Пресса: 10–14 декабря

О юбилейном фестивале «Зодчество 2012», о попытке спасти погибающий Дом Мельникова, о предстоящей застройке центра Москвы, и не только – в нашем очередном обзоре прессы.

Автор текста:
Мария Гончарова

14 Декабря 2012
mainImg
11 и 12 декабря в Москве прошёл XX международный фестиваль «Зодчество 2012». Как сообщает «Культура», главная тема фестиваля была заключена в вопросе «Что нового делает для себя Россия?». Впервые каждому региону-участнику отвели отдельный павильон, а куратор Андрей Чернихов заметил: «Мы предложили регионам показывать не все, что они сделали за год, и не стараться отчитаться в «Манеже» перед страной. А показывать то самое интересное и новое, что регион осознает для себя».

На страницах «Коммерсанта» Григорий Ревзин высказывается о фестивале достаточно критично: «Это не фестиваль «Зодчество», каким мы его знали 15 лет, а скорее все-таки конкурс-смотр проектов и построек Госстроя СССР. Фантазии архитекторов, которые ни во что не воплотятся...». Тем не менее, заключение статьи более оптимистично: «Я вот думаю, может, это нам сейчас кажется, что как-то у нас архитектура... ну как все остальное. А лет через 30 появится молодой куратор, заинтересуется и мы восхитимся – какая была страна!»

Отметим, что на фестивале также прошла церемония вручения премии «Хрустальный Дедал» и премии Владимира Татлина. По информации Архи.ру, первая награда была присуждена зданию Дворца творчества школьников в Астане, спроектированному «Студией 44». Вторая – архитектурной концепции Российского Центра науки и культуры в Кабуле архитектурно-проектного бюро «А.Лен».
zooming
Дворец творчества школьников в Астане, «Студия 44» © «Студия 44»
Не менее важным событием в рамках «Зодчества» стало и обсуждение судьбы разрушающегося Дома Мельникова. Как пишут «Известия», на круглом столе директор музея им. Щусева Ирина Коробьина объявила о старте благотворительного конкурса-консультации на концепцию государственного музея в Доме. По информации «РИА Новости», проекты необходимо представить до 1 марта 2013 года. Тем не менее, главным камнем преткновения до сих пор является не отсутствие концепции развития Дома Мельникова или средств у государства на его реставрацию, а многолетний конфликт по вопросам прав собственности между наследниками великого архитектора.

На этой неделе в фокусе внимания прессы в очередной раз оказались вопросы развития Москвы. «Новая газета» опубликовала интервью с Сергеем Кузнецовым. В беседе главный архитектор назвал одну из самых острых, на его взгляд, проблем столицы – регулярное «вынужденное перемещение большого количества людей, <...> которые изо дня в день ездят с окраины в центр и обратно». И тут же сказал, что её решение – «в демотивации людей к перемещениям. То есть надо сделать так, чтобы им нравилось жить, развлекаться и работать на максимально близком расстоянии». В разговоре также были затронуты проблемы недостатка комфортных общественных пространств, развития промышленных зон, сохранения исторического центра столицы. Поговорили и об удручающем качестве архитектуры строящихся в городе зданий. Это, по мнению Сергея Кузнецова, обусловлено тем, что «у нас очень мало квалифицированных архитекторов и строителей», но «иного выхода, кроме как самим научиться строить хорошо, у нас нет».

В продолжение темы – РБК daily сообщает о грядущей в центре Москвы «большой стройке»: до конца года будут приняты новые правила землепользования и застройки ЦАО. Не секрет, пишет издание, что главный архитектор считает необходимым увеличить плотность жилья и улично-дорожной сети в центральном округе: «правильно застроить многие места, уплотнить городскую структуру». В результате корректировки правил плотность застройки Тверского района увеличится на 26,5 %. Эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ», относятся к инициативе городских властей с осторожностью. Управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar полагает, что центру может грозить точечная застройка «и вот здесь надо будет проработать городу, как они будут вынуждать, заинтересовывать владельцев тем, что логично построить жилье или многофункциональные комплексы». «Архнадзор», в свою очередь, опасается сноса памятников архитектуры: «Уплотнить центр города на 30% – это задача либо утопическая, либо вандальная. Под угрозой оказывается каждый крупный жилой поселок эпохи конструктивизма», – сообщил координатор движения Рустам Рахматуллин.

«Коммерсантъ» также пишет о проблемах реализации проекта «Большой Москвы». По информации издания, замдиректора ГУП НИиПИ Генплана Москвы Александр Колонтай заявил о необходимости создания координационного совета агломерации, в который войдут представители мэрии, подмосковных властей, правительства РФ и администрации президента. Только такой совет, по его мнению, сможет управлять проектом и обеспечить его реализацию.

«Большой город» на этой неделе опубликовал интервью с датским урбанистом Яном Гейлом, которому мэрия Москвы заказала исследование общественных пространств и транспортных потоков в центре города. Разговор, в частности, шёл о том, насколько трудно провести подобную работу и как будут анализировать полученные данные. Также Ян Гейл рассказал, нужно ли вводить платную парковку и пересаживать чиновников на общественный транспорт.

В другом интервью издания создатель блога Urbanurban Егор Коробейников поговорил со специалистом по детской урбанистике из Великобритании Тимом Гиллом о том, как сделать город дружелюбным для детей. Один из главных рецептов – проявление активности самими жителями, а также поощрение властями такого рода инициатив. Также специалист отметил, что «в более долгосрочной перспективе нужно думать о том, как сделать город более комфортным, <...> как создать на улице ощущение безопасности. Вот посмотришь на Берлин или Копенгаген и сразу понятно, что детям там хорошо – но не потому, что там что-то специальное сделали, а потому, что там вообще всем хорошо».

Кроме того, «Большой город» предлагает вниманию читателей интервью с Михаилом Хазановым. Архитектор, в частности, поделился своим мнением о статусе профессии и состоянии архитектуры в России: «К сожалению, архитекторов у нас не уважают. По сравнению с теми же 1970-ми годами статус профессии упал неимоверно. <...> Если говорить в целом, то ситуация с архитектурой в нашей стране сегодня попросту аховая». Решение проблемы Михаил Хазанов озвучивает следующее: «Общество должно понять, что главная ценность – профессионализм. И тогда у наших городов, поселений и деревень появится шанс вырваться из депрессии».

Журнал «Проект Балтия» публикует интервью с руководителями бюро «Атриум», Антоном Надточим и Верой Бутко, которое они дали в октябре в Петербурге, в преддверии своей лекции о динамике в архитектуре. Разговор был посвящён деятельности мастерской: её идеологии, стилю работы, проектам и заказчикам.

На этой неделе появились новости о грядущей реконструкции стадиона «Лужники». Как сообщает портал Business FM, министр спорта Виталий Мутко заявил, что вопрос о сносе «Лужников» практически решен, а концепция новой современной арены близка к утверждению.

И в заключение коснёмся публикаций этой недели, посвящённых теме сохранения наследия. «Архнадзор» продолжает борьбу за Дом Волконских, в котором планируют надстроить дополнительный этаж. Собрав более трёх тысяч подписей под письмом к президенту, градозащитники также направили обращение в прокуратуру с просьбой остановить незаконную реконструкцию. Тем временем, как отмечает «Новая газета», здание уже обнесли строительными лесами, и работы вот-вот начнутся. Другой объект пристального внимания «Архнадзора» – памятник федерального значения – усадьба Покровское-Стрешнево. По информации активистов, надлежащих охранных и противоаварийных мер до сих пор не проводится, и постройки продолжают медленно и верно разрушаться.

Вместе с тем, как пишет «РИА Новости», Мосгорнаследие подготовило документ, предусматривающий запрет на снос зданий в выходные, праздники и по ночам, а также увеличение штрафов за разрушение капитальных объектов в историческом центре Москвы без разрешения.

14 Декабря 2012

Автор текста:

Мария Гончарова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.