Пресса: 11–15 февраля

Новые архитектурно-градостроительные Советы Москвы и Петербурга, преобразование исторических территорий двух городов, а также рассказ об архитектурных итогах 2012 года от Григория Ревзина.

Автор текста:
Мария Гончарова

15 Февраля 2013
mainImg
Журнал «Проект Россия» побеседовал с Григорием Ревзиным об архитектурных итогах 2012 года. Одной из главных тем разговора стал российский павильон на XIII архитектурной биеннале в Венеции, комиссаром которого выступал Ревзин. Критик, в частности, рассказал о том, почему темой павильона выбрали «Сколково», и какую роль сыграли Сергей Чобан и Сергей Кузнецов в организации экспозиции. Обозначил своё отношение к конкурсу Большой Москвы: «У меня по Большой Москве есть одно, но важное замечание – налицо явная несерьезность намерений заказчика.<...> Это как с продовольственной программой Брежнева. Ну проработали, ну написали, но выполнять это – идеи не было». Поделился мнением о новом главном архитекторе столицы: «Назначение Сергея Кузнецова означает смену поколений. <...> Сейчас у Кузнецова нет своего поколения. Но он его вырастит. Если Сергей сел надолго, а у него в планах надолго, то ясно, что в пределах пяти лет мы получим новые имена, новые бюро». И предположил, чем обусловлен дефицит архитектурных критиков в России.

Но вернёмся в 2013 год, который, вероятно, будет не менее насыщен архитектурными событиями. В четверг стало известно об утверждении нового состава архитектурного совета Москвы. Архи.ру поговорил на эту тему с Сергеем Кузнецовым, возглавившим совет. Главный архитектор столицы, в частности, рассказал, по какому принципу формировался новый состав: «Не то чтобы мы сели и написали список приятных для своего уха фамилий и решили, что это будет архсовет. Мы <...> собрали рекомендации от представителей разных общественных организаций, связанных так или иначе с проектированием». Пообещал, что ротация участников будет происходить ежегодно. А также прокомментировал планы проведения конкурсов среди девелоперских проектов. Подробнее о механизме конкурсов, а также о том, на каких территориях Москвы его планируется отработать, написали «Известия».

14 февраля в столице прошло ещё одно, не менее важное событие: первое заседание Совета по развитию общественных пространств с участием мэра города Сергея Собянина, в который вошли архитекторы и урбанисты, чиновники и художники. Главной целью Совета обозначено преобразование Москвы в комфортный и удобный для жизни город. «Российская газета» и «Коммерсантъ» представили читателям обзорные репортажи с заседания, а сайт правительства Москвы опубликовал полную стенограмму.

В продолжение темы благоустройства: «Московские новости» встретились с новым «главным художником» столицы Татьяной Гук, обсудив с ней конкретные шаги, которые будут применяться для гармонизации архитектурного облика Москвы. Также издание опубликовало интервью с деканом Высшей школы урбанистики Александром Высоковским. Он рассказал о планах Высшей школы экономики собрать все свои здания в центре столицы путём бережной интеграции в окружающую среду: «Активизировать историческую среду путем внедрения университетских функций – вот наша цель. Мы не собираемся кардинально изменять масштаб и характер застройки, но хотим ее трансформировать таким образом, чтобы это не влияло на сохранность и возможность восстановления памятников истории и культуры». Об ещё одной инициативе преобразования окружающего пространства, на этот раз Басманного района, можно прочитать на страницах «Большого города».

Кроме того, The Village разместил подробный материал об интеллектуальной транспортной системе, которую в ближайшие годы планируется внедрить в столице. А «Коммерсантъ» рассказал о проектах планировок будущей Северо-Западной хорды, Ленинского и Кутузовского проспектов, опубликованных Москомархитектурой.

Но обратим внимание на Санкт-Петербург, где градостроительных новостей было тоже немало. В конце января стало известно, что в городе создадут Совет по градостроительной деятельности под председательством губернатора Георгия Полтавченко. В число участников войдут как представители власти и общественности, так и эксперты из разных областей. О конференции, посвящённой Совету, написали «Санкт-Петербургские Ведомости». В ходе дискуссии эксперты обсудили задачи Совета, заключив, что первоочередной целью является разработка стратегии развития города на 20-25 лет вперёд, которая и станет основой для Генплана. Положение о совете, как ожидается, появится в ближайшие недели.

«Горячая тема» прошлой недели – вторая сцена Мариинского театра, вновь обсуждалась в прессе. Отметим, что сдержанных оценок на этот раз оказалось больше. Так, «Интерфакс» привёл мнение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, призвавшего общественность воздержаться от критических оценок и призывов к сносу сцены до окончания строительства. На страницах Colta.ru Кирилл Асс, защищая новое здание, сказал: «Лишь отсутствие привычки к современной архитектуре в городской среде Петербурга, избегавшего обильных и драматических архитектурных интервенций в течение XX века, может служить оправданием для возмущения». А «Карповка» опубликовала интервью с Олегом Басилашвили, который горячо и искренне вступился за Валерия Гергиева: «Нельзя ни слова благодарности об этом не говорить человеку, который полжизни положил на то, чтобы в театре было еще несколько прекрасных театральных музыкальных помещений». К слову, Валерий Гергиев на этой неделе провёл в Мариинке-2 экскурсию-репетицию для журналистов, дабы продемонстрировать акустику нового помещения, – об этом сообщили «Известия».

Много публикаций в петербургской прессе было посвящено преобразованию двух значимых для Петербурга территорий: Апраксина двора и Сенной площади.

На прошлой неделе Смольный заявил о прекращении контракта на реконструкцию Апраксина двора с «Главстрой-СПб». По информации издания «Невское время», официальной причиной стало неисполнение компанией своих обязательств: реновация территории должна была завершиться в 2013 году. Теперь, как сообщило ИА REGNUM, Смольный планирует разработать новую концепцию развития депрессивной территории, а затем провести конкурс на реализацию проекта. Любопытно, что, узнав о расторжении договора с «Главстрой-СПб», в дело тут же включились градозащитники. Как рассказала «Карповка», «Живой город» и Объединение художественных и ремесленных мастерских Санкт-Петербурга ратуют за создание в Апраксином дворе «Города мастеров». Письмо с предложением активисты уже направили губернатору Георгию Полтавченко.

Реновация территории Сенной площади также оставалась в центре внимания прессы. Как написали «Санкт-Петербургские Ведомости», 11 февраля прошло первое заседание Попечительского совета, на котором был рассмотрен эскизный проект храма и предложения относительно того, как гармонично вписать его в существующую застройку. По информации издания, неофициально затраты на воссоздание храма оцениваются в 1 млрд рублей, а на 2013 год намечено завершение проектирования.

Кроме того, на этой неделе «Известия» сообщили об инициативе депутатов Мосгордумы, предлагающих отзывать лицензии у недобросовестных застройщиков при повреждении объектов культурного наследия. Продолжая тему сохранения архитектурных памятников, на сайте «Архнадзора» Алексей Дедушкин поведал историю зданий московских бань, которых с каждым годом в столице становится всё меньше.

15 Февраля 2013

Автор текста:

Мария Гончарова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.