обратиться к современной голландской архитектуре, которая очень любит экспериментировать с формой мансард. Из этих составляющих и родилась идеология комплекса: от «Сокола» авторы берут камерность и сомасштабность человеку, а также ритмику скатных крыш, переосмысляют в новых материалах и дополняют их бережно реконструированной кирпичной кладкой. Так завод №408 превратился в лофт-квартал Studio8: прошлое получает новую жизнь, органично прорастая в будущее.

Сложность заключалась еще и в том, что заводские корпуса оказались совершенно разными по своей конфигурации и глубине. Здесь есть и вполне компактные прямоугольные в плане объемы, и узкие вытянутые «вагончики», и очень крупное строение в центре участка с большой глубиной этажа. Поэтому мало было в целом набросать стилистику будущего комплекса – для каждого объема архитекторы искали свое эффективное решение. Часть территории расчищается от старых гаражей и полуразрушенных построек ради создания общественного пространства, внутренней пешеходной площади Studio8 и организации парковки (впрочем, необходимое число машиномест удалось получить только за счет более дорогих автоматизированных паркингов). 

Корпуса комплекса формируют самодостаточную композицию, эдакий мини-город в городе, в котором помимо главной площади есть несколько уютных двориков, переулков и проездов. Особую роль играет т.н. корпус Б – узкое здание сильно вытянутой формы, которое фактически служит стеной, отделяющей Studio8 от «Триумф-паласа»: конечно, уйти от прямого визуального контакта с небоскребом нельзя, но на уровне земли это здание позволяет обособить территорию нового комплекса. Похожим образом работает и такой же вытянутый в плане объем многоэтажного паркинга. Расположение на стыке двух принципиально разных стилистик нашло отражение в архитектуре этих объемов: паркинг обращен к соседней высотке нейтральными глухими стенами, а фасад жилого дома почти столь же наглухо защищен спущенной на него алюминиевой кровлей. Наверно, этот объем выглядел бы неприступной оцинкованной стеной, если бы архитекторы не раздробили его на отдельные секции, которые нарочито сместили относительно друг друга. Добавляет внешности здания дружелюбия и масштабное остекление бокового фасада. 

Сложнее всего было найти решение для самого габаритного корпуса А, глубина которого составляет почти 50 метров. Для того, чтобы обеспечить комфортную освещенность всех его помещений, а также придвинутого к нему почти вплотную корпуса Г, архитекторы довольно ощутимо сместили конки обеих кровель и использовали подкровельные витражи. Мансардные окна, решенные как элегантные металлические скобы, многократно усиливают этот динамизм: они похожи на головной убор, который вот-вот съедет на брови, если не держать голову высоко и ровно. Так и этот дом, смотря своим главным фасадом на проезд Аэропорта, не стесняется немного задрать нос: монументальное соседство совсем не смущает его, заставляя разве что чуть более тщательно продумать наряд и аксессуары к нему. Неслучайно на последнем «Золотом сечении» проект Studio8 был отмечен специальным дипломом за «Особо удачные решения в рамках стесненной застройки».

Кстати, про аксессуары – это отнюдь не фигура речи. В своей концепции реконструкции бывшего завода T+T Architects предусмотрели все возможные мелочи: и варианты отделки фасадов, и решения интерьеров, и систему навигации по комплексу. Даже в самой малой детали, будь то парковочный столбик, ограждение мусоросборочных площадок или указатели, авторы тщательно соблюдают выбранный ими стиль loft. Визитной карточкой квартала обещают стать и настенные граффити, которые подчеркнут его промышленное происхождение едва ли не столь же красноречиво, как и брутальные кирпичные стены.



Архитектор:

Сергей Труханов

Мастерская:

Т+Т Architects

Проект:

Архитектурно-планировочная концепция реконструкции и реновации территории завода №408
Россия, Москва, проезд Аэропорта, 8

Авторский коллектив:
С.Труханов, А.Бровкин, П.Воеводина, Н.Макаров, Ю.Панферова, А.Толмачева, С.Слышенков, А.Дергунов, А.Бабушкин, О.Трусова

2013

KR Properties

19 Июня 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.