English version

Атмосферные явления

Осуществляя редевелопмент квартала в районе метро «Новослободская», архитекторы бюро АДМ сочли нужным бережно сохранить рядовую застройку XIX века, и сосредоточили свои творческие силы на дизайне пространства внутренних дворов, создав там гармоничную и комфортную атмосферу. Этот подход оказался неожиданно созвучен названию будущего бизнес-квартала – «Атмосфера».

Автор текста:
Анна Старостина

31 Октября 2011
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция)
Россия, Москва, Сущевская-Палиха ул.

2011 — 2011 / 2011 — 2013

Заказчики: SMINEX LTD
Смежные проектировщики:
Инженерные разделы: ООО «Курортпроект»
Конструктивный раздел: ООО «МБ-Проект»
В мастерской «Архитектурный Диалог с Мегаполисом» не слишком охотно берутся за проекты редевелопмента, предпочитая объекты «с нуля». Но работа над бизнес-кварталом «Атмосфера» заставила архитекторов изменить свой взгляд на подобные проекты. «Когда берешься за редевелопмент, всегда сталкиваешься с огромным количеством проблем и ограничений: сложности с инженерией, некачественные обмеры и т.д. – рассказывает Андрей Романов – Но в Москве довольно много кварталов, спроектированных в начале XX века архитекторами с прекрасной «школой». Мы попытались сделать реновацию одного такого кластера, обнажив все его достоинства. Задача оказалась фантастически интересной».

Проект предусматривал редевелопмент бывшей ткацкой фабрики «Салют» и объединения «Рекламфильм» на улице Палиха в небольшой современный бизнес-квартал (общая площадь около 21 000 кв.м.). Архитекторам достались несколько разностилевых зданий начала двадцатого века высотой по 2-3 этажа и пятиэтажный корпус примерно 1970-ых годов. Однако, несмотря на то, что ни одна из построек не представляет абсолютно никакой исторической ценности, архитекторы отнеслись к ним предельно внимательно.

«Мы сразу отметили любопытную систему внутренних дворов, соединяющую все корпуса. Правда, из-за многочисленных поздних достроек она практически не читалась» – продолжает Андрей Романов. Именно вокруг этих дворов и построили концепцию будущего комплекса.

Архитекторы настояли на запрете въезда машин на территорию (автостоянку на 144 мест организовали за пределами внутренних дворов). И все это внутреннее пространство решили по камерным, почти интерьерным законам. Действительно, три внутренних двора в проекте АДМ напоминают уютные площади исторических городов Европы. Во-первых – потому, что они полностью покрыты аккуратной каменной вымосткой из красной и белой гранитной плитки. Во-вторых – из-за элементов зелени: газонов и деревьев, обрамленных, как драгоценности, в аккуратные рамы скамеек в виде дисков из белого полированного бетона – даже зимой они будут выглядеть весьма эффектно. Программу продолжили живые деревья и лавочки, выполненные по авторским эскизам.

Это каменный городской мир, внутри которого, как в музее, бережно поддерживаются маленькие вкрапления природы. Не простые, каких в Москве много: лохматые, больные и затоптанные, а – породистые и ухоженные; трава декоративная, стебелек к стебельку, плюс чуточку продуманной небрежности, кольцо отборного щебня и кольцо скамейки вокруг. Выходя из офиса «подышать», облученные компьютером белые воротнички присядут на круглые скамейки и окажутся, таким образом, прямо-таки рядом с источником кислорода. 

Дизайн, предложенный архитекторами АДМ, всячески настроен на то, чтобы побороть скуку угловатых прямоугольных пространств каждого двора. Рисунок вымостки разрезан несколькими диагоналями, которые немного сбивают ощущение перспективы и создают иллюзию легкого рельефа. Все остальные формы – от газонов в рамках скамеек до канализационных люков – круглые. Форма круга, как всем известно, обтекаема и скульптурна, поскольку не имеет углов – она «пребывает» в пространстве, не разделяя его и не разграничивая. Так что круглые газоны-скамейки с их экологическим наполнением сразу же считываются зрителем как арт-объекты. А пространство дворов оказывается цельным, но не скучным. И чем-то оно (очень отдаленно, разумеется) напоминает венецианские дворики с капителями Сан-Марко посреди сплошной каменной мостовой.

В зданиях XIX века, как правило, имелся полуподвальный этаж; он есть и здесь, причем за прошедшие полтораста лет нижний ярус основательно врос в землю, и поверхность дворов будет располагаться вровень с первым этажом. Весь «культурный слой» перед подвальным этажом будет полностью вычищен, а затем – прикрыт слоем каменной плитки, в которую архитекторы встроили полосы вечерней подсветки фасадов. Пунктир подсветки будет формировать что-то вроде «световой стены» по периметру перед фасадами; отдельные пятна света лягут в центре на круглые газоны, которые к тому же получат дополнительные кольца подсветки внизу. Картину вечернего уюта дополнят маленькие, похожие на звезды (или светлячков) фонарики среди травы газонов. И днем, и вечером здесь будет формироваться своя, поразительно отличная от уличной московской, дружественная и комфортная атмосфера – что удивительным образом совпадает с официальным названием офисного центра.

Этот, первый слой дизайна-благоустройства можно было бы назвать пространственно-пластическим. Второй слой – цветовой. Внутренние фасады зданий XIX века было решено не прятать за современной облицовкой, а сохранить в изначальном виде, покрыв светло-серой, почти белой штукатуркой. На этот нейтральный фон архитекторы наложили яркие пятна цветного стекла с шелкографией. Так, входы в разные части бизнес-квартала будут отмечены огромными, 3,5 на 2 метра, подсвеченными стеклянными панелями разных цветов, на которые будут нанесены гигантские цифры – номера подъездов. Каждый блок отмечен своим цветом и вместе с цифрами эта «система кодирования» должна помочь посетителям офисного центра сориентироваться. Приглашая посетителей, сотрудники смогут сказать, что их подъезд, к примеру, «четвертый зеленый» или «пятый оранжевый». Арки проходов между дворами тоже будут отделаны стеклом с цветной шелкографией и подсвечены.

Больше всего проблем доставил архитекторам 5-ти этажный корпус советских времен, который, к тому же, должен стать основным фасадом комплекса. Прежде всего, было решено уделить особое внимание окнам, каждое из них разбили на две части тонкой светлой перемычкой. Вместо тяжелых приземистых квадратов получились тонкие вертикали стекла, в нижней части прикрытые полосатыми стеклянными вставками. Кусочки стекла, подвешенные вне рам на точечных креплениях смотрятся особенно эффектно, а их полосатый рисунок перекликается ребристой керамикой простенков. Узнать прежнее здание практически невозможно: его фасады из инертно-массивных превратились в легкую, хотя и строгую сетку с очень тонкой черно-белой разгранкой.

Совершенно очевидно, что главным героем архитектуры этого бизнес-квартала стала – в унисон официальному названию – атмосфера. Дизайн урбанистического мини-ландшафта становится здесь частью архитектуры, создавая между главным входом и дверью офиса своего рода переходную зону, пространство, наделенное созерцательными свойствами и позволяющее насладиться нюансами, не вникая в механику их устройства. К слову сказать, архитекторы сохранили здесь, внутри вереницы дворов, старые стены, но никоим образом не историческую среду. Напротив, здания погрузят в совершенно иную среду, очень современную, хотя и неуловимую, как слабый ветер, который будет шевелить стебли отборных травинок на газонах «Атмосферы». Это никоим образом не московский дворик. Скорее уж европейский рецепт, вполне очевидный в контексте западного опыта, но для России пока что крайне редкий. 
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Исходное положение. Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция).План комплекса. Реализация, 2013 © ADM.
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Макет. Реализация, 2013 © ADM
zooming
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
zooming
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Фасад. Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция). Реализация, 2013 © ADM


Мастерская:
ADM
Проект:
Офисный комплекс Атмосфера (реконструкция)
Россия, Москва, Сущевская-Палиха ул.

2011 — 2011 / 2011 — 2013

Заказчики: SMINEX LTD
Смежные проектировщики:
Инженерные разделы: ООО «Курортпроект»
Конструктивный раздел: ООО «МБ-Проект»

31 Октября 2011

Автор текста:

Анна Старостина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».