Отсрочка по плану

В последние две недели декабря российская архитектурная пресса продолжала обсуждать самые скандальные темы 2009 года – реконструкцию Пушкинского музея изобразительных искусств, снос ЦДХ и проект Актуализированного генплана Москвы. Некоторые издания также подвели итоги архитектурного года, и их выводы сложно назвать утешительными.

mainImg
О пресс-конференции, на которой Сергей Ткаченко представил журналистам «рабочий» макет проекта реконструкции ГМИИ им. А.С.Пушкина, написала газета «КоммерсантЪ». На этой первой общественной презентации проекта выяснилась масса любопытных подробностей. В частности, как оказалось, концепция Ткаченко-Фостера в целом уже принята Советом по реконструкции музея. Правда, хай-тековский «пятилистник» выставочного комплекса, который еще недавно позиционировался как главный акцент всего проекта и при этом так не понравился Юрию Лужкову, теперь может приобрести традиционные для современного московского строительства формы. В частности, Сергей Ткаченко напомнил журналистам, что когда-то на Волхонке находился путевой дворец Екатерины II, и сообщил, что лично он ничего не имеет против «новой архитектуры с воспоминанием о старой». Иными словами, события развиваются именно по тому сценарию, который был описан Григорием Ревзиным всего неделей раньше. Под напором критики столичного мэра замысел Фостера неминуемо трансформируется и, возможно, вскоре может вовсе сменить формы хай-тека на «московский стиль». А «Газета» сосредоточилась на другом неожиданном повороте в судьбе этого проекта. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, которая также возглавляет попечительский совет Фонда содействия ГМИИ им. Пушкина,  распорядилась внести поправки в 73-й Федеральный закон о наследии, запрещающий подземное строительство на территории памятников, узаконив тем самым обширнейшую подземную часть будущего музейного городка.

Правительственное постановление о сносе Центрального дома художников, о котором мы писали в прошлый раз, незамедлительно вызвало бурную общественную реакцию, вылившуюся в митинг 20 декабря. Две сотни активистов, правда, вынуждены были митинговать у входа в ЦПКиО им. Горького – к предмету горячих споров их не подпустили, о чем пишут, в частности, «Ведомости». Интересно, что у представителей власти тут же возник новый вариант дальнейшего использования освобождающейся территории: в интервью РИА Новости, которое цитирует «Газета», заместитель мэра Москвы Владимир Силкин сообщил, что теперь в планах города – строительство парка развлечений или парка искусств и науки, хотя еще недавно речь шла о многофункциональном комплексе. Силкин утверждает, что в новых Правилах землепользования и застройки за территорией ЦДХ не закреплены ни офисная, ни жилая функции.

Отсрочкой закончилась гонка с принятием Актуализированного Генплана Москвы. Это можно расценивать если не как победу общественного мнения, то хотя бы как выигранное им время. На эту новость не замедлили отреагировать все основные газеты: «КоммерсантЪ», «Время новостей» и «Известия». Напомним, что 2 декабря документ был принят Мосгордумой в первом чтении, однако у историков, транспортников и других специалистов оставалась к нему масса вопросов и претензий, и они, вероятно, так и не были бы сняты, если бы Госдума не приняла поправки к Градкодексу РФ, дающие регионам для утверждения генпланов двухлетнюю отсрочку. Иными словами, новый дедлайн Актуализированного генплана – 1 января 2012 года. Этот факт несколько успокоил московские власти, над которыми дамокловым мечом висела перспектива приостановки всей строительной активности после 1 января 2010 года как незаконной. Кстати, кое-какие новые факты реализации Генплана изложил на уже упоминавшейся пресс-конференции Сергей Ткаченко, и этому посвящена статья в «Газете».

Впрочем, отсрочка принятия генплана не дала никакой передышки защитникам объектов наследия. Напротив, под конец года число ЧП с памятниками резко возросло. Объяснением этому может быть только настойчивое желание инвесторов избавиться от «обременения» исторического здания до принятия ПЗЗ. Так, произошел пожар в палатах Гурьева в Потаповском переулке, датируемых XVII веком. Об этом написали активисты «Архнадзора» Рустам Рахматуллин для ИА Regnum и Константин Михайлов для «Газеты». Характерно, что сразу после пожара состоялось заседание комиссии Владимира Ресина, утверждающей списки вновь выявленных памятников, на котором было принято решение лишить «погорельца» охранного статуса. Вместе с ним надежду на охрану государства потерял и еще один пострадавший от пожара памятник – дом Быкова, построенный по проекту Льва Кекушева. Об итогах этого заседания пишет Константин Михайлов.

Пристальное внимание защитников старины в середине декабря также привлек храм Всех Святых на Кулишках. Поводом для беспокойства стало организованное в Политехническом музее Центральным советом ВООПИК общественное обсуждение проекта «мер по сохранению» этого памятника. Обстоятельный анализ этих мер, предполагающих, в частности, поднятие храма на 4 метра, дают «Церковный вестник» и «Газета». Наконец, активистам «Архнадзора» удалось получить новую информацию о состоянии Детского мира. Увы, она также неутешительна: уничтожение интерьеров там продолжается, о чем рассказывают статья и фотоотчет Натальи Самовер.

Конец варварству собственников исторических зданий намерено  положить Москомнаследие. Как рассказал на пресс-конференции председатель комитета Валерий Шевчук, в новом законе об объектах культурного наследия, обсуждение которого мэрией намечено на февраль 2010 года, охранные обязательства перестанут быть для владельцев памятников пустым звуком. В частности, новый закон четко пропишет процедуру изъятия памятников и установит правила использования зданий в коммерческих целях. Подробности можно узнать в «Новых известиях».

Газета «Известия», в свою очередь, сообщает о неплохих итогах реставрационного года в Санкт-Петербурге. Итоги, правда, приходится подводить на фоне нового нелицеприятного поворота в истории с проектом «Охта-Центра». Напомним, городские власти отказались проводить референдум инициативной группы противников строительства этого комплекса. Новость обсудили почти все питерские СМИ, была посвящена ей статья и в «Независимой газете». Любопытная аналитическая статья на тему «газоскреба» появилась также в журнале «Эксперт» – автор размышляет о возможностях перемещения градостроительных амбиций Газпрома с Охты в другое место.

Тему современного строительства в исторической ткани города продолжает проект реконструкции Сенной площади, который недавно обсудил и отклонил градсовет Петербурга. Концепция включала строительство нового торгового комплекса и отеля на Гороховой улице, 47 – 49, а также воссоздание колокольни Успенской церкви. Судьбу площади теперь будет решать конкурс, об этом сообщают портал «Город 812» и «Известия».

И напоследок две неожиданных новости. Первая – о намерении московского мэра возвести на Поклонной горе  с подачи  премьер-министра РФ Владимира Путина копию взорванного в грузинском городе Кутаиси Мемориала славы. Дело, естественно, не обойдется без участия главного российского скульптора Зураба Церетели. Об этой политико-художественной акции написали «Газета.ру» и «Газета» с комментариями Григория Ревзина. И второе любопытное известие пришло из Санкт-Петербурга, где городские власти собираются обложить туристов специальным налогом за осмотр памятников и тем самым пополнить бюджет на их содержание. Об этом пишет «Время новостей».

Итак, к концу года, как и следовало ожидать, наблюдался всплеск градостроительной активности. По целому ряду крупных проектов были приняты судьбоносные решения, а для непринятия Актуализированного генплан, к счастью для Москвы, найден законный повод. Вторая половина декабря – это также традиционное время для подведения итогов года. О результатах работы «Архнадзора» за 2009-й написала «Газета», а наиболее важные события этого архитектурного года перечислил в своей итоговой статье в «КоммерсантЪ Weekend» Григорий Ревзин.

zooming
Фрагмент проекта музейного городка вокруг ГМИИ им. Пушкина, представленный в сентябре 2008 г. в Венеции. Над проектом продолжается работа, и он видоизменяется. Источник: Фото © «РИА Новости»
zooming
Митинг защитников ЦДХ
zooming
Реконструкция ГМИИ им. Пушкина - Сергей Ткачекно показывает макет. Фото: Павел Головкин / Коммерсантъ /
zooming
В общественных объединениях, протестовавших против генплана развития Москвы, заявили, что необходим «не просто перенос, а кардинальная переработка документа» Фото: Евгений Самарин / Коммерсантъ /
zooming
Проект реконструкции Сенной площади.
zooming
Детский мир. Фото «Архнадзор»
zooming
Детский мир. Фото «Архнадзор»
zooming
Детский мир. Фото «Архнадзор»
zooming
Церковь Всех Святых на Кулишках. Фотографии из архива Е. М. Пашкина
zooming
Дом Гурьевых до пожара. Фото «Архнадзор»
zooming
После пожара. Дом Гурьевых. Фото «Архнадзор»
zooming
Кутаисский «Мемориал славы». Фото «Итар-Тасс»

28 Декабря 2009

Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.