Какой хороший кризис?

31 марта в доме архитектора состоялся круглый стол, посвященный экономическому кризису. В ходе него выяснилось, в частности: что все согласования теперь будут официально бесплатными (это ново), что именитым архитекторам следует пойти поработать в Моспроект-1, что типовые проекты удобнее индивидуальных, потому что они не требуют времени на согласование. Архитекторы надеются продолжить диалог с властью, для чего по окончании обсуждения была создана специальная комиссия. Планируются другие встречи. Мы же предлагаем всем профессионалам, кого волнуют обозначенные проблемы (и прежде всего – пути выхода из кризиса), поучаствовать в специальном он-лайн обсуждении.

mainImg

Как известно, архитекторы очень сильно пострадали от кризиса – многим девелоперы не платят за работу, число «живых» заказов сократилось катастрофически, многие мастерские уволили больше половины (некоторые – значительно больше половины) сотрудников. Неудивительно, что в кулуарах архитекторы говорят о кризисе много и с отчаянием. Однако круглый стол 31 марта стал едва ли не первой попыткой поговорить о нем открыто и коллективно. Поставить проблему. Среди вопросов, объявленных организаторами (коих много – САР, СМА, ВАНП и НП ГАРХИ) были самые животрепещущие: как взыскать долги с девелоперов, где взять заказы, и главное – как бы добиться того, чтобы власти (московские и федеральные) стали помогать архитекторам выжить.

Собственно это было главной темой круглого стола – обратиться к власти за помощью. Предполагалось даже составить открытое письмо «в органы государственной власти» (сразу скажу, что этого не сделали). Надежды, возлагаемые на эти самые органы, были сформулированы Дмитрием Фесенко в самом начале круглого стола (полностью тезисы можно увидеть здесь). Если обобщить тезисы, слова в пресс-релизе организаторов и то, что время от времени прорывалось во время обсуждения, то надежды получаются следующие.

Во-первых, девелоперы не платят архитекторам – и архитекторам хотелось бы на девелоперов как-то повлиять, чтобы заплатили по долгам. Тем более, что труд архитектора в общей стоимости проекта составляет очень малую часть. На заседании прозвучало: 1,5 %, 2-3 %, Михаил Хазанов похвастался 7 процентами за дом правительства московской области. По словам Дмитрия Александрова, расценки на новые заказы девелоперы стремятся привести к 20 долларам за кв. метр, а по государственным тендерам эта сумма еще меньше – 12 долларов за метр.

Девелоперы, прибыль которых от дорогих проектов была трех, пяти- семикратной, в кризис, по словам Сергея Скуратова «решили наказать в первую очередь архитекторов», чей труд продавали так дорого. Кроме неплательщиков, есть такие заказчики, которые предлагают уменьшить сумму договоров вдвое – «потому что кризис» – рассказал Сергей Киселев и прокомментировал: это даже хорошо, что кризис дал нам возможность увидеть что это за люди, с такими людьми нельзя и здороваться.
Итак, девелоперы не платят по долгам. Варианты решения: первый – договориться, «составить какой-нибудь договор, ну, или хотя бы, соглашение…» (слова Виктора Логвинова); второй – привлечь власти в качестве арбитра и повлиять на должников административно.

Во-вторых: где взять заказы? Заказов стало значительно меньше. Да что там – многие стройки законсервированы, проекты заморожены и отменены. Как сказал глава ассоциации девелоперов и гендиректор «Главстроя» Aртур Маркарян, объемы девелоперов уменьшились в 10 раз, по-видимому, во столько же уменьшилось работы у архитекторов.

По части поиска работы решение обсуждалось вообще как бы одно: госзаказ, федеральное и муниципальное финансирование. Неудивительно, что обсуждение крутилось вокруг федерального закона № 94 «О размещении заказов…», проще говоря – о тендерах. Закон ругали все, даже (сдержанно) представители московского правительства. Девелопер Артур Маркарян сказал: «закон тяжелый и его надо изменить».
В чем главная тяжесть закона? Он требует распределения госзаказов по тендерам, что вроде бы на первый взгляд правильно. Но: тот же закон предлагает кабальные условия. Участвующий в тендере «замораживает» некоторую сумму денег, и, если потом решает отказаться, эту сумму теряет. Выбрать должны проектировщика, предложившего самую дешевую стоимость работ. При этом даже исходные суммы – нереально маленькие. Суммируя – очевидно, что закон требует того самого ценового демпинга. По слишком низким ценам нормальную работу сделать нельзя. Следовательно – прав Сергей Киселев, когда он утверждает, что закон достаточно почитать, чтобы понять, что участвовать в конкурсах по такому закону нельзя, и говорить здесь больше не о чем.

Но государственных заказов все же хочется. Тот же Дмитрий Фесенко предлагает такие антикризисные меры: государство строит инфраструктуру, оно получает мосты и дороги, архитекторы – заказы и возможность пережить кризис. И приводит в пример Америку 1930-х, где это помогло. Можно, правда, привести и другой пример – Борис Годунов в голод начал строить каменные городские стены и каменные торговые лавки, чтобы дать людям работу. В отличие от американцев, ему – не помогло.
А вот если представить себе, что мосты и дороги будут построены на тех самых демпинговых, кабальных условиях? Каково будет качество этой инфраструктуры? Кто-то из присутствующих сказал: если опускать на тендере цену на 50%, то потом надо либо украсть 50% материалов, либо сбежать с авансом…

Есть, правда, и другие госзаказы – градостроительное и территориальное планирование. По градкодексу с 1января 2010 года все территории должны иметь планы, коих нет, и делать их пока что некому. Чем не работа?
По словам Сергея Скуратова: «у мастерских мало работы, высвободился колоссальный ресурс. Они могут готовить задания для конкурсов (необходимые по 94 закону), могут делать генпланы территорий, устроить ревизию всех ранее выработанных решений…». То есть, в принципе, межу мастерскими можно было бы распределить гос- и муниципальные заказы на планирование, зонирование и прочее в этом роде.

Но желательно, чтобы эти госзаказы еще и деньги хоть какие-то приносили. В этом выступавшие архитекторы были солидарны.
Сергей Скуратов – «я против того, чтобы снижать расценки архитекторов, надо снижать налоги с архитекторов, во всем мире они платят по 6%. За что мы платим НДС? У нас же интеллектуальный труд!». Михаил Хазанов – «…европейская норма какая? от 2 до 12 % от стоимости строительства. Должно быть – 7, 8% и больше. Госзаказ должен быть выгоднее коммерческого заказа, во всем мире борются за госзаказ, потому что он выгоднее». И один Сергей Киселев сказал следующее: «мы уже давно и принципиально не работаем с госзаказом».

Две темы, как вернуть старые деньги и как заработать новые. Вопросы, в общем-то, ясны, проблемы поставлены. Их обсуждение… Нельзя сказать, чтобы на этот раз оно получилось конструктивным, хотя на круглом столе присутствовали все три группы заинтересованных: архитекторы, девелоперы (один, но зато президент ассоциации), и власти (московские, три человека: Светлана Бачурина, советник Ресина, из правительства Москвы; Сергей Палладин и Алексей Куренной, заместители председателя Москомархитектуры).

У стороннего наблюдателя этого обсуждения возникало устойчивое ощущение того, что каждый упорно говорит о своем.
Артур Маркарян поделился опытом разработки закона о девелопменте. А также сообщил, что с ноября все деньги от продажи недвижимости идут только на погашение долгов. И что кризис – это с одной стороны плохо, а с другой – хорошо. Раньше девелоперский бизнес существовал на кредиты, теперь он больше не будет кредитоваться. Значит, он будет жить на деньги акционеров. Значит, у девелоперов будет только больше потенциальных инвесторов. Но и более жесткие условия работы. И повернул в сторону архитекторов – от них будут требоваться более точные расчеты стоимости. В общем и целом получилось так: давайте, господа архитекторы, повышать качество работы, кризис нас к этому призывает. Но не забывать о том, что кризис призывает нас деньги уважать. Слишком много у нас было некоммерческих проектов, надо чтобы все проекты имели коммерческую составляющую.
Архитекторы же тихо-тихо, аккуратно так спросили: а как бы нам так договориться, чтобы с долгами рассчитаться? И, не дожидаясь ответа, перевели разговор на другое.

Это другое – а именно выступления представителей «властей» – заняло значительную часть всего обсуждения и пересказать ее не представляется никакой возможности, поэтому сосредоточимся на общем ощущении и на нескольких любопытных сюжетах.

Общее ощущение такое: московские власти, как и девелоперы тоже, находят, что кризис это с одной стороны плохо, с другой – не то чтобы очень. И – опять-таки: работать надо лучше, товарищи, всем нам надо лучше работать. Избаловались, мол, господа архитекторы, разжирели на дорогих заказах, а вот теперь давайте работать качественно, повышать и проч. И то же самое потом – от архитекторов: кризис, так хорошо, теперь у нас есть время высказываться и обсуждать, теперь мы чиновникам все выскажем, как проекты на пересогласование отправлять из-за мелочей.
В сухом остатке – как будто бы кризис всем нравится. Все, почти что поголовно, выражают надежду на то, что другие будут лучше работать. Причем каждый по-своему: девелоперы о деньгах, мэрия о градплане, архитекторы об общественной деятельности. Тогда к чему, господа, антикрисный круглый стол? Кризис (если суммировать многие из приведенных рассуждений) – его любить надо! И лучше работать, надо, знаете ли, лучше работать.

А сюжеты – следующие.
Все согласования теперь будут бесплатными. То есть абсолютно. В формальной части, разумеется; что там будет твориться в неформальной – можно догадаться, но лучше не надо, не будем. Чем однако не новость – бесплатные согласования? Вот она антикризисная мера, об этом отдельно говорить надо!
Кроме того, отменяется согласование предпроектной стадии, архитекторы теперь будут получать от Москомархитектуры вместо АРИ (Акта разрешенного использования) ГПЗУ (генеральный план застройки участка), и согласовывать сразу проект. Умудренные опытом архитекторы сразу же заметили, как печально будет, если на согласовании «зарубят» и пошлют на переделку уже готовый, детально проработанный проект. И спросили об этом. На что Алексей Куренной ответил, что неформально показать предварительный проект будет конечно можно, тем, кто знает как это сделать.

Кстати – еще одна ситуация. Дмитрий Александров поинтересовался у представителей Москомархитектуры, что будет происходить с программой строительства детских садов, будут ли они строиться по индивидуальным проектам. Как известно, еще весной главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собирал известных архитекторов и просил, почти даже уговаривал их принять участие в такой городской программе индивидуального проектирования детсадов. В ответ выяснилось – Юрий Лужков потребовал, чтобы программа была выполнена побыстрее, и для того, чтобы ускориться, в Москомархитектуре решили строить по типовым проектам. Индивидуальные проекты – их ведь долго согласовывать. Прошу заметить, не дорого проектировать, а – долго согласовывать. Хотя казалось бы, от кого зависит скорость согласования?

Далее: зампред Москомархитектуры Сергей Палладин призвал 50-летних архитекторов, признанных мастеров, «пока все не стало хуже», отправиться работать в Моспроект 1, «возглавить направления и отстаивать».
Вот вам и ответ, батеньки, на ваш профессиональный призыв – поддержать вольного отечественного архитектора, искусственно сохранить баланс между мастерскими и институтами, выдать творческой вольнице госзаказы по выгодным, как в Европе, ценам. Милости просим в наши объятия, на ставочку-с, зато и с десяти до шести-с, но и под начал, под начал! Будем вместе работать, нам давно пора укрепить ряды настоящими профессионалами – как тут не порадоваться кризису, как не полюбить его? Профессионалу некуда деться, буржуйские денежки кончились…

Обобщая, скажем: почти что все присутствующие архитекторы сошлись на том, что экономический кризис грозит гибелью профессии. Возможно.
Но – наш социалистический опыт показывает, что еще более верная смерть профессии заключается в двух вещах – типовом проектировании и поголовной работе в крупных институтах. Скучной, от сих до сих работе за небольшие деньги в крупных институтах над типовыми проектами. Хотя возможно, я сгущаю краски. Известно ведь, что сейчас многие из уволенных уже пристраиваются в институты. Но должна же остаться какая-то альтернатива.
Кстати о типовом проектировании – Михаил Хазанов вспомнил: в Прибалтике в перестройку, несмотря на отсутствие денег, запретили типовое проектирование как таковое.

И еще один сюжет. На слова Сергея Скуратова про то, что хорошо бы сейчас, когда у мастерских «освободился ресурс», привлекать маститых архитекторов к градостроительной проблематике (Сергей Скуратов: «меня волнуют московские площади – почему их все застроили? Проект Пушкинского музея – почему его делает Фостер? Проект для газгольдеров – я бы с удовольствием им занялся, но меня не позвали…»). На эти слова представитель мэрии Светлана Бачурина ответила вопросом – а где были лично Вы, пока мы обсуждали корректировки градплана с общественностью? Вы, не как архитектор, а как москвич?
На что последовал закономерный вопрос Елены Гонсалес – а как же нам, общественности, было повлиять на публичные слушания по Крымскому валу? Нам, кто не жители Якиманки. Ан нет – последовал ответ, Крымский вал – это генплан конкретной территории, там только для жителей, а вы вот придите общий генплан обсуждать, у нас там два толстых тома написано…

Из этого небольшого, но яркого фрагмента понятно: архитекторы, предлагая работу мэрии, полагают себя (небезосновательно) – профессионалами, но мэрия-то держит их за общественность! Пока независимые. Профессионального места им не нашлось. Все на субботник, товарищи архитекторы. Как граждане, все на равных.
А если не хотите на субботник – то пожалуйте в сетку расписания Моспроекта-1. Тогда вы уже будете не общественность, вы будете – подчиненные.

У архитекторов, в свете сказанного, тоже нашлась тема из разряда «о своем»: о повышении престижа профессии. Мы поставили себя в позу парикмахера, нашу великую творческую профессию позволили назвать услугой – сказал Михаил Хазанов, позволили кричать на себя во всяких учреждениях… Мы позволили опустить себя ниже плинтуса – поддержал его Дмитрий Величкин.
Кризис нас освободил, давайте заниматься поднятием престижа профессии, стучатся в закрытые для нас двери – это опять Михаил Хазанов. Впрочем, как справедливо заметил Дмитрий Фесенко, архитекторы всегда говорят о поднятии престижа профессии, это такая наболевшая тема.

Вопрос – как его поднимать. На этот счет крайне ясно высказался председатель Московского объединения ландшафтных архитекторов Илья Мочалов. Он сказал, есть два пути – PR и GR, разговор с общественностью и разговор с властью; специалисты в этих областях в связи с кризисом подешевели (опять-таки: какой хороший кризис), и теперь они нам больше по карману, чем раньше. Илья Мочалов говорил о сочетании двух методов, иными словами, рекламы-продвижения и лоббизма. Но присутствующих живо заинтересовал только один путь: сколько стоит лоббист? Где его взять? Ну кто же вам так просто скажет…

Словом, архитекторы рекомендовали коллегам в связи с кризисом: идти в библиотеку (Сергей Киселев), купить домик и уйти от дел (он же), стучаться в закрытые двери инстанций и доказывать, что архитекторы не парикмахеры (Михаил Хазанов). Все это хорошо для очень известных, престижных и заработавших. Как быть тем кто помоложе и только начал разворачивать успешную мастерскую?

На этот счет очень внятно, по делу и коротко, выступил Константин Ходнев из группы ДНК. Он сказал: собирались обсудить, где брать заказы, как получать госзаказы и ничуть не обсудили. В Моспроект-1, сказал он, идти не хочется и не стоит, это грозит профессиональным регрессом.

Святые слова. И хорошее основание для того, чтобы взвесить все то, что говорилось на этом круглом столе. Помимо лирических отступлений на нем говорилось о том, как бы получить госзаказ за приличные деньги. Обсуждать было с кем: с представителями мэрии и Москомархитектуры. Которые постоянно благодарили за то, что их пригласили, а также за каждый вопрос – но чувствовалось, что на самом деле все наоборот, глубоко признательны «властям» организаторы. Признательны за то, что пришли, и даже как-то чувствовалось опасение – а вдруг больше не придут?

Итак, госзаказ за приличные деньги. С позиций стороннего наблюдателя – мало что тут может получиться, во всяком случае – пока. Обобщая, позиция архитекторов: госзаказ, но оплата – 7-8% от стоимости строительства; и заказы желательно распределять так, чтобы равномерно всех поддерживать. Позиция «властей»: либо помогайте нам как общественность (даром), либо бросайте свои мастерские и идите к нам на ставку в Моспроект, либо – довольствуйтесь законом какой есть (все, понимаешь, законы критикуют). Ну никак эти позиции не согласуются между собой. Не договорятся.
Либо надо такие вещи обсуждать по отдельности – архитекторам между собой, потом с властями, лоббистами, и прочими представителями. На открытых круглых столах они, судя по всему, не решаются никак.

Обсуждение затянулось до позднего вечера. По окончании признав, что оно получилось более чем предварительным, ведущие (Виктор Логвинов и Дмитрий Александров) предложили создать комиссию для того, чтобы подготовить обращение к властям, о котором говорилось вначале. Помимо ведущих в эту комиссию вошли Михаил Хазанов, Дмитрий Фесенко и Петр Кудрявцев.

Как нам стало известно сегодня, ГАРХИ в соавторстве с Федеральным союзом проектировщиков готовит предложение для правительства в рамках развития антикризисной программы правительства. Предложение будет обсуждаться 16 апреля на конференции СМА.

Мы же – в свою очередь – предлагаем архитекторам, заинтересованным в осмыслении сегодняшней ситуации в целом, обсудить ее в сети и создаем для этого специальный форум на Архи.ру. Приглашаем к участию.

Ведущие круглого стола: Виктор Логвинов (СМА) и Дмитрий Александров (ГАРХИ). Справа - архитектор Михаил Хазанов
Фотографии Ю. Тарабариной
Артур Маркарян, глава ассоциации девелоперов и гендиректор компании «Главстрой»
Светлана Бачурина, советник первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина
Алексей Куренной, заместитель председателя Москомархитектуры
Сергей Палладин и Алексей Куренной, заместители председателя Москомархитектуры
Михаил Хазанов, архитектор. Ведущий архитектор ЗАО «Курортпроект» и руководитель ПТАМ Михаила Хазанова
Сергей Киселев, один из руководителей компании «Сергей Киселев и Партнеры»
Павел Андреев, руководитель мастерской №14 Моспроекта-2
Константин Ходнев, один из руководителей бюро «ДНК»

06 Апреля 2009

Пресса: Поболтали - разошлись? С «круглого стола» в ЦДА
31 марта в Белой гостиной Дома архитектора САР, СМА, ГАРХИ и Всероссийская ассоциация некоммерческих партнерств провели «круглый стол» на тему кризиса и перспектив выхода из создавшегося тупика. Мы публикуем нашу версию произошедшего.
Пресса: Кризис нарушил планы U2 по постройке небоскреба в Дублине
Проект строительства самой высокой башни на территории Ирландии, начатый музыкантами группы U2 совместно с знаменитым архитектором Норманом Фостером, стал очередной жертвой глобального финансового кризиса.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.