Атмосферные явления

Осуществляя редевелопмент квартала в районе метро «Новослободская», архитекторы бюро АДМ сочли нужным бережно сохранить рядовую застройку XIX века, и сосредоточили свои творческие силы на дизайне пространства внутренних дворов, создав там гармоничную и комфортную атмосферу. Этот подход оказался неожиданно созвучен названию будущего бизнес-квартала – «Атмосфера».

Автор текста:
Анна Старостина

31 Октября 2011
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция)
Россия, Москва, Сущевская-Палиха ул.

2011 – 2013

Заказчики: SMINEX LTD
Смежные проектировщики:
Инженерные разделы: ООО «Курортпроект»
Конструктивный раздел: ООО «МБ-Проект»
В мастерской «Архитектурный Диалог с Мегаполисом» не слишком охотно берутся за проекты редевелопмента, предпочитая объекты «с нуля». Но работа над бизнес-кварталом «Атмосфера» заставила архитекторов изменить свой взгляд на подобные проекты. «Когда берешься за редевелопмент, всегда сталкиваешься с огромным количеством проблем и ограничений: сложности с инженерией, некачественные обмеры и т.д. – рассказывает Андрей Романов – Но в Москве довольно много кварталов, спроектированных в начале XX века архитекторами с прекрасной «школой». Мы попытались сделать реновацию одного такого кластера, обнажив все его достоинства. Задача оказалась фантастически интересной».

Проект предусматривал редевелопмент бывшей ткацкой фабрики «Салют» и объединения «Рекламфильм» на улице Палиха в небольшой современный бизнес-квартал (общая площадь около 21 000 кв.м.). Архитекторам достались несколько разностилевых зданий начала двадцатого века высотой по 2-3 этажа и пятиэтажный корпус примерно 1970-ых годов. Однако, несмотря на то, что ни одна из построек не представляет абсолютно никакой исторической ценности, архитекторы отнеслись к ним предельно внимательно.

«Мы сразу отметили любопытную систему внутренних дворов, соединяющую все корпуса. Правда, из-за многочисленных поздних достроек она практически не читалась» – продолжает Андрей Романов. Именно вокруг этих дворов и построили концепцию будущего комплекса.

Архитекторы настояли на запрете въезда машин на территорию (автостоянку на 144 мест организовали за пределами внутренних дворов). И все это внутреннее пространство решили по камерным, почти интерьерным законам. Действительно, три внутренних двора в проекте АДМ напоминают уютные площади исторических городов Европы. Во-первых – потому, что они полностью покрыты аккуратной каменной вымосткой из красной и белой гранитной плитки. Во-вторых – из-за элементов зелени: газонов и деревьев, обрамленных, как драгоценности, в аккуратные рамы скамеек в виде дисков из белого полированного бетона – даже зимой они будут выглядеть весьма эффектно. Программу продолжили живые деревья и лавочки, выполненные по авторским эскизам.

Это каменный городской мир, внутри которого, как в музее, бережно поддерживаются маленькие вкрапления природы. Не простые, каких в Москве много: лохматые, больные и затоптанные, а – породистые и ухоженные; трава декоративная, стебелек к стебельку, плюс чуточку продуманной небрежности, кольцо отборного щебня и кольцо скамейки вокруг. Выходя из офиса «подышать», облученные компьютером белые воротнички присядут на круглые скамейки и окажутся, таким образом, прямо-таки рядом с источником кислорода. 

Дизайн, предложенный архитекторами АДМ, всячески настроен на то, чтобы побороть скуку угловатых прямоугольных пространств каждого двора. Рисунок вымостки разрезан несколькими диагоналями, которые немного сбивают ощущение перспективы и создают иллюзию легкого рельефа. Все остальные формы – от газонов в рамках скамеек до канализационных люков – круглые. Форма круга, как всем известно, обтекаема и скульптурна, поскольку не имеет углов – она «пребывает» в пространстве, не разделяя его и не разграничивая. Так что круглые газоны-скамейки с их экологическим наполнением сразу же считываются зрителем как арт-объекты. А пространство дворов оказывается цельным, но не скучным. И чем-то оно (очень отдаленно, разумеется) напоминает венецианские дворики с капителями Сан-Марко посреди сплошной каменной мостовой.

В зданиях XIX века, как правило, имелся полуподвальный этаж; он есть и здесь, причем за прошедшие полтораста лет нижний ярус основательно врос в землю, и поверхность дворов будет располагаться вровень с первым этажом. Весь «культурный слой» перед подвальным этажом будет полностью вычищен, а затем – прикрыт слоем каменной плитки, в которую архитекторы встроили полосы вечерней подсветки фасадов. Пунктир подсветки будет формировать что-то вроде «световой стены» по периметру перед фасадами; отдельные пятна света лягут в центре на круглые газоны, которые к тому же получат дополнительные кольца подсветки внизу. Картину вечернего уюта дополнят маленькие, похожие на звезды (или светлячков) фонарики среди травы газонов. И днем, и вечером здесь будет формироваться своя, поразительно отличная от уличной московской, дружественная и комфортная атмосфера – что удивительным образом совпадает с официальным названием офисного центра.

Этот, первый слой дизайна-благоустройства можно было бы назвать пространственно-пластическим. Второй слой – цветовой. Внутренние фасады зданий XIX века было решено не прятать за современной облицовкой, а сохранить в изначальном виде, покрыв светло-серой, почти белой штукатуркой. На этот нейтральный фон архитекторы наложили яркие пятна цветного стекла с шелкографией. Так, входы в разные части бизнес-квартала будут отмечены огромными, 3,5 на 2 метра, подсвеченными стеклянными панелями разных цветов, на которые будут нанесены гигантские цифры – номера подъездов. Каждый блок отмечен своим цветом и вместе с цифрами эта «система кодирования» должна помочь посетителям офисного центра сориентироваться. Приглашая посетителей, сотрудники смогут сказать, что их подъезд, к примеру, «четвертый зеленый» или «пятый оранжевый». Арки проходов между дворами тоже будут отделаны стеклом с цветной шелкографией и подсвечены.

Больше всего проблем доставил архитекторам 5-ти этажный корпус советских времен, который, к тому же, должен стать основным фасадом комплекса. Прежде всего, было решено уделить особое внимание окнам, каждое из них разбили на две части тонкой светлой перемычкой. Вместо тяжелых приземистых квадратов получились тонкие вертикали стекла, в нижней части прикрытые полосатыми стеклянными вставками. Кусочки стекла, подвешенные вне рам на точечных креплениях смотрятся особенно эффектно, а их полосатый рисунок перекликается ребристой керамикой простенков. Узнать прежнее здание практически невозможно: его фасады из инертно-массивных превратились в легкую, хотя и строгую сетку с очень тонкой черно-белой разгранкой.

Совершенно очевидно, что главным героем архитектуры этого бизнес-квартала стала – в унисон официальному названию – атмосфера. Дизайн урбанистического мини-ландшафта становится здесь частью архитектуры, создавая между главным входом и дверью офиса своего рода переходную зону, пространство, наделенное созерцательными свойствами и позволяющее насладиться нюансами, не вникая в механику их устройства. К слову сказать, архитекторы сохранили здесь, внутри вереницы дворов, старые стены, но никоим образом не историческую среду. Напротив, здания погрузят в совершенно иную среду, очень современную, хотя и неуловимую, как слабый ветер, который будет шевелить стебли отборных травинок на газонах «Атмосферы». Это никоим образом не московский дворик. Скорее уж европейский рецепт, вполне очевидный в контексте западного опыта, но для России пока что крайне редкий. 
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Исходное положение. Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция).План комплекса. Реализация, 2013 © ADM.
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Макет. Реализация, 2013 © ADM
zooming
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
zooming
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Фасад. Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM


Мастерская:

ADM

Проект:

Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция)
Россия, Москва, Сущевская-Палиха ул.

2011 – 2013

Заказчики: SMINEX LTD
Смежные проектировщики:
Инженерные разделы: ООО «Курортпроект»
Конструктивный раздел: ООО «МБ-Проект»

31 Октября 2011

Автор текста:

Анна Старостина

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.