Капсула дома

24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

26 Марта 2013
mainImg
На пятнадцатый год жизни фестиваль «Под крышей дома» решился сразу на несколько глобальных перемен. Во-первых, теперь он продолжается не пять дней, а целых десять, а во-вторых, его организаторы полностью отказались от коммерческой экспозиции. И если раньше вокруг знаменитого макета Москвы кучковались стенды производителей мебели и предметов декора, то теперь это пространство целиком отдано под фестивальную экспозицию, которая, по традиции, творчески исследует взаимоотношения человека с интерьером. В этом году ее куратором выступил художник Сергей Яралов, предложивший тему «Интерьер в чужом окне».
XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Фотографии Анны Мартовицкой
Выставка «Интерьер в чужом окне»

Вокруг макета на десять дней был построен целый лабиринт из замкнутых комнат площадью от 1 до 12 квадратных метров, заглянуть в которые можно было только через окна. Сергей Яралов намеренно выбрал самые что ни на есть лаконичные белые рамы, ведь окно в данном случае – лишь символ границы между внешним и внутренним, архитектурой, создающей лицо города, и интерьером, который видят только его обитатели. Это внутреннее наполнение повседневности и стало темой более чем 30 инсталляций, созданных как молодыми художниками, так и мэтрами.

«Места под солнцем». Наталия Хлебцевич

Есть здесь и социально значимые высказывания (например, фотоколлаж Людмилы Крутиковой под названием «Одно окно», красноречиво иллюстрирующий то, как в Москве на самом деле функционирует хваленая служба единого окна, или инсталляция Тотана Кузембаева «Ушел бороться с коррупцией» в виде подвешенной к потолку шины с шипами от Swarowski), и культурно-просветительские (Григорий Капелян сделал целую подборку на тему «Окно в русской литературе»), но большая часть работ посвящена именно исследованию понятий «жилье», «уют», «приватное пространство». Кто-то, как, например, Вячеслав Колейчук, трактует внутреннее наполнение жилища как безграничный «Космос», кто-то, как Ирина Мызина, приоткрывает «Тайну гардероба», в котором, помимо одежды, живут очаровательные плюшевые мишки. Наталия Хлебцевич, наоборот, показывает в своей «комнате» хрупкие скорлупки полуразрушенных строений – постапокалиптический пейзаж, который, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть по ту или другую сторону окна. Одним из экспонатов этой выставки стал и сам макет Москвы – к нему обращены сразу несколько окон, которые Сергей Яралов сопроводил развернутой справкой о знаменитой модели столичного центра. 

«Тайна гардероба». Ирина Мызина
«Космос». Вячеслав Колейчук
«Берлога». Тотан Кузембаев

Выставка, структурировавшая пространство зала макета Москвы, стала прекрасным дополнением конкурсного раздела фестиваля – и с содержательной точки зрения, и как стильное обрамление очень пестрой основной экспозиции. Всего на конкурс в этом году было представлено рекордное число работ – более 150 интерьеров жилых и общественных пространств (т.е. собственно то, что «Под крышей дома»), а также проектов и построек загородных жилых домов (т.е. вид на эту самую крышу со стороны). Существенно расширилась и география фестиваля – помимо традиционных Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Перми, Курска, Иркутска и других российских городов, в этом году в нем приняли участие Таллинн, Вильнюс, Киев и Одесса, Кишинев, Уфа, Минск и даже Нью-Йорк. Ну, и самое отрадное: в этом году, впервые после довольно долгого перерыва, жюри «Под крышей дома» вновь вручило Гран-при. 
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013

Главный приз фестиваля по совокупности заслуг был вручен архитектору Алексею Козырю. Много лет выставляющийся в Доме на Брестской, Козырь в конкурсе-2013 участвовал сразу с тремя проектами – офисом Федеральной Службы Финансовых Рынков РФ», квартирой в высотке и камином в жилом доме в поселке Х-парк», – из которых жюри так и не смогло выбрать однозначно лучший. Объекты, разные по типологии и масштабу, объединены узнаваемой стилистикой Козыря – строгой и брутальной геометрией деталей, честной фактурой материалов, лаконизмом отделки.
Офис Федеральной Службы финансовых рынков РФ. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Квартира в высотке. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря».
Камин в жилом доме в посёлке Х-парк. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»

Первое место в номинации «Реализованный жилой интерьер» также получил постоянный участник фестивалей Дома на Брестской архитектор Пётр Костёлов. Его «Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке» – это гостиная и кабинет, которые проектировщик разместил в дубовой капсуле. Облицовка панелями из светлого дерева и смягченные углы помещений позволили компенсировать нехватку естественного света и изначально очень узкую вытянутую форму этого помещения.
«Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке». Пётр Костёлов

На «Деревянный туннель» по стилистике очень похож и победитель номинации «Общественный интерьер» – «Sleepbox hotel Тверская» архитектурного бюро «Арх Груп». Слипбоксы, отделанные деревом или алюминием, — это небольшие, но оснащенные самым необходимым гостиничные номера, в которых могут провести ночь транзитные пассажиры. Изначально планировалось, что эти «капсулы для сна» будут устанавливаться прямо в аэропортах или на вокзалах, но потом из модульных комнат собрали целый отель, интерьер которого архитекторы оформили в стилистике космического корабля, нарочито никак не связанного ни с историей Москвы, ни даже с географией российской столицы.
«Sleepbox hotel Тверская». Архитектурное бюро «Арх Груп». Фотография Ильи Иванова

Дерево активно используется и в отделке интерьера магазина «BIOSTORIA» (архитектор Анастасия Фришман), получившего первую премию фестиваля в номинации «Декорирование». Концепция этого магазина проста – здесь продается только экологически чистая продукция, от продуктов до косметики. Стеллажи же выполнены из грубо обтесанных бревен или бруса, аккуратные полешки —своего рода реклама экологичности представленного товара — лежат и на самих полках.
«BIOSTORIA». Анастасия Фришман

Триаду архитектурных номинаций фестиваля открывают «Детали», «золото» за которые в этом году получила «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева» за стильный дом «Макалун»
Дом «Макалун». «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Фотография Ильи Иванова

Лучшим реализованным загородным жилым домом жюри назвало «Дом на заливе» Андрея Тигунцева. Пожалуй, самое необычное в этом двухэтажном коттедже с криволинейным полностью остекленным фасадом, то, что построен он в Сибири, на берегу Иркутского водохранилища. Архитектору удалось преодолеть сопротивление сурового климата – и это достижение, пожалуй, само по себе действительно достойно награды, хотя в облике дома при желании можно найти немало параллелей с западными постройками.
«Дом на заливе». Андрей Тигунцев

И, наконец, лучшей концепцией коттеджного поселка 2013 года стала «VERSTA Art Village», спроектированная бюро «Гикало Купцов Архитекторы». Линейная деревня, как ее называют сами авторы, была придумана для Никола-Ленивца в рамках конкурса на проект создания там творческих резиденций. Непаханое поле, на котором планируется построить арт-кластер, и стало для архитекторов главным источником вдохновения – представив, как по нему первый раз проходит трактор с плугом, они использовали для размещения домиков и мастерских получившуюся борозду длиной с версту. Что важно, всего одну борозду – уместив на ней все объемы, необходимые заказчику, архитекторы смогли таким образом сохранить нетронутой большую часть поля. Это решение не было выбрано для реализации, но своей элегантностью и остроумием в итоге покорило жюри другого конкурса, что и принесло бюро  «Гикало Купцов Архитекторы» «золото» фестиваля «Под крышей дома». 

zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»


26 Марта 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
Капсула дома
24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.