Большой сдан! Впереди Политехнический

Открытие исторической сцены Большого театра стало главной темой этой недели. Однако последняя декада октября была богата и иными событиями. Пока одни СМИ оценивают новый дорогостоящий облик ГАБТа, другие протестуют против введения пропускного режима в историческом квартале столицы. А пермяки тем временем гадают, чем обернется переезд в их город известного архитектурного критика Александра Ложкина. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

Лариса Романовская

Автор текста:
Лариса Романовская

28 Октября 2011
mainImg
Перефразируя классика, можно сказать, что реставрация  ГАБТа, о необходимости которой так долго говорили самые разные специалисты, наконец-то завершилась. Вечером 28 октября на исторической сцене Государственного Академического Большого театра состоится гала-концерт, приуроченный к окончанию реставрационных работ. И пока театральные критики готовятся писать рецензии на эту постановку, их собратья по перу уже разразились целым шквалом материалов, посвященных реставрации. Публикации об этом событии появились в газетах «Труд», «Невское время», «Московские новости», в «Российской газете» и «Независимой газете» и многих других изданиях.

Круглые суммы и список новинок технической базы кочуют из одного материала в другой, вместе с мнениями генерального директора ГАБТа Анатолия Иксанова и художественных руководителей этого коллектива, о том, какими достоинствами стал обладать театр после реконструкции. «Я 46-й сезон пою в Большом театре, и естественно, хорошо знаю, каким театр был до реставрации. Теперь у солистов оперы появилось чуть ли не в три раза больше артистических и репетиционных комнат с роялями. Но главное, что совершенно особая аура Большого театра, на сцене которого выступали все выдающиеся отечественные певцы, никуда не исчезла, только стало все ярче и светлее», – сообщила руководитель оперной труппы Маквала Касрашвили в интервью «Российской газете».

Однако не все работники главного театра страны относятся к реконструкции с той же долей оптимизма. Так один из ведущих солистов балетной труппы, народный артист Николай Цискаридзе высказывает совсем противоположную точку зрения, заявляя, что все изменения в ГАБТе – только к худшему. «В свое время меня не могла не радовать предстоящая реконструкция театра. Я понимал, что реконструкция необходима, что работа будет сложной. Но то, что работа окажется столь плачевной… <...> Проблема в том, что театр не узнать. Я это не придумываю. Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. Захоти зритель повандальничать, он сможет отломить эту пластмассу и унести с собой в кармане. Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра. Каждый сможет потрогать пальцем новый канделябр и понять, что вместо бронзы – железяка, подкрашенная золотой красочкой. Все ручки на дверях театра тоже были бронзовыми, и теперь этих ручек нет. Куда подевалось все?» – сообщил знаменитый танцор в интервью газете «Завтра».

Впрочем, не исключено, что столь резкая критика была вызвана не столько качеством строительных работ, сколько внутренними разногласиями в творческом коллективе. «Несмотря на то, что в последние полгода на это были брошены немалые силы, несмотря на обилие интервью, которые раздал Николай Цискаридзе, историческую сцену открывает Анатолий Иксанов, при котором реконструкция началась в июле 2005-го и заканчивается сегодня, гала-концертом. Впрочем, его должность останется привлекательной и завтра, и послезавтра. Но честь открывать – у него», – между делом упоминает «Независимая газета» в своем материале, посвященном этому событию.

Кто из деятелей культуры прав, рассудит время. Мнение Николая Цискаридзе можно считать сколь угодно субъективным, однако доля истины в нем есть. По крайней мере, представители западных СМИ, рассказывая о  том, как проходила реконструкция Большого театра, дружно обращают внимание читателей на то, что суммы, истраченные на ремонт, выглядят куда грандиознее, чем результат. «К концу 1990-х Россия фактически стала банкротом. Бюджет Большого с трудом покрывал зарплату балерин. Туры за границу прекратились. Обветшавшее здание театра стало отражением современного общества – вот почему его возрождение наделало столько шума. Сегодня театр открывается после шестилетней реставрации ценой в 700 млн долларов, что в 16 раз превышает бюджет, – во многом потому, что большая часть денег была разворована и растрачена». Это высказывание журналиста «Таймс» цитируется в обзоре ИноСМИ.

Вопрос о том, можно ли было провести реставрацию этой сцены дешевле и быстрее, волнует и отечественных журналистов. Правда, к общему мнению по этому поводу они так и не пришли. Газета «Труд» приводит слова архитектора Никиты Шангина, разрабатывавшего проект реконструкции: «На самом деле экономисты, обсчитывавшие нашу разработку, составленную в 2003 году по проектному заданию Министерства культуры, вывели цифру 33 млрд. рублей. Главгосэкспертиза по строительству срезала этот показатель до 30 млрд. Они закрыли глаза на уникальность здания, его затесненность в городской среде и другие важные обстоятельства, которые значительно удорожают работы. А на встрече с Путиным Швыдкой, ни с кем не советуясь, неожиданно назвал 25 млрд. Но и эта сумма вызвала гнев министра экономики Германа Грефа, которому тоже никто не объяснил реальных проблем Большого. Поэтому он и предложил ограничиться 10 млрд, которых на капремонт вполне бы хватило. Но так или иначе, а работы начались, и уже дальше сумму затрат приходилось неоднократно корректировать».

«Московские новости» уверены, что само по себе возвращение коллектива ГАБТа на историческую сцену – это чудо. Ведь при определенных условиях оно вообще могло не произойти: «Начальный период реставрации Большого театра ясно показал, что в общем-то (особенно после ухода Михаила Швыдкого с поста министра) всем было наплевать. И гладиаторское мужество дирекции ГАБТа ничего не могло изменить. К Большому театру относились давно так же, как и к прокладке какой-нибудь скоростной трассы Колугрив – Урюпинск. Только, пожалуй, еще с каким-то дополнительным высокомерием — типа, объект культуры может и подождать. Это в отличие от нефти и газа в стране не главное».

Теперь эстафета затяжных реставрационных работ, по всей видимости, от ГАБТа перешла к Политехническому музею. По крайней мере, дискуссии по поводу итогов международного конкурса на лучшую концепцию реконструкции этого знаменитого музея не утихают. Очень резкую оценку проекта-победителя дал архитектурный критик и глава экспертного совета конкурса Григорий Ревзин. «Должен заметить, что представленные данные об опыте архитектора ясно показывают, что необходимым опытом господин Исигами не обладает. Его успехи – две работы на венецианской биеннале – хотя и представляли собой изумительный художественный продукт (в особенности работа в японском павильоне 2008 года), никак не связаны с опытом реальной сложной стройки. Остальные его вещи менее убедительны в художественном отношении и никак не могут сравниваться с Политехническим музеем по уровню сложности строительной задачи. <...> Сам я, получив такую экспертизу, никогда бы не решился проголосовать за проект. Мне также звонил эксперт по конструкциям профессор Владимир Травуш, ему работа Исигами тоже показалась малоубедительной, поскольку по его мнению покрытие из полимерных пленок носит временный характер, недолговечно, удачно для стадионов, но малопригодно в музее». 

Оппонентом Ревзина выступил Кирил Асс, написавший материал в поддержку проекта японского архитектора. «Исигами действительно не успел построить ни одного музея, и его практический опыт самостоятельной работы невелик: он основал свое бюро совсем недавно, покинув офис притцкеровских лауреатов 2010 года, компании «Санаа». Однако те немногие проекты, которые он уже успел осуществить, поражают поэтичностью конструктивного мышления, которой мы не видели со времен Шухова и Эйфеля – то есть как раз с тех пор, когда восторг от новых технологий нашел свое отражение в возведении посвященного им музея. Ценность работ Исигами заключается в том, что они, в противовес гигантомании проектов международных звезд вроде Гэри или Герцога и Де Мерона, не пытаются поразить нас масштабом, но открывают непредставимые качества в обыденном».

Сроки появления вокруг Политехнического музея полуподземного сада пока известны лишь приблизительно, а вот другие нововведения могут появиться в этом районе московского центра уже через несколько месяцев. Речь идет о возведении ограды, которая изолирует от простых москвичей Ипатьевский и Никитников переулки вместе с находящимися там зданиями администрации президента России и двумя памятниками архитектуры – палатами иконописца Симона Ушакова и церковью Троицы, которые так некстати оказались в соседях у высокопоставленных чиновников. Заявление общественного движения «Архнадзор», вызвавшее большой резонанс в блогосфере, было процитировано сразу в нескольких крупных СМИ, опубликовавших статьи по этому поводу. «Архнадзору» удалось добиться если не победы, то по крайней мере широкой огласки этой инициативы. Из материала «Закрыто как в Кремле», размещенного на портале Газеты.Ru стало известно, что власти  отказываются давать внятные комментарии о создании закрытой территории в центре Москвы: «В пресс-службе ФСО не стали комментировать порядок прохода на охраняемую территорию. Также не удалось получить оперативный комментарий по сложившейся ситуации у представителей Москомнаследия». Впрочем, чуть позже чиновники все же обозначили свою позицию. «Для посещения находящихся на закрытой территории двух памятников архитектуры будут созданы все условия, сообщил пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков. <...> Он отметил, что режим прохода к памятникам на закрытой территории будет аналогичен режиму, действующему в Кремле. Отличие будет связано только с тем, что здесь гораздо меньше культурных объектов и исторических памятников», –  сообщает РИА Новости.

А в Перми тем временем готовятся к совсем другим изменениям. Сюда переехал известный архитектурный критик, один из вдохновителей фестиваля «Золотая капитель» Александр Ложкин, который теперь будет заниматься информационной поддержкой процесса реализации генплана города. «В Перми проходит, можно сказать, градостроительный эксперимент. Здесь принимается градостроительная документация, которая довольно серьезно отличается от тех проектов, которые делаются в остальной стране» –  рассказал Ложкин журналистам портала «НГС Новости».

Тем временем в Перми обсуждается проект застройки микрорайона «Красные казармы»: предложенная девелоперами концепция, включающая в себя возведение высотных зданий, не соответствует требованиям генплана города. «Концепция строительства предусматривает возведение 10- и 16-этажных зданий. Но массовое строительство таких высоких объектов не предусмотрено в мастер-плане Перми. Напомним, концепция застройки города предполагает возведение зданий до 6 этажей», – пишет пермское издание «Бизнес-класс». В настоящий момент собственники земельного участка пытаются найти компромисс с властями. Не исключено, что именно Александр Ложкин  сумеет разрубить этот гордиев узел.
zooming
Один из эскизов Исигами © Junya.ishigami+Associates
zooming
Эскиз к проекту Исигами © Junya.ishigami+Associates

28 Октября 2011

Лариса Романовская

Автор текста:

Лариса Романовская
Похожие статьи
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Старое и новое с коммерческим интересом
Реставрация и реконструкция исторического универмага La Samaritaine в центре Парижа повысила его «ценовую категорию», но дополнила его 96 социальными квартирами и яслями на 80 малышей. Новую часть комплекса спроектировало бюро SANAA.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Острые профили
На фасадах жилого дома в Иокогаме тонкие панели из преднапряженного бетона защищают интерьер от солнца, разделяют балконы соседних квартир и кадрируют виды города. Авторы проекта – Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Стальные грани
В музее Ордрупгор в пригороде Копенгагена открылось для публики подземное крыло по проекту бюро Snøhetta: его перекрытия покрыты многогранным стальным «кожухом», который преломляет и отражает свет.
Кортеновая спираль
Смотровая башня Marsk Tower по проекту BIG открывает любителям природы виды датского национального парка «Ваттовое море».
Архитектурная реабилитация
Исправительное учреждение Anstalten в Гренландии по проекту бюро Schmidt Hammer Lassen и Friis & Moltke расположено на берегу моря; окна – без решеток, и из них открываются виды фьорда.
Экологичный поворот
История о том, как планы прокладки дороги по границе парка превратились в планы по сохранению экосистемы и благоустройства прогулочных маршрутов.
Обтекаемые формы
В Германии сдан в эксплуатацию первый дом, напечатанный на 3D-принтере. Авторы проекта – MENSE-KORTE ingenieure+architekten, за печать отвечали PERI AG.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
«Технологический оптимизм»
Бюро AL_A представило проект первой в мире электростанции на термоядерном синтезе: она заработает недалеко от Оксфорда в 2025. Технология разработана канадской компанией General Fusion.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.