Капсула дома

24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».

mainImg
На пятнадцатый год жизни фестиваль «Под крышей дома» решился сразу на несколько глобальных перемен. Во-первых, теперь он продолжается не пять дней, а целых десять, а во-вторых, его организаторы полностью отказались от коммерческой экспозиции. И если раньше вокруг знаменитого макета Москвы кучковались стенды производителей мебели и предметов декора, то теперь это пространство целиком отдано под фестивальную экспозицию, которая, по традиции, творчески исследует взаимоотношения человека с интерьером. В этом году ее куратором выступил художник Сергей Яралов, предложивший тему «Интерьер в чужом окне».
XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Фотографии Анны Мартовицкой
Выставка «Интерьер в чужом окне»

Вокруг макета на десять дней был построен целый лабиринт из замкнутых комнат площадью от 1 до 12 квадратных метров, заглянуть в которые можно было только через окна. Сергей Яралов намеренно выбрал самые что ни на есть лаконичные белые рамы, ведь окно в данном случае – лишь символ границы между внешним и внутренним, архитектурой, создающей лицо города, и интерьером, который видят только его обитатели. Это внутреннее наполнение повседневности и стало темой более чем 30 инсталляций, созданных как молодыми художниками, так и мэтрами.

«Места под солнцем». Наталия Хлебцевич

Есть здесь и социально значимые высказывания (например, фотоколлаж Людмилы Крутиковой под названием «Одно окно», красноречиво иллюстрирующий то, как в Москве на самом деле функционирует хваленая служба единого окна, или инсталляция Тотана Кузембаева «Ушел бороться с коррупцией» в виде подвешенной к потолку шины с шипами от Swarowski), и культурно-просветительские (Григорий Капелян сделал целую подборку на тему «Окно в русской литературе»), но большая часть работ посвящена именно исследованию понятий «жилье», «уют», «приватное пространство». Кто-то, как, например, Вячеслав Колейчук, трактует внутреннее наполнение жилища как безграничный «Космос», кто-то, как Ирина Мызина, приоткрывает «Тайну гардероба», в котором, помимо одежды, живут очаровательные плюшевые мишки. Наталия Хлебцевич, наоборот, показывает в своей «комнате» хрупкие скорлупки полуразрушенных строений – постапокалиптический пейзаж, который, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть по ту или другую сторону окна. Одним из экспонатов этой выставки стал и сам макет Москвы – к нему обращены сразу несколько окон, которые Сергей Яралов сопроводил развернутой справкой о знаменитой модели столичного центра. 

«Тайна гардероба». Ирина Мызина
«Космос». Вячеслав Колейчук
«Берлога». Тотан Кузембаев

Выставка, структурировавшая пространство зала макета Москвы, стала прекрасным дополнением конкурсного раздела фестиваля – и с содержательной точки зрения, и как стильное обрамление очень пестрой основной экспозиции. Всего на конкурс в этом году было представлено рекордное число работ – более 150 интерьеров жилых и общественных пространств (т.е. собственно то, что «Под крышей дома»), а также проектов и построек загородных жилых домов (т.е. вид на эту самую крышу со стороны). Существенно расширилась и география фестиваля – помимо традиционных Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Перми, Курска, Иркутска и других российских городов, в этом году в нем приняли участие Таллинн, Вильнюс, Киев и Одесса, Кишинев, Уфа, Минск и даже Нью-Йорк. Ну, и самое отрадное: в этом году, впервые после довольно долгого перерыва, жюри «Под крышей дома» вновь вручило Гран-при. 
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013

Главный приз фестиваля по совокупности заслуг был вручен архитектору Алексею Козырю. Много лет выставляющийся в Доме на Брестской, Козырь в конкурсе-2013 участвовал сразу с тремя проектами – офисом Федеральной Службы Финансовых Рынков РФ», квартирой в высотке и камином в жилом доме в поселке Х-парк», – из которых жюри так и не смогло выбрать однозначно лучший. Объекты, разные по типологии и масштабу, объединены узнаваемой стилистикой Козыря – строгой и брутальной геометрией деталей, честной фактурой материалов, лаконизмом отделки.
Офис Федеральной Службы финансовых рынков РФ. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Квартира в высотке. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря».
Камин в жилом доме в посёлке Х-парк. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»

Первое место в номинации «Реализованный жилой интерьер» также получил постоянный участник фестивалей Дома на Брестской архитектор Пётр Костёлов. Его «Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке» – это гостиная и кабинет, которые проектировщик разместил в дубовой капсуле. Облицовка панелями из светлого дерева и смягченные углы помещений позволили компенсировать нехватку естественного света и изначально очень узкую вытянутую форму этого помещения.
«Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке». Пётр Костёлов

На «Деревянный туннель» по стилистике очень похож и победитель номинации «Общественный интерьер» – «Sleepbox hotel Тверская» архитектурного бюро «Арх Груп». Слипбоксы, отделанные деревом или алюминием, — это небольшие, но оснащенные самым необходимым гостиничные номера, в которых могут провести ночь транзитные пассажиры. Изначально планировалось, что эти «капсулы для сна» будут устанавливаться прямо в аэропортах или на вокзалах, но потом из модульных комнат собрали целый отель, интерьер которого архитекторы оформили в стилистике космического корабля, нарочито никак не связанного ни с историей Москвы, ни даже с географией российской столицы.
«Sleepbox hotel Тверская». Архитектурное бюро «Арх Груп». Фотография Ильи Иванова

Дерево активно используется и в отделке интерьера магазина «BIOSTORIA» (архитектор Анастасия Фришман), получившего первую премию фестиваля в номинации «Декорирование». Концепция этого магазина проста – здесь продается только экологически чистая продукция, от продуктов до косметики. Стеллажи же выполнены из грубо обтесанных бревен или бруса, аккуратные полешки —своего рода реклама экологичности представленного товара — лежат и на самих полках.
«BIOSTORIA». Анастасия Фришман

Триаду архитектурных номинаций фестиваля открывают «Детали», «золото» за которые в этом году получила «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева» за стильный дом «Макалун»
Дом «Макалун». «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Фотография Ильи Иванова

Лучшим реализованным загородным жилым домом жюри назвало «Дом на заливе» Андрея Тигунцева. Пожалуй, самое необычное в этом двухэтажном коттедже с криволинейным полностью остекленным фасадом, то, что построен он в Сибири, на берегу Иркутского водохранилища. Архитектору удалось преодолеть сопротивление сурового климата – и это достижение, пожалуй, само по себе действительно достойно награды, хотя в облике дома при желании можно найти немало параллелей с западными постройками.
«Дом на заливе». Андрей Тигунцев

И, наконец, лучшей концепцией коттеджного поселка 2013 года стала «VERSTA Art Village», спроектированная бюро «Гикало Купцов Архитекторы». Линейная деревня, как ее называют сами авторы, была придумана для Никола-Ленивца в рамках конкурса на проект создания там творческих резиденций. Непаханое поле, на котором планируется построить арт-кластер, и стало для архитекторов главным источником вдохновения – представив, как по нему первый раз проходит трактор с плугом, они использовали для размещения домиков и мастерских получившуюся борозду длиной с версту. Что важно, всего одну борозду – уместив на ней все объемы, необходимые заказчику, архитекторы смогли таким образом сохранить нетронутой большую часть поля. Это решение не было выбрано для реализации, но своей элегантностью и остроумием в итоге покорило жюри другого конкурса, что и принесло бюро  «Гикало Купцов Архитекторы» «золото» фестиваля «Под крышей дома». 

zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»

26 Марта 2013

Капсула дома
24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.