На втором месте оказалась швейцарская команда JV Vogt + Herzog de Meuron, а на третьем – петербургское АБ ХВОЯ (совместно с Karavan Landschaftarchitekte, Miles & Yards, Александром Девяткиным, John Loof Green и EDGE AB).
Всего конкурс собрал 229 заявок из 50 стран мира. Разработкой проектов занимались восемь команд-финалистов. Для каждой из них предусмотрено денежное вознаграждение в размере $ 60 000, а для победителей – дополнительные $ 50 000, $ 30 000 и $ 20 000 за первое, второе и третье места соответственно. Организацией конкурса занимались ДОМ.рф и КБ «Стрелка».
Как сообщают петербургские СМИ, тройка призеров определилась легко, а вот выбор окончательного победителя вызвал серьезные дебаты. И все же лучшим был признан проект «Студии 44» и West 8 – с плавучей сценой, нестандартной детской площадкой, большой площадью и оранжереей, которая, по мнению жюри, необходима городу. По предварительным подсчетам, реализация проекта обойдется в 5−6 млрд рублей.
«Проблема этой территории существует давно, еще 20 лет назад говорили о реконструкции ГИПХа. На этой же территории было проведено рекордное количество международных конкурсов, – цитирует ИА Regnum слова председателя комитета по градостроительству и архитектуре, главного архитектора Санкт-Петербурга Владимира Григорьева. – У нас началась новая эпоха, если раньше мы были вынуждены мириться, что территория застраивается, здесь происходит диаметрально противоположное явление».
В жюри конкурса среди прочих вошли: главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, историк архитектуры Борис Кириков, российские архитекторы Юрий Земцов, Олег Романов и Сергей Чобан, ландшафтные архитекторы Елена Штиглиц, Мартин Рейн-Кано (Германия), Штефан Ротцлер (Швейцария), Ирен Джао-Ракитин (Великобритания) и Кен Смит (США), профессор урбанистики Лоренс Барт (Великобритания) и итальянский архитектор Джоаванна Карневали.
По словам замдиректора ДОМ.рф Дениса Филиппова, согласно предварительным расчетам, парк будет ежегодно посещать более 7,5 млн человек.
Трансляция объявления победителей:
UPD: Комментарии членов жюри / получены от КБ «Стрелка» 18.09 17:00
Дидье Ванкуцем,
член Совета директоров Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP Institute), Германия«Проект, победивший в конкурсе, обещает стать новой достопримечательностью города, с которой будет открываться прекрасный вид на Петербург и его окрестности. Его разнообразная и современная ландшафтная архитектура (например, оранжерея) будет привлекать внимание жителей города и туристов. Проект представляет собой эффектную планировочную концепцию, в том числе хорошо продуманную ландшафтную архитектуру, достопримечательности, смотровые площадки, нестандартный дизайн и связь с рекой Невой. Все представленные проекты участников отличаются высоким уровнем и современным дизайном городской среды.
Работа в Петербурге идет иначе, потому что здесь мы наблюдаем высокую концентрацию объектов культурного наследия. Здесь нужно учитывать множество факторов – крепость, архитектурный ансамбль Васильевского острова и весь силуэт города. Городская ткань и очертания крыш имеют важное значение, когда смотришь на них из парка, поэтому необходимо их учитывать и интегрировать в визуальную концепцию.
Организация и координация конкурсного процесса была очень профессиональной. Предварительная оценка, количественный анализ эффективности и риска проекта были представлены на высоком уровне. Это оказалось большим подспорьем, так как мы мы работали удаленно и не могли подробно изучить все предоставленные документы и модели. Модерация работ тоже была проведена жюри на очень высоком уровне».
Лоренс Барт,
профессор урбанистики в Высшей школе архитектурной ассоциации Лондона, Великобритания«Работы участников конкурса отличает очень высокий уровень мастерства, который позволил объединить все элементы ландшафтной архитектуры в комплексное и новаторское решение, созданное для будущего парка Тучков Буян. Лучшие проекты, в особенности, проект, победивший в конкурсе, продемонстрировали отличное понимание декоративного садоводства, использование материала, движения, энергии и настроения, ощущения места, самобытности и перспектив.
Еще один момент – участники конкурса понимали, что это прежде всего парк для петербуржцев, как для работы, так и для повседневной жизни, и, будучи хорошо интегрированным в повседневную жизнь города, он станет местом силы для посетителей. Проект продемонстрировал смелость и новизну, но без попыток сделать величественный жест в целях самоутверждения. В целом проекты продемонстрировали глубокое уважение к красоте реки и существующему городу.
Кроме того, работы участников показали, что в области паркового дизайна мы достигли высокого уровня приверженности устойчивому развитию биологической и экологической систем города. Большое внимание уделялось решениям, подчеркивающим биологическое разнообразие, природные системы и непрерывность зеленых насаждений, даже в сложных условиях с точки зрения городского планирования. Используя этот парк в качестве пилотного проекта, можно найти более широкое применение этой стратегии во всем городе. Будем надеяться, что он станет источником вдохновения будущих проектов, которые продемонстрируют полную интеграцию ландшафтной инфраструктуры в самых сложных городских условиях.
Во всем мире мы наблюдаем процесс переоценки прибрежной части города: он становится многофункциональным продолжением локальных городских зон, которые поддерживают одновременно жизнь жителей и новые информационные ресурсы. Части города, выходящие на набережную, созданы для поддержки культуры, обучения, активного образа жизни – всего того, что поддерживает здоровье и благополучие, с одной стороны, и, с другой стороны, роста передовых сетей знаний. Основные идеи, лежащие в основе конкурсного задания, можно увидеть во всем мире. Быстро вспоминается растущий интерес к переоценке роли водных ресурсов Манхэттена и Бруклина, который наблюдался в последние десятилетия. Кроме того, например, мы застали появление программы редевелопмента набережной зоны Копенгагена. Однако, отличительная черта проекта парка “Тучков Буян” – переосмысление ценности центрального местоположения и сохранение утонченности и масштаба существующего города. Этот проект демонстрирует решимость города полностью переосмыслить роль и самобытность такого места, он отличается своими амбициями и вниманием к пожеланиям местных жителей.
Санкт-Петербург – это город, обладающий потрясающим характером и целостностью, которые пришли от предыдущих поколений. В то же время, города повсеместно подвергаются давлению – они должны приспособиться к новым экономическим реалиям, создавать новые возможности и услуги для жителей. Зачастую, городам трудно найти баланс между конкурирующими между собой притязаниями историзма и эволюционного развития, особенно, когда речь идет о трансформации прибрежной части. Очень легко преувеличить масштаб изменений за счет величественных жестов. Я считаю, что все участники конкурса понимали значение этого баланса, работая с текстурой и ритмом города и подчеркивая силу нового городского видения, но и из-за прежних планов и существующей застройки все участники конкурса были вынуждены мыслить очень творчески и открыто. Конкурсные предложения были очень продуманными и отвечали задаче, призванной привнести свежую идентичность без ущерба для истории города.
Это был очень успешный и хорошо организованный конкурс. Прекрасно составленное техническое задание настраивало на вдумчивую работу всех участников. В особенности, я чувствовал, что все дискуссии были очень сдержанными, соединяя международный опыт и местные знания. Обсуждения проходили максимально открыто и решения принимались коллегиально. Оценки всех членов жюри отражали профессионализм, который поощрялся и поддерживался организацией конкурсных процедур».
Франческо Бандарин,
бывший заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по культуре, профессор в области городского планирования и сохранения исторического наследия в Институте архитектуры и градостроительства Венецианского университета (IUAV), Италия«Я думаю, что у проекта, победившего в конкурсе, есть большой потенциал в плане возможности технической реализации, общественного признания, создания международного имиджа и развития инфраструктуры города. Благодаря высокому уровню конкурсного отбора и профессионализму других участников, многие конкурсные проекты разделяют эти ценности, хотя и не в плане возможности технической реализации и затрат.
Все же большинство проектов создавались под влиянием идей романтического пейзажа, общих для Америки и Северной Европы. Во Франции и на юге Европы городские сады, как правило, в большей степени создаются в соответствии с архитектурными моделями. Однако, здесь непросто провести параллель с другими странами из-за исключительности масштаба и места этого проекта.
Очевидным образом, этот проект отсылает нас к парку «Зарядье» в Москве; это самое близкое сравнение из возможных. Санкт-Петербург как объект культурного наследия требует особого отношения к панораме города и визуальному воздействию. Однако, это не должно сдерживать современное творчество.
Касательно организации конкурса – все было организовано безупречно!»
Елена Штиглиц,
директор фонда «Наследие барона Штиглица», автор идеи и организатор фестиваля «Императорские сады России», Член Ассоциации ландшафтных архитекторов Санкт-Петербурга (СПбОЛА), член Совета хранителей исторических садов и парков, член общества изучения Русской усадьбы (ОИРУ), Россия«Все представленные проекты за исключением одного были выполнены с высоким уровнем профессионализма. Проекты тройки финалистов оцениваются мной, как наиболее глубоко проработанные материалы. Оценка победителя вне всякого сомнения – это проект, который наиболее точно соответствует ТЗ и представляет удачное сочетание всех критериев, предъявляемых к работе.
Все проекты реализуемы в той или иной степени, поэтому сложность решений – это только техническая сторона вопроса, но с точки зрения дальнейшей эксплуатации некоторые проекты не жизнеспособны, т.е. не учтен один из критериев – «функциональность и рациональность эксплуатации». В большинстве проектов серьезно проработана историческая часть и присутствуют приемы интеграции в существующую городскую застройку. Особенно хочется отметить проекты, в которых учтены исторические периоды развития Санкт-Петербурга и символика города.
Если говорить про уникальные особенности города, которые конкурсантам необходимо было учесть, то это планировочная и объемно-пространственная структура, типичная для садово-паркового искусства города, климатические характеристики (особенно наводнения и ветровые нагрузки), ассортимент растений, характерный для города. И конечно, ландшафтный сценарий – это приоритет, он главный герой! И принцип этой составляющей проекта для Санкт-Петербурга на мой взгляд должен быть такой – «это должно быть что-то новое, но хорошо забытое старое».
В конце хотелось бы отметить, что конкурс был проведен на высочайшем международном уровне!»
Борис Кириков,
историк архитектуры, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Россия«Потенциал работы конкурсантов довольно высокий, предложения разные и разные творческие подходы. Главное, есть из чего выбирать: один из проектов мне понравился нестандартным сценарием, другой – отточенным архитектурным решением, третий – необычной планировкой, которая в свою очередь продолжает традиции петербургского паркостроения. Я не ландшафтный архитектор и мне трудно судить о каких-то специфических особенностях, но в целом 8 рассмотренных работ показали реальные возможности разных подходов к созданию объектов ландшафтной архитектуры в таком городе, как Санкт-Петербург.
Из сложных решений конкурсантов отмечу работу с рельефом с повышением высот до плюс-минус 10 метров, вопрос о включении функциональных пространств под землю или выведении их на землю. Сложностей хватало и каждый проект показал себя достойно. Наиболее сложные решения были от участников, кто предложил решения с внешними оранжереями. В одном случае конструкция представляла собой огромный параболический стеклянный объем, на котором, к сожалению, была смотровая площадка несоразмерная по площади самой конструкции. В другом случае мы видим очень красивую высокую стеклянную оранжерею, выполненную в лучших традициях советского конструктивизма 20-х годов, но, к сожалению, в данном контексте смотрящуюся совершенно неуместно. В Петербурге жители ценят аутентичность городской среды и очень трепетно относятся к интеграции современной архитектуры в панораму центра города.
Самое важное, что участники должны были учесть в своих проектах – это связь природы с водой, плоскостность города и набережную, как главную особенность города. Все вышеперечисленное говорит нам, что в проектах не было потребности в дополнительных гидротехнических сооружениях, потому что территория и так находится на набережной. И важно было сохранить образ набережной Санкт-Петербурга, гранитной набережной, подобной которой больше нет нигде в мире».
Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.