Архитектура и социум

Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.

mainImg
Тема образовательного фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» в этом году – очень важная: социалка, или «Ре-формация социального». Название морфологически напоминает известное rethinking – переосмысление, к нему  ближе и работы участников.

В нашей стране «социалка» воспринимается очень по-разному: с одной стороны, за ней тянется длинный шлейф советских гарантий и их последующего недостатка, вымывания из жизни, с другой стороны, она ассоциируется с обременением, что достаточно неизбежно – вопрос, воспринимать его с тоской или с энтузиазмом. Третий ракурс – «западный левацкий», в чем созвучный, в чем-то отличный, но тоже не лишенный конъюнктурности. Как сказал на открытии Сергей Кузнецов: «ты ее делаешь и вызываешь к себе море эмпатии», – речь о ряде самых жалостных сюжетов, с которыми работали участники. В то же время и Владимир Кузьмин упомянул «спекулятивную актуальность» – тема хорошая, но сложная еще и из-за конъюнктурного следа. Впрочем многие присутствовавшие выразили уверенность, что «прекраснодушной фигни» на выставке было немного. 

Словом, путь, который выбрали кураторы этого года, Антон Надточий и бюро ATRIUM – они пригласили очень много тьюторов и обеспечили широкий спектр тем, вариации подходов и многопрофильность команд, – путь, вероятно, правильный. В «Открытом городе» еще не бывало так много воркшопов – сейчас их 15 [плюс 4 внеконкурсных от Citymakers на 3 этаже]. Да и на открытии, прямо скажем, было попросту не протолкнуться. 
zooming
Антон Надточий, АБ ATRIUM, куратор «Открытого города» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Очевидно, что студенческий архитектурный воркшоп никак не может воздействовать на решения в области социальной инфраструктуры. Поэтому некоторые участники сосредоточились на «малых», иногда прямо очень небольших, делах, причем еще и трактованных скорее художественно, чем с расчетом на непосредственную реализацию. К примеру, проектируя микроинтеграции в мегаполис для уменьшения его стрессогенности (А4). Бюро ASADOV так и вовсе назвало свой воркшоп 'More in less', большое в малом, интерпретируя известный слоган и предлагая небольшие размышления о полезных интеграциях, из которых самый обаятельный – домики-соты.
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

К этой же категории условно-реализуемых размышлений можно отнести пристройки, позволяющие бездомным принять душ, из воркшопа под совместным руководством бюро ГОРА и проекта «Ночлежка» и их же – ну, это-то давняя классика – гамаки для бездомных. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Формат с чуть более ощутимой определенностью – воркауты, городские спортивные площадки (VOX) и игровые площадки для детей и подростков (MAP). Руководители последней группы рассказали мне, что одно из предложений выбрали для реализации в Коммунарке. 

Другой вариант реализуемого проекта – концепция ремонта школьного класса, основанная на замерах пульса детей (AURA): пульс изменяли в реальном интерьере, а затем – надевая на детей виртуальный шлем с новым проектом для того же класса. Что, положа руку на сердце, кажется немного неточным способом измерения. И тем не менее, один класс планируют летом отремонтировать по проекту. 

Проработанным на уровне реально реализуемого выглядит проект, выполненный под руководством казанского бюро TIArch Ахтямовых – здание большого реабилитационного центра, которое так и хочется отдать в стройку... А вдруг в Казани так можно? Впрочем, его архитектурные решения так и хочется немного «подрехтовать», но дело ведь не только в них? И рисунки на стенах павильона, сделанные участниками, замечательные. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иной вариант обращения к реальным переменам, вовсе не мелкий, а напротив, с масштабным замах – воркшоп под кураторством бюро «Культура света», которое разработало совместно с участниками проект методички изменения нормативов по освещению в сторону комфорта для людей с ограниченными возможностями. Авторы обещают доделать работу и отдать ее Москомархитектуре. 

На самом дальнем полюсе – проект «Квинэссенция сакрального» (Osetskaya/Salov). Его задачей было спроектировать сакральное пространство не для определенной религии, но в очень разных местах, в том числе в Антарктиде и при космическом корабле. Этот проект можно считать вполне реализованным, поскольку его результат – идеи и мультфильмы, нарисованные, заметим, искусственным интеллектом. Не все одинаково прекрасные, но про страх в Антарктиде мне показался очень хорошим.

Думаю, их стоит посмотреть все. И – вспоминается проект-мультфильм прошлого года, курированный архитекторами ДНК аг. 
  • zooming
    Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проект, сделанный под руководством Института Генплана, посвящен кладбищам и состоит из двух частей: проекта реконструкции большого пригородного кладбища в окружении леса, он сделан для реального участка и выглядит почти как готовое предложение – и идеи по устройству колумбариев в центре города, таких, где при переезде можно захватить «свою» урну с собой и пристроить в новом таком же месте. 

Его представляет лирическая лежанка из сена. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другие проекты не столько пытаются дать ответ, сколько ставят вопрос и – либо намечают путь, либо фантазируют на актуальную тему. Тут очень позитивным мне показался подход IND architects, которые, взяв тему детских домов, отказались от идеи делать что-то определенное, лишь наметили плашки-функции на примере микрорайона в Выхино, заявили по итогам разговоров в реальных детских домах, что их не должно быть, и если есть, то чем меньше, тем лучше. И, видимо, посвятили больше времени собственно обучению студентов. Построили вместе с ними объект в Никола-Ленивце рядом с «Мавзолеем мечты»; на стенде завели интерактив, а итогом сделали идею проведения конкурсов но детские дома нового формата.  
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не знаю, как отнестись к проекту «Больше, чем школа» (Syntaxis): в нем участники сделали три проекта так, как будто нормативов, ограничивающих школьные здания во всем, не существует. На вопрос, где тут забор и насколько все это реально, затруднились ответить все авторы, – но макеты-то симпатичные. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И между тем этот воркшоп – скорее постановка проблемы, чем попытка ее решения. 

Особняком, как всегда, стоят проекты под кураторством девелоперских компаний: Группа Эталон предложила участникам поискать наполнение для большого офиса продаж ЖК Шагал, который после завершения продаж планируется перепрофилировать в общественный центр, а Сбер Сити совместно с Semrén & Månsson, в несколько более широком диапазоне, но тоже на примере совершенно определенного проекта, размышляют о досуге и помощи для пожилых людей. 

Впрочем, реализуемость студенческих проектов – в данном случае лишь один из критериев, для такого мероприятия большим плюсом может быть и нацеленность на реальную пользу, и принципиальной отказ от нее ради художественного высказывания, и характер презентации. 

А они в «Открытом городе» традиционно разнообразны и временами зрелищны – не все, но некоторые обязательно.

В этом году не только я, но и коллеги – в частности главред «Проекта Россия» и сокуратор выставки Юлия Шишалова – обратили внимание на то, что многие участники все больше «впитывают» приемы школы МАРШ: делают артистичные макеты не только для презентации, но и в процессе размышления, пишут дневники, сосредотачиваются на исследовании. Не то чтобы эти подходы были МАРШем запатентованы, скажем, и лирика, и исследование, и фиксация на сюжете с лирической нотой – подходы, которые встречаются не только там; но сходство ощущается. Опять же, на выставке все больше полиграфической продукции: не только открытки, но и буклеты, – вот, группа А4 выпустила целую книгу. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Группа MAP architects, наоборот, вместо того, чтобы отчитываться о процессе, сделала настольную игру-путешествие из школы домой, «посадив» на нее свои проекты игровых площадок и снабдив смешными комментариями типа «завис в тиктоке, пропускаешь ход». 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все это довольно заметные изменения, признаки развития и, безусловно, стараний участников и тьюторов. 

А я замечу еще одну вещь. Любопытно, как один «Открытый город» наследует приемы другого. Вот например, самая эффектная инсталляция этого года восходит к самому роскошному проекту 2022 – Архитектурному столу школы МАРШ и Арсения Леоновича. Там были постройки из вполне реальной еды и легко читаемая отсылка к Гринуэю – тут отклик: вместо еды нас «угощают» запахами цветов, довольно сильными и свежими, на подиуме, похожем на тот стол. 

И между тем объект воркшопа А4, определенно, самый красивый и фотогеничный. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мультики о мета-храмах, как уже было сказано, заметно перекликаются с мультфильмом группы ДНК аг. А в одном из проектов группы ASADOV я разглядела воспоминание об «Архитектуре + археологии», которую в прошлом году курировал KATARSIS. 
Выставка «Открытый город» 2023: Ре-Формация социального
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Также не отпускает ощущение, что каждый из проектов прошлого года, хотя не был таким серьезным, – но был заметно крупнее представлен. Там больше выставки, тут больше размышлений. Вполне логично вдохновиться тем, что было ярче в художественном отношении, да и преемственность никто не отменял. 

Выставка открыта до 19 ноября включительно. 

Победители

Вчера фестиваль объявил результаты судейства, главными победителями были объявлены 2 воркшопа: 
  • «Убежище. Вне круга света» [куратор казанская студия TIArch Ахтямовых] – проект реабилитационного центра для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Самый крупный проект фестиваля, целое здание с миссией; 
  • «Тихие соседи. Кладбище как архитектурная задача» [куратор Институт Генплана Москвы] – две концепции кладбищ, в пригороде и в центре города, один из проектов был сделан на реальном участке, в нем чувствовалась профессиональная подоснова, в другом были предложены колумбарии, где «свою» урну можно перенести из одной части города в другую при переезде. 

Победителей наградят поездкой в Казань.
 
 

16 Ноября 2023

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Участники «Открытого города» поучаствуют в проектировании...
Молодые московские архитекторы, представившие проект по преобразованию кладбищ в рамках образовательного проекта Москомархитектуры, смогут реализовать свои идеи на практике. Они примут участие в проектировании современных ритуальных комплексов, включающих крематории и колумбарии в 10 городах России — в Чебоксарах, Ульяновске, Ижевске, Иванове и в других. Об этом сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.