Лев республики и пустота

Тема биеннале архитектуры – свободное пространство и могло показаться, что награды дали за пустое место. Некоторые награды и впрямь вызывали традиционный вопрос: за что, Господи?

mainImg
Не вполне, конечно. Павильон Швейцарии хвалили все, кого мне удалось встретить («интересно и с юмором», – Марк Хидекель), и он действительно хорош, поскольку умудряется соединить шутку с серьезным размышлением о типизации жизни. Развлекает, но не перегружен, и при всей простоте сделан тщательно. В павильон все три дня стояла очередь и присоединиться к ней определенно стоило.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Кураторы Алессандро Боссар, Ли Тавор, Метью ван дер Плух и Ани Виэрваара назвали проект «Осмотр пустых апартаментов», подчеркнув проблему типизации арендного жилья. Называют посетителей интерьерными туристами и подчеркивают, что в павильоне показывают не квартиры, а «визит в дом»



«Большинство швейцарцев живет в съемных квартирах (!) и довольно-таки часто переезжает, – объясняет Боссар, – мы называем себя нацией арендаторов. Так что люди тяготеют к стандартизированному пространству».
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

На открытии прозвучало: мы должны быть индивидуальны; но пока стандарт довлеет, кураторы рассматривают именно его, сравнивая свою экспозицию с «Алисой в стране чудес»: двери, кухни, окна и столы, типизированные до крайности, то вырастают до гигантских размеров, то уменьшаются до миниатюрных – и в этом вся разница. Павильон превращен в аттракцион исследования пространств разного размера, но эти элементы идентичны, вряд ли можно придумать лучший прием демонстрации повторений. Проходить в низкие двери, сгибаясь в три погибели, или пытаться нажать на ручку гигантской двери, между тем, увлекательно. Надо отдать должное авторам: все повторяющиеся элементы – закрепленные намертво двери «кухонь», розетки, выключатели и дверные ручки, – сделаны в разном масштабе, включая лилипутский, видимый в окошке, – совершенно одинаково.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Одинаковые оболочки интерьеров вырастают из планировок, служат их продолжением, таким, которое принято не замечать, а игнорировать как неизбежный фон, подходящий для любого – неизвестного – жильца, обладающий некими общими свойствами, которые устраивают всех. Такие фотографии стали в последнее время появляться публикациях, посвященных жилью, иронизируют кураторы. В то же время в ход идут аналогии с привычно-белыми стенами артгалерей и протестантских церквей, – белые стены квартир тоже не созданы для того, чтобы на них смотрели. Но оболочка-раковина интерьера не только показывает себя, она еще и ставит вопросы, – продолжают они. «Пустое» Ива Кляйна сменяет «Полнота» Армана. Леонардо да Винчи предлагал художникам вдохновляться неровностями стен, а Корбюзье велел выравнивать их штукатуркой. Но одного слоя замазки мало – резюмируют авторы концепции павильона Швейцарии.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Разумеется, заходит речь о переходе из периферии в центр и обратно. Кураторы показывают «архитектуру, которая никогда не была знаменита, переводят вторичных персонажей под свет прожекторов, – речь не об архитектурной критике, а об архитектурном открытии», – подчеркивают они. Пройдя по павильону, вы «перестаете быть архитектором, продавцом или покупателем квартиры, выпускником университета или даже архитектором, вы становитесь интерьерным туристом». Но вот тут-то глупость туриста приводит к ошибочным интерпретациям. Где фасад? Это частное или общественное? Кто тут живет? Да все мы, – заключают кураторы.
***

Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Специальное упоминание жюри досталось павильону Великобритании, который его кураторы бюро Карузо Сан Джон и Маркус Тейлор назвали «Остров», оставив пространство внутри пустым за исключением стульев и аппаратуры для проведения мероприятий, и соорудив вокруг павильона алюминиевые леса с видовой площадкой над ними. Наверху – стулья, столы и зонтики. Надо сказать, британская площадка вокруг конька кровли, черепицу которого теперь можно рассматривать сверху – обширная, надежная и вообще не качается. В павильоне Венгрии, где во дворе сооружены похожие леса из того же материала, пол верхней площадки подозрительно колеблется под ногами.

Формулировка жюри для британского павильона: за смелое предложение, которое использует пустоту для создания «свободного пространтсва» / freespace для мероприятий и обмена информацией.
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
***

Эдуардо Соуто де Моура, Золотой лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Золотого льва в кураторской экспозиции Freespace получил португалец Эдуардо Соуто де Моура, и было видно, как многие бросились ее отыскивать, а найдя, недоумевали, за что. Пройти мимо его инталляции легче легкого: две большие фотографии на стене, перед ними ничего. Формулировка жюри: за точную пару аэрофотографий, раскрывающих суть взаимоотношений архитектуры, времени и места. Свободное пространство появляется само собой, простое и открытое. Так и видишь перед собой жюри, которое ходит и думает – кого бы наградить? А давайте того, кого никто не заметил.
Эдуардо Соуто де Моура, Золотой лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
***
 
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Сереряного льва в кураторской экспозиции присудили архитекторам Видлер Винк Тайо – за проект, показанный в павильоне биеннале в Джардини. Здесь, даже удивительно, никакой пустоты нет (с другой стороны, сколько можно) – зал заставлен крупными фотографиями на деревянных каркасах, как бы лесах, и посвящен проекту Caritas, серии интервенций в полуразрушенное здание психиатрического центра KARUS в бельгийском городе Мелле: в 2015 новый директор остановил разрушение здания и организовал конкурс, призвав архитекторов задуматься о том, как можно использовать здание. К тому времени не было ни крыш, ни полов, и в стенах были трещины.
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Видлер Винк Тайо предложили оставить здание как есть, укрепив руины стальными балками и заделав дыры пенобетонными блоками. Они просверлили в полу дыры для отвода дождевой воды и построив среди них несколько временных домиков для сеансов терапии и воркшопов. В дальнейшем комплекс сможет развиваться, главное, чтобы сейчас не разрушился. Деревянные стойки, которые поддерживают фотографии, и символизируют укрепленные стены. «Медлительность и ожидание позволяют архитектуре быть открытой для будущей активации», – говорится в решении жюри.
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
 
***

Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру

В кураторской экспозиции есть также два «специальных упоминания», оба достались, так сказать, этноэкспозициям. Одно – плетеному кубу с лестницей внутри, построенному индонезийцем Андра Матином в Кордери: за «вдумчивую инсталляцию, которая служит хорошим фоном для показа вернакулярных структур». Дело в том, что Матин вместо того, чтобы расставить по лестнице свои собственные работы, как сделали все остальные, выставил макеты типичных индонейзийских домов.
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
***

RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру

Второе упоминание жюри присудило Раулю Мехрота за три показанных на выставке проекта для Мумбаи: за "деликатное растворение социальных барьеров и иерархии.
RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру
RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру

26 Мая 2018

Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Архитекторы о биеннале
Рекомендации от девяти совершенно разных архитекторов, побывавших на биеннале – о выставке, ее достоинствах / недостатках, и, конечно, понравившихся павильонах.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Биеннале: Цумтор
Рассматриваем артистичные модели Петера Цумтора из Кунстхауса Брегенца и сравниваем некоторые из них с постройками.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
Пресса: Каждому по свободе
Тема архитектурной биеннале этого года — freespace, свободное пространство. Критик Мария Элькина обошла все павильоны и пришла к выводу, что свобода сегодня таит в себе такую же опасность, как когда-то массовое производство дешёвого жилья или строительство широких проспектов внутри городов. Вместо всеобщего счастья она может принести большие неприятности.
Десять капелл Ватикана
Самую большую и впечатляющую экспозицию биеннале архитектуры построил Ватикан. Проект Нормана Фостера получил кардинальскую награду.
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Пресса: Российские архитекторы готовятся к Венецианской...
«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
«Вы смотрите на архитектуру, а архитектура смотрит...
Алессандро Боссхард – о все возрастающей стандартизации жилых интерьеров, которой был посвящен курировавшийся им павильон Швейцарии на венецианской биеннале–2018. Его интервью было частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
Опытные педагоги
Кураторами XVI архитектурной биеннале в Венеции станут основательницы ирландского бюро Grafton Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Сад за крепостной стеной
Мастерская Ильи Гринберга спроектировала для Гурьевска микрорайон, на концепцию которого повлиял сохранившийся вокруг Калининграда пояс фортификационных сооружений. С одной стороны урбан-блоки формируют жесткий треугольник – четкий уличный фронт и звено в цепи будущих микрогородов, с другой – подобие тихого и укрытого от всех невзгод садово-паркового ансамбля. Вашему вниманию – авторский текст о проекте
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.