Архитекторы: Антон Антон Надточий, Вера Бутко, Анна Аленичева, Юлия Раннева, Дмитрий Худеньких, Андрей Сизюк; конструктор Алексей Калашников.
Несмотря на множество ограничений со всех сторон, Вере Бутко и Антону Надточему удалось построить детский сад, похожий на игрушечный сказочный дворец. Как это у них получается?
Проект детского сада, о котором мы рассказываем в этой статье, недавно занял первое место в конкурсе «на лучший дизайн-проект ДОУ вариативных форм», организованного НИИ развития профессионального образования при поддержке департамента образования Москвы. Наградой победителю, в числе прочего, стало выступление на конференции, посвященной инновационному проектированию детских садов. Конференция состоится завтра, 15 февраля, в ИАЦ при Департаменте образования города.
Заказ на проектирование детского сада, расположенного среди жилых домов на 2-й Парковой улице в Измайлово, попал к архитекторам «Атриума» практически на стадии котлована. Его начали строить по проекту, разработанному другим бюро, который, впрочем, был утвержден в официальных инстанциях, но незакончен: в нем отсутствовали фасады и даже план здания был непроработан и «сыроват» – хотя и обязателен к воплощению, так как согласован.
Строго говоря, от «Атриума» требовалось только «дорисовать» фасады и интерьеры – но архитекторы не смогли позволить себе подойти к делу формально, и проработали все, включая технологическую схему. В итоге от предыдущего проекта остались разве что габариты, хотя согласовывать многочисленные изменения пришлось не с инвестором («Донстроем»), а с «менее персонализированным заказчиком» – представителями районных властей, так как детский сад имеет муниципальный статус и номер. Словом, несмотря на сжатые сроки, минимальный бюджет (строительство пришлось как раз на период экономического кризиса) и связанные с согласованием сложности, архитекторам удалось преобразить здание – в конечном счете оно стало узнаваемо «атриумовским».
Работая с объемом, который был в целом задан существующим планом, архитекторы обыграли его выступающие блоки, чередование которых подсказало центральную тему проекта – игровую. Каждый фрагмент здания можно рассматривать как часть увлекательной игры в разноцветные кубики, причем игровые элементы обнаруживаются как в структуре здания, так и в деталях. Впечатление усиливается от того, что блоки-кубики выстроены со смещением друг относительно друга, словно бы неуверенной детской рукой.
Структура здания, впрочем, легко прочитывается: из белого прямоугольника выступают разноцветные объемы: бирюзовые и красные с круглыми окошками-иллюминаторами – лестницы; салатово-зеленые и оранжевые, прорезанные зигзагообразными вертикалями «сказочного леса» – объемы актового и спортивного залов и большого бассейна на первом этаже. За белыми стенами скрываются детские спальни и игровые комнаты, но и они не отстают от цветных соседей: тут и там, как любопытные дети, из горизонтальных окон выглядывают квадратные красные рамки. Так архитекторы воплощают один из своих любимых принципов – обозначают функции помещений на фасаде, выстраивая здание, по заветам классиков модернизма изнутри–наружу. И, в качестве «побочного эффекта» такого декоративного функционализма, получают разноцветную и разновысотную «сказочную страну», в которой имеются свои башни-лестницы, и свой лес, нарисованный на фасадах, но вырастающий выше кровли зубцами парапета, похожими на зубцы кремлевских башен на акварельном рисунке ребенка. Игра объемов, цвета, высот – все мотивированно и все нескучно.
Детский сад на 2-й Парковой улице
Детский сад на 2-й Парковой улице. Проектное предложение
Главной образной составляющей проекта должны были стать зигзаги сказочно-карандашного «леса». Первоначально их предполагалось сделать еще и трехмерными, отливая сложную форму из фибробетона – как раз в это время «Донстрой» запустил собственную линию по отливке фиброцементных панелей. «Первоначальной идеей было сделать все поверхности не только разноцветными, но и разнофактурными, выполненными из разных материалов. Но заказчик отказался от применения фибробетона и в конечном счете все свелось к штукатуре. Остались только конфигурация окон и цвет» – рассказывает Вера Бутко.
Детский сад на 2-й Парковой улице
Детский сад на 2-й Парковой улице. Проект интерьеров
Детский сад на 2-й Парковой улице. Интерьер: бассейн
Главным разочарованием проекта стали интерьеры. Архитекторы «Атриума» проработали их «до гвоздя», каждая деталь была на своем месте. Однако к авторскому надзору их не допустили, закупками материалов и предметов мебели занимались другие люди, и в результате все вышло совсем не так, как планировалось. В проекте же интерьеры нарисованы как прямое продолжение фасадов. Там возникают такие же круглые окошки в цветных плоскостях, такие же, похожие на контуры деревьев, зигзаги на стенах актового зала. Было задумано так, чтобы – без обмана: если снаружи нарисован цветной лес, то и внутри лес, только еще разноцветнее. То ли фасады продолжались в интерьере, то ли цвет «прорастал» изнутри наружу, выплескиваясь на стены.
Школа-интернат в Кожухово
Детский сад на 2-й Парковой улице. Фотографии Ильи Иванова
Цвет в этом проекте занимает особое место. Яркая жизнерадостная палитра безошибочно определяет назначение здания. «Мы очень долго боролись за цветовое решение – говорят архитекторы, – нас упрекали, обвиняли, предупреждали, что из-за яркости цвета дети якобы будут психически не уравновешены. Причем обвиняли даже не педагоги и психологи, а строители». А вскоре после завершения строительства (в октябре прошедшего года) появились сообщения о том, что мэр Собянин похвалил здание во время очередного осмотра СВАО: «…проект хороший …позитивный и с точки зрения конструкции и архитектуры» – сказал мэр и даже рекомендовал его «повторное использование».
В портфолио бюро несколько школ, начиная с прославившегося несколько лет назад интерната в Кожухово – желто-солнечного здания сложной круглящейся формы. Затем (как и Кожуховской интернат, тоже по заказу «Донстроя», архитекторы спроектировали учебный комплекс в Щукино, состоящий из школы и двух детских садов.
Можно заметить преемственность интерната в Кожухово и комплекса в Щукине: например, там поставленные под углом пучки серебристых опор поддерживали перфорированный «блин» главного козырька, объединяющего, как шарнир, все здание, в Щукине же этот мотив перемещается в «грибочки» детских площадок, похожие на артистические инсталляции.
Из прямоугольного тела зданий во двор прорастают четыре округлые «пальца» групповых блоков с перепонками глубоких лоджий между ними. Цвет – активен, рисунок – асимметричен и похож то на застывший «тетрис» с включением картинок-развивалок, то на укрупненную рябь ненастроенного телевизора.
Словом, тема школ и детских садов стала для Веры Бутко и Антона Надточего одной из любимых. Неудивительно, что в конкурсе на проектирование жилых кварталов Технопарка в Сколкове (района D2) им достался квартал с детским садом – там его проектировали по европейским нормам, в тесноте и поэтому назвали «детским клубом», но цветные лучи от этого встроенного в холм здания как будто бы осветили весь квартал радужными бликами, проникнув сквозь разноцветные стекла световой воронки в центре.
Общий вид квартала. Комплекс таунхаусов в квартале D2 иннограда Сколково
Надо сказать, что разноцветные школы и детские сады – это распространенный прием, сейчас уже даже «Моспроекты» дошли в своем развитии до разноцветного варианта типового детского садика.
Чем же отличаются проекты Веры Бутко и Антона Надточего? Я бы сказала, что им свойственно некоторое пластическое и даже сюжетное богатство. Цвет неотделим от формы, прорастает к форму, а затем и то и другое прорастает из фасадов в интерьер. Или вырастает из интерьера на фасады. Здание стремится стать организмом, не плоской веселенькой раскраской, каких уже много, а – домом, который целиком построен по специальным, игровым законам, играет всерьез, не притворяется. Это ведь всегда очень чувствуются, когда взрослым некогда: у них СНИПы, приемки, совещания, звонки, а дети просят поиграть, и взрослые притворяются, что играют, а у самих в руках телефон, клиент, начальник на проводе, и они отделываются от детей каким-нибудь паллиативом.
Вера Бутко и Антон Надточий играют всерьез и по-настоящему. От этого у них возникает некоторый запас идей – что очень важно. Ведь если прием всего один, то утратить его в процессе строительства для здания смертельно. Если же идей много, то – нет, утраты не становятся от этого менее болезненными, но происходит другое: здание сохраняет свое лицо несмотря ни на что. Ему есть чем жертвовать, как ящерице – хвостом, помня, что в следующий раз, может быть, удастся реализовать больше, а может быть, и все целиком.