Смыслы, как и все «гуманитарное», давно отнесены к факультативной части

Комментарий Петра Капустина к лекции Александра Раппапорта.

mainImg
Недавно опубликованный текст лекции Александра Раппапорта вызвал развернутое обсуждение. Некоторые рассуждения попросту не помещаются в формат откликов под статьей – поэтому мы публикуем комментарий к лекции, написанный профессором воронежского ГАСУ Петром Капустиным, отдельно, как продолжение дискуссии.

Петр Владимирович Капустин.
Несколько соображений по поводу лекции А.Г. Раппапорта «Нерешенная проблема архитектуры»


Смысл, а не пространство или камень – материал архитектуры.

Александр Гербертович утверждает:
«Архитектура обеспечивает человека не зданиями и сооружениями, как это было принято думать, а смыслами».

С радостью и благодарностью готов принять этот тезис. Да и самому приходилось утверждать подобное, например:
Денотат в архитектурном проектировании часто выступает в обманчивой очевидности «натурального объекта», чем, как правило, блокирует возможность осознания и разработки коннотативных значений проекта. Между тем именно создание коннотативных значений – действительная функция архитектурного проектирования, в то время как функция денотативного обозначения строительного объекта в требуемых чертежах полностью относится к сфере строительного конструирования.

Настораживает, однако, следующее. Рассуждения о духовной и непрагматизируемой сущности архитектуры не новы, но возросла ли при этом духовная сила или смысловая инструментальность архитектуры? Ведь и модернисты пели смыслы, да как сладко:

«Архитектура – одно из пяти условий жизни: хлеб, одежда, работа, дом, сказка. Сказка? Да, сказка».
Это – Джио Понти. (А вы подумали «дом»?! Дом вам и строители построят).

Или, ещё дальше в историю:
«Архитектура также соотносится со строительным искусством, как поэзия с прозой, это драматический прорыв за рамки только профессии, и потому об архитектуре невозможно говорить без экзальтации».
Клод-Николя Леду.

При этом у архитектуры, особенно – у архитектурного проектирования, явно отягощённые отношения со смыслом (с начала Нового времени). О нём вспоминают, когда надо обозначить суверенитет архитектурного, когда надо презентовать архитектуру вовне, когда в тиши кабинета спрашивают себя о главном в профессии. Но когда дело доходит до практических действий, архитекторы привычно восклицают: «Строить!» (Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, тот же Понти, et cetera). А там уже не до сантиментов, это же, по Витрувию, «настоящее дело». «Камни» снова выходят на первый план. Отчего бы так?

Ответ мог бы быть таким: у нас до сих пор нет действенных инструментов работы со смыслами, а все имеющиеся, почти без исключения, созданы совсем под другие задачи. «Инструменты» здесь – это не карандаши или компьютеры, а, прежде всего, интеллектуальное оснащение деятельности, её методологический, теоретический и методический аппарат. Наша рациональность всё ещё целевая и количественная; способы вчувствования в среду, пространство, форму, стиль всё еще не осознаны и осваиваются лишь случайно; наша интуиция, полностью забытая теориям архитектуры и проектирования, пребывает в неразвитом и латентном состоянии…

Можно ли надеяться на скорое изменение ситуации? Например, усилиями обновляющегося образования? Нет, поскольку, преодолев сугубо производственную ориентацию образования, мы остались в витрувианской «вилке» – разделении сведений «общего пользования» («приблизительных теоретических представлений о частях отдельных наук», по Витрувию, п. 16, глава 1, книга 1) и знаний для «практики», для «настоящего дела».

Смыслы и вообще всё «гуманитарное» давно отнесено к первой, факультативной части. Ситуация мало изменилась, ведь сегодня существует такое передовое мнение, что проектная компонента архитектурного образования – это дело производственное и не может уже претендовать на полноту наших организационно-содержательных забот, которые, напротив, стоит обратить к гуманитаристике всякого рода – менеджменту в архитектуре, маркетингу, архитектурному PR, педагогике.

И, в том числе, к популяризации «умения видеть архитектуру», где потребуется и своя герменевтика, контуры и уровень которой можно легко себе представить, не дожидаясь когда они явятся в кошмарном сне. Но проектирование не обсуждается вообще, будто оно всех удовлетворяет, будто его нельзя менять, будто его приход из Нового времени был а) естественным и единственно возможным и б) остановился. А значит, оно будет воспроизводиться и дальше – всё то же, далекое от смыслов и смысла. Одним словом, для перелома ситуации, для того, чтоб смыслы стали, наконец, «настоящим делом» архитектора, требуется целая программа действий, прежде всего – в области теории и образования. И неясно кто бы мог этим заняться, поскольку у малого числа тех, кто мог бы, еле хватает сил ставить проблемы и выдвигать идеи, каждая из которых требует десятилетий разработки. Но другого пути нет.

Врождены чтоб сказку сделать былью

Не уверен, что автор говорит о смыслах, хотя использует именно это слово. Александр Гербертович говорит, скорее, об интуиции:
«Врожденность не значит в моем понимании чего-то строго физиологического. Она означает трансцендентное появление чего-то на горизонте бытия – уже данного нам существования».

А также говорит он о феноменах и значениях, вечных или вневременных:
«И сегодня обнаружить архитектуру – это значит произвести археологическое действие, раскопать ее из-под так называемых культурных слоев, которыми она засыпана».
 
Ведь смыслы прихотливы и ситуативны, субъективны и преходящи; они, разумеется, также могут порождаться и в той или иной традиции, но могут и по поводу её, в отвязной рефлексии, а также и против всяких традиций вообще. Более того, смыслы возникают всегда, даже в клубах дыма некоторые видят чёрта и прочих персонажей, которых там нет (или есть? проверить нельзя, поскольку смыслы не верифицируемы и вопрос «а что ты понял?» лишён смысла). И, уже если говорить о врождённых идеях, то стоит ли их именовать столь «легкомысленно»?

Наука и проблема синтеза

Не могу разделить универсумалистский оптимизм:
«Между внешним и внутренним в архитектурном опыте и в научном или в философским мышлении на первый взгляд нет прямых связей, но если архитектура на самом деле есть поле универсальных смыслов, то такие связи должны быть и, вероятнее всего, они присутствуют скрыто… Задача теории архитектуры отчасти сегодня состоит в раскрытии этих связей».

Философия и её связи со всем и всеми возражений не вызывают, речь о науке, её притязаниях на картину мира, её порочных связях – этих «отвратительных научных щупальцах, разрушающих поэзию земных миражей» (Сергей Маковский в «Аполлоне», 1913 г.). Нет нужды вспоминать о проблеме синтеза знаний. Две конкурирующие парадигмы с тотальными претензиями имеют, несомненно, много общего, но не уступят друг другу ни пяди. Тем, более, что речь пока, увы, не об Архитектуре, а о предметном архитектурно-проектировочном знании, которое сформировалось под мощным полем научного авторитета. Это превращённые формы, их альянс нездоров (следуя за Полом Фейерабендом), способен порождать лишь мутантов. Собственно и породил – см. зверинец актуальной архитектуры. Если раскрытие таких связей и составляет задачу теории архитектуры, то, скорее, в гигиенических целях.

Мерцание объекта

Великолепное рефлексивное наблюдение Александра Гербертовича, чрезвычайно смелое:
«…Скульптор лепит и этот процесс непрерывен, в отличие от архитектуры, которая работает с жесткими материалами и дискретными появлением и исчезанием своего объекта.
Такой мелькающий, мерцающий тип сознания у архитектора».

 
Это сильно сказано! Но я связываю мерцание не с архитектурным опытом (доязыковым и дознаковым), а с сугубо проектным – из-за постоянных и технически необходимых переходов от sign к de-sign, которые вызваны, скорее всего, именно слабостью моделей, то есть молодостью проектирования, всё ещё зависимого от модельного метода. Эти переходы, кстати, совершенно невнятны «теоретикам проектирования» с 1960-х гг. и доныне, поэтому мир их аналитико-синтетического занудства плосок и гомогенен. А вместо мерцания объекта – не моргающее глазение в упор – правда, уже на миражи и фикции позитивного разума (увы, от этого оказался не свободен даже Рудольф Арнхейм).

Изнутри – наружу и обратно

Спору нет, очень важны и интересны все эти ветра и потоки архитектурно-проектного сознания. Направление «изнутри – наружу» и вовсе стало магистральным для модернистов, они не изменяли ему даже вопреки очевидности (Генри Дрейфус в 1955 г. (!) гордо пишет: «Честная работа в дизайне должна литься изнутри наружу, но не снаружи вовнутрь» [Designing for People, р. 15] – и это Дрейфус, известный как организатор масштабных и подробных исследовательских программ!); не отходили они от него даже тогда, когда декларировали свою социальную заботу или планировали послевоенное восстановление страны (см. Корбюзье в тексте «О единстве пластических искусств» (1946 г.) – одном из, пожалуй, наиболее фарсовых его текстов). О, это были локомотивы света и разума, стремительно несущиеся во мраке чужих заблуждений и пороков; они били лучом непосредственно из мозга через глаза-окуляры… Но вот что интересно: ранние теории проектирования резко меняют ориентацию, они описывают детерминацию проектного сознания всевозможными внешними факторами и из трансмутации совокупности факторов выводят «процессы принятия проектного решения». Модернисты видели себя трансцендентными миру, но сам мир был у них «в кармане», и когда пришла пора их наследникам направить луч рефлексии на себя, а не на идейных врагов, оказалось, что ничего кроме тотальной имманенции они выдать не могут. Происходило как бы «надвигание» проектной мысли на внешний мир, структурирующийся тем самым в категориях и паттернах проектирования же (точнее, разумеется, конструирования). Так ли выявляются и выделяются «врождённые смыслы»?! Вряд ли, и это – проблема, она из ряда нерешённых и не решаемых сегодня, кажется, никем.

Эти встречные и неразделённые потоки начали гасить друг друга и привели к ступору если и не самого проектного воображения, то уж точно теории архитектуры и теории проектирования.

Замечателен фрагмент лекции о времени и весе: возможно, он способен дать новые инструменты анализа модернистского отсутствия (включая «нелинейное», et cetera):
«Кстати говоря, в легкой конструкции время течет из вас – наружу. Оно из вас как бы вытекает. Вы впитываете в себя пустоту. Рядом с тяжелым сооружением вы заражаетесь его тяжестью, и у вас начинается довольно сложный и загадочный диалог с этой тяжеловесностью. Но это все не описано, в проектах просматривается слабо, экспертиза и критика на это не обращает внимания».

Если вспомнить неуклонную тягу современной архитектуры к эфемеризации, то Александр Гербертович, кажется, даёт нам в руки осиновый кол против архитектурных вампиров. Особенно вспоминается, конечно, Ричард Бакминстер Фуллер – вдохновенный наполнитель пустот (сознания или черепной коробки хиппи с гудящим в ней ветром) и опустошитель тел от полноценных архитектурных переживаний.

О средовой и стилистической чувствительности

А.Г. Раппапорт говорит:
«Я думаю, через сто-двести лет архитекторы поймут, что их профессиональная интуиция есть способность к своего рода резонансу».
 
Полностью согласен: поскольку проектировать стиль и среду архитекторы ещё не могут (я бы добавил сюда также город, регион и экзистенцию), есть один путь: настраивать сознание на волну – на онтологические, точнее даже феноменологические эманации, прекратив тешить своё самолюбие «процессуальными парадигмами» и психологизмами всех мастей. Взращиванием такой именно резонансной чуткости и должны бы заниматься институты воспроизводства деятельности – как проектом востребуемого архитектора (а не нынешним прививанием озабоченности отправлениями строительной (erection) функции).

А вообще, образование, теория и методология архитектуры и проектирования должны стать ведущими, даже доминирующими занятиями в сфере архитектурной деятельности, а не производство проектно-сметной документации или строительство; идеальным было бы отношение, зеркальное сегодняшнему положению. И возникает вопрос (см. выше): куда тогда следует отнести Проектирование, если оно сумеет стать смысловым, гуманистичным и гуманитарно-ориентированным? Мой ответ: именно в первую, большую часть (не путать с разработкой проектно-сметной документации).

Об эйдосах искусственных (небывалых) объектов

Платон не смог, наверное, узреть идею Большого Адронного Коллайдера, или не успел её припомнить. Но он, несомненно, не выразил бы и тени сомнения, что она есть и что она вечна. С неоплатонизма начинается подготовка почвы для (человеческого) креативного мышления, а проектирование, в частности, обретало самостоятельность уже как практика перманентной артификации. В отличие от Архитектуры, для которой древние воспоминания конститутивны и важна устойчивость, проектирование их не имеет и на месте стоять не хочет. Воспоминания Архитектуры для проектирования – почти природны, поскольку давно оестествились. И вопрос (С. Ситара) не столько об искусственном (в т.ч. архитектурном искусственном), сколько о неизвестном ещё. У проектирования нет воспоминаний, но это не значит, что отсутствуют соответствующие объекты. Археология уже сегодня ставит в тупик и наверняка вскорости порадует нас новыми/старыми артефактами. Кто знает, не окажется ли среди них БАК?

А.Г. Раппапорт прав:
«Для того чтобы точно знать, является ли локальная инновация пополнением или воспроизведением, надо иметь достаточно мощный различающий аппарат и аппарат памяти».
 
Может ли создание таких аппаратов быть делом теории? Не это ли её нерешённая проблема? Мы ведь пока лишь в самом начале пути. А пока мы таких аппаратов не имеем, наше «архитектурное проектирование» – бесконечная череда компромиссов (неосознанных по большей мере), оболванивающих эйдосы и прототипы и не дающих ровно никаких оснований для творческого самомнения.

Стиль как смыслопорождающий механизм в архитектуре

Не могу согласиться с поспешным и энергичным согласием лектора на вопрос о смыслопорождении (энтузиазм ответа, правда, иссякает уже на втором предложении). Александр Гербертович говорит, мне кажется, всё же о другом: о том, что архитектура есть прямое воплощение смыслов, а не механизм чьего-то смыслопорождения – её таковым хотели сделать – модернисты, инженеры, власти… Это и есть история «архитектурного проектирования». Вот, возьмём ещё и архитектуру наперевес, и с этим-то оружием… То же и со стилем (во времена, когда слово не было негативным). Александр Гербертович призывает свернуть с этого пути, но видит лишь одну сторону поворота – в пользу Архитектуры. Но она уже не одна, она сожительствует с Проектированием и никуда от него уже не уйдёт, судя по всему. Да и сожитель не отпустит. Бесплодна ли эта пара?

Порождает ли она смыслы, а не только убогую пользу, достаточную прочность и красоту (похожую на восклицательный знак в рекламе мыла)? Да, разумеется, ведь смыслы порождает всё, что угодно, даже наука (невольно, разумеется). Но не пора ли спросить: что это за смыслы? Мы столь голодны на смыслы, что любые пойдут? Мис не думал о смыслах, но и он их порождал, точнее, создавал поводы для зрительского, пользовательского смыслопорождения, которое его нисколько не волновало (и зря, а то и поводы были бы другие). Речь ведь всегда идёт о другом: утраченные Архитектурой целостности стиля и смысла не восполняются проектированием. Всё, что создано под именем архитектурной профессии с Нового времени, создавалось отнюдь не для смыслов и не для содержания.

«Архитектура обычно воспринимается как нечто строящееся, – пишет Филипп Серс. – Но что произойдёт, если мы попытаемся описать её иначе: не как что-то развивающееся в соответствии с порядком, планом, Gestaltung-ом, внутренней логикой, а, напротив, как проект, который должен быть подвергнут строгому сомнению, пройти опыт онтологической критики? Не придем ли мы тогда к выводу, что, множа уловки, сфера архитектуры усердно пыталась ускользнуть от закона, общего для творений рук человеческих, претендуя на несвойственный ей статус, уклоняясь от инстанций, которым она призвана подчиняться?»

В таких условиях, действительно, остаётся надеяться на Бога и на ниспослание стиля.

Оперирование неопределенностью

Архитектура может считать, что оперирует чем угодно, при этом слишком поздно замечая, что прооперировали очередной раз её. Делая из архитектуры франкенштейна или киборга можно пришивать к её телосу всё новые органы и концентрировать внимание на их функционировании, но Архитектура остаётся «телом без органов» («Дано мне тело – что мне делать с ним, // Таким единым и таким моим?»). Архитектура – построенная – всегда утвердительна, а поэтому и определённа – даже «Облако» Диллер и Скофидио таково. Сколько бы архитектура не прикрывалась дизайном, сколько бы ни строила из себя универсальную или тотальную проектировочную практику (или её якобы базис, историко-идеологический), она при этом лишь обманывает себя, пролонгирует забвение собственного бытия, отсрочивает свои сроки, но не становится чем-то иным; растворяясь в чём угодно, она никуда не перетекает целиком.

Темы освоения архитектурой «неопределённости», «неясности», «имматериальности», «исчезновения» и прочие очень модные темы – очередной всплеск архитекторского натурализма и наивности. Архитекторы – величайшие натуралисты. Им (нам) очень хочется видеть свои деяния на переднем фронте естествознания и натурфилософии – видимо, не даёт покоя генетическая память об интеллектуальном первенстве Архитектуры в древности, уничтоженной усилиями полков витрувиев от профессии – составителей компендиумов здравого смысла. Не у всех это доходит до фиглярства Питера Эйзенмана, торопящегося «оматериализировать», как выражался Малевич, каждую новорожденную научную теорию как если бы это была голая онтологическая истина, но это только потому, что не все могут себе такое позволить. Онтологическая растерянность архитектуры сегодня вопиющая. Потому и нет теории, но есть эмпирия «практики» или «творческого поиска», симбиотически употребляющая всё подряд для удержания на плаву, на гребне рынка и спроса на социальной ярмарке тщеславия.

Другое дело, что миссию утвердительности давно оттягивает от Архитектуры на себя проектирование, выступающие под разными ликами (УНОВИС и проуны – лишь откровенные имена на этом маскараде). Архитектура уже, кажется, смирилась с ролью быть инженерией («инженерным миром», по Г.Г. Копылову) для кого и чего угодно, то есть утвердительницей чужих истин, знаний и мнений. Это породило, помимо прочего, серьёзную проблему для Архитектуры – она стада трансцендентна себе самой, её «тело без органов» (или автономия, по А.Г. Раппапорту) стало объектом её страстных желаний: уже из одного этого аутоэротического напряжения можно бы вывести новый стиль. Да беда в том, что «стили» с конца XIX столетия стало принято строить исключительно за счёт отказа от тела, на волнах забвения, в новых и новых слоях семантического замещения. И смыслопорождение идёт уже, по крайней мере, столетие, с Ницше, той же дорогой.

Но в Архитектуре уже «всё есть» и мне представляется, что А.Г. Раппапорт очень прав, когда напоминает об этом.

И, под конец, о пошлости

Для Рёскина, Морриса, Шпенглера, Башляра пошлостью была неправда формы, имитирующей ложную конструкцию, подложный материал или иллюзорную функцию, и тем самым подрывающая смыслы. На мой взгляд, пошлость сегодня – шутки с онтологией. Это когда студенты MIT «воспроизводят» по ночам круги на полях, или когда пограничники устраивают пиар-акции в пользу бедных сироток с «ловлей» снежного человека, как это было на днях. Человечество не может позволить себе такие шутки сегодня, поскольку пребывает в стадии перехода в иную картину мира. Но именно поэтому позволяют себе такое человеки – они же, бедные, реагируют на драматизм ситуации.

Многочисленные теории и методологии проектирования ХХ века не сомневались: в проектировании пошлость – это бессознательное. Или, что то же самое, слабость рефлексии (хотя самим им её частенько не хватало). Сегодня мы и на рефлексию имеем хорошие критические виды, но как быть с бессознательным, если оно-то, несомненно, врождённо?! Если с ним можно связать смыслы, просто погрузить смыслы в него. Все смыслы наши пошлы, выходит? Не в смысле анекдота о пятнах Роршаха, но в исконном значении слова, которое недавно напомнил А.Г. Раппапорт, то есть они пришли из прошлого. Мы все знаем, каким пиршеством заканчивается у нас плотоядная идея «творческого освоения наследия». В этом смысле, поиск «мест», где есть «мясо», где готовят «мясо» – занятие, обреченное на успех: вот они-то везде! И куда как меньше мест, где не мясо, но нервы. Пусть бы и травкой перебивающиеся, неготовые пока отвечать на многие из поставленных в лекции вопросов, но обнажённые и, в самом деле, чуткие и резонирующие.

Хочется верить,
что так и будет, как говорит уважаемый лектор:
«Архитектор будет погружен в тайну жизни смыслов и тайну их перехода от внутренних состояний сознания к внешним и какой-то связи пребывания самого человека в мире, внутри и вне каких-то пространств и времен».
А также сказать огромное спасибо А.Г. Раппапорту и его собеседникам за интересный и содержательный материал!

П.В. Капустин
01– 02.12.2012
справка
Петр Владимирович Капустин: кандидат архитектуры, заведующий кафедрой архитектурного проектирования и градостроительства Воронежского ГАСУ, профессор. Автор 150 научных работ, в т.ч. монографий: «Опыты о природе проектирования» (2009), «Проектное мышление и архитектурное сознание» (2012), учебных пособий.
zooming
Петр Владимирович Капустин. Фотография предоставлена автором

04 Декабря 2012

Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.