English version

Про ящерицу и ее хвост

Несмотря на множество ограничений со всех сторон, Вере Бутко и Антону Надточему удалось построить детский сад, похожий на игрушечный сказочный дворец. Как это у них получается?

Автор текста:
Алла Павликова

14 Февраля 2013
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Детский сад № 2677
Россия, Москва, 2-ая Парковая ул, 25

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Аленичева, Юлия Раннева, Дмитрий Худеньких, Андрей Сизюк; конструктор Алексей Калашников.

2009 / 2011

Заказчик: «Дон-строй»
Проект детского сада, о котором мы рассказываем в этой статье, недавно занял первое место в конкурсе «на лучший дизайн-проект ДОУ вариативных форм», организованного НИИ развития профессионального образования при поддержке департамента образования Москвы. Наградой победителю, в числе прочего, стало выступление на конференции, посвященной инновационному проектированию детских садов. Конференция состоится завтра, 15 февраля, в ИАЦ при Департаменте образования города.

Заказ на проектирование детского сада, расположенного среди жилых домов на 2-й Парковой улице в Измайлово, попал к архитекторам «Атриума» практически на стадии котлована. Его начали строить по проекту, разработанному другим бюро, который, впрочем, был утвержден в официальных инстанциях, но незакончен: в нем отсутствовали фасады и даже план здания был непроработан и «сыроват» – хотя и обязателен к воплощению, так как согласован.

Строго говоря, от «Атриума» требовалось только «дорисовать» фасады и интерьеры – но архитекторы не смогли позволить себе подойти к делу формально, и проработали все, включая технологическую схему. В итоге от предыдущего проекта остались разве что габариты, хотя согласовывать многочисленные изменения пришлось не с инвестором («Донстроем»), а с «менее персонализированным заказчиком» – представителями районных властей, так как детский сад имеет муниципальный статус и номер. Словом, несмотря на сжатые сроки, минимальный бюджет (строительство пришлось как раз на период экономического кризиса) и связанные с согласованием сложности, архитекторам удалось преобразить здание – в конечном счете оно стало узнаваемо «атриумовским».
Детский сад на 2-й Парковой улице
Фотография © Илья Иванов
Детский сад на 2-й Парковой улице
Фотография © Илья Иванов

Работая с объемом, который был в целом задан существующим планом, архитекторы обыграли его выступающие блоки, чередование которых подсказало центральную тему проекта – игровую. Каждый фрагмент здания можно рассматривать как часть увлекательной игры в разноцветные кубики, причем игровые элементы обнаруживаются как в структуре здания, так и в деталях. Впечатление усиливается от того, что блоки-кубики выстроены со смещением друг относительно друга, словно бы неуверенной детской рукой.
Детский сад на 2-й Парковой улице
Фотография © Илья Иванов

Структура здания, впрочем, легко прочитывается: из белого прямоугольника выступают разноцветные объемы: бирюзовые и красные с круглыми окошками-иллюминаторами – лестницы; салатово-зеленые и оранжевые, прорезанные зигзагообразными вертикалями «сказочного леса» – объемы актового и спортивного залов и большого бассейна на первом этаже. За белыми стенами скрываются детские спальни и игровые комнаты, но и они не отстают от цветных соседей: тут и там, как любопытные дети, из горизонтальных окон выглядывают квадратные красные рамки. Так архитекторы воплощают один из своих любимых принципов – обозначают функции помещений на фасаде, выстраивая здание, по заветам классиков модернизма изнутри–наружу. И, в качестве «побочного эффекта» такого декоративного функционализма, получают разноцветную и разновысотную «сказочную страну», в которой имеются свои башни-лестницы, и свой лес, нарисованный на фасадах, но вырастающий выше кровли зубцами парапета, похожими на зубцы кремлевских башен на акварельном рисунке ребенка. Игра объемов, цвета, высот – все мотивированно и все нескучно.
Детский сад на 2-й Парковой улице
Детский сад на 2-й Парковой улице. Проектное предложение

Главной образной составляющей проекта должны были стать зигзаги сказочно-карандашного «леса». Первоначально их предполагалось сделать еще и трехмерными, отливая сложную форму из фибробетона – как раз в это время «Донстрой» запустил собственную линию по отливке фиброцементных панелей. «Первоначальной идеей было сделать все поверхности не только разноцветными, но и разнофактурными, выполненными из разных материалов. Но заказчик отказался от применения фибробетона и в конечном счете все свелось к штукатуре. Остались только конфигурация окон и цвет» – рассказывает Вера Бутко.
Детский сад на 2-й Парковой улице
zooming
Детский сад на 2-й Парковой улице. Проект интерьеров
Детский сад на 2-й Парковой улице. Интерьер: бассейн

Главным разочарованием проекта стали интерьеры. Архитекторы «Атриума» проработали их «до гвоздя», каждая деталь была на своем месте. Однако к авторскому надзору их не допустили, закупками материалов и предметов мебели занимались другие люди, и в результате все вышло совсем не так, как планировалось. В проекте же интерьеры нарисованы как прямое продолжение фасадов. Там возникают такие же круглые окошки в цветных плоскостях, такие же, похожие на контуры деревьев, зигзаги на стенах актового зала. Было задумано так, чтобы – без обмана: если снаружи нарисован цветной лес, то и внутри лес, только еще разноцветнее. То ли фасады продолжались в интерьере, то ли цвет «прорастал» изнутри наружу, выплескиваясь на стены.
zooming
Школа-интернат в Кожухово
Детский сад на 2-й Парковой улице. Фотографии Ильи Иванова
Фотография © Илья Иванов

Цвет в этом проекте занимает особое место. Яркая жизнерадостная палитра безошибочно определяет назначение здания. «Мы очень долго боролись за цветовое решение – говорят архитекторы, – нас упрекали, обвиняли, предупреждали, что из-за яркости цвета дети якобы будут психически не уравновешены. Причем обвиняли даже не педагоги и психологи, а строители». А вскоре после завершения строительства (в октябре прошедшего года) появились сообщения о том, что мэр Собянин похвалил здание во время очередного осмотра СВАО: «…проект хороший …позитивный и с точки зрения конструкции и архитектуры» – сказал мэр и даже рекомендовал его «повторное использование».

В портфолио бюро несколько школ, начиная с прославившегося несколько лет назад интерната в Кожухово – желто-солнечного здания сложной круглящейся формы. Затем (как и Кожуховской интернат, тоже по заказу «Донстроя», архитекторы спроектировали учебный комплекс в Щукино, состоящий из школы и двух детских садов.
Детские сады в районе Щукино. Двор
© ATRIUM

Можно заметить преемственность интерната в Кожухово и комплекса в Щукине: например, там поставленные под углом пучки серебристых опор поддерживали перфорированный «блин» главного козырька, объединяющего, как шарнир, все здание, в Щукине же этот мотив перемещается в «грибочки» детских площадок, похожие на артистические инсталляции.
Детские сады в районе Щукино. Дворовый фасад
© ATRIUM

Из прямоугольного тела зданий во двор прорастают четыре округлые «пальца» групповых блоков с перепонками глубоких лоджий между ними. Цвет – активен, рисунок – асимметричен и похож то на застывший «тетрис» с включением картинок-развивалок, то на укрупненную рябь ненастроенного телевизора.
Детские сады в районе Щукино. Интерьеры
© ATRIUM
Детские сады в районе Щукино. Интерьеры
© ATRIUM
Нижний уровень двора. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Словом, тема школ и детских садов стала для Веры Бутко и Антона Надточего одной из любимых. Неудивительно, что в конкурсе на проектирование жилых кварталов Технопарка в Сколкове (района D2) им достался квартал с детским садом – там его проектировали по европейским нормам, в тесноте и поэтому назвали «детским клубом», но цветные лучи от этого встроенного в холм здания как будто бы осветили весь квартал радужными бликами, проникнув сквозь разноцветные стекла световой воронки в центре.
Общий вид квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
© ATRIUM

Надо сказать, что разноцветные школы и детские сады – это распространенный прием, сейчас уже даже «Моспроекты» дошли в своем развитии до разноцветного варианта типового детского садика.

Чем же отличаются проекты Веры Бутко и Антона Надточего? Я бы сказала, что им свойственно некоторое пластическое и даже сюжетное богатство. Цвет неотделим от формы, прорастает к форму, а затем и то и другое прорастает из фасадов в интерьер. Или вырастает из интерьера на фасады. Здание стремится стать организмом, не плоской веселенькой раскраской, каких уже много, а – домом, который целиком построен по специальным, игровым законам, играет всерьез, не притворяется. Это ведь всегда очень чувствуются, когда взрослым некогда: у них СНИПы, приемки, совещания, звонки, а дети просят поиграть, и взрослые притворяются, что играют, а у самих в руках телефон, клиент, начальник на проводе, и они отделываются от детей каким-нибудь паллиативом.

Вера Бутко и Антон Надточий играют всерьез и по-настоящему. От этого у них возникает некоторый запас идей – что очень важно. Ведь если прием всего один, то утратить его в процессе строительства для здания смертельно. Если же идей много, то – нет, утраты не становятся от этого менее болезненными, но происходит другое: здание сохраняет свое лицо несмотря ни на что. Ему есть чем жертвовать, как ящерице – хвостом, помня, что в следующий раз, может быть, удастся реализовать больше, а может быть, и все целиком.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Детский сад № 2677
Россия, Москва, 2-ая Парковая ул, 25

Авторский коллектив:
Архитекторы: Антон Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Аленичева, Юлия Раннева, Дмитрий Худеньких, Андрей Сизюк; конструктор Алексей Калашников.

2009 / 2011

Заказчик: «Дон-строй»

14 Февраля 2013

Автор текста:

Алла Павликова
ATRIUM: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
В лабиринтах креативности
Интерьер штаб-квартиры «Яндекс»: старые добрые, проверенные временем приемы в стиле «Атриума», и новые остроумные находки для создания нестандартного рабочего пространства.
Сложный дом
Для бюро «Атриум» «Баркли-парк» – первый построенный многоквартирный дом в центре Москвы, для столицы – одна из первых реализаций «нелинейщиков», сложных архитекторов. За год со времени постройки он собрал достаточно много премий, а недавно получил гран-при «Архновации» в Нижнем Новгороде. Это дом-событие. А похож он на доисторическое животное в полурастаявшей глыбе льда.
Квартал за стеной из башен
Представляем еще одного финалиста конкурса на проект жилого комплекса на Рублевском шоссе – концепцию архитектурной мастерской «Атриум».
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Похожие статьи
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.