Пресса: 10–14 декабря

О юбилейном фестивале «Зодчество 2012», о попытке спасти погибающий Дом Мельникова, о предстоящей застройке центра Москвы, и не только – в нашем очередном обзоре прессы.

Автор текста:
Мария Гончарова

14 Декабря 2012
mainImg
0 11 и 12 декабря в Москве прошёл XX международный фестиваль «Зодчество 2012». Как сообщает «Культура», главная тема фестиваля была заключена в вопросе «Что нового делает для себя Россия?». Впервые каждому региону-участнику отвели отдельный павильон, а куратор Андрей Чернихов заметил: «Мы предложили регионам показывать не все, что они сделали за год, и не стараться отчитаться в «Манеже» перед страной. А показывать то самое интересное и новое, что регион осознает для себя».

На страницах «Коммерсанта» Григорий Ревзин высказывается о фестивале достаточно критично: «Это не фестиваль «Зодчество», каким мы его знали 15 лет, а скорее все-таки конкурс-смотр проектов и построек Госстроя СССР. Фантазии архитекторов, которые ни во что не воплотятся...». Тем не менее, заключение статьи более оптимистично: «Я вот думаю, может, это нам сейчас кажется, что как-то у нас архитектура... ну как все остальное. А лет через 30 появится молодой куратор, заинтересуется и мы восхитимся – какая была страна!»

Отметим, что на фестивале также прошла церемония вручения премии «Хрустальный Дедал» и премии Владимира Татлина. По информации Архи.ру, первая награда была присуждена зданию Дворца творчества школьников в Астане, спроектированному «Студией 44». Вторая – архитектурной концепции Российского Центра науки и культуры в Кабуле архитектурно-проектного бюро «А.Лен».
zooming
Дворец творчества школьников в Астане, «Студия 44» © «Студия 44»
Не менее важным событием в рамках «Зодчества» стало и обсуждение судьбы разрушающегося Дома Мельникова. Как пишут «Известия», на круглом столе директор музея им. Щусева Ирина Коробьина объявила о старте благотворительного конкурса-консультации на концепцию государственного музея в Доме. По информации «РИА Новости», проекты необходимо представить до 1 марта 2013 года. Тем не менее, главным камнем преткновения до сих пор является не отсутствие концепции развития Дома Мельникова или средств у государства на его реставрацию, а многолетний конфликт по вопросам прав собственности между наследниками великого архитектора.

На этой неделе в фокусе внимания прессы в очередной раз оказались вопросы развития Москвы. «Новая газета» опубликовала интервью с Сергеем Кузнецовым. В беседе главный архитектор назвал одну из самых острых, на его взгляд, проблем столицы – регулярное «вынужденное перемещение большого количества людей, <...> которые изо дня в день ездят с окраины в центр и обратно». И тут же сказал, что её решение – «в демотивации людей к перемещениям. То есть надо сделать так, чтобы им нравилось жить, развлекаться и работать на максимально близком расстоянии». В разговоре также были затронуты проблемы недостатка комфортных общественных пространств, развития промышленных зон, сохранения исторического центра столицы. Поговорили и об удручающем качестве архитектуры строящихся в городе зданий. Это, по мнению Сергея Кузнецова, обусловлено тем, что «у нас очень мало квалифицированных архитекторов и строителей», но «иного выхода, кроме как самим научиться строить хорошо, у нас нет».

В продолжение темы – РБК daily сообщает о грядущей в центре Москвы «большой стройке»: до конца года будут приняты новые правила землепользования и застройки ЦАО. Не секрет, пишет издание, что главный архитектор считает необходимым увеличить плотность жилья и улично-дорожной сети в центральном округе: «правильно застроить многие места, уплотнить городскую структуру». В результате корректировки правил плотность застройки Тверского района увеличится на 26,5 %. Эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ», относятся к инициативе городских властей с осторожностью. Управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar полагает, что центру может грозить точечная застройка «и вот здесь надо будет проработать городу, как они будут вынуждать, заинтересовывать владельцев тем, что логично построить жилье или многофункциональные комплексы». «Архнадзор», в свою очередь, опасается сноса памятников архитектуры: «Уплотнить центр города на 30% – это задача либо утопическая, либо вандальная. Под угрозой оказывается каждый крупный жилой поселок эпохи конструктивизма», – сообщил координатор движения Рустам Рахматуллин.

«Коммерсантъ» также пишет о проблемах реализации проекта «Большой Москвы». По информации издания, замдиректора ГУП НИиПИ Генплана Москвы Александр Колонтай заявил о необходимости создания координационного совета агломерации, в который войдут представители мэрии, подмосковных властей, правительства РФ и администрации президента. Только такой совет, по его мнению, сможет управлять проектом и обеспечить его реализацию.

«Большой город» на этой неделе опубликовал интервью с датским урбанистом Яном Гейлом, которому мэрия Москвы заказала исследование общественных пространств и транспортных потоков в центре города. Разговор, в частности, шёл о том, насколько трудно провести подобную работу и как будут анализировать полученные данные. Также Ян Гейл рассказал, нужно ли вводить платную парковку и пересаживать чиновников на общественный транспорт.

В другом интервью издания создатель блога Urbanurban Егор Коробейников поговорил со специалистом по детской урбанистике из Великобритании Тимом Гиллом о том, как сделать город дружелюбным для детей. Один из главных рецептов – проявление активности самими жителями, а также поощрение властями такого рода инициатив. Также специалист отметил, что «в более долгосрочной перспективе нужно думать о том, как сделать город более комфортным, <...> как создать на улице ощущение безопасности. Вот посмотришь на Берлин или Копенгаген и сразу понятно, что детям там хорошо – но не потому, что там что-то специальное сделали, а потому, что там вообще всем хорошо».

Кроме того, «Большой город» предлагает вниманию читателей интервью с Михаилом Хазановым. Архитектор, в частности, поделился своим мнением о статусе профессии и состоянии архитектуры в России: «К сожалению, архитекторов у нас не уважают. По сравнению с теми же 1970-ми годами статус профессии упал неимоверно. <...> Если говорить в целом, то ситуация с архитектурой в нашей стране сегодня попросту аховая». Решение проблемы Михаил Хазанов озвучивает следующее: «Общество должно понять, что главная ценность – профессионализм. И тогда у наших городов, поселений и деревень появится шанс вырваться из депрессии».

Журнал «Проект Балтия» публикует интервью с руководителями бюро «Атриум», Антоном Надточим и Верой Бутко, которое они дали в октябре в Петербурге, в преддверии своей лекции о динамике в архитектуре. Разговор был посвящён деятельности мастерской: её идеологии, стилю работы, проектам и заказчикам.

На этой неделе появились новости о грядущей реконструкции стадиона «Лужники». Как сообщает портал Business FM, министр спорта Виталий Мутко заявил, что вопрос о сносе «Лужников» практически решен, а концепция новой современной арены близка к утверждению.

И в заключение коснёмся публикаций этой недели, посвящённых теме сохранения наследия. «Архнадзор» продолжает борьбу за Дом Волконских, в котором планируют надстроить дополнительный этаж. Собрав более трёх тысяч подписей под письмом к президенту, градозащитники также направили обращение в прокуратуру с просьбой остановить незаконную реконструкцию. Тем временем, как отмечает «Новая газета», здание уже обнесли строительными лесами, и работы вот-вот начнутся. Другой объект пристального внимания «Архнадзора» – памятник федерального значения – усадьба Покровское-Стрешнево. По информации активистов, надлежащих охранных и противоаварийных мер до сих пор не проводится, и постройки продолжают медленно и верно разрушаться.

Вместе с тем, как пишет «РИА Новости», Мосгорнаследие подготовило документ, предусматривающий запрет на снос зданий в выходные, праздники и по ночам, а также увеличение штрафов за разрушение капитальных объектов в историческом центре Москвы без разрешения.

14 Декабря 2012

Автор текста:

Мария Гончарова
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.