28.12.2009

Отсрочка по плану

В последние две недели декабря российская архитектурная пресса продолжала обсуждать самые скандальные темы 2009 года – реконструкцию Пушкинского музея изобразительных искусств, снос ЦДХ и проект Актуализированного генплана Москвы. Некоторые издания также подвели итоги архитектурного года, и их выводы сложно назвать утешительными.

информация:

Фрагмент проекта музейного городка вокруг ГМИИ им. Пушкина, представленный в сентябре 2008 г. в Венеции. Над проектом продолжается работа, и он видоизменяется. Источник: Фото © «РИА Новости»
Фрагмент проекта музейного городка вокруг ГМИИ им. Пушкина, представленный в сентябре 2008 г. в Венеции. Над проектом продолжается работа, и он видоизменяется. Источник: Фото © «РИА Новости» открыть большое изображение
О пресс-конференции, на которой Сергей Ткаченко представил журналистам «рабочий» макет проекта реконструкции ГМИИ им. А.С.Пушкина, написала газета «КоммерсантЪ». На этой первой общественной презентации проекта выяснилась масса любопытных подробностей. В частности, как оказалось, концепция Ткаченко-Фостера в целом уже принята Советом по реконструкции музея. Правда, хай-тековский «пятилистник» выставочного комплекса, который еще недавно позиционировался как главный акцент всего проекта и при этом так не понравился Юрию Лужкову, теперь может приобрести традиционные для современного московского строительства формы. В частности, Сергей Ткаченко напомнил журналистам, что когда-то на Волхонке находился путевой дворец Екатерины II, и сообщил, что лично он ничего не имеет против «новой архитектуры с воспоминанием о старой». Иными словами, события развиваются именно по тому сценарию, который был описан Григорием Ревзиным всего неделей раньше. Под напором критики столичного мэра замысел Фостера неминуемо трансформируется и, возможно, вскоре может вовсе сменить формы хай-тека на «московский стиль». А «Газета» сосредоточилась на другом неожиданном повороте в судьбе этого проекта. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, которая также возглавляет попечительский совет Фонда содействия ГМИИ им. Пушкина,  распорядилась внести поправки в 73-й Федеральный закон о наследии, запрещающий подземное строительство на территории памятников, узаконив тем самым обширнейшую подземную часть будущего музейного городка.

Правительственное постановление о сносе Центрального дома художников, о котором мы писали в прошлый раз, незамедлительно вызвало бурную общественную реакцию, вылившуюся в митинг 20 декабря. Две сотни активистов, правда, вынуждены были митинговать у входа в ЦПКиО им. Горького – к предмету горячих споров их не подпустили, о чем пишут, в частности, «Ведомости». Интересно, что у представителей власти тут же возник новый вариант дальнейшего использования освобождающейся территории: в интервью РИА Новости, которое цитирует «Газета», заместитель мэра Москвы Владимир Силкин сообщил, что теперь в планах города – строительство парка развлечений или парка искусств и науки, хотя еще недавно речь шла о многофункциональном комплексе. Силкин утверждает, что в новых Правилах землепользования и застройки за территорией ЦДХ не закреплены ни офисная, ни жилая функции.

Отсрочкой закончилась гонка с принятием Актуализированного Генплана Москвы. Это можно расценивать если не как победу общественного мнения, то хотя бы как выигранное им время. На эту новость не замедлили отреагировать все основные газеты: «КоммерсантЪ», «Время новостей» и «Известия». Напомним, что 2 декабря документ был принят Мосгордумой в первом чтении, однако у историков, транспортников и других специалистов оставалась к нему масса вопросов и претензий, и они, вероятно, так и не были бы сняты, если бы Госдума не приняла поправки к Градкодексу РФ, дающие регионам для утверждения генпланов двухлетнюю отсрочку. Иными словами, новый дедлайн Актуализированного генплана – 1 января 2012 года. Этот факт несколько успокоил московские власти, над которыми дамокловым мечом висела перспектива приостановки всей строительной активности после 1 января 2010 года как незаконной. Кстати, кое-какие новые факты реализации Генплана изложил на уже упоминавшейся пресс-конференции Сергей Ткаченко, и этому посвящена статья в «Газете».

Впрочем, отсрочка принятия генплана не дала никакой передышки защитникам объектов наследия. Напротив, под конец года число ЧП с памятниками резко возросло. Объяснением этому может быть только настойчивое желание инвесторов избавиться от «обременения» исторического здания до принятия ПЗЗ. Так, произошел пожар в палатах Гурьева в Потаповском переулке, датируемых XVII веком. Об этом написали активисты «Архнадзора» Рустам Рахматуллин для ИА Regnum и Константин Михайлов для «Газеты». Характерно, что сразу после пожара состоялось заседание комиссии Владимира Ресина, утверждающей списки вновь выявленных памятников, на котором было принято решение лишить «погорельца» охранного статуса. Вместе с ним надежду на охрану государства потерял и еще один пострадавший от пожара памятник – дом Быкова, построенный по проекту Льва Кекушева. Об итогах этого заседания пишет Константин Михайлов.

Пристальное внимание защитников старины в середине декабря также привлек храм Всех Святых на Кулишках. Поводом для беспокойства стало организованное в Политехническом музее Центральным советом ВООПИК общественное обсуждение проекта «мер по сохранению» этого памятника. Обстоятельный анализ этих мер, предполагающих, в частности, поднятие храма на 4 метра, дают «Церковный вестник» и «Газета». Наконец, активистам «Архнадзора» удалось получить новую информацию о состоянии Детского мира. Увы, она также неутешительна: уничтожение интерьеров там продолжается, о чем рассказывают статья и фотоотчет Натальи Самовер.

Конец варварству собственников исторических зданий намерено  положить Москомнаследие. Как рассказал на пресс-конференции председатель комитета Валерий Шевчук, в новом законе об объектах культурного наследия, обсуждение которого мэрией намечено на февраль 2010 года, охранные обязательства перестанут быть для владельцев памятников пустым звуком. В частности, новый закон четко пропишет процедуру изъятия памятников и установит правила использования зданий в коммерческих целях. Подробности можно узнать в «Новых известиях».

Газета «Известия», в свою очередь, сообщает о неплохих итогах реставрационного года в Санкт-Петербурге. Итоги, правда, приходится подводить на фоне нового нелицеприятного поворота в истории с проектом «Охта-Центра». Напомним, городские власти отказались проводить референдум инициативной группы противников строительства этого комплекса. Новость обсудили почти все питерские СМИ, была посвящена ей статья и в «Независимой газете». Любопытная аналитическая статья на тему «газоскреба» появилась также в журнале «Эксперт» – автор размышляет о возможностях перемещения градостроительных амбиций Газпрома с Охты в другое место.

Тему современного строительства в исторической ткани города продолжает проект реконструкции Сенной площади, который недавно обсудил и отклонил градсовет Петербурга. Концепция включала строительство нового торгового комплекса и отеля на Гороховой улице, 47 – 49, а также воссоздание колокольни Успенской церкви. Судьбу площади теперь будет решать конкурс, об этом сообщают портал «Город 812» и «Известия».

И напоследок две неожиданных новости. Первая – о намерении московского мэра возвести на Поклонной горе  с подачи  премьер-министра РФ Владимира Путина копию взорванного в грузинском городе Кутаиси Мемориала славы. Дело, естественно, не обойдется без участия главного российского скульптора Зураба Церетели. Об этой политико-художественной акции написали «Газета.ру» и «Газета» с комментариями Григория Ревзина. И второе любопытное известие пришло из Санкт-Петербурга, где городские власти собираются обложить туристов специальным налогом за осмотр памятников и тем самым пополнить бюджет на их содержание. Об этом пишет «Время новостей».

Итак, к концу года, как и следовало ожидать, наблюдался всплеск градостроительной активности. По целому ряду крупных проектов были приняты судьбоносные решения, а для непринятия Актуализированного генплан, к счастью для Москвы, найден законный повод. Вторая половина декабря – это также традиционное время для подведения итогов года. О результатах работы «Архнадзора» за 2009-й написала «Газета», а наиболее важные события этого архитектурного года перечислил в своей итоговой статье в «КоммерсантЪ Weekend» Григорий Ревзин.

Митинг защитников ЦДХ
Митинг защитников ЦДХ открыть большое изображение
Реконструкция ГМИИ им. Пушкина - Сергей Ткачекно показывает макет. Фото: Павел Головкин
/ Коммерсантъ /
Реконструкция ГМИИ им. Пушкина - Сергей Ткачекно показывает макет. Фото: Павел Головкин / Коммерсантъ /открыть большое изображение
В общественных объединениях, протестовавших против генплана развития Москвы, заявили, что необходим «не просто перенос, а кардинальная переработка документа»
Фото: Евгений Самарин
/ Коммерсантъ /
В общественных объединениях, протестовавших против генплана развития Москвы, заявили, что необходим «не просто перенос, а кардинальная переработка документа» Фото: Евгений Самарин / Коммерсантъ /открыть большое изображение
Проект реконструкции Сенной площади.
Проект реконструкции Сенной площади.открыть большое изображение
Детский мир. Фото «Архнадзор»
Детский мир. Фото «Архнадзор» открыть большое изображение
Детский мир. Фото «Архнадзор»
Детский мир. Фото «Архнадзор» открыть большое изображение
Детский мир. Фото «Архнадзор»
Детский мир. Фото «Архнадзор» открыть большое изображение
Церковь Всех Святых на Кулишках. Фотографии из архива Е. М. Пашкина
Церковь Всех Святых на Кулишках. Фотографии из архива Е. М. Пашкина открыть большое изображение
Дом Гурьевых до пожара. Фото «Архнадзор»
Дом Гурьевых до пожара. Фото «Архнадзор»открыть большое изображение
После пожара. Дом Гурьевых. Фото «Архнадзор»
После пожара. Дом Гурьевых. Фото «Архнадзор» открыть большое изображение
Кутаисский «Мемориал славы». Фото «Итар-Тасс»
Кутаисский «Мемориал славы». Фото «Итар-Тасс»открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Грень
  • Евгений Герасимов
  • Сергей  Орешкин
  • Карен Сапричян
  • Игорь Шварцман
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Попов
  • Магда Чихонь
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Полина Воеводина
  • Георгий Трофимов
  • Валерия Преображенская
  • Тотан Кузембаев
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Никита Бирюков
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Станислав Белых
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Магда Кмита
  • Арсений Леонович
  • Николай Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Сергей Скуратов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Александр Асадов
  • Александр Бровкин
  • Левон Айрапетов
  • Иван Кожин
  • Петр Фонфара
  • Юлий Борисов
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Алексей Иванов
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Шимон Матковски
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи