Пресса: 11–15 февраля

Новые архитектурно-градостроительные Советы Москвы и Петербурга, преобразование исторических территорий двух городов, а также рассказ об архитектурных итогах 2012 года от Григория Ревзина.

Журнал «Проект Россия» побеседовал с Григорием Ревзиным об архитектурных итогах 2012 года. Одной из главных тем разговора стал российский павильон на XIII архитектурной биеннале в Венеции, комиссаром которого выступал Ревзин. Критик, в частности, рассказал о том, почему темой павильона выбрали «Сколково», и какую роль сыграли Сергей Чобан и Сергей Кузнецов в организации экспозиции. Обозначил своё отношение к конкурсу Большой Москвы: «У меня по Большой Москве есть одно, но важное замечание – налицо явная несерьезность намерений заказчика.<...> Это как с продовольственной программой Брежнева. Ну проработали, ну написали, но выполнять это – идеи не было». Поделился мнением о новом главном архитекторе столицы: «Назначение Сергея Кузнецова означает смену поколений. <...> Сейчас у Кузнецова нет своего поколения. Но он его вырастит. Если Сергей сел надолго, а у него в планах надолго, то ясно, что в пределах пяти лет мы получим новые имена, новые бюро». И предположил, чем обусловлен дефицит архитектурных критиков в России.

Но вернёмся в 2013 год, который, вероятно, будет не менее насыщен архитектурными событиями. В четверг стало известно об утверждении нового состава архитектурного совета Москвы. Архи.ру поговорил на эту тему с Сергеем Кузнецовым, возглавившим совет. Главный архитектор столицы, в частности, рассказал, по какому принципу формировался новый состав: «Не то чтобы мы сели и написали список приятных для своего уха фамилий и решили, что это будет архсовет. Мы <...> собрали рекомендации от представителей разных общественных организаций, связанных так или иначе с проектированием». Пообещал, что ротация участников будет происходить ежегодно. А также прокомментировал планы проведения конкурсов среди девелоперских проектов. Подробнее о механизме конкурсов, а также о том, на каких территориях Москвы его планируется отработать, написали «Известия».

14 февраля в столице прошло ещё одно, не менее важное событие: первое заседание Совета по развитию общественных пространств с участием мэра города Сергея Собянина, в который вошли архитекторы и урбанисты, чиновники и художники. Главной целью Совета обозначено преобразование Москвы в комфортный и удобный для жизни город. «Российская газета» и «Коммерсантъ» представили читателям обзорные репортажи с заседания, а сайт правительства Москвы опубликовал полную стенограмму.

В продолжение темы благоустройства: «Московские новости» встретились с новым «главным художником» столицы Татьяной Гук, обсудив с ней конкретные шаги, которые будут применяться для гармонизации архитектурного облика Москвы. Также издание опубликовало интервью с деканом Высшей школы урбанистики Александром Высоковским. Он рассказал о планах Высшей школы экономики собрать все свои здания в центре столицы путём бережной интеграции в окружающую среду: «Активизировать историческую среду путем внедрения университетских функций – вот наша цель. Мы не собираемся кардинально изменять масштаб и характер застройки, но хотим ее трансформировать таким образом, чтобы это не влияло на сохранность и возможность восстановления памятников истории и культуры». Об ещё одной инициативе преобразования окружающего пространства, на этот раз Басманного района, можно прочитать на страницах «Большого города».

Кроме того, The Village разместил подробный материал об интеллектуальной транспортной системе, которую в ближайшие годы планируется внедрить в столице. А «Коммерсантъ» рассказал о проектах планировок будущей Северо-Западной хорды, Ленинского и Кутузовского проспектов, опубликованных Москомархитектурой.

Но обратим внимание на Санкт-Петербург, где градостроительных новостей было тоже немало. В конце января стало известно, что в городе создадут Совет по градостроительной деятельности под председательством губернатора Георгия Полтавченко. В число участников войдут как представители власти и общественности, так и эксперты из разных областей. О конференции, посвящённой Совету, написали «Санкт-Петербургские Ведомости». В ходе дискуссии эксперты обсудили задачи Совета, заключив, что первоочередной целью является разработка стратегии развития города на 20-25 лет вперёд, которая и станет основой для Генплана. Положение о совете, как ожидается, появится в ближайшие недели.

«Горячая тема» прошлой недели – вторая сцена Мариинского театра, вновь обсуждалась в прессе. Отметим, что сдержанных оценок на этот раз оказалось больше. Так, «Интерфакс» привёл мнение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, призвавшего общественность воздержаться от критических оценок и призывов к сносу сцены до окончания строительства. На страницах Colta.ru Кирилл Асс, защищая новое здание, сказал: «Лишь отсутствие привычки к современной архитектуре в городской среде Петербурга, избегавшего обильных и драматических архитектурных интервенций в течение XX века, может служить оправданием для возмущения». А «Карповка» опубликовала интервью с Олегом Басилашвили, который горячо и искренне вступился за Валерия Гергиева: «Нельзя ни слова благодарности об этом не говорить человеку, который полжизни положил на то, чтобы в театре было еще несколько прекрасных театральных музыкальных помещений». К слову, Валерий Гергиев на этой неделе провёл в Мариинке-2 экскурсию-репетицию для журналистов, дабы продемонстрировать акустику нового помещения, – об этом сообщили «Известия».

Много публикаций в петербургской прессе было посвящено преобразованию двух значимых для Петербурга территорий: Апраксина двора и Сенной площади.

На прошлой неделе Смольный заявил о прекращении контракта на реконструкцию Апраксина двора с «Главстрой-СПб». По информации издания «Невское время», официальной причиной стало неисполнение компанией своих обязательств: реновация территории должна была завершиться в 2013 году. Теперь, как сообщило ИА REGNUM, Смольный планирует разработать новую концепцию развития депрессивной территории, а затем провести конкурс на реализацию проекта. Любопытно, что, узнав о расторжении договора с «Главстрой-СПб», в дело тут же включились градозащитники. Как рассказала «Карповка», «Живой город» и Объединение художественных и ремесленных мастерских Санкт-Петербурга ратуют за создание в Апраксином дворе «Города мастеров». Письмо с предложением активисты уже направили губернатору Георгию Полтавченко.

Реновация территории Сенной площади также оставалась в центре внимания прессы. Как написали «Санкт-Петербургские Ведомости», 11 февраля прошло первое заседание Попечительского совета, на котором был рассмотрен эскизный проект храма и предложения относительно того, как гармонично вписать его в существующую застройку. По информации издания, неофициально затраты на воссоздание храма оцениваются в 1 млрд рублей, а на 2013 год намечено завершение проектирования.

Кроме того, на этой неделе «Известия» сообщили об инициативе депутатов Мосгордумы, предлагающих отзывать лицензии у недобросовестных застройщиков при повреждении объектов культурного наследия. Продолжая тему сохранения архитектурных памятников, на сайте «Архнадзора» Алексей Дедушкин поведал историю зданий московских бань, которых с каждым годом в столице становится всё меньше.

15 Февраля 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.