Современное искусство… в контейнере

31 марта Архитектурный совет города Москвы собрался в полном составе для того, чтобы рассмотреть проекты строительства второй очереди музея современного искусства на Зоологической улице (ПТАМ Михаила Хазанова), и гостиницы напротив Курского вокзала (мастерская Александра Асадова). Оба проекта вызвали острую дискуссию, однако в итоге были приняты.

mainImg
Над проектом музея современного искусства архитектор Михаил Хазанов начал работать еще в середине 1980-х годов, то есть очень задолго до того, как идея создания подобного учреждения культуры стала обсуждаться на уровне города и федерального центра. Напомним, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был создан в 1992 году, а первое собственное здание обрел лишь в 2004-м. Под нужды учреждения культуры по проекту Михаила Хазанова были реконструированы помещения завода электроосветительного оборудования на Зоологической улице, и получившийся в итоге объект с вынесенным наружу каркасом, прозрачной шахтой лифта и алыми вставками на фасаде заслужил единодушное одобрение критики и профессионального сообщества. Здание с гордостью называли «русском Центром Помпиду», а в 2005 году ему был присужден «Хрустальный Дедал». Примерно тогда же стало понятно, что очаровательный гибрид фабричной архитектуры и хай-тека очень скоро станет мал ГЦСИ, поэтому  Министерство культуры РФ выступило с предложением создать на базе Центра федеральный музей современного искусства, которого в России до сих пор не было. Сначала его планировалось разместить практически на том же участке, что и ГЦСИ – разработанный Михаилом Хазановым проект (он выставлялся, например, «Арх Москве-2006») предусматривал расширение здания и его надстройку 17-этажной круглой в плане башней, в нескольких местах проколотой насквозь параллелепипедами консолей, – но позже было принято решение о том, что центр и музей будут располагаться в двух разных зданиях. 

Участок, выделенный под строительство музея, расположен по адресу Зоологическая улица, 13. Одной стороной он вплотную примыкает к зданию ГЦСИ, другой – граничит с территорией Московского зоопарка, со стороны двора граничит с жилыми домами. Участок не пустует – здесь находится так называемый дом Василия Поленова, здание, выстроенное на средства знаменитого живописца в 1915 году и предназначавшееся для размещения Секции содействия народным театрам. Автором сооружения считается архитектор О.О. Шишковский, однако многие историки склонны считать, что в основу проекта были положены эскизы самого Поленова. В 1930-е годы дом пережил серьезный пожар, после чего был реконструирован, в 1940-е в его стенах располагались цеха минного завода. И хотя уникальные интерьеры театра безвозвратно погибли, внешне дом Поленова частично сохранил свой первозданный вид, например, уцелели эффектная угловая башня, аркада на фасаде и некоторые другие элементы первоначального оформления. При этом дом не является памятником архитектуры и несколько лет назад признан аварийным, поэтому по проекту Михаила Хазанова предполагается его снести, а наиболее ценные его фрагменты – башню и кусок стены с тремя арочными проемами – включить в новое здание. Остальные существующие на участке строения – три бывших заводских цеха – будут снесены без воссоздания. 

Поскольку площадь участка очень небольшая, новое музейное здание вынуждено развиваться по вертикали. По мнению Михаила Хазанова, это не проблема – вертикальная структура вполне соответствует главной функции данного объекта, то есть размещению частных коллекций (по этажу на каждую), которые станут основой экспозиции музея. При этом архитектор частично выносит каркас здания наружу, что не только роднит новый объем с уже существующим зданием ГЦСИ, но и позволяет сделать внутреннее пространство залов максимально просторным и свободным. Согласно концепции Хазанова, музейное здание представляет собой прямоугольный «контейнер», открытый для наполнения различными арт-объектами. Постоянно меняющееся «содержимое» будет напрямую влиять на архитектурный облик здания – его фасады фактически представляют собой гигантские экраны, способные кардинально менять свой цвет, очертания и декор с помощью видеоинсталляций. Вторым важнейшим элементом оформления фасадов станут две динамичные диагонали эскалаторов, по которым посетители смогут подняться на все 17 этажей 65-метровой башни. К слову, помимо собственно выставочных залов, лекториев и депозитария, в новом здании планируются камерные помещения клуба коллекционеров современного искусства и детской искусствоведческой студии. 

Основная идея проекта Хазанова – превратить само здание музея в объект актуального искусства – заставила аудиторию разделиться. Референт проекта архитектор Андрей Чернихов высоко оценил задумку коллеги, или: для Александра Кудрявцева она, напротив, стала неожиданностью. По мнению последнего, проект Хазанова неоправданно дорог и «не взаимодействует со средой, а взрывает ее». С мнением о том, что динамичная световая инсталляция на фасадах нового музея может мешать соседним жилым домам, согласились и многие другие члены Архитектурного совета. В частности, Святослав Миндрул предложил остановиться на нейтральном варианте стеклянного объема, за прозрачным фасадом которого можно что-то экспонировать, а Юрий Платонов заметил, что «подобные архитектурные организмы живут только на картинках». 

В ходе дискуссии обнаружились и другие серьезные проблемы проекта. Первая – это фактический снос дома Поленова. Как уже было сказано, здание не является памятником, однако, как считает главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак, оно имеет не только историческую ценность (ведь в нем бывали и Репин, и Шаляпин), но и архитектурную, поскольку «генетически близко» к знаменитой усадьбе Поленова «Борок» на Оке. «Дом заслуживает того, чтобы быть сохраненным хотя бы в объемах, а не «в виде нашлепки на новое здание», – уверен Борис Пастернак. С другой стороны, Андрей Боков назвал идею воссоздания в прежних объемах еще более сомнительной, чем сохранение импровизированной «памяти» о доме на фасаде нового музея. 

Второй спорный вопрос – транспортная схема участка. Зоологическая – улица с односторонним движением и острым дефицитом парковочных мест, при этом на ней расположена целая сеть социальных и культурных учреждений, в которые ежедневно приезжают сотни людей. Живущий неподалеку Святослав Миндрул предложил проектировщикам устроить в нижних этажа башни пешеходную галерею; однако как заметил Михаил Посохин, это предложение вступает в конфликт с требованием  сохранения фрагментов исторического здания. В том же, что касается необходимых новому музею парковочных мест, их могут обеспечить две расположенные по соседству подземные стоянки (сейчас их строительство заморожено). 

В целом в возможности строительства музея именно по адресу Зоологическая, 13 большинство членов совета не сомневались. Только Александр Кудрявцев заметил, что подобные объекты предпочтительнее размещать на свободных пространствах, там, где окружение отсутствует. Однако переносить музей в другое место и разлучать его с очень популярным у москвичей зданием ГЦСИ эксперты посчитали нецелесообразным. Присутствовавший же на заседании Архитектурного совета министр культуры РФ Александр Авдеев поблагодарил архитекторов за поддержку самой идеи организации первого федерального музея современного искусства именно на базе ГЦСИ. Что же касается архитектуры, то министр культуры лишь заметил, что музей, по его мнению, не должен стать «римейком центра Помпиду». Проект Михаила Хазанова был принят Архитектурным советом на уровне концепции.

Вторым объектом, рассмотренным 31 марта Архитектурным советом г. Москвы, стала гостиница, спроектированная мастерской Александра Асадова на Садовом кольце, напротив Курского вокзала. Проектировать офисное здание на этом участке архитекторы начали несколько лет назад, но в 2007 году Общественный совет принял решение о смене функционального назначения участка, и офисное здание уступило место отелю. После обсуждений проекта с местными жителями объемы гостиницы заметно уменьшились, архитекторы сделали больший отступ от соседнего жилого дома, соблюли требование о 10-метровом пожарном проезде и уменьшили подземную парковку на один этаж. В ноябре 2009 года проект вновь выносился на Общественный совет и был одобрен. 

Напомним, что семиэтажное здание гостиницы встраивается в красную линию Садового кольца между равным ему по высоте жилым домом 1955 года постройки и двухэтажным, сооруженным в 1915 году. Архитектура здания, по словам Александра Асадова, «впитывает окружающие стили» – конструктивистского дома напротив и сталинских зданий по соседству. Так, гостиница объединяет вполне классический мощный цоколь и легкий стеклянный «аттик» с конструктивистским стеклянным цилиндром на углу. Здание тактично выдерживает красную линию улицы – оно несколько выступает вперед двухэтажным цоколем, который продлевается к соседнему высотному жилому дому, образуя пилон. За ним расположен небольшой сквер – его эксперты Архитектурного совета единодушно признали одной из основных достоинств проекта. 

Авторам проекта было рекомендовано снизить высоту потолков до соответствующих трехзвездочному уровню 3.30 м, а за счет выигранного пространства лучше акцентировать верхнюю часть здания. Совет также предложил архитекторам рассмотреть вариант соединения цокольной «аркады» гостиницы с соседним зданием. Уязвимым местом проекта эксперты признали неудобный подъезд к гостинице – для того, чтобы добраться до парадного входа, автомобилистам придется объезжать вокруг целого квартала. Совет одобрил проект, предложив авторам подумать нам иным вариантом транспортной схемы. 
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
zooming
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
Музей современного искусства в составе ГЦСИ. Зоологическая ул., вл. 13 © ПТАМ Хазанова. М. Хазанов, М. Миндлин, А. Нагавицын
Дом Поленова
zooming
Здание ГЦСИ. Премия «Хрустальный Дедал» 2005 г. Внешний вид и интерьер выставочного зала
zooming
Проект гостиницы на Земляном валу, вл. 26. ГУП «Моспроект-2». маст. №19. А. Асадов, А. Рожественский, А.А. Асадов, С. Терехов, Я. Миронова.
Проект гостиницы на Земляном валу, вл. 26. ГУП «Моспроект-2». маст. №19. А. Асадов, А. Рожественский, А.А. Асадов, С. Терехов, Я. Миронова.
Проект гостиницы на Земляном валу, вл. 26. ГУП «Моспроект-2». маст. №19. А. Асадов, А. Рожественский, А.А. Асадов, С. Терехов, Я. Миронова.
Проект гостиницы на Земляном валу, вл. 26. ГУП «Моспроект-2». маст. №19. А. Асадов, А. Рожественский, А.А. Асадов, С. Терехов, Я. Миронова. Генплан

11 Апреля 2010

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.