Смыслы, как и все «гуманитарное», давно отнесены к факультативной части

Комментарий Петра Капустина к лекции Александра Раппапорта.

mainImg
Недавно опубликованный текст лекции Александра Раппапорта вызвал развернутое обсуждение. Некоторые рассуждения попросту не помещаются в формат откликов под статьей – поэтому мы публикуем комментарий к лекции, написанный профессором воронежского ГАСУ Петром Капустиным, отдельно, как продолжение дискуссии.

Петр Владимирович Капустин.
Несколько соображений по поводу лекции А.Г. Раппапорта «Нерешенная проблема архитектуры»


Смысл, а не пространство или камень – материал архитектуры.

Александр Гербертович утверждает:
«Архитектура обеспечивает человека не зданиями и сооружениями, как это было принято думать, а смыслами».

С радостью и благодарностью готов принять этот тезис. Да и самому приходилось утверждать подобное, например:
Денотат в архитектурном проектировании часто выступает в обманчивой очевидности «натурального объекта», чем, как правило, блокирует возможность осознания и разработки коннотативных значений проекта. Между тем именно создание коннотативных значений – действительная функция архитектурного проектирования, в то время как функция денотативного обозначения строительного объекта в требуемых чертежах полностью относится к сфере строительного конструирования.

Настораживает, однако, следующее. Рассуждения о духовной и непрагматизируемой сущности архитектуры не новы, но возросла ли при этом духовная сила или смысловая инструментальность архитектуры? Ведь и модернисты пели смыслы, да как сладко:

«Архитектура – одно из пяти условий жизни: хлеб, одежда, работа, дом, сказка. Сказка? Да, сказка».
Это – Джио Понти. (А вы подумали «дом»?! Дом вам и строители построят).

Или, ещё дальше в историю:
«Архитектура также соотносится со строительным искусством, как поэзия с прозой, это драматический прорыв за рамки только профессии, и потому об архитектуре невозможно говорить без экзальтации».
Клод-Николя Леду.

При этом у архитектуры, особенно – у архитектурного проектирования, явно отягощённые отношения со смыслом (с начала Нового времени). О нём вспоминают, когда надо обозначить суверенитет архитектурного, когда надо презентовать архитектуру вовне, когда в тиши кабинета спрашивают себя о главном в профессии. Но когда дело доходит до практических действий, архитекторы привычно восклицают: «Строить!» (Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, тот же Понти, et cetera). А там уже не до сантиментов, это же, по Витрувию, «настоящее дело». «Камни» снова выходят на первый план. Отчего бы так?

Ответ мог бы быть таким: у нас до сих пор нет действенных инструментов работы со смыслами, а все имеющиеся, почти без исключения, созданы совсем под другие задачи. «Инструменты» здесь – это не карандаши или компьютеры, а, прежде всего, интеллектуальное оснащение деятельности, её методологический, теоретический и методический аппарат. Наша рациональность всё ещё целевая и количественная; способы вчувствования в среду, пространство, форму, стиль всё еще не осознаны и осваиваются лишь случайно; наша интуиция, полностью забытая теориям архитектуры и проектирования, пребывает в неразвитом и латентном состоянии…

Можно ли надеяться на скорое изменение ситуации? Например, усилиями обновляющегося образования? Нет, поскольку, преодолев сугубо производственную ориентацию образования, мы остались в витрувианской «вилке» – разделении сведений «общего пользования» («приблизительных теоретических представлений о частях отдельных наук», по Витрувию, п. 16, глава 1, книга 1) и знаний для «практики», для «настоящего дела».

Смыслы и вообще всё «гуманитарное» давно отнесено к первой, факультативной части. Ситуация мало изменилась, ведь сегодня существует такое передовое мнение, что проектная компонента архитектурного образования – это дело производственное и не может уже претендовать на полноту наших организационно-содержательных забот, которые, напротив, стоит обратить к гуманитаристике всякого рода – менеджменту в архитектуре, маркетингу, архитектурному PR, педагогике.

И, в том числе, к популяризации «умения видеть архитектуру», где потребуется и своя герменевтика, контуры и уровень которой можно легко себе представить, не дожидаясь когда они явятся в кошмарном сне. Но проектирование не обсуждается вообще, будто оно всех удовлетворяет, будто его нельзя менять, будто его приход из Нового времени был а) естественным и единственно возможным и б) остановился. А значит, оно будет воспроизводиться и дальше – всё то же, далекое от смыслов и смысла. Одним словом, для перелома ситуации, для того, чтоб смыслы стали, наконец, «настоящим делом» архитектора, требуется целая программа действий, прежде всего – в области теории и образования. И неясно кто бы мог этим заняться, поскольку у малого числа тех, кто мог бы, еле хватает сил ставить проблемы и выдвигать идеи, каждая из которых требует десятилетий разработки. Но другого пути нет.

Врождены чтоб сказку сделать былью

Не уверен, что автор говорит о смыслах, хотя использует именно это слово. Александр Гербертович говорит, скорее, об интуиции:
«Врожденность не значит в моем понимании чего-то строго физиологического. Она означает трансцендентное появление чего-то на горизонте бытия – уже данного нам существования».

А также говорит он о феноменах и значениях, вечных или вневременных:
«И сегодня обнаружить архитектуру – это значит произвести археологическое действие, раскопать ее из-под так называемых культурных слоев, которыми она засыпана».
 
Ведь смыслы прихотливы и ситуативны, субъективны и преходящи; они, разумеется, также могут порождаться и в той или иной традиции, но могут и по поводу её, в отвязной рефлексии, а также и против всяких традиций вообще. Более того, смыслы возникают всегда, даже в клубах дыма некоторые видят чёрта и прочих персонажей, которых там нет (или есть? проверить нельзя, поскольку смыслы не верифицируемы и вопрос «а что ты понял?» лишён смысла). И, уже если говорить о врождённых идеях, то стоит ли их именовать столь «легкомысленно»?

Наука и проблема синтеза

Не могу разделить универсумалистский оптимизм:
«Между внешним и внутренним в архитектурном опыте и в научном или в философским мышлении на первый взгляд нет прямых связей, но если архитектура на самом деле есть поле универсальных смыслов, то такие связи должны быть и, вероятнее всего, они присутствуют скрыто… Задача теории архитектуры отчасти сегодня состоит в раскрытии этих связей».

Философия и её связи со всем и всеми возражений не вызывают, речь о науке, её притязаниях на картину мира, её порочных связях – этих «отвратительных научных щупальцах, разрушающих поэзию земных миражей» (Сергей Маковский в «Аполлоне», 1913 г.). Нет нужды вспоминать о проблеме синтеза знаний. Две конкурирующие парадигмы с тотальными претензиями имеют, несомненно, много общего, но не уступят друг другу ни пяди. Тем, более, что речь пока, увы, не об Архитектуре, а о предметном архитектурно-проектировочном знании, которое сформировалось под мощным полем научного авторитета. Это превращённые формы, их альянс нездоров (следуя за Полом Фейерабендом), способен порождать лишь мутантов. Собственно и породил – см. зверинец актуальной архитектуры. Если раскрытие таких связей и составляет задачу теории архитектуры, то, скорее, в гигиенических целях.

Мерцание объекта

Великолепное рефлексивное наблюдение Александра Гербертовича, чрезвычайно смелое:
«…Скульптор лепит и этот процесс непрерывен, в отличие от архитектуры, которая работает с жесткими материалами и дискретными появлением и исчезанием своего объекта.
Такой мелькающий, мерцающий тип сознания у архитектора».

 
Это сильно сказано! Но я связываю мерцание не с архитектурным опытом (доязыковым и дознаковым), а с сугубо проектным – из-за постоянных и технически необходимых переходов от sign к de-sign, которые вызваны, скорее всего, именно слабостью моделей, то есть молодостью проектирования, всё ещё зависимого от модельного метода. Эти переходы, кстати, совершенно невнятны «теоретикам проектирования» с 1960-х гг. и доныне, поэтому мир их аналитико-синтетического занудства плосок и гомогенен. А вместо мерцания объекта – не моргающее глазение в упор – правда, уже на миражи и фикции позитивного разума (увы, от этого оказался не свободен даже Рудольф Арнхейм).

Изнутри – наружу и обратно

Спору нет, очень важны и интересны все эти ветра и потоки архитектурно-проектного сознания. Направление «изнутри – наружу» и вовсе стало магистральным для модернистов, они не изменяли ему даже вопреки очевидности (Генри Дрейфус в 1955 г. (!) гордо пишет: «Честная работа в дизайне должна литься изнутри наружу, но не снаружи вовнутрь» [Designing for People, р. 15] – и это Дрейфус, известный как организатор масштабных и подробных исследовательских программ!); не отходили они от него даже тогда, когда декларировали свою социальную заботу или планировали послевоенное восстановление страны (см. Корбюзье в тексте «О единстве пластических искусств» (1946 г.) – одном из, пожалуй, наиболее фарсовых его текстов). О, это были локомотивы света и разума, стремительно несущиеся во мраке чужих заблуждений и пороков; они били лучом непосредственно из мозга через глаза-окуляры… Но вот что интересно: ранние теории проектирования резко меняют ориентацию, они описывают детерминацию проектного сознания всевозможными внешними факторами и из трансмутации совокупности факторов выводят «процессы принятия проектного решения». Модернисты видели себя трансцендентными миру, но сам мир был у них «в кармане», и когда пришла пора их наследникам направить луч рефлексии на себя, а не на идейных врагов, оказалось, что ничего кроме тотальной имманенции они выдать не могут. Происходило как бы «надвигание» проектной мысли на внешний мир, структурирующийся тем самым в категориях и паттернах проектирования же (точнее, разумеется, конструирования). Так ли выявляются и выделяются «врождённые смыслы»?! Вряд ли, и это – проблема, она из ряда нерешённых и не решаемых сегодня, кажется, никем.

Эти встречные и неразделённые потоки начали гасить друг друга и привели к ступору если и не самого проектного воображения, то уж точно теории архитектуры и теории проектирования.

Замечателен фрагмент лекции о времени и весе: возможно, он способен дать новые инструменты анализа модернистского отсутствия (включая «нелинейное», et cetera):
«Кстати говоря, в легкой конструкции время течет из вас – наружу. Оно из вас как бы вытекает. Вы впитываете в себя пустоту. Рядом с тяжелым сооружением вы заражаетесь его тяжестью, и у вас начинается довольно сложный и загадочный диалог с этой тяжеловесностью. Но это все не описано, в проектах просматривается слабо, экспертиза и критика на это не обращает внимания».

Если вспомнить неуклонную тягу современной архитектуры к эфемеризации, то Александр Гербертович, кажется, даёт нам в руки осиновый кол против архитектурных вампиров. Особенно вспоминается, конечно, Ричард Бакминстер Фуллер – вдохновенный наполнитель пустот (сознания или черепной коробки хиппи с гудящим в ней ветром) и опустошитель тел от полноценных архитектурных переживаний.

О средовой и стилистической чувствительности

А.Г. Раппапорт говорит:
«Я думаю, через сто-двести лет архитекторы поймут, что их профессиональная интуиция есть способность к своего рода резонансу».
 
Полностью согласен: поскольку проектировать стиль и среду архитекторы ещё не могут (я бы добавил сюда также город, регион и экзистенцию), есть один путь: настраивать сознание на волну – на онтологические, точнее даже феноменологические эманации, прекратив тешить своё самолюбие «процессуальными парадигмами» и психологизмами всех мастей. Взращиванием такой именно резонансной чуткости и должны бы заниматься институты воспроизводства деятельности – как проектом востребуемого архитектора (а не нынешним прививанием озабоченности отправлениями строительной (erection) функции).

А вообще, образование, теория и методология архитектуры и проектирования должны стать ведущими, даже доминирующими занятиями в сфере архитектурной деятельности, а не производство проектно-сметной документации или строительство; идеальным было бы отношение, зеркальное сегодняшнему положению. И возникает вопрос (см. выше): куда тогда следует отнести Проектирование, если оно сумеет стать смысловым, гуманистичным и гуманитарно-ориентированным? Мой ответ: именно в первую, большую часть (не путать с разработкой проектно-сметной документации).

Об эйдосах искусственных (небывалых) объектов

Платон не смог, наверное, узреть идею Большого Адронного Коллайдера, или не успел её припомнить. Но он, несомненно, не выразил бы и тени сомнения, что она есть и что она вечна. С неоплатонизма начинается подготовка почвы для (человеческого) креативного мышления, а проектирование, в частности, обретало самостоятельность уже как практика перманентной артификации. В отличие от Архитектуры, для которой древние воспоминания конститутивны и важна устойчивость, проектирование их не имеет и на месте стоять не хочет. Воспоминания Архитектуры для проектирования – почти природны, поскольку давно оестествились. И вопрос (С. Ситара) не столько об искусственном (в т.ч. архитектурном искусственном), сколько о неизвестном ещё. У проектирования нет воспоминаний, но это не значит, что отсутствуют соответствующие объекты. Археология уже сегодня ставит в тупик и наверняка вскорости порадует нас новыми/старыми артефактами. Кто знает, не окажется ли среди них БАК?

А.Г. Раппапорт прав:
«Для того чтобы точно знать, является ли локальная инновация пополнением или воспроизведением, надо иметь достаточно мощный различающий аппарат и аппарат памяти».
 
Может ли создание таких аппаратов быть делом теории? Не это ли её нерешённая проблема? Мы ведь пока лишь в самом начале пути. А пока мы таких аппаратов не имеем, наше «архитектурное проектирование» – бесконечная череда компромиссов (неосознанных по большей мере), оболванивающих эйдосы и прототипы и не дающих ровно никаких оснований для творческого самомнения.

Стиль как смыслопорождающий механизм в архитектуре

Не могу согласиться с поспешным и энергичным согласием лектора на вопрос о смыслопорождении (энтузиазм ответа, правда, иссякает уже на втором предложении). Александр Гербертович говорит, мне кажется, всё же о другом: о том, что архитектура есть прямое воплощение смыслов, а не механизм чьего-то смыслопорождения – её таковым хотели сделать – модернисты, инженеры, власти… Это и есть история «архитектурного проектирования». Вот, возьмём ещё и архитектуру наперевес, и с этим-то оружием… То же и со стилем (во времена, когда слово не было негативным). Александр Гербертович призывает свернуть с этого пути, но видит лишь одну сторону поворота – в пользу Архитектуры. Но она уже не одна, она сожительствует с Проектированием и никуда от него уже не уйдёт, судя по всему. Да и сожитель не отпустит. Бесплодна ли эта пара?

Порождает ли она смыслы, а не только убогую пользу, достаточную прочность и красоту (похожую на восклицательный знак в рекламе мыла)? Да, разумеется, ведь смыслы порождает всё, что угодно, даже наука (невольно, разумеется). Но не пора ли спросить: что это за смыслы? Мы столь голодны на смыслы, что любые пойдут? Мис не думал о смыслах, но и он их порождал, точнее, создавал поводы для зрительского, пользовательского смыслопорождения, которое его нисколько не волновало (и зря, а то и поводы были бы другие). Речь ведь всегда идёт о другом: утраченные Архитектурой целостности стиля и смысла не восполняются проектированием. Всё, что создано под именем архитектурной профессии с Нового времени, создавалось отнюдь не для смыслов и не для содержания.

«Архитектура обычно воспринимается как нечто строящееся, – пишет Филипп Серс. – Но что произойдёт, если мы попытаемся описать её иначе: не как что-то развивающееся в соответствии с порядком, планом, Gestaltung-ом, внутренней логикой, а, напротив, как проект, который должен быть подвергнут строгому сомнению, пройти опыт онтологической критики? Не придем ли мы тогда к выводу, что, множа уловки, сфера архитектуры усердно пыталась ускользнуть от закона, общего для творений рук человеческих, претендуя на несвойственный ей статус, уклоняясь от инстанций, которым она призвана подчиняться?»

В таких условиях, действительно, остаётся надеяться на Бога и на ниспослание стиля.

Оперирование неопределенностью

Архитектура может считать, что оперирует чем угодно, при этом слишком поздно замечая, что прооперировали очередной раз её. Делая из архитектуры франкенштейна или киборга можно пришивать к её телосу всё новые органы и концентрировать внимание на их функционировании, но Архитектура остаётся «телом без органов» («Дано мне тело – что мне делать с ним, // Таким единым и таким моим?»). Архитектура – построенная – всегда утвердительна, а поэтому и определённа – даже «Облако» Диллер и Скофидио таково. Сколько бы архитектура не прикрывалась дизайном, сколько бы ни строила из себя универсальную или тотальную проектировочную практику (или её якобы базис, историко-идеологический), она при этом лишь обманывает себя, пролонгирует забвение собственного бытия, отсрочивает свои сроки, но не становится чем-то иным; растворяясь в чём угодно, она никуда не перетекает целиком.

Темы освоения архитектурой «неопределённости», «неясности», «имматериальности», «исчезновения» и прочие очень модные темы – очередной всплеск архитекторского натурализма и наивности. Архитекторы – величайшие натуралисты. Им (нам) очень хочется видеть свои деяния на переднем фронте естествознания и натурфилософии – видимо, не даёт покоя генетическая память об интеллектуальном первенстве Архитектуры в древности, уничтоженной усилиями полков витрувиев от профессии – составителей компендиумов здравого смысла. Не у всех это доходит до фиглярства Питера Эйзенмана, торопящегося «оматериализировать», как выражался Малевич, каждую новорожденную научную теорию как если бы это была голая онтологическая истина, но это только потому, что не все могут себе такое позволить. Онтологическая растерянность архитектуры сегодня вопиющая. Потому и нет теории, но есть эмпирия «практики» или «творческого поиска», симбиотически употребляющая всё подряд для удержания на плаву, на гребне рынка и спроса на социальной ярмарке тщеславия.

Другое дело, что миссию утвердительности давно оттягивает от Архитектуры на себя проектирование, выступающие под разными ликами (УНОВИС и проуны – лишь откровенные имена на этом маскараде). Архитектура уже, кажется, смирилась с ролью быть инженерией («инженерным миром», по Г.Г. Копылову) для кого и чего угодно, то есть утвердительницей чужих истин, знаний и мнений. Это породило, помимо прочего, серьёзную проблему для Архитектуры – она стада трансцендентна себе самой, её «тело без органов» (или автономия, по А.Г. Раппапорту) стало объектом её страстных желаний: уже из одного этого аутоэротического напряжения можно бы вывести новый стиль. Да беда в том, что «стили» с конца XIX столетия стало принято строить исключительно за счёт отказа от тела, на волнах забвения, в новых и новых слоях семантического замещения. И смыслопорождение идёт уже, по крайней мере, столетие, с Ницше, той же дорогой.

Но в Архитектуре уже «всё есть» и мне представляется, что А.Г. Раппапорт очень прав, когда напоминает об этом.

И, под конец, о пошлости

Для Рёскина, Морриса, Шпенглера, Башляра пошлостью была неправда формы, имитирующей ложную конструкцию, подложный материал или иллюзорную функцию, и тем самым подрывающая смыслы. На мой взгляд, пошлость сегодня – шутки с онтологией. Это когда студенты MIT «воспроизводят» по ночам круги на полях, или когда пограничники устраивают пиар-акции в пользу бедных сироток с «ловлей» снежного человека, как это было на днях. Человечество не может позволить себе такие шутки сегодня, поскольку пребывает в стадии перехода в иную картину мира. Но именно поэтому позволяют себе такое человеки – они же, бедные, реагируют на драматизм ситуации.

Многочисленные теории и методологии проектирования ХХ века не сомневались: в проектировании пошлость – это бессознательное. Или, что то же самое, слабость рефлексии (хотя самим им её частенько не хватало). Сегодня мы и на рефлексию имеем хорошие критические виды, но как быть с бессознательным, если оно-то, несомненно, врождённо?! Если с ним можно связать смыслы, просто погрузить смыслы в него. Все смыслы наши пошлы, выходит? Не в смысле анекдота о пятнах Роршаха, но в исконном значении слова, которое недавно напомнил А.Г. Раппапорт, то есть они пришли из прошлого. Мы все знаем, каким пиршеством заканчивается у нас плотоядная идея «творческого освоения наследия». В этом смысле, поиск «мест», где есть «мясо», где готовят «мясо» – занятие, обреченное на успех: вот они-то везде! И куда как меньше мест, где не мясо, но нервы. Пусть бы и травкой перебивающиеся, неготовые пока отвечать на многие из поставленных в лекции вопросов, но обнажённые и, в самом деле, чуткие и резонирующие.

Хочется верить,
что так и будет, как говорит уважаемый лектор:
«Архитектор будет погружен в тайну жизни смыслов и тайну их перехода от внутренних состояний сознания к внешним и какой-то связи пребывания самого человека в мире, внутри и вне каких-то пространств и времен».
А также сказать огромное спасибо А.Г. Раппапорту и его собеседникам за интересный и содержательный материал!

П.В. Капустин
01– 02.12.2012
справка
Петр Владимирович Капустин: кандидат архитектуры, заведующий кафедрой архитектурного проектирования и градостроительства Воронежского ГАСУ, профессор. Автор 150 научных работ, в т.ч. монографий: «Опыты о природе проектирования» (2009), «Проектное мышление и архитектурное сознание» (2012), учебных пособий.
zooming
Петр Владимирович Капустин. Фотография предоставлена автором

04 Декабря 2012

Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.