Блоги: 31 января–6 февраля

Блоги сотрясаются возмущением по поводу облика второй сцены Мариинского театра в Петербурге, рассуждают об уместности историзма, пользе инноградов и ненависти в архитектуре.

06 Февраля 2013
mainImg
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге на днях освободилась от лесов и строительных заборов, обнажив фактически законченный архитектурный облик. Отделочные работы еще продолжатся, но уже сейчас очевидно – обещанный архитектурный шедевр не получился. Блоги негодуют: стоило проводить международные конкурсы, приглашать всемирно известных архитекторов, тратить двадцать миллиардов рублей и сносить исторический квартал, чтобы в итоге построить «торговый центр», «хозблок», «пакгауз» и.т.п. Больше всего блоггеров злит то, что бесславный финал был предрешен с самого начала: «За всей этой длинной историей прозрачно чувствуется сознательная бюрократическая игра в «дурку»», – пишут в комментариях, –  с протестами против первого, лучшего проекта Мосса, с декоративно-помпезным конкурсом, закончившимся компромиссным выбором проекта Перро, с идеей и его завалить и т.д.».
 
Впрочем, по мнению Юрия Аввакумова, сам конкурс не был декоративным – «иностранные члены жюри вполне искренне считали свой выбор лучшим. Построили в итоге нечто отдаленно похожее на проект Холляйна, он был вторым по числу голосов». Перро постигла неудача, поскольку он, как и всякий иностранный архитектор, требовал полный контроль над строительством до самого последнего этапа и своих проверенных подрядчиков, пишет пользователь vik_kis. Но в российской системе, уточняет flinter_ab, мастер определяет только облик, тогда как рабочий проект делают другие люди; вот теперь в блоге smirnoff-98.livejournal.com и гадают, чье же «коллективное творчество» в итоге украсило Крюков канал.
 
Пожалуй, единственным, кого устроил результат, оказался Михаил Белов, шедевра и не ожидавший: «Абсолютно неадекватная истерия вокруг обычного и нормального среднемирового театра оперы и балета. Супер-технологичного. Вспомните Театр Бастилии в Париже или посмотрите Новый театр в Токио. Практически: общемировой оперный стандарт внешнего вида».
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Фото: smirnoff-98.livejournal.com
Вторая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге с фрагментом фасада Литовского рынка авторства Кваренги. Фото: smirnoff-98.livejournal.com

В том же Питере, напротив Новой Голландии, бюро Евгения Герасимова проектирует очередной элитный дом в духе историзма, а блоггеры, тем временем, спорят, можно ли сегодня в городе строить в «псевдостиле» или нет. В дискуссии, развернувшейся на Архи.ру, проект, главным образом, критикуют поклонники хостела «Graffiti», который теперь пойдет под снос. Думается, правда, что дело здесь не в противостоянии неоклассиков и модернистов, защищающих трехэтажное здание садика, реконструированное в хостел  в духе Мондриана, а в том, что это одно из немногих мест, где за копейки можно было жить в самом центре.
zooming
Многоквартирный дом на набережной Мойки. Бюро: «Евгений Герасимов и партнеры». Изображение: Архи.ру

Между прочим, критика того или иного стиля очень часто перерастает в неприкрытую ненависть. Почему ненависти нет в математике и физике, и откуда она берется в архитектуре – не на шутку задумался Михаил Белов. За что «ренессансные деятели» были готовы сравнять с землей готические соборы, а «прогрессисты-конструктивисты» ненавидели «жолтовцев»? Для самого Белова происхождение этого феномена «темно и таинственно», а вот пользователь Андрей Неопалимый считает причиной наличие у архитектуры заказчика, «а ненависть –  производное. К тому же, ее Величество Архитектура –  суть искусство, следовательно, страсть».
zooming
Фото: facebook.com

А вот известный культуролог Владимир Паперный объяснил бы возникновение ненависти к стилям сменой «Культуры 1» и «Культуры 2», о которых недавно вспоминал в интервью «Новой газете». Только вот Михаил Белов считает бестселлер Паперного всего лишь «милой гламурной эссеистикой», а не теорией, о чем не преминул написать целую рецензию у себя в блоге. Никак не сходится у архитектора остроумно описанная в книге динамика: «То, что должно стекленеть, растекается. То, что растекаться, стекленеет. Новые богатые застроили пол-Рублевки текучей «Ку-1», а другую половину остекленевшей «Ку-2»/…/. Хочется добавить от себя, что это собственно уже давно произошло, что есть и «Ку-3», и «Ку-4», и «Ку-5» и.т.д. И, боюсь, что так всегда и было».  
Владимир Паперный. Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
 
Фейсбучная аудитория, тем временем, вместе с заочным обсуждением проектов, теперь может, вроде бы, и непосредственно влиять на результат. Во всяком случае, к ее мнению обещает прислушаться руководство нижегородского Международного аэропорта, которое предложило пользователям комментировать и голосовать в своем аккаунте за проект будущего пассажирского терминала. На выбор два варианта – российской компании Nefaresearch и английской Hintanassociates. Голосуют, уточним, за фасадное и интерьерное решение, техническая сторона оставлена на суд профессионалам.
zooming
Международный аэропорт Нижний Новгород. Российский проект. Входная группа. Изображение: facebook.com
 
zooming
Международный аэропорт Нижний Новгород. Английский проект. Вид с перрона. Изображение: facebook.com

Пользователям белорусского портала onliner.by голосовать за проекты пока никто не предлагает, так что тут заочно комментируют очередной громкий проект – реконструкцию минского стадиона «Динамо». На днях объявили победителя конкурса: им стала немецкая компания GMP, которая, несмотря на то что опередила в финале два местных бюро, заслужила в целом положительные отзывы блоггеров.
zooming
Проект реконструкции стадиона «Динамо» в Минске немецкой компании GMP International GmbH.

В профессиональном сообществе урбанистов RUPA и в блоге computerra.ru в эти дни обсуждали инициативу представителей высокотехнологичного бизнеса построить в Москве особый микрорайон для ИТ специалистов. По мнению урбанистов, пользы от концентрации «айтишников» в очередном «селе Стартапово» не будет никакой, поскольку на западе иннограды создают вокруг научных институтов, а наш ИТ-микрорайон будут строить там, где раньше был лес, а теперь Новая Москва. Вряд ли люди добровольно туда переедут; как вспоминает Александр Антонов, в СССР была такая практика, «когда ученых селили в одном месте, и они вообще даже не платили за жилье. Только по периметру была колючая проволока».  
 
Альтернативную градостроительную концепцию Новой Москве, тем временем, предложил глава бюро АБТБ, профессор МАрхИ Тимур Башкаев, чей проект опубликовал блог computerra.ru. Вместо расползания города на новоприсоединенные территории, архитектор разработал «послойное» устройство столицы на искусственных платформах, где первые и нулевые ярусы будут отданы промзонам, транспорту и бизнес-центрам, а верхние сольются в непрерывный зеленый ландшафт для жителей.
zooming
Концепция альтернативной застройки Москвы «Новая Земля». Изображение: abtb.ru

Комментариев со стороны урбанистов на этот счет пока не поступало, зато в уже упоминавшемся сообществе RUPA озаботились не менее важным вопросом – доверия к своей профессии среди населения. Ссылаясь на интервью известного градостроителя Александра Высоковского «Новой газете», которого блоггеры приняли в штыки, Александр Антонов пишет, что в народе такой профессионал прочно ассоциируются с властью, а значит он «враг и вредитель». Впрочем, спор о том, как поменять отношение к профессии, плавно перетек в гораздо более острую тему – как наладить нормальный диалог между «экспертами-небожителями» и «чиновниками-утверждателями».  


06 Февраля 2013

Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.