Капсула дома

24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

26 Марта 2013
mainImg
0 На пятнадцатый год жизни фестиваль «Под крышей дома» решился сразу на несколько глобальных перемен. Во-первых, теперь он продолжается не пять дней, а целых десять, а во-вторых, его организаторы полностью отказались от коммерческой экспозиции. И если раньше вокруг знаменитого макета Москвы кучковались стенды производителей мебели и предметов декора, то теперь это пространство целиком отдано под фестивальную экспозицию, которая, по традиции, творчески исследует взаимоотношения человека с интерьером. В этом году ее куратором выступил художник Сергей Яралов, предложивший тему «Интерьер в чужом окне».
XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Фотографии Анны Мартовицкой
Выставка «Интерьер в чужом окне»

Вокруг макета на десять дней был построен целый лабиринт из замкнутых комнат площадью от 1 до 12 квадратных метров, заглянуть в которые можно было только через окна. Сергей Яралов намеренно выбрал самые что ни на есть лаконичные белые рамы, ведь окно в данном случае – лишь символ границы между внешним и внутренним, архитектурой, создающей лицо города, и интерьером, который видят только его обитатели. Это внутреннее наполнение повседневности и стало темой более чем 30 инсталляций, созданных как молодыми художниками, так и мэтрами.

«Места под солнцем». Наталия Хлебцевич

Есть здесь и социально значимые высказывания (например, фотоколлаж Людмилы Крутиковой под названием «Одно окно», красноречиво иллюстрирующий то, как в Москве на самом деле функционирует хваленая служба единого окна, или инсталляция Тотана Кузембаева «Ушел бороться с коррупцией» в виде подвешенной к потолку шины с шипами от Swarowski), и культурно-просветительские (Григорий Капелян сделал целую подборку на тему «Окно в русской литературе»), но большая часть работ посвящена именно исследованию понятий «жилье», «уют», «приватное пространство». Кто-то, как, например, Вячеслав Колейчук, трактует внутреннее наполнение жилища как безграничный «Космос», кто-то, как Ирина Мызина, приоткрывает «Тайну гардероба», в котором, помимо одежды, живут очаровательные плюшевые мишки. Наталия Хлебцевич, наоборот, показывает в своей «комнате» хрупкие скорлупки полуразрушенных строений – постапокалиптический пейзаж, который, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть по ту или другую сторону окна. Одним из экспонатов этой выставки стал и сам макет Москвы – к нему обращены сразу несколько окон, которые Сергей Яралов сопроводил развернутой справкой о знаменитой модели столичного центра. 

«Тайна гардероба». Ирина Мызина
«Космос». Вячеслав Колейчук
«Берлога». Тотан Кузембаев

Выставка, структурировавшая пространство зала макета Москвы, стала прекрасным дополнением конкурсного раздела фестиваля – и с содержательной точки зрения, и как стильное обрамление очень пестрой основной экспозиции. Всего на конкурс в этом году было представлено рекордное число работ – более 150 интерьеров жилых и общественных пространств (т.е. собственно то, что «Под крышей дома»), а также проектов и построек загородных жилых домов (т.е. вид на эту самую крышу со стороны). Существенно расширилась и география фестиваля – помимо традиционных Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Перми, Курска, Иркутска и других российских городов, в этом году в нем приняли участие Таллинн, Вильнюс, Киев и Одесса, Кишинев, Уфа, Минск и даже Нью-Йорк. Ну, и самое отрадное: в этом году, впервые после довольно долгого перерыва, жюри «Под крышей дома» вновь вручило Гран-при. 
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013

Главный приз фестиваля по совокупности заслуг был вручен архитектору Алексею Козырю. Много лет выставляющийся в Доме на Брестской, Козырь в конкурсе-2013 участвовал сразу с тремя проектами – офисом Федеральной Службы Финансовых Рынков РФ», квартирой в высотке и камином в жилом доме в поселке Х-парк», – из которых жюри так и не смогло выбрать однозначно лучший. Объекты, разные по типологии и масштабу, объединены узнаваемой стилистикой Козыря – строгой и брутальной геометрией деталей, честной фактурой материалов, лаконизмом отделки.
Офис Федеральной Службы финансовых рынков РФ. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Квартира в высотке. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря».
Камин в жилом доме в посёлке Х-парк. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»

Первое место в номинации «Реализованный жилой интерьер» также получил постоянный участник фестивалей Дома на Брестской архитектор Пётр Костёлов. Его «Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке» – это гостиная и кабинет, которые проектировщик разместил в дубовой капсуле. Облицовка панелями из светлого дерева и смягченные углы помещений позволили компенсировать нехватку естественного света и изначально очень узкую вытянутую форму этого помещения.
«Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке». Пётр Костёлов

На «Деревянный туннель» по стилистике очень похож и победитель номинации «Общественный интерьер» – «Sleepbox hotel Тверская» архитектурного бюро «Арх Груп». Слипбоксы, отделанные деревом или алюминием, — это небольшие, но оснащенные самым необходимым гостиничные номера, в которых могут провести ночь транзитные пассажиры. Изначально планировалось, что эти «капсулы для сна» будут устанавливаться прямо в аэропортах или на вокзалах, но потом из модульных комнат собрали целый отель, интерьер которого архитекторы оформили в стилистике космического корабля, нарочито никак не связанного ни с историей Москвы, ни даже с географией российской столицы.
«Sleepbox hotel Тверская». Архитектурное бюро «Арх Груп». Фотография Ильи Иванова

Дерево активно используется и в отделке интерьера магазина «BIOSTORIA» (архитектор Анастасия Фришман), получившего первую премию фестиваля в номинации «Декорирование». Концепция этого магазина проста – здесь продается только экологически чистая продукция, от продуктов до косметики. Стеллажи же выполнены из грубо обтесанных бревен или бруса, аккуратные полешки —своего рода реклама экологичности представленного товара — лежат и на самих полках.
«BIOSTORIA». Анастасия Фришман

Триаду архитектурных номинаций фестиваля открывают «Детали», «золото» за которые в этом году получила «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева» за стильный дом «Макалун»
Дом «Макалун». «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Фотография Ильи Иванова

Лучшим реализованным загородным жилым домом жюри назвало «Дом на заливе» Андрея Тигунцева. Пожалуй, самое необычное в этом двухэтажном коттедже с криволинейным полностью остекленным фасадом, то, что построен он в Сибири, на берегу Иркутского водохранилища. Архитектору удалось преодолеть сопротивление сурового климата – и это достижение, пожалуй, само по себе действительно достойно награды, хотя в облике дома при желании можно найти немало параллелей с западными постройками.
«Дом на заливе». Андрей Тигунцев

И, наконец, лучшей концепцией коттеджного поселка 2013 года стала «VERSTA Art Village», спроектированная бюро «Гикало Купцов Архитекторы». Линейная деревня, как ее называют сами авторы, была придумана для Никола-Ленивца в рамках конкурса на проект создания там творческих резиденций. Непаханое поле, на котором планируется построить арт-кластер, и стало для архитекторов главным источником вдохновения – представив, как по нему первый раз проходит трактор с плугом, они использовали для размещения домиков и мастерских получившуюся борозду длиной с версту. Что важно, всего одну борозду – уместив на ней все объемы, необходимые заказчику, архитекторы смогли таким образом сохранить нетронутой большую часть поля. Это решение не было выбрано для реализации, но своей элегантностью и остроумием в итоге покорило жюри другого конкурса, что и принесло бюро  «Гикало Купцов Архитекторы» «золото» фестиваля «Под крышей дома». 

zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
zooming
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»

26 Марта 2013

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Капсула дома
24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Шпайхеры на Преголи
В Калининграде завершилось строительство жилого комплекса «Рыбная деревня 2». Рассказываем о трансформации проекта от конкурсного эскиза до реализации.
Гараж-гараж
Вчера в Москве перезентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.